Файл: 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. КОНФЛИКТ. Внешний: между Хлестаковым как ревизором и чиновниками города. Взаимоотношения героев основаны на недоразумении, а не на глубоких противоречиях между ними. Внутренний: между властью и народом.

Многие фразы “Ревизора” стали крылатыми: “Грешки грешкам — рознь”, “Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?”, “С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: “Ну что, брат Пушкин?” — “Да так брат, — отвечает, бывало, — так как-то все...”, “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!”.

Для создания комического Гоголь использует и традиционные приемы:

- говорящие и двойные фамилии (судья Ляпкин-Тяпкин, лекарь Гибнер, полицейские Держиморда, Уховертов и т.п.);

- комичные ситуации (падение Бобчинского, Городничий надевает футляр вместо шляпы и др.).

Гоголь использует в “Ревизоре” и прием отражения одного характера в другом, который во второй половине XIX века воплотится, например, в системе “двойников” у Достоевского. Отражаются друг в друге Хлестаков — Осип, Хлестаков — Городничий, Бобчинский - Добчинский, Марья Антоновна — Анна Андреевна и др.

Важным в поэтике комедии является гротеск. Современный исследователь В.М. Маркович пишет об этом: “Художественный мир “Ревизора” — столько же гротескный, сколько и достоверный, потому что сама “материя” изображаемой жизни (социальная, психологическая, бытовая) обретает в комедии Гоголя гротесковое качество”.
19.Поэзия Е.Баратынского

Евгений Абрамович Баратынский - самый крупный и самый глубокий после Пушкина поэт поколения, пришедшего в литературу вслед за Жуковским и Батюшковым. В творчестве Баратынского преобладают элегии и поэмы. При жизни он не был избалован читательским вниманием. Творческий путь Баратынского принято разделять на четыре этапа
1.1818—1824 гг. — ранний период, преобладает жанр элегии — от лю­бовной до медитативной;
2. 1824—1827 гг. — кризис жанра элегии и переход от описательной поэмы («Пиры») к романтическим поэмам («Эда», «Бал»);
3.1827—1833 гг. — освоение новых поэтических тем и лирических жанров, а также угасание жанра поэмы («Цыганка»);
4. 1833—1844 гг. — расцвет философской лирики. Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии "Буря», в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в "Стансах». После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план теперь выходит философское начало, темы великой скорби, одиночества. "Последняя смерть", "Смерть", "Недоносок", "На что вы, дни", "К чему невольнику мечтания свободы?..


Первые произведения — Это стихотворения в духе традиционной лирики той поры — Ба­ратынский обращается с посланиями к друзьям, не скупится на эпиграммы, сочиняет элегии, мадригалы, пробуя свои силы в разнообраз­ных малых лирических формах. Преимущественные темы и мотивы лирики Баратынского ранней поры — эпикурейские наслаждения в дружеском кругу. Однако, воспевая беспечные ра­дости жизни, поэт никогда не забывает, что они преходящи, и прерывает их «вздохами» о быстро наступающей старости или неумолимо подстере­гающей смерти. Вскоре из лирики практически исчезают мотивы удалого дружеского застолья. В стихотворениях 20-х годов Баратынский пишет о разлуке. Он обнаруживает в себе «Старость души» - характерную черту начала 19 столетия. В «Признании» поэт строит ситуацию любовной элегии уж без любви. Она посвящена не признанию в любви, а признанию в нелюбви. Любовь героя гибнет в совершенно обыкновенных обстоятельствах, и сам герой обыкновенный.

Стихотворение «Звезда» было написано Евгением Баратынским. Основная мысль в нем — это люди и звезды, и среди них - единственная и лучшая, которая у каждого своя. Автор, описывая небесные тела, легко и непринужденно сравнивает их с людьми. Он рассказывает о красоте звезды, которая милее всех для него и на небе, и на земле. Она ассоциируется у него с возлюбленной. Благодаря всем этим легким мыслям стихотворение стало нежным, и читая его, становится легко на душе. Основная мысль автора раскрывается с помощью одной большой метафоры - скрытого сравнения звёзд и людей.

Главная причина кратковременности успеха Баратынского лежала в отсутствии оригинальности и в однообразии его произведений. Все, что он мог дать, он дал в период своего пребывания в Финляндии. Подобно Пушкину, Баратынский увлекался байронизмом. Герои эпических произведений его сильно напоминают героев Байрона или Пушкина первой поры его развития. Но Пушкин пошел дальше, Баратынский же ничего не мог создать, кроме туманных и неопределенных образов мечтательных и разочарованных героев, Все последующие произведения Баратынского – повторения первых опытов.

Как говорил великий русский поэт Александр Пушкин, поэзия Баратынского – это поэзия мысли. Поэт нового времени, романтик со сложным душевным миром, полным горести и скорби, вкладывавший в искусство большую личную страсть, был оригинален, ибо мыслил правильно и независимо. Белинский справедливо полагал, что из всех поэтов-современников Пушкина первое место занимает Баратынский Евгений Абрамович. Творчество его являет собой огромное наследие для современного поколения. После смерти Баратынского наступил длительный период практически полного забвения его произведений. Интерес к творчеству поэта возродился в конце 20 – начале 21 века.


20.Историческая концепция А.Пушкина в «Капитанской дочке» и своеобразие жанра

«Капитанская дочка» — исторический роман Александра Пушкина, действие которого происходит во время восстания Емельяна Пугачёва.

«Капитанскую дочку» можно назвать и повестью и романом. Исследователи, усматривающие генетическую связь между жанром “Капитанской дочки” и романами Вальтера Скотта, опираются на реальные факты. Вальтер Скотт – создатель исторического романа. Пушкин высоко ценил творчество и художественные достижения английского писателя. Величие Вальтера Скотта – в историзме его мышления. Он потому создал исторический роман, не только верно изображал национально обусловленные быт, культуру, костюмы, обстоятельства жизни, но и тип сознания исторических деятелей и вымышленных героев именно данной эпохи. Пушкин не только усваивал опыт Вальтера Скотта, но преодолевал свойственные его романам недостатки, решительно обновлял жанр исторического романа. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает судьбы, жизнь частных людей. «Капитанскую дочку» принято называть повестью. Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок. Но судьба героев дана не просто на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа. События повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева.

Жанровое своеобразие

«Капитанская дочка» —это и семейная хроника Гриневых (критик Н.Н.Страхов заметил: «"Капитанская дочка" есть рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочери капитана Миронова»), и роман-биография самого мемуариста Петра Гринева, и роман воспитания (история становления характера дворянского «недоросля»), и роман-притча (судьбы героев — развернутая нравственная максима, ставшая эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду» ).

Историческую основу повести составляют реальные события крестьянской войны; подробно описан Пушкиным весь ход восстания: взятие крепостей, осада Оренбурга. В художественном мире повести тесно переплелись исторические личности той эпохи, — Пугачев, Хлопуша, Белобородое, Екатерина II — и вымышленные персонажи — Гринев, Швабрин, Маша Миронова. Потому что образ каждого помогает ярче и насыщеннее увидеть и понять события тех лет. Повесть «Капитанская дочка» А. С. Пушкина можно назвать исторической не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно четко в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности правдиво описано восстание Пугачева.

21. Басня Крылова

Иван Андреевич Крылов — русский публицист, баснописец, поэт, издатель сатирико-просветительских журналов. Басни Крылова не теряют актуальности и в наши дни. В своих баснях Иван Крылов высмеивал человеческие недостатки — трусость, лесть и угодничество, несправедливые отношения между людьми. По содержанию басни Крылова можно разделить на три части:

1) те, в которых осмеиваются общечеловеческие недостатки и пороки;

2) те, в которых автор обличает общественные недостатки современной ему жизни и

3) басни исторические.
Первый отдел самый обширный. Во многих баснях Крылов осмеивает глупость и невежество со всевозможными оттенками этого недостатка; так, глупая мартышка сердится на очки только потому, что она не умеет ими пользоваться («Мартышка и очки»); обезьяна по глупости не узнает своего отражения в зеркале («Зеркало и обезьяна») – да еще, пользуясь случаем, критикует и осуждает ближних; глупец не умел просто открыть ларчика («Ларчик»); «Любопытный» по своей умственной близорукости видит только мелкие подробности жизни и не замечает главного. В замечательной басне «Лжец» осмеивается одновременно хвастовство, ложь, глупость и увлечение всем иностранным, то «чужебесие», которым Крылов всегда возмущался.

Тщеславие и лесть осмеяны в «Вороне и лисице». От лести недалеко до угодничества; оно остроумно и тонко обличается в басне «Две собаки». Тяжело живется «верному псу Барбосу», этому честному труженику, между тем, как Жужу, «кудрявая болонка», прекрасно сумела устроить свою жизнь, – и как? Лишь тем, что она перед хозяевами «на задних лапках ходит». Эгоизм осмеян в басне «Лягушка и Юпитер»; тот же эгоизм, и еще с оттенком полного равнодушия к чужой беде, изображен в басне «Чиж и голубь»; неблагодарность – в «Волк и журавль»; жадность – в «Фортуна и нищий» и т. д.

 

Во втором разряде басен, в которых обличаются общественные недостатки, говорится главным образом о неправосудии, подкупности, взяточничестве, – и затрагивается вопрос воспитания детей.

Неправосудие и взяточничество ярко изображено в таких баснях, как «Крестьянин и овца», «Лисица и сурок», «Рыбьи пляски», «Щука». В этой последней басне Крылов изображает суд с беспощадной насмешкой, которая сквозит в каждом слове. Со злой иронией описываются судьи: 


То были: два осла,
Две клячи старые, да два иль три козла.
Для должного ж в порядке дел надзора
Им придана была лиса за прокурора,


так как обвиняемый, щука,

лисаньке снабжала рыбный стол,

то лиса хитрыми уловками спасает щуку, обманывая и одурачивая «почтенных судей: она предлагает заменить назначенную щуке казнь повешенья, другой, по ее словам более страшной: – «утопить ее в реке». «Прекрасно!» – кричат ослы, козлы и клячи, не понимая обмана прокурора, «и щуку бросили в реку», так что она и впредь будет поставлять «лисаньке» рыбу. Как бы наивно Крылов вставляет посредине своего рассказа глубоко ироническую фразу: «Со всем тем не было в судьях лицеприятья».

Лиса во всех этих баснях играет роль хитрого плута, взяточника, – у нее всегда «рыльце в пушку» («Лисица и сурок»). Овцы – всегда изображают обиженный элемент («Крестьянин и овца»). Лев, как верховная власть, иногда карает обманщиков («Рыбьи пляски»).

Вопрос воспитания детей затрагивается в баснях «Кукушка и горлинка», «Крестьянин и змея». Крылов осуждает тех родителей, которые отдают своих детей на воспитание посторонним людям, «вверяют их наемничьим рукам»; так кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. Такие родители в старости не могут и не должны ждать любви и ласки от своих детей. В басне «Крестьянин и змея» Крылов намекает на то, что родители часто не разбираются в достоинствах воспитателя иностранца, которому они поручают своих детей. В его басне крестьянин как раз правильно разбирается в этом вопросе и отказывается принять змею в дом. «Отцы», заканчивает Крылов свою басню, – «понятно ль вам, на что здесь мечу я»?..

 

Исторических басен у Крылова не так много.

Басня «Волк на псарне» написана в 1812 г. и изображает Отечественную войну. Наполеон – волк, седой ловчий – Кутузов. Волк думал, что легко справится с овцами, – но враги его оказались не овцами, а злыми псами, готовыми растерзать «серого забияку». «Псарня стала адом». «Бегут – иной с дубьем, иной с ружьем» – намек на партизанское движение русских. – «Огня! – кричат – огня. Пришли с огнем», – намек на пожар Москвы. Волк хочет пуститься в переговоры, как Наполеон, предлагавший Кутузову начать переговоры о мире; но старый ловчий (Кутузов) прервал речь волка словами: «Ты сер, а я, приятель, сед. И волчью вашу я давно натуру знаю... А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой», – «И тут же выпустил на волка гончих стаю».