Файл: 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Система действующих лиц комедии
В изображении персонажей Грибоедов не придерживается четкого разделения их на положительных и отрицательных, что было обязательным для классицизма. Все герои имеют как положительные, так и отрицательные черты. Например, Чацкий умён, честен, смел, независим, но он также вспыльчив, бесцеремонен. Фамусов – сын своего века, но при этом он прекрасный отец. Софья, безжалостная по отношению к Чацкому, умна, смела и решительна.
А вот использование «говорящих» фамилий в пьесе – прямое наследие классицизма. В фамилию героя Грибоедов старается вложить ведущую черту его личности. Например, фамилия Фамусов произведена от латинского fama, что означает «молва». Следовательно, Фамусов – человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Достаточно вспомнить его финальную реплику, чтобы в этом убедиться: «…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий первоначально был Чадским. Эта фамилия намекает на то, что герой находится в чаду своей борьбы с нравами аристократического общества. Интересен в этом отношении и герой Репетилов. Его фамилия связана с французским словом repeto – повторяю. Этот персонаж – карикатурный двойник Чацкого. Он не имеет собственного мнения, а только повторяет чужие слова, в том числе и слова Чацкого.
Важно обратить внимание и на расстановку персонажей. Социальный конфликт происходит в основном между Чацким и Фамусовым. Любовное противостояние выстраивается между Чацким, Софьей и Молчалиным. Это главные действующие лица. Объединяет любовный и общественный конфликт фигура Чацкого.
Самым сложным в комедии «Горе от ума» считается образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам, придерживающимся взглядов «века минувшего». В отношениях с Молчалиным она презирает мнение общества. Софья много читает, любит искусства. Ей противен глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого её не назовешь, ведь в разговорах с ним она корит его за язвительность, беспощадность в словах. Именно её слово о безумии Чацкого стало решающим в судьбе главного героя.
Важны в пьесе и второстепенные и эпизодические персонажи. Например, Лиза. Скалозуб непосредственно участвуют в развитии любовного конфликта, усложняя и углубляя его. Эпизодические персонажи, появляющиеся в гостях у Фамусова (Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий), полнее раскрывают нравы фамусовского общества.
Развитие драматического действия
Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.
Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.
В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побеждённым. Просто время Чацкого ещё не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.
Своеобразие пьесы
Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой. Несмотря на это, в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова). Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также чётко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.
Таким образом, актуальность проблематики пьесы, её безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.
24. Поэма Н. Гоголя «Мертвые души»: Чичиков и проблема духовного авантюризма
«Мёртвые души» — произведение Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомник. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том был утерян, но сохранилось несколько глав в черновиках. Сюжет поэмы был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года. Идею «Мёртвых душ» подал А. С. Пушкин, сам узнавший её во время своей кишинёвской ссылки.
Поэма Гоголя «Мертвые души» была написана в эпоху крепостного строя, который был главной причиной экономической отсталости России. Постепенно, под влиянием Запада, в России начинают зарождаться капиталистические отношения. В этих условиях и появились представители новой формации – предприниматели. Поэма «Мертвые души» имеет черты авантюрно-приключенческого романа, поскольку похождения Чичикова являются сюжетным двигателем. Авантюрные планы вызывают страх у нормального человека, а Павлы Ивановичи хладнокровно и вежливо ведут о них беседы. Автор, неслучайно помещая в повествование историю жизни Чичикова до описываемых событий, демонстрирует, что никакие неудачи на его жизненном пути не мешали Чичикову идти к поставленной перед собой цели. Чтобы получить крупную денежную сумму, является ярким подтверждением того, что Чичиков – авантюрист. Герой приезжает в губернский город NN и посещает различных помещиков с одной целью: скупить необходимые для мошеннического действия «мертвые души». Он готов пойти на риск, когда предлагает сделку помещикам. Также Чичикову свойственна предприимчивость. Благодаря лицемерию и знанию человеческой психологии Чичикову долгое время удается совершать желаемые махинации, покупая «мертвые души» у помещиков.
Павел Иванович Чичиков – один из самых ярких и интересных героев поэмы. С одной стороны, это предприимчивый человек, не чуждающийся рискованных махинаций, искатель приключений. С другой стороны, Чичиков, как представитель своего поколения, не только воплотил в себе все характерные качества своих современников, но и превзошел их.
Павел Иванович Чичиков обладает обходительностью и любезностью Манилова, изощренностью фантазии Ноздрева, прижимистостью и индивидуализмом Собакевича, «светлой жадностью» Плюшкина. Превосходство Чичикова над остальными в том, что он своим авантюризмом, умением перевоплощаться и находить общий язык с другими оказывает влияние на остальных героев. Он, как хороший психолог, умеет найти у каждого свою струнку, зацепив которую, добивается своей цели. Он слащав и задумчив в разговоре с Маниловым, развязен и наставителен с Коробочкой, деловит и расчетлив с Собакевичем, а при встрече с Плюшкиным мгновенно превращается в благодетеля, способного «себе в убыток» помочь терпящему нужду старику. Все это свидетельствует не только о находчивости Чичикова, но и о многогранности его характера.
Фигура Чичикова неоднозначна, его нельзя назвать отрицательным или положительным героем. Ему присущи не только плохие, но и хорошие черты. Вспомним сцену с Ноздревым. Испугавшись, что тот убьет его, Чичиков думает лишь о том, что, пропав, он не оставит «будущим детям ни состояния, ни честного имени». Чичиков не считает, что делает что-то неправильное, покупая «мертвые души». В условиях жизни того времени приобретение, богатство было условием жизни: накопительство стало девизом.
Полученное в детстве воспитание развило черты, которые в будущем станут основными в характере Чичикова-предпринимателя. Детство маленького Павлуши было довольно трудным: он рано остался без поддержки родителей. Отец оставил в наследство наставление; «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай... угождай учителям и начальникам... а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Всю жизнь Павлуша следовал завету отца. Еще учась в школе, он обнаружил «большой ум... со стороны практической». Не обладая большими талантами, зато в совершенстве владея хорошими манерами и проявляя обходительность, он уже в школе сумел скопить небольшой капитал.
Сначала он прятал полученные от друзей угощения и позже продавал их им же. Потом нашел другое средство обогащения: накупив на рынке булок, продавал их втридорога богатым товарищам. Затем приобрел на рынке мышь, отдрессировал ее и выгодно продал. Да, Чичиков – карьерист, спекулянт, авантюрист, основной целью которого стало обогащение и нажива, но он обладал неиссякаемой энергией, активностью и живым воображением. Никогда не унывая, не впадая в отчаяние, он всегда умел вывернуться из любой неблагоприятной ситуации. Вспомним, как долго Чичиков оставался неуловимым для полиции. Когда Чичиков потерял приобретенное в результате долгих усилий место в конторе, а потом еще и «потерпел за правду» на службе в таможне, он не пал духом, наоборот: «героя нашего осенила вдохнрвеннейшая мысль, какая когда-либо приходила в человеческую голову!.. Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок... вот уже двести тысяч капиталу!»
Деньги для Чичикова являются не средством, а самоцелью. Все мысли и чувства этого человека подчинены одному – желанию стать богатым любой ценой. В осуществлении заветной мечты он демонстрирует такие качества, как упорство, изворотливость, жажда деятельности. Все эти качества можно было бы назвать положительными, если бы они были направлены на общее благо.
Сам Гоголь относится к своему герою довольно противоречиво. В начале и в середине поэмы он называет его подлецом, затем, в конце, сам задается вопросом, так ли это. Гоголь словно не до конца уверен, кто его герой. Даже описание внешности какое-то расплывчатое: «„.не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». Гоголь как бы представляет своего героя на суд читателей, пусть решают, чего же в Чичикове больше: хорошего или плохого.
Как бы то ни было, Чичиков - это символ хитроумия, воплощение предпринимательства в период зарождения капиталистических отношений в России. Чичиков - тот человек, который должен прийти на смену инертным маниловым, неуклюжим собакеви-чам, дубинноголовым коробочкам, пустым ноздревым и жадным Плюшкиным.
Гоголь впервые в русской литературе показал образ предпринимателя. Вечная молодость поэмы в том, что образ этот характерен не только для России того времени, но и для наших дней. Не так трудно найти Чичиковых в современную эпоху. Чичиков - одна из самых загадочных фигур, которую когда-либо породило писательское воображение.
25. Романтические поэмы А.Пушкина
Романтизм — литературное направление, которое появилось в Западной Европе в конце XVIII века. Романтизм, как литературное направление, подразумевает создание исключительного героя и исключительных обстоятельств.
Русский романтизм – это конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием.
Перед русским романтизмом, освоившим мелкие стихотворные жанры, встала задача создания эпических форм, в частности поэмы. Она была решена Пушкиным, завершившим в 1820 г. свою первую поэму «Руслан и Людмила».
1) Поэма «Руслан и Людмила» была написана в период с 1818 по 1820 год.
2) «Кавказский пленник» (1820— 1821) – первая из цикла южных поэм Пушкина.
3) «Братья разбойники» (1821—1822) отличаются от других романтических поэм своим стилем и языком. Пушкин переходит от романтически приподнятого лирического стиля к живому просторечию.
4) Пушкин работал над поэмой «Бахчисарайский фонтан» с 1821 по 1823 гг. ЭТО самая романтическая поэма Пушкина: лирические отступления чередуются с сюжетом, который отрывочен, иногда неясен.
5) «Цыганы»(1824) завершают цикл «южных» поэм Пушкина. В нем отразился творческий кризис автора, глубинные изменения его мировоззрения. Основная тема поэмы – развенчание романтического героя, но поэт не нашел, чем можно заменить привычные идеалы, потому так мрачен финал произведения.