Файл: 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Драмы Л. проникнуты общими для всего его творчества темами и мотивами, общим идейно-худож. пафосом, сходными образами, настроениями. «Испанцы», «Menschen...», «Странный человек» соотносятся с юношеской лирикой Л. Автор предпосылает им стихотв. посвящения, включает стихи в текст прозаич. драм, вносит в монологи героев фрагменты дневниковых записей. Соотносимы также филос. коллизии «Демона» и «Маскарада». Сюжетные ситуации драмы «Два брата» вошли впоследствии в незаверш. роман «Княгиня Лиговская», а монолог ее героя Александра Радина - в роман «Герой нашего времени» (монолог Печорина). Тесно связаны драмы Л. и между собой: общий тип драматургич. конфликта, внутр. родство или подчеркнутая противопоставленность центр. героев, сходство нек-рых ситуаций; нередки текстуальные совпадения и самоповторения.

В центре внимания Л. - проблема «личность и общество», ставшая особенно важной в России 30-х гг. Драматургич. конфликт лермонт. пьес основан на трагич. столкновении благородного героя с враждебным окружением; герой как бы вырастает из всего предшествующего романтич. творчества писателя: человек сильных и ярких страстей, «с тяжкой ношей самопознания», постигающий несовершенство мира, одинокий, непонятый. Восставая против окружающего порядка вещей, он обречен на гибель; тот романтич. ореол, к-рым его окружает Л., он «оправдывает» непомерностью своих страданий, искренностью и серьезностью своих исповедей, душевной непримиримостью к злу. От пьесы к пьесе образ этот психологически проясняется, усложняются жизненные связи героя. Драмы Л. выводят романтич. героя за пределы роковой предопределенности характера и судьбы.

При безусловном внутр. родстве персонажи лермонт. драм не представляют собой вариант одного и того же образа. В трагедии «Испанцы» воплотилась мечта Л. о сильной личности, герое-борце, величии подвига; Фернандо - один из тех мятежных бунтарей, чей дух не сгибается от жизненных невзгод, пробуждающих в нем титанич. силы сопротивления, сознание внутр. свободы. Смерть на костре инквизиции - подлинный апофеоз мужества и душевной стойкости Фернандо. Но уже в первых пьесах Л. из рус. жизни появляется иной тип романтич. героя. Реальная действительность как бы определяет пределы его возможностей. Юрий Волин («Menschen...») - современник автора, он лишен жизнеутверждающей энергии Фернандо и противостоит окружающему миру чистотой и благородством души, глубокой искренностью чувств. Лишь своей смертью он может бросить вызов уродливым нормам жизни, где торжествуют обман, клевета, корыстный расчет. У Владимира Арбенина («Странный человек») такая же мятущаяся и ранимая душа. В отличие от Юрия Волина он пытается защитить свои привязанности и нравств. понятия, победить зло силой добра, но его стремления тщетны. Гибель юноши, поэта с «искрой небесного огня», - новое обвинение об-ву, преследующему тех, кто восстает против его норм.


В «Маскараде» облик героя вновь решительно меняется. Теперь окружению противопоставлено не его нравств. совершенство, а неукротимая энергия отрицания, ненависти, демонич. сила духа. Евгений Арбенин - уже не мечтательный юноша, за его плечами долгий путь познания жизни. Прошлое связывает Арбенина со светским об-вом, и он мстит ему за гибель своих надежд на счастье и нравств. возрождение. В пафосе мести, в отречении от бессильного добра, восстании гордого духа против «светского сброда» - эстетич. притягательность и сила Арбенина. Однако Л. показывает и неотвратимый трагизм столкновения эгоистически замкнутого в себе мятежного героя-индивидуалиста с др. людьми (мотив, идущий от пушкинских «Цыган»; он занимал Л. и после создания «Маскарада»).

Два типа героя, определившиеся в драмах Л. из рус. жизни, находят своеобразное завершение в пьесе «Два брата». Ее герои - воплощение нравств.-этич. антитезы (см. Этический идеал): прекраснодушное добро (Юрий Радин, последний в ряду мечтательных героев-идеалистов) и мстительное, разрушительное зло (Александр Радин), получившее, как и в "Маскараде", свое филос. обоснование, но лишенное, в отличие от него, ореола высокого зла и вместе с тем - авторского сочувствия: местью Александра Радина руководит не бескорыстное экспериментаторство "истинного" демонич. героя (см. Демонизм), а личные интересы, расчет.

Духовная драма героев лермонт. пьес - отражение нравств.-философских, «мировых» и конкретных социальных конфликтов его времени. Сюжеты из рус. жизни непосредственно обращают Л.-драматурга к проблемам современности; в его пьесах возникают антикрепостнич. мотивы (эпизоды из помещичьего быта в «Menschen...» и «Странном человеке»), создается сатирич. портрет столичного дворянства («Странный человек», «Маскарад», «Два брата»). Исп. средневековье также явилось источником широких ассоциаций с жизнью России: продажность властей, нац.-религ. фанатизм, сословное неравенство, подавление личности, искажение естеств. природы человека («Испанцы»).

Драматургич. творчество Л. замыкается пьесой «Два брата». Ее тематич. близость к роману «Княгиня Лиговская» позволяет видеть преемственность творч. замыслов писателя, обратившегося в 1836 к жанру психол. романа в прозе. В напряженности психол. коллизий, динамике действия лермонт. романов отчетливо ощущается опыт драматурга.

Драмы Л. не получили известности при жизни автора. Попытки Л. поставить пьесы на сцене были безуспешны.
31. Спор вокруг баллады в русской литературе начала Х

IХ века: В. Жуковский и П. Катенин

Начало XIX века. Жуковский разочарован в жизни, его душа страдает от несбывшегося счастья с любимой девушкой, с ранних лет он постоянно чувствует горечь социального неравенства. С социальными вопросами он сталкивается постоянно.И главное в балладах Жуковского состоит в торжестве нравственного закона. Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа» и другие. Главное здесь для поэта — успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, пережившего трагедию в любви. Баллада «Светлана» по сюжету близка «Людмиле», но и глубок.Спор между Жуковским и Катениным о национальном содержании жанра баллады в русской поэзии неоднократно был предметом исследования литературоведов. Вместе с тем эта крайне продуктивная в художественном плане дискуссия не рассматривалась до сих пор как единый диалог, в ходе которого репликами выступают отдельные произведения. Считается, что непосредственным поводом для начала дискуссии послужила публикация в "Вестнике Европы" баллады Жуковского "Людмила" - вольного перевода баллады "Ленора" Г. Бюргера. Однако хронологически это не так. "Война" начинается лишь после публикации второго "переложения" той же баллады Жуковским - "Светлана" появляется в том же "Вестнике Европы" в 1813 году .Именно "Светлана" становится поводом для первой "реплики" Катенина - "Сына Отечества" за 1815 год появляется его баллада "Наташа".Предметом полемики пока является не столько баллада как литературный жанр, сколько тема. Участник Отечественной войны, Катенин не видит иной темы, достойной поэта, кроме подвига русского народа. Жуковский, также участвовавший в военных событиях, автор самого громкого поэтического произведения эпохи ("Певца во стане русских воинов"), с точки зрения Катенина, совершил шаг назад. Катенин поправляет его: вневременной, лишенной исторической актуальности "Светлане" он противопоставляет "Наташу", сюжетная канва которой привязана к героической современности.

32. «Маленькие трагедии» А. Пушкина

Четыре пьесы, в которых Пушкин размышляет о человеческих пороках и игре с судьбой, сводит счёты с отцом и решает вопрос о том, совместимы ли гений и злодейство.

«Маленькие трагедии» — условный цикл из четырёх одноактных пьес в стихах, действие которых происходит в Западной Европе в разные времена. В основе сюжета трёх пьес («Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери») человеческие страсти (любовь, ревность, скупость, зависть) и их драматические проявления; тема четвёртой, «Пира во время чумы», — глобальная катастрофа, которая мыслится как расплата или испытание.


Драматический цикл «Маленькие трагедии» классика русской литературы состоит из четырех произведений – «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Каменный гость» и «Скупой рыцарь», главными героями которых являются личности, живущие своими страстями, приводящими их и близких им людей к гибели.

«Скупом рыцаре» . Главные герои трагедии пожилой рыцарь и его сын Альбер. Барон очень скупой, мелочный человек, помешенный на богатстве. Он испытывает необъяснимую радость при виде своих сокровищ. Старик может несколько часов подряд сидеть в подвале и разглядывать сундуки с золотом. Рыцарь нажил такое состояние при помощи обмана и угнетения. Альбер – юноша лет двадцати, мечтает добиться успеха не только в военном деле, но и покорить сердца светских красавиц. Чтобы добиться этих целей, рыцарю необходимы средства, которые отец ему не дает. Поэтому Альбер вынужден брать взаймы у ростовщика Соломона, хитрого еврея. Последнему, в конце концов, надоедает давать деньги в долг, и он отказывает Альберу в помощи. Соломон дает ему совет, чтобы юноша отравил отца, и забрал все его имущество. Альбер в разъяренном состоянии прогоняет прочь хитреца, но в подсознании понимает, что был бы не против совершить такое деяние.

Во время случайной встречи отца и сына у общего приятеля герцога, взаимная ненависть вспыхивает, и они бросаются в бой. В этой битве погибает скупой барон, у которого перед глазами остались лишь сокровища.

«Моцарта и Сальери» Сальери вспоминает свое детство. Он с самого рождения любил искусство. Он помнит, как слушал церковный орган. Ему очень нравилось его звучание. Он даже иногда плакал от наслаждения. Ему не интересны были игры с другими детьми. Он не желал учить науки. Только музыка его увлекала. Сначала было трудно, но Сальери преодолел тяжести. Сначала музыкант научился бегло играть, а потом начал творить. Иногда он не ел и не спал по несколько дней, сочиняя произведени.Потом он познакомился с творениями Глюка. Сальери нашел и них вдохновение и стал писать по-новому. Музыкант много трудился над своими сочинениями. Наконец его произведения были одобрены людьми. К музыканту пришла слава. Он был безгранично счастлив. Он испытывал наслаждение от работы, успеха. Его друзья тоже стали успешны. Сальери нравились их произведения. Но никогда раньше музыкант никому не завидовал, теперь все изменилось. Композитор завидует Моцарту. Он убежден, что тот гуляка, и он не заслужил своего таланта.К композитору приходит тот, о ком он вспоминал. Моцарт приводит с собой скрипача, он слепой и старый. Но он все равно играет на скрипке. Моцарт просит его сыграть какое-нибудь его произведение, музыкант находит происходящее веселым. Но Сальери с ним не согласен. Он прогоняет скрипача, который напоследок выпивает за здоровье Моцарта.Ночью к Моцарту пришло вдохновение, он показывает Сальери то, что он успел написать. Сальери очень нравится произведение. Друзья договариваются обедать вместе. Моцарт идет сказать жене, чтобы не ждала его.Сальери считает, что его долг убить Моцарта. Он достает яд. Раньше он часто думал о том, чтобы покончить жизнь самоубийством.Во время обеда Моцарт сидит хмурый. Музыкант сочиняет новое произведение, оно ему покоя не дает. Несколько недель назад к композитору пришел человек в черной одежде, сказал одно слово и ушел. Теперь Моцарту кажется, что этот человек его преследует. Сальери говорит Моцарту, что ему не стоит переживать по пустякам, а лучше выпить бутылку шампанского.Потом они разговаривают про Бомарше, и о том, что ходят слухи, что поэт кому-то подмешал яд. Моцарт уверен, что не может один человек быть одновременно талантливым в каком-либо ремесле и сделать что-то такое же ужасное как убийство. После этого Сальери вливает яд в стакан друга. Моцарт идет за фортепиано и играет произведение, написанное им недавно. Моцарт идет спать. Сальери прощается с ним.


«Каменном госте» Главный герой пьесы Дон Гуан – известный дуэлянт, приезжает в Мадрид. Там он отбывал ссылку за разврат и убийства. Дон с нетерпением желает резвиться со светскими барышнями поэтому держит путь к своей приятельнице Лауре.

В это время актриса Лаура ужинает со своими поклонниками. Они любуются ее игрой и с наслаждением слушают ее пение. Актриса признается, что эту песню написал ее бывший ухажер Дон Гуан. Дон Карлос, услышав знакомое имя, вспыхнул от ярости, оскорбил Лауру. Дело в том, что Дон убил его брата на дуэли.В этот момент приезжает Гуан. Враги начали битву на шпагах. Карлос погибает в этом бою. Дон торжествует, а Лаура быстрее хочет избавиться от трупа.Гуан скрывается в монастыре под видом монарха. Здесь он обращает внимание на красивую женщину Донну Анну, жену убитого им командора. Она приезжает часто в монастырь к статуе мужа. Дон заводит с ней любезный разговор. После долгого одиночества Анна соглашается на свидание с незнакомцем, но лишь для беседы.Дон зовет каменную статую прийти посмотреть на свидание с его супругой. Статуя кивает головой, слуга Лепорелло шокирован, а дуэлянту хоть бы что.

Во время встречи, Дон признается Анне, что является убийцей ее мужа, она в ужасе, находится в полуобморочном состоянии. В этот момент входит каменный гость и хватает Гуана и уносит его в ад.

В «Пире во время чумы» Действие произведения происходит во время эпидемии чумы. Несколько человек, потерявших близких, не могут смириться со своими потерями. Они уже устали от болезни и смерти, властвующих вокруг и очень хотят отрешиться от ужаса, в котором им приходится жить в последнее время. В глубине души они понимают, что пир этот аморален по своей сути, но это единственная возможность для них доказать себе и остальным, что они не сдались.Главным организатором пира выступает человек по имени Вальсингам. Остальные называют его председателем. Он потерял в этой трагедии жену и мать. Сочинив гимн чуме, Вальсингам с чувством исполняет свое произведение на этом маленьком сборище.Среди пирующих есть женщины. Вид, проезжающей мимо телеги, везущей мертвые тела, приводит одну из них к обмороку в котором она видит кошмары. Нет, никак нельзя сказать, что эти люди веселятся. Они протестуют в своем отчаянии, протестуют единственным доступным им способом.Однако понимают это не все. Проходящий мимо священник, видя стол и слыша песни возмущается поведением этих людей. Он пытается призвать их окончить этот кощунственный пир. Обращаясь к Вальсингаму, напоминает ему о его личных утратах. Священник говорит о том, что дух матери председателя наверняка страдает, видя действия сына сейчас. Но это не оказывает влияния на Вальсингама. Он признает, что священник не просто докучает ему, а пытается действовать во благо душ присутствующих. Но только это благо им не нужно сейчас. Пирующие прогоняют священника.