Файл: 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33. «Пиковая дама» А. Пушкина: случай и рок.
Повесть «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина была написана в 1833 году.
Один из главных героев повести – Германн, никогда не играл в карты. На подсознательном и сознательном уровне мужчина понимал, что может проиграть все. Однако, когда его товарищ Томский рассказал об про свою старую тетушку и об ее секрете с выигрышной комбинацией трех карт, мужчина принял это за знак судьбы. Он решил, во что бы то ни стало выведать у старой графини секрет успеха в игре. Мужчина ради этого был готов на то, чтобы придется изменить своим принципам и перешагнуть через гордость.
И словно чья та невидимая сила приводит его к особняку старой графини, где в одном из окон Германн увидел Лизавету. Появление в окне молодой девушке так же было для него как знак свыше. Именно с помощью старухиной воспитанницы мужчина решает стать вхожим в дом к графине Томской.
Германн действительно стал «избавителем». Он своим рвением и угрозами сильно напугал старую графиню, да так случайно что та быстро умерла. Это была легкая и не мучительная смерть, но все же мужчина долгое время будет считать себя виноватым. Его будет мучить совесть, но больше, он будет раздосадован тем, что не успел узнать главной тайны.
Ему последний раз давался шанс одуматься и никогда не брать в руки карт. Но мужчина, был, не умолим. И тогда, Германну привиделось то ли во сне, то ли наяву, как старуха в белом облачении явилась перед ним и раскрыла свою тайну. Она взяла с него слово, что после этого он никогда не будет играть и обязательно женится на Лизавете. Видимо, у графини оставалось чувство вины перед девушкой. Тем не менее мужчина принял это «сон» за знак свыше. Он запомнил очередность трех карт и явился в игральный дом.
Первые два раз он выиграл крупную сумму денег. Но жадность затуманила его разум. В третий раз он перепутал карту, и все проиграл. Это было судьба
34. Проблема жанровой специфики поэмы Н. Гоголя «Мертвые души»
Замысел произведения был чрезвычайно сложен. Он не укладывался в рамки общепринятых в литературе того времени жанров и требовал переосмысления взглядов на жизнь, на Русь, на людей. Необходимо было найти и новые способы художественного воплощения идеи. Привычные рамки жанров для воплощения авторской мысли были тесны, потому Н.В. Гоголь искал новые формы для завязки сюжета и его развития.
В начале работы над произведением в письмах Н.В. Гоголя часто встречается слово «роман». Н.В. Гоголь решил воплотить в жанре поэмы. Современники писателя недоуменно восприняли его решение, так как в то время, в литературе XIX века, большим успехом пользовались поэма, написанная в стихотворной форме. Основное внимание в ней сосредотачивалось на сильной и гордой личности, которую в условиях современного общества ожидала трагическая участь.
Решение Гоголя имело более глубокий смысл. Замыслив создать собирательный образ родины, он сумел выделить свойства, присущие разным жанрам, и гармонично соединить их под одним определением «поэма». В "Мертвых душах" присутствуют черты и плутовского романа, и лирической поэмы, и социально-психологического романа, и повести, и сатирического произведения. По первому впечатлению, "Мертвые души" – скорее роман. Об этом говорит система ярко и подробно обрисованных характеров.
В основе поэмы повествование о русской жизни, в центре внимания – личность России, охваченная со всех сторон. Чичиков, герой "Мертвых душ", ничем не выдающееся лицо, и именно такой человек, по мысли Гоголя, был героем своего времени, приобретатель, сумевший опошлить все, даже саму идею зла. Разъезды Чичикова по Руси оказались наиболее удобной формой для оформления художественного материала. Эта форма оригинальна и интересна главным образом потому, что в произведении путешествует не только Чичиков, похождения которого являются связующим элементом сюжета. Вместе со своим героем разъезжает по России автор. Он встречается с представителями различных социальных слоев и, соединяя их в одно целое, создает богатую галерею портретов-характеров.
Зарисовки дорожных пейзажей, путевые сценки, различные исторические, географические и другие сведения помогают Гоголю представить на суд читателя полную картину русской жизни тех лет. Проводя Чичикова по русским дорогам, автор показывает читателю огромный диапазон русской жизни во всех ее проявлениях: помещиков, чиновников, крестьян, усадьбы, трактиры, природу и многое другое. Исследуя частное, Гоголь делает выводы о целом, рисует страшную картину нравов современной ему России и, что особенно важно, исследует душу народа.
Жизнь России того времени, знакомая писателю действительность изображена в поэме с «сатирической стороны», что было ново и необычно для русской литературы XIX века. А потому, начав с жанра традиционного авантюрного романа, Н.В. Гоголь, следуя все более и более расширяющемуся замыслу, выходит за рамки и романа, и традиционной повести, и поэмы, и в результате создает масштабное лиро-эпическое произведение. Эпическое начало в нем представлено похождениями Чичикова и связано с сюжетом. Лирическое начало, присутствие которого становится все более и более значимым по мере развертывания событий, выражено в лирических авторских отступлениях. В целом, "Мертвые души" – это масштабное эпическое произведение, которое еще долгое время будет поражать читателей глубиной анализа русского характера и удивительно точным предсказанием будущего России.
35. Лирика А. Пушкина
В лирике Пушкина выделяются темы:
✓ свободы;
✓ дружбы;
✓ любви;
✓ поэта и поэзии;
✓ природы;
✓ философские и др.
2. Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина
Вольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822).
''Узник" (1822), которое можно охарактеризовать следующим образом:
• отражение реальных фактов жизни поэта (пребывание в ссылке), которые максимально обобщены в стихотворении;
• использование романтического образа орла, в котором в абстрактной форме предстает свобода, прославляемая в данном стихотворении;
• усиление средствами художественной выразительности — призывами, эпитетами, повторениями, противопоставлениями и др. - центральной антитезы плен — свобода;
Тема дружбы занимает в лирике Пушкина значительное место - она проходит через все его творчество.
"19 октября" (1825), имеющее следующие особенности:
• написано во время ссылки в Михайловское, и потому проникнуто мотивом одиночества и грустного настроения;
• использует богатые образы, передающие силу грусти и одиночества (описание пустынной кельи, осенней стужи и т. п.);
• развитие темы дружбы, которое далее выливается в гимн дружбе;
✓ стихи, посвященные Ивану Пущину.
Любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен.
✓ "Я помню чудное мгновенье..." (1825), посвященное А.П. Керн и имеющее следующие особенности:
• рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;
• раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;
• имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;
Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом.
"Поэт" (1827), которое:
• перекликается с "Пророком";
• предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;
• описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;
• указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;
• носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный"
Стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" (1836) представляет собой синтез многих тем и мотивов лирики Пушкина, рассмотренных ранее, и имеет тесную связь с русской поэзией второй половины XVIII в., в частности с поэзией Державина. Данное стихотворение можно охарактеризовать следующим образом:
✓ продолжает устойчивую и в мировой, и в русской поэзии традицию разработки темы памятника, через которую выражалось поэтическое самосознание поэта, и к этой традиции обращались такие поэты, как В. Капнист, А. Востоков. С. Тучков, Г. Державин;
✓ испытывает сильное влияние стихотворения "Памятник" Г. Державина, и это выражается в следующем:
• сходство названия стихотворения;
• использование выражений, присутствующих в стихотворении Державина;
• определение сути своих поэтических заслуг и ценности творчества;
• композиционное, строфическое, ритмическое и лексическое сходство:
- шестистопный ямб;
- разделенность на пять строф;
- ритм александрийского стиха;
- цезура;
✓ отличается от державинского стихотворения следующими особенностями:
• соединение образа идеального памятника с реальными чертами;
• простота языка в некоторых строфах;
• сочетание традиционности и новизны языка, что выражается в присутствии фонетических архаизмов и библейского стиля ("сущий", "всяк", "дикой") и одновременно выражений, несущих новый, непривычный смысл ("друг степей калмык", "ныне дикой тунгус" и др.);
• своеобразие языка, когда некоторые слова имеют не одно, а несколько значений, тем самым создавая богатый подтекст;
• богатство средств поэтической выразительности, к которым относятся:
- эпитеты ("главой непокорной");
- олицетворения ("Веленью Божию, о Муза, будь послушна");
- метонимия ("Что чувства добрые я лирой пробуждал...");
- синекдоха ("И гордый внук славян...");
✓ имеет своеобразную композиционную структуру:
• развитие в каждой последующей строфе мотива предыдущей;
✓ в жанровом отношении является одой, которая, будучи типичным жанром классицизма, у Пушкина приобретает определенные особенности, заключающиеся в следующем:
• срастается с жанром "поэтического размышления", имеющим ярко выраженные публицистические черты;
• отвергает проставление империи и державной власти, тем самым разрушая саму суть жанра оды.
36. Трилогия А. Гончарова
«Сквозная тема» «романной трилогии» «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» – Россия на переломе двух эпох: патриархально крепостнической и пореформенно буржуазной. Прекраснодушный романтизм Александра Адуева, мечтательная лень Обломова, мудрый консерватизм бабушки Татьяны Марковны Бережковой в «Обрыве» – все это разные лики уходящей патриархальности. Им противостоят образы «деловых людей»: Петра Адуева, Штольца, Тушина. Причем во всех трех романах Гончаров изображает смену исторических эпох как процесс принципиально неоднозначный, в котором духовные обретения неизбежно влекут за собой и духовные потери, и наоборот. В каждом укладе Гончаров видит свои плюсы и минусы, всецело не связывая ни с одной из сторон исторического противоборства авторский идеал «нового человека».