Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Влияние родителей на подготовку детей к школе).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы оценки подготовки детей к школе
1.2. Проблема психологической готовности к обучению в школе детей
ГЛАВА 2 Основные компоненты психологической готовности детей к школе
2.1 Понятие готовности как многогранного развития личности
2.2 Проблема психодиагностики готовности к обучению в школе детей
Глава 3 Практическое определение готовности детей к школе
3.1 Определение готовности детей к школе
Существует еще и такой термин, как «дезадаптация» или
трудновоспитуемость.
Дезадаптация проявляется в неумелом подходе педагога к ребенку
или как следствие кризисного периода его развития.
Дезадаптацию классифицируют на патогенную, психосоциальную и
социальную.
Патогенная дезадаптация вызвана психическими отклонениями,
нервно-психическими заболеваниями.
Психосоциальная дезадаптация вызвана индивидуальными
особенностями ребенка. Она может проявляться в различных формах и иметь устойчивый или временный характер. Подлежит корректировке.
Социальная дезадаптация проявляется в плохом поведении,
непринятии норм и правил поведения в обществе [13,3].
Таким образом, с наступлением школьного возраста в жизни ребенка наступает очень ответственный и важный период в его жизни. К этому периоду ребенку необходимо адаптироваться, то есть приспособиться, принять новые условия существования.
Младший школьный возраст выпадает на кризис 6-7 лет, который имеет свои особенности и специфику. Педагогу важно это знать и учитывать, иметь индивидуальный подход к каждому ученику.
Учитывая причины адаптации детей младшего школьного возраста, педагог вырабатывает свою методику обучения, чтобы процесс адаптации был более легким и непродолжительным.
Основное воспитание ребенок получает в семье. Родители участвуют в процессе подготовки детей к школе. При этом очень важно понимать, что дети болезненно переносят неудачи, огорчаются, когда их сильно ругают. Необходимо хвалить ребенка, подбадривать его. Но все должно быть в меру. Чрезмерная похвала тоже может нанести детям вред. У них появляется завышенная самооценка, зазнайство.
Ребенок познает новые правила общения в обществе. Он старается слушать учителя и выполнять домашние задания, как тот сказал. Родители должны отнестись к этому с должным пониманием и поддержкой.
Дома у ребенка должно быть организовано специальное рабочее место, где всегда должен быть порядок. Именно с этого и начинается воспитание любви к порядку.
Очень важно приучить ребенка выполнять режим дня. Для всего должно быть свое время: для уроков, для игры, для прогулки. Это приучает ребенка правильно и рационально распределять свое время.
Чтобы подчеркнуть наступивший более высокий статус ребенка, необходимо советоваться с ним, рассуждать, чтобы он научился думать, принимать решения.
Если родители мало отводят времени на общение с ребенком, это его замыкает в себе, ему трудно становится находить контакт с педагогом и одноклассниками в школе.
Педагог должен обязательно изучить условия жизни семьи своих учеников. Необходимо выявить, как родители воспитывают своего ребенка. При необходимости делаются корректные замечания. Но самое главное в общении с родителями – никакого назидательного тона. Учитель должен быть для них другом, советчиком. Адекватно воспринимать критику в свой адрес.
В каждой семье складывается свой тип воспитания ребенка. Но не всегда родители знают, как потупить с ребенком в той или иной ситуации. Умелый педагог вовремя найдет подходящее слово совета и направит воспитание в нужное русло.
Важно научиться не идти на поводу у родителей. Рекомендации им надо давать в такой форме, чтобы они служили для них, как руководство к действию.
У педагога должно присутствовать чувство ответственности перед родителями за воспитание их детей.
В процессе работы с родителями очень важно ознакомить их со следующими вопросами:
- Что такое адаптация?
- Какие трудности встречаются у ребенка на пути, когда он впервые переступил школьный порог?
- Как сделать период адаптации успешным?
- Как долго происходит период адаптации и от чего зависит скорость его течения?
- Какая помощь в адаптации ребенка к школе ему необходима?
- Каким должен быть режим дня ребенка младшего школьного возраста?
- Какие трудности возникают у педагогов и родителей детей младшего школьного возраста? Как их преодолеть?
Разумеется, что у родителей в процессе возникнет и ряд других вопросов, к которым педагог должен быть готов. Иногда важно опередить возникновение того или иного вопроса. Педагог в процессе беседы, например, приводит примеры из опыта работы по адаптации детей к школе. Сам задается вопросом и сам на него отвечает. Родители в процессе рассказа находят схожие со своим ребенком моменты. Получают и ответ на вопрос и проникаются доверием к педагогу, оценивая опыт его работы.
Для совместной успешной работы по адаптации детей к школе педагог вместе с родителями выделяет следующие основные трудности, с которыми они сталкиваются в первый год обучения:
- Признание ребенка неуспешным.
При первых неудачах, когда у ребенка что-то не получается никогда не надо делать на этом акцент. Как результат возникновение заниженной самооценки у ребенка и нежелание учиться.
- Рассеянность ребенка.
Ребенок сидит на уроке, но не слышит объяснение учителя, не слышит, что ему говорят. Это бывает от недостатка внимания со стороны взрослых.
- Излишняя демонстративность.
Проявляется в нарушении дисциплины. Как правило, возникает у детей, которые любят привлекать к себе повышенное внимание.
- Вербализм.
У таких детей имеется задержка мышления, но они очень любят поговорить.
- Лень ребенка.
Она может возникать по разным причинам: череда неудач, особенности характера, нежелание учиться.
Таким образом, ребенок воспитывается в семье. С раннего детства он воспринимает родителей, как самых главных людей в своей жизни. В семье закладываются основы воспитания. Поэтому родители – важные помощники в адаптации ребенка в школе.
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь родителям адаптировать ребенка в школе, дать правильный и нужный совет и совместными усилиями помочь детям стать полноправными школьниками, привыкнуть к новому статусу.
Вывод по главе 1.
Самый непростой период наступает у ребенка с наступлением школьного возраста. В корне меняется его жизнь, распорядок дня. Теперь он должен учиться, постигать азы школьных дисциплин. Несомненно, что этот период происходит у каждого ребенка по-разному. Большое влияние на адаптацию к этому периоду оказывает степень подготовки ребенка к школе. Здесь на помощь ребенку должны прийти как родители, так и педагоги.
ГЛАВА 2 Основные компоненты психологической готовности детей к школе
2.1 Понятие готовности как многогранного развития личности
В современной психолого-педагогической литературе А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Г. М. Лякина, Г. Г. Петроченко, Т. В. Урунтаева и др. понятие готовности определяют как многогранное развитие личности ребенка и рассматривают в двух взаимосвязанных аспектах: как "общая, психологическая готовность" и как "специальная готовность" к обучению в школе. Общая готовность к школе выступает как важнейший итог длительной, целенаправленной воспитательно-образовательной работы детского сада по всестороннему воспитанию дошкольников.
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком необходимого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который необходим для участия в учебном процессе[11,74].
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе основана на трудах Л. С. Выготского, Л. И Божович. Так, Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признавался мотивационный план.
Если ребенок подготовлен к школе, он хочет учиться. У него есть определенная потребность к знаниям. Это познавательная потребность. У него также возникает потребность занять определенную позицию в обществе людей (социальный мотив учения). Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника. Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Если в детский сад ходят не все дети, то посещение школы является обязательным для каждого ребенка. Школа учит самостоятельности и взрослости.. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Возникает потребность у ребенка в новом социальном статусе[2,50]
"Внутренняя позиция школьника", возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Д. Б. Эльконин считал, что коллективная ролевая игра ( а школа- это коллектив) - позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку.
Существуют и другие подходы к определению психологической готовности детей к школе, когда, например, основной упор делается на роль общения в развитии ребенка.
Степень готовности к школе определяется также отношением ребенка к взрослым, сверстникам, самому себе. Все это в комплексе определенным образом влияет на учебную деятельность.
Большое влияние на степень готовности ребенка к школе оказывает сумма усвоенных ребенком знаний.
Дополнительно можно указать еще такую составляющую, как развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Таким образом, специальная готовность к школе определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения учебных предметов.
Нравственно-волевая готовность к обучению в школе выражается в достижении ребенком к концу дошкольного детства такого уровня развития нравственного поведения, который позволяет ему строить свои взаимоотношения с учителем и одноклассниками на нравственной основе.
Таким образом, нравственно-волевая готовность ребенка к школе выступает как определенный итог его нравственно-волевого развития в первые семь лет жизни.
Личностная готовность предполагает также определенное отношение к себе. Для овладения учебной деятельностью важно, чтобы ребенок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать свое поведение.
Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое[7, 80].
Психологическая готовность к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня составляет содержание психологической готовности к школе.
2.2 Проблема психодиагностики готовности к обучению в школе детей
Большая роль при оценке готовности детей к школе отводится психологу. Его основная задача состоит в том, чтобы определить психологическую готовность ребенка к школе. Особенно это касается шестилеток. Психологические исследования показали, что обучение с шести лет возможно только при наличии психологической готовности ребенка к школе. В противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию.