Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Влияние родителей на подготовку детей к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Возраст младших школьников является переходным и значимым. Жизнь ребенка перетекает в новое русло. Ему предстоит влиться в новый школьный коллектив. Теперь ему предстоит учиться в школе, овладевать знаниями. Для детей, посещающих детский сад, на смену воспитателю приходит учитель. Дети, которые в дошкольном возрасте находились дома, впервые сталкиваются с появлением в своей жизни нового человека – учителя. Они впервые вливаются в коллектив своих сверстников. У детей появляются новые обязанности, возникает ответственность.

Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем подготовки. Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.

Общая готовность ребенка к школе выражается в его умственном, нравственном, волевом, эстетическом и физическом развитии. Она также характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению.

Актуальность работы заключается в том, что оценка подготовки детей к школе – очень необходимый момент для определения его навыков, способностей, которые будут в дальнейшем реализовываться в учебном процессе. Важно определить, что ребенок уже имеет и чему ему следует научиться.

Оценкой готовности детей к школе занимались многие исследователи. Среди них Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.

Объектом исследования является психологическая готовность к обучению в школе детей. 

Предмет: основные компоненты психологической готовности детей к обучению в школе.

Цель исследованияОбосновать основные компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе.

При достижении поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:

- проанализировать научно-исследовательскую литературу по теме;

- описать основные компоненты психологической готовности детей к обучению в школе;

- выявить проблемы психодиагностики готовности к обучению детей.

Методы исследования:   

Теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования.       


Эмпирические: примерная практическая работа с родителями по адаптации младших школьников, тестирование детей.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.     

 Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что полученные результаты исследования можно использовать школьными психологами, педагогами, родителями в работе по подготовке детей к школе.       

Глава I. Теоретические основы оценки подготовки детей к школе

    1. Возрастные особенности младших школьников. Педагогическая и психологическая готовность детей к школе.

С поступлением в школу для ребенка наступает совершенно новый этап в его жизни. Для него наступает новый и основной вид деятельности – учебный. Это влияет на дальнейшее психологическое развитие ребенка, выдвигая на первый план основные психические функции: мышление, память, внимание, восприятие.

В процессе мышления происходит самооценка ребенком, какой я ученик, которая формируется из того, как к нему относятся родители, учитель, одноклассники. При отрицательной оценке может развиться комплекс неполноценности.

К началу младшего школьного возраста ребенок уже многого достиг, многому научился. Он уже умеет строить свои взаимоотношения с окружающими, отличать хорошее от плохого. Теперь его поступки исходят из основного мотива «я должен» в противовес «я хочу».

Исследователь Л.С. Выготский считает, что на 7 лет приходится второй физиологический кризис. В этот период происходит коренная перестройка отношения ребенка с его социальным окружением[5,23].

Выготский отмечает, что в поведении ребенка доминирует демонстративность. Он капризничает, манерничает, становится трудновоспитуемым. Все это связано с изменениями в психике ребенка, кризисом семи лет.

В этот период внутренняя жизнь ребенка происходит как бы «за семью печатями», он становится более скрытным. Родителям становится трудно определить: о чем думает ребенок, что он действительно хочет.


Дети младшего школьного возраста стремятся проявлять больше самостоятельности, считая, что они очень повзрослели. В связи с этим они определяют свое место в социуме. По мнению Л.И. Божович наступает период социального «Я»[2, 56].

Что касается возрастных границ, разумнее считать кризис 6-7 лет, так как развитие детей не одинаково и к тому же начало школьной жизни у детей может произойти в эти даты.

Существует педагогическая и психологическая готовность детей к школе.

Педагогическая готовность основана на их способностях, навыках и умениях, необходимых для обучения в школе. Здесь речь идет об умении читать, писать, считать и т.д. От этой готовности зависит успешность на первом этапе обучения в школе. Хотя это далеко не всегда показатель того, что ребенок с хорошей подготовкой к школе будет успешен в учебе.

Существует много примеров, когда казалось бы хорошо подготовленные к школе дети, страдали с успеваемостью. В то время, как их менее подготовленные сверстники опережали их по успеваемости.

Все дело в психологической готовности ребенка к школе, а именно: соблюдение дисциплины, выполнения требований учителя, неумении находить контакт с одноклассниками.

При психологической готовности детей к школе понимается его личностная, волевая и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность проявляется в желании ребенка учиться, ходить в школу. Некоторым детям нравится просто сами атрибуты школьной жизни: тетради, ручки, красивый ранец. Желание учиться может отсутствовать

Обучение в школе – это коллективный процесс. Неумение и нежелание найти контакт с одноклассниками тоже играет отрицательную роль на учебном процессе ребенка.

Волевая готовность связана со способностью ребенка контролировать свои поступки усилием воли. Это находит отражение в умении слушать, выполнять указания учителя, сосредоточенности и внимании. Образно говоря, умении принять школьные правила.

Интеллектуальная готовность подразумевает умение ребенка сравнивать, обобщать, отстаивать свою точку зрения. Это умственная активность ребенка, основанная на стремлении узнать что-то новое.

Если педагогическая готовность ребенка к школе определяется учителем, то его психологическая готовность определяется психологом. Все это анализируется и вырабатывается индивидуальная тактика работы с ребенком.

Важно понимать, что недостаточная подготовка детей к школе может быть чревата плохой адаптацией к школьному процессу.


1.2. Проблема психологической готовности к обучению в школе детей

У каждого ребенка, достигшего школьного возраста, свой уровень подготовки. Есть дети полностью подготовленные к школе, а есть и такие, кто недостаточно или совсем не подготовлен к учебе.

Недостаточная подготовленность ребенка к школе проявляется в его неготовности влиться в учебный процесс. Иными словами, он еще не созрел для этого. Это может быть обусловлено отставанием в развитии в целом или частичным отставанием определенных функций организма, связанных с обучением. Из-за этого у ребенка вырабатывается негативное отношение к школе. Порой может привести к возникновению неврозов у детей, особенно если они совсем плохо справляются с учебной нагрузкой. От этой причины напрямую зависит возраст, когда следует отдать ребенка в школу. Естественно, для таких детей это возраст 7 лет[7,32].

При таком подходе преподавателю очень важно не перегружать младших школьников. Пусть процесс обучения будет постепенный, сопровождающийся отдыхом, игрой. Дети не должны сильно переутомляться. А материал должен излагаться в доступной для детей форме.

Выявлено, что дети, посещающее дошкольное учреждение, лучше адаптируются, чем домашние. У них лучше дисциплина, они лучше усваивают материал и взаимоотношения со сверстниками у них складываются гораздо легче. Они уже привыкли жить в коллективе, многому научились в детском саду.

Дети младшего школьного возраста в период своего роста и становления имеют очень слабую психику. Болезненно реагируют на неудачи, конфликты в обществе. К тому же очень ранимы дети из так называемых неблагополучных семей.

На отставании в учебном процессе могут влиять биологические и функциональные отклонения в развитии детей, хронические заболевания. Если ребенок часто более, редко ходит в школу, ему очень сложно осваивать знания. Для выявления состояния здоровья детей необходимо проводить тщательные медицинские осмотры еще при подготовке детей к школе. При раннем выявлении заболевания можно заблаговременно улучшить состояние здоровья ребенка[9,90].

Для детей раннего школьного возраста характерны подвижность, неусидчивость, смена рода деятельности. Они быстро утомляются. В стрессовых ситуациях тревожны. Например, выполняя контрольную работу, переживают, что не успеют сделать ее вовремя. Все это требует от учителя определенного подхода, определенных методов обучения.


Есть такой термин, как «адаптация» (от латинского «adaptio»- приспособление). Его можно охарактеризовать, как приспособление организма к условиям окружающей среды.

В педагогике выделяют психическую и социальную адаптацию.

Психическая адаптация связана с внутренней перестройкой личности под воздействием новой среды, изменение каких-то внутренних качеств человека, развитие и становление новых.

Социальная адаптация связана с приспособлением человека в новой среде согласно новых способов поведения, установления взаимоотношений с окружающими, соблюдения принятых норм и правил, принятие новых условий существования.

Следствием адаптации служит адаптированность. С помощью нее определяется уровень приспособления к внешним условиям.

Для адаптированности ребенка существует адаптивная модель школы. Она заключается в создании разноуровневых и многопрофильных образовательных школ. Эта модель рассчитана на детей с разными способностями, различным уровнем базовой подготовки.

Немаловажную роль играет адаптивность образовательной среды. Это способность школы удовлетворить образовательные запросы семьи согласно предоставляемыми ею образовательными услугами. При этом существует дружелюбность в общении, информационная открытость, создании разнообразных образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей и интересов обучающихся.

А.Л. Венгер рассматривает три уровня адаптации младших школьников:

  1. Высокий уровень адаптации.  При таком уровне адаптации ребенок

отлично адаптирован к школе, он с легкостью осваивает новый материал, очень внимателен на уроках, всегда отлично выполняет домашние задания, слушается учителя, выполняет его поручения.
2. Средний уровень адаптации.  При таком уровне адаптации ребенок с

желанием ходит в школу, понимает учебный материал, если, на его взгляд, он излагается учителем в доступной и понятной форме. Если ему что-то действительно интересно, он очень сосредоточен. В школе у него много друзей.
3. Низкий уровень адаптации.  При таком уровне адаптации ребенок

под любым предлогом не хочет идти в школу. Он стремится придумать причины, по которым родители разрешат ему не посещать школу. Он плохо слушает учителя, не воспринимает материал. Уроки он делает очень неохотно и не всегда. Его должны постоянно контролировать родители и заставлять делать домашние задания. Как правило, друзей в классе не имеет[10,48].