Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Влияние родителей на подготовку детей к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принято определять готовность к обучению ребёнка в школе по комплексу факторов, характеризующих их физическое, функциональное и психическое состояние. Исходя из этого выделяют физическую, интеллектуальную, речевую, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую готовность.

Под физической готовностью понимается общее физическое развитие: соответсвие роста, веса, общих норм физического развития. В соответствии с этим критерием выделяют пять групп детей.

Первая группа − это здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья.

Вторая группа - дети, с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенный заболеваемости. Эти дети должны находиться под наблюдением врача. Эту группу составляет большинство детей.

В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, в четвертую и пятую - дети, имеющие серьезные, грубые нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением ребенка в массовой школе[7, 40].

Под интеллектуальной готовностью понимается уровень развития познавательных процессов.

Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимается сформированность новой социальной позиции – позиции школьника.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий.

При исследовании всех этих критериев дается оценка подготовки ребенка к школе. Кроме психолога этой оценкой могут заниматься педагоги, воспитатели по определенным методикам.

Не стоит забывать, что при поступлении в школу ребенок имеет определенные предпосылки для учебной деятельности, которые необходимо развивать.

По степени готовности к обучению желательно прогнозировать обучаемость того или иного ребенка. Обучаемость выступает как проявление общих способностей, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможность к обучению.

Наибольшее распространение при диагностике психологической готовности дошкольника приобрел тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности психической деятельности, степени зрелости зрительно-моторной координации и интеллекта. Он состоит из трех заданий: нарисовать фигуру мужчины по представлению, скопировать письменные буквы и скопировать группы точек. Я. Йирасек ввел дополнительное четвертое задание. Оно представляет собой опросник из 20 вопросов, ответы на которые позволяют судить об уровне развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью и развитием мыслительных операций[2, 49].


С помощью рисунка мужчины определяют, какие части лица, тела выделяет ребенок, какие пропорции соблюдает, правильно ли изображает фигуру, как владеет ребенок карандашом, выявляют особенности техники рисования.

Отмечено, что с возрастом рисунок ребенка обогащается новыми деталями.

Копирование букв и копирование точек дает возможность определить, как точно это делает ребенок, правильно ли сохраняет расстояние между словами.

Следует отметить, что тест Керна-Йирасека дает лишь предварительную ориентировку в уровне готовности ребенка к школе. Тем не менее при высоком результате в среднем от 3 до 6 баллов, дополнительное психологическое исследование не проводится. В случае среднего, а тем более низкого результата требуется индивидуальное психологическое исследование ребенка.

Углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу. На основании результатов обследования делается окончательное заключение о готовности детей к школе.

Вывод по главе 2

Оценка готовности детей к школе складывается из многих показателей. Здесь учитывается и общая физическая подготовка, и умственные, и познавательные способности. Для того, чтобы определить уровень готовности, с детьми работают психолог, воспитатели, педагог.

Глава 3 Практическое определение готовности детей к школе

3.1 Определение готовности детей к школе

При определении готовности ребенка к школе прежде всего выбирают физический, специальный и психологический аспекты.

Среди наиболее известных тестов определения готовности ребенка  к школе выбран тест Керна-Ирасека (Приложение 1). Этот тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Тест дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно перед записью их в школу.

Для оценки слухоречевой памяти был выбран и использовался тест (Приложение 2), который состоит из пяти списков по 10 слов в каждом: в первом — только существительные, во втором — прилагательные, в третьем списке — глаголы, в четвертом чередуются вышеуказанные части речи, в пятом — бессмысленные псевдослова, предполагающие опору на механическую память. Процедура проведения диагностики основывается на поочередном предъявлении ребенку для запоминания пяти серий слов, начиная с первой группы. Порядок предъявления серий ребенку постоянен: существительные, прилагательные, глаголы, смешанная серия и псевдослова.


Для оценки произвольного внимания использовалось задание из теста Д. Векслера (Приложение 3).

Для  оценки вербального интеллекта применяется  «игра в слова» (приложение 4).

Диагностика эмоционально-мотивационной готовности проводилась с помощью рисуночной методики Д.В. Солдатова.

В качестве диагностики интеллектуальной деятельности использовался направленный ассоциативный эксперимент с ответной реакцией в виде антонима (список слов для каждой серии более длинный и включает 60 слов, хорошо знакомых детям).

Затем по результатам комплексной диагностики:

  • формулируется психодиагностическое заключение и прогноз успешности школьного обучения,
  • заполняется психолого-педагогическая характеристика ребенка,
  • строится индивидуальный профиль готовности,
  • определяется индивидуальный индекс готовности к обучению в школе.

В диагностике принимали участие 32 ребенка. По результатам

диагностики очень высокий результат готовности получил один ребенок. Половина детей имеет высокий уровень готовности к обучению в школе.

35 % детей подготовительной группы имеют средний уровень готовности к школе. Низкий уровень готовности к школьному обучению имеют два человека (10 %) .

Родителям этих двух детей мы посоветовали отложить поступление в школу на один год. За этот год дети окрепнут физически, а педагоги, воспитатели, будут заниматься с ними, психолог возьмет их под  свой контроль.

Результат каждого задания оценивался по пятибальной системе.

Приведем примеры, как дети выполняли задания.

Испытуемый 1

За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6 баллов. Результат выше среднего. Первое задание. Рисунок мужской фигуры можно оценить 3 балами. На рисунке  изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног  и на руках по 3 пальца. Второе задание. Подражание письменными буквами  – 2 бала т.к. буквы достигают двойной  величины. Третье задание. Срисовывание группы точек – 1 балл т.к. почти совершенное  подражание образцу.

Вывод: можно говорить о  психологической готовности ребенка  к школьному обучению. Испытуемая хорошо может воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация  зрения. Все это характеризует  произвольность психологической деятельности.

3.2 Определение адаптации детей к школе


Для определения адаптации детей к школе мы провели констатирующий эксперимент с помощью анкет, которые заполняли родители первоклассников и учителя.

В ходе анализа анкет, заполненных учителями, в начале проведения исследования, получены следующие результаты:

Степень адаптации

Количество учеников

Процентное соотношение

Не испытывают трудности в адаптации к    школьному обучению

11

18%

Испытывают трудности в адаптации к школе

49

82%

  Табл.№ 1 Сводная таблица анализа анкет для учителя

Как видно, из предоставленной таблицы (таблица №1), среди первоклассников, проучившихся в школе неделю, меньше всех количество учеников, не испытывающих трудностей в адаптации к школьному обучению. Учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению, гораздо больше.

Это может быть связано с разной степенью готовности детей к школьному обучению.

В ходе анализа анкет, заполненных родителями, в начале проведения исследования, получены следующие результаты по количеству набранных баллов:

Степень адаптации

Количество учеников

Процентное соотношение

Высокий уровень школьной адаптации

24

40%

Средняя степень адаптации

26

43%

Выраженная дезадаптация

10

17%

Табл.№2 Сводная таблица анализа анкет для родителей 

Как видно, из предоставленной таблицы (Таблица №2), по оценке родителей среди первоклассников, меньше всего количество учеников с выраженной дезадаптацией, а учащихся со средней степенью адаптации к школе и тех, у кого высокий уровень адаптации к школьному обучению, гораздо больше.

Хотелось бы отметить, что, сравнивая получившиеся данные анкет, заполненных учителями и родителями, можно предположить, что такая разница в оценках степени адаптации, возникла вследствие того, что родители, давая свою оценку поведению детей, склонны были к большей субъективности.

Анализ данных по заполнению дневников наблюдения за детьми, включал в себя оценку по следующим критериям, в течении месяца проведения адаптационных занятий:

1. Участие родителей в школьной деятельности ребенка

2. Психологическое состояние ребенка.

3. Физическое состояние ребенка.

4. Отзывы об учителе.


5. Отзывы об одноклассниках.

6. Отзывы об учебной деятельности.

В ходе анализа дневника по каждому из школьников, отмечались факты в поведении за каждый день по всем из указанных критериев (в отдельности) – выставлялись «+» или «-» результатам. Далее брались в расчет, только те факты, которые указывали на положительную сторону адаптации и суммировались среди всех учеников по каждому дню.

Участие родителей в школьной деятельности ребенка на протяжении всего эксперимента характеризовалось стабильностью в положительных оценках, даваемых родителями своей собственной активности в помощи с адаптацией детям. Исключение составили несколько дней, когда наблюдается небольшой спад. Исходя из этого, можно заключить, что на протяжении всего эксперимента, родители были заинтересованы в предполагаемых результатах и тем самым помогали исследователю. Активное участие родителей обеспечивало планомерное приспособление учащегося к новому для него виду деятельности.

В связи с этим, можно сделать вывод, что важным фактором в адаптации ученика к школьному обучению, является заинтересованность его родителей (семьи) в этом процессе.

Психологическое состояние учащихся отличалось существенным спадом к середине исследования. Ухудшение психологического состояния детей отмечалось одной третью родителями уже начиная с конца первой недели эксперимента (конец второй недели обучения в школе). Это могло быть связано со сменой ведущего вида деятельности у обучающихся, привыкших к игре и свободе передвижений, и вынужденных приспосабливаться к новому виду деятельности – учению. Так же могла повлиять смена обстановки, требующая привыкания к новому помещению и его статусу (вместо привычного помещения сада – группы, на помещение школы и статус – класс), а также включающая в себя новые нормы и правила поведения.  Адаптация к учителю, как к новому человеку (вместо знакомых воспитателей), также могла отразиться на эффекте снижения благополучного психологического состояния у некоторых учащихся.

На третьей неделе эксперимента (четвертой неделе обучения в школе) психологическое состояние начало вновь восстанавливать положительную динамику и к концу исследования положительных оценок в психологическом состоянии детей отмечала уже большее число  родителей, чем в начале.

В связи с этим фактом можно сделать вывод, что при проведении с учащимися адаптационных занятий со стороны школы, а также при непосредственном участии родителей в процессе адаптации к школе, психологическое состояние младших школьников имеет тенденцию к улучшению у большинства из них.