Файл: 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная тема РОМАНТИЧЕСКИХ ПОЭМ

  • противоречия «страстей» (Посвящение к «Кавказскому пленнику»);

  • полная неудовлетворенность героев окружающими дисгармоничными условиями, всей действительностью и поиски социальной гармонии;

  • активное отрицание всего того, что сковывает и калечит людей;

  • борьба за свободу, за условия, способствующие раскрытию всех духовных возможностей человека.


Цикл южных поэм включает в себя всего четыре произведения («Руслан и Людмила» не входит в этот список), не связанных друг с другом единством содержания или героями, но близкие за счет внутреннего смыслового стержня каждой из поэм. «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники», «Цыганы» — главные герои всех четырех поэм сильные, уверенные в себе люди. Объединяет также произведения тема свободы, так или иначе всплывающая по ходу действия. Создавался цикл первоначально из трех произведений на протяжении 1820—1823 годов. И только «Цыганы» были написаны и включены намного позже — после написания Евгения Онегина.

Необузданные и свободолюбивые, страстные, порой жестокие и холодные, герои поэм привлекают к себе внимание читателей и исследователей не только своей самобытностью и реалистичностью, но и закономерным появлением в сложный для истории России и российской литературы период. Поэмы созданы автором по всем канонам романтизма, но герои несколько иные. Более сильные и целостные образы населяют эти произведения. В отличие от классического понимания жанра романтического произведения в поэмах Пушкина полностью отсутствует предыстория. Герой находится в полном отрыве от прошлой жизни, о которой читатель может судить только по обрывочным воспоминаниям и фразам. Он действует и живет в настоящем времени.

Герой поэмы «Кавказский пленник», человек «без прошлого», оказывается свободолюбивым и непокоренным. О его прошлом можно только догадываться, однако в тексте есть намек — он представитель высшего общества, которому наскучил свет. От него в поисках внутренней свободы он сбежал на Кавказ, но попал в плен: Свобода! Он одной тебя Еще искал в пустынном мире. Страстями чувства истребя. Охолодев к мечтам и лире… Свершилось… целью упованья Не зрит он в мире ничего… Он раб… И жаждет сени гробовой. Свобода лишь приятная иллюзия, к которой стремился герой. Настоящая свобода внутри человека, и ничто не может укротить ее. Внешняя свобода обманчива: герой, думавший, что не сможет жить в неволе привык и к плену: Казалось, пленник безнадежный К унылой жизни привыкал. Тоску неволи, жар мятежный В душе глубоко он скрывал. И на челе его высоком Не изменялось ничего. Любовь молодой черкешенки дарует герою возможность бежать из плена: «…ты волен, — дева говорит, — беги». Герой убегает, обрекая деву гор на самоубийство от неразделенной любви. Душа героя остается холодной в отличие от жаркого сердца черкешенки, действительно вольнолюбивой и свободной.


Поэма «Бахчисарайский фонтан» была написана Пушкиным в 1823 году, и она оказалась самой романтичной, так как насыщена весьма глубоким драматизмом и остротой переживаний. В ней рассказывается история любви хана Гирея к польской красавице Марии, но у него гарем, и одна из красавиц наложниц по имени Зарема ревнива, страстна и решительна. Отступать от своих целей она не желала. А вот Мария в неволе только и молилась перед иконой Божьей Матери. Смерть была дня нее самым лучшим спасением, что и случилось через некоторое время. В память об этой любви хан построил прекрасный бахчисарайский фонтан. Вот так в поэме отражены не просто две абсолютно разные натуры женщин, но и культуры.

Романтизм требовал необычного: исключительного, не похожего на каждодневную жизнь. Небольшая поэма Пушкина «Братья разбойники» отвечала этим требованиям. Мир отщепенцев, людей, переступивших законы общества, и пугал и возбуждал любопытство. Народ с двойственным чувством относился к разбойникам: они и разбой творят, но ведь не хотят мириться с произволом властей, объявляют бунт. Они отличаются от простых людей, потому что горды, смелы. Потому это слово с оттенком уважения: «удалые». Оно не от Пушкина, от себя он не так бы назвал этих людей. В данном случае — это слово народное. В основе поэмы — этические проблемы — бесшабашное, безоглядное злодейство и щемящее чувство дружбы и братской любви. Разбойник в бреду, в горячке, видя какую-то страшную сцену убийства, умоляет: «Брат! сжалься над его слезами!» Смерть брата, тоска и неизбывное чувство одиночества! И уж не может оставшийся в живых брат, как прежде, жестоко, без оглядки убивать и грабить.
Общий смысл поэм

Южные поэмы Пушкина приносят в русскую литературу совсем новое направление, которое стало называться передовым революционным романтизмом. В нем выражались поэтические чувства и взгляды современной дворянской молодежи, наиболее активными в которой являлись декабристы. В этой среде зрело недовольство жизненным укладом и всем политическим строем тогдашней России. Жизнь для таких людей была хуже тюрьмы, а человек представлялся как узник, пламенно стремившийся к свободе, которая была вообще культом революционных романтиков 20-х годов. Однако их социальное одиночество и отсутствие как таковой связи с народом, страданиям которого они так сильно сочувствовали, зачастую придавало крайне субъективный и трагический характер мировоззрению романтиков.


26. Романистика И.Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века.

Романтика для Тургенева – это форма выражения идейно-эмоционального пафоса. Интерес Тургенева к "таинственному источнику романтизма", о котором говорил Белинский, особенно заметен в поздних его произведениях: "Песнь торжествующей любви" (1881), "Стихотворения в прозе" (1878 - 1882) и "После смерти" (1883). Здесь романтика не просто сочетается с реализмом, как это было, например, в "Бежином луге", а как бы становится одним из элементов реалистического стиля. Для "таинственных повестей" и "Стихотворений в прозе" весьма характерно чередование сцен бытовых и элементов сверхъестественных. Внутренний мир главных героев "Песни торжествующей любви" и "После смерти" (Муций, Валерия, Клара Милич) рисуется загадочным и таинственным, причем загадочные явления как бы внезапно врываются в обычную, будничную, прозаическую обстановку и романтизируют ее. Любовь, противоречащая высокому нравственному долгу, объясняется здесь как проявление тайных, стихийных сил. Морально-философские проблемы - свобода воли, борьба добра и зла в человеке, чувство и долг - разрешаются в поздних произведениях Тургенева с помощью обращения к ирреальному, сверхъестественному (колдовство Муция, эпизод с таинственной "прядью волос" в повести "После смерти").

Цель этого художественного приема – та же, что у Гоголя в "Носе" или в "Записках сумасшедшего": с помощью романтической гиперболы рельефнее передать существо реальной действительности.

Романтические элементы весьма ощутимы в "Стихотворениях в прозе".

Романтическое начало, возникнув в ранних произведениях Тургенева, не исчезало из его творчества до последних дней жизни писателя. В эпоху господства романтизма оно проявлялось в образной системе отражения действительности, в создании романтических героев. Когда же романтизм как течение перестал быть доминирующим, Тургенев выступил с развенчанием романтических героев ("Разговор", "Андрей Колосов", "Три портрета", "Дневник лишнего человека"), но не отказался от романтики как приподнятого отношения человека к миру, от романтического восприятия природы ("Три встречи", "Певцы", "Бежин луг"). Романтика как поэтическое, идеализирующее начало стала вклиниваться в его реалистические произведения, эмоционально окрашивая их и становясь основой тургеневского лиризма. Это отмечается и в последний период творчества писателя, где мы сталкиваемся и с романтической тематикой, и с романтическими героями, и с романтическим фоном.

27. Вопросы историографии русской литературы 19 века

В начале XIX в. литература становится ведущей областью русской культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно освободительной идеологией. Девятнадцатый век был полон различных событий, которые нашли отклик в литературе. Это и Отечественная война 1812 года с Наполеоном, и восстание декабристов, и крестьянская реформа.
«Золотой век» русской литературы

К началу XIX столетия русская культура и литература переживали настоящую эпоху расцвета. Литература становилась ориентиром национальной и духовной жизни русского народа, инструментом познания и оружием в борьбе за новое гуманное устройство жизни.

Литература XIX века получила название «Золотого века русской литературы», а первая треть столетия осталась в истории как «Золотой век русской поэзии». Авторство этого выражения принадлежит поэту и профессору П. А. Плетневу, который назвал В. А. Жуковского первым поэтом эпохи. Крылатое словосочетание о золотом веке литературы впервые употребил критик М. А. Антонович, подразумевающий под этим определением период А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

Впоследствии это выражение стало применяться ко всей литературе XIX века.
Литература того периода часто обращалась к темам патриотизма, гуманизма, демократизма. Она отличалась особой чуткостью ко всем событиям и метаморфозам современности, отразив в себе историю русского государства и народа.
На становление литературы огромное влияние оказывала общественная жизнь, полная ярких потрясений:

  • Отечественная война 1812 года;

  • декабристское восстание на Сенатской площади;

  • неожиданная смерть Александра Первого;

  • правление Николая Первого.


Для творческой жизни того времени характерны многочисленные литературные кружки и общества, созданные вокруг архаических и новаторских идеологий.

К первой трети XIX столетия, русская литература обогатилась новыми темами, самобытными формами, жанрами, художественными образы и приемами. 
Литературный процесс и представители эпохи

Литературный процесс первой половины XIX века отличается многообразием направлений, из которых постепенно стали выделяться романтизм и реализм. В этот период происходит активное становление литературного языка и структуры художественных жанров.
Какие темы и проблемы поднимались


Периодизацию Золотого века в истории русской литературы принято разделять на три периода. Для каждого этапа характерен свой набор тем.
Первый период (1801–1825 гг.)

Временные рамки этого этапа совпадают с датами правления Александра I. В этот период мировоззрение молодых литераторов формировалось на фоне потрясений от Отечественной войны 1812 года. Было понятно, что после событий войны уже невозможно вернуться к старым порядкам. Начали создаваться первые тайные революционные общества.
Поэзия становится необычайно популярной, потому что отражает настроение того времени. Как писал известный литературовед Ю. Лотман, «в эту эпоху поэзия была ответом на все. Она становилась оправданием в собственных глазах и обещанием бессмертия». Стихи того времени носят политический и гражданский характер.

Ведущими направлениями становятся предромантизм и романтизм, на основе которых создается национальная и самобытная по своему содержанию литература. Одними из первых известных последователей романтизма были поэты В. Жуковский, Д. Давыдов, К. Рылеев, К. Батюшков и др.

К концу этого периода писатели и поэты начинают отходить от романтизма к реализму. Тогда уже А. С. Грибоедов пишет комедию «Горе от ума», а Пушкин начинает работу над поэмой «Евгений Онегин».
Второй период (1826–1842 гг.) 

Наряду с доминирующим в литературе русским реализмом продолжает развиваться и романтическое направление. Особенно веяние романтизма отразилось на творчестве выдающихся поэтов Ф. Тютчева и М. Лермонтова, основанного на фольклорных мотивах, а также в прозаических произведениях О. Сомова, Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского и др.

Однако романтизм в это время уже утратил свою прежнюю привлекательность, уступив место художественному миру реализма. Романтические образы и символы стали восприниматься как натянутые и театральные, лишенными истины, а настоящая поэзия отождествлялась с обычным и повседневным.

В этот период создаются знаменитые произведения Пушкина (лирика, поэмы, «Евгений Онегин», проза), «Герой нашего времени» Лермонтова, комедия «Ревизор» и первый том «Мертвых душ» Гоголя. Свои первые литературоведческие статьи публикует известный критик А. Белинский, заложивший основы реалистической эстетики.
Третий период (1843–1855 гг.) 

В этот период русский реализм вступает в новую веху своего развития. Становление литературы происходит на фоне напряженной социально-политической обстановки во время правления Николая I. Писатели все чаще обращаются к острым вопросам российской действительности, развивается жанр реалистического романа.