Файл: Виды кредитных операций и кредитов на примере оценки кредитоспособности заемщика сбербанком РФ (Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика с позиции коммерческого банка).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика с позиции коммерческого банка
1.1 Сущность понятия кредитоспособности заемщика
1.2 Особенности оценки кредитоспособности заемщика российских банков
2. Оценка кредитоспособности заемщика по методике Сбербанка РФ
2.1 Анализ условий кредитных программ Сбербанка РФ
2.2 Алгоритм оценки кредитоспособности заемщика по методике Сбербанка РФ
3. Совершенствование методики оценки кредитоспособности заемщика
Кфин.уст.
= Собственный капитал,руб. × 100%, (2)
Валюта баланса,руб.
- Коэффициент прибыльности (рентабельности):
Характеризует количество прибыли, приходящей на 1 рубль выручки. При анализе данного коэффициента Кредитный инспектор должен сравнить уровень доходности и ставку по кредиту за определенный период с целью определения целесообразности использования кредита с точки зрения эффективности их использования.
Кприб.
= Среднемес.чистая прибыль руб.
Среднемес.выручка от реализации, руб.
× 100%, (3)
- Коэффициент наличия собственных средств
Кнал.соб.ср.
= Собственный капитал,руб. × 100%, (4)
Валюта баланса,руб.
Коэффициент характеризует финансовую независимость предприятия и показывает долю собственного капитала Заемщика в валюте баланса. Рекомендуется чтобы величина собственного капитала сумме валюты баланса составляла не менее 25%.
- Коэффициент рентабельности:
Кприб.
= Среднемес.чистая прибыль руб.
Среднемес.выручка от реализации, руб.
× 100%, (5)
- Период оборачиваемости товарно-материальных запасов:
Коб.ТМЗ
= Стоимость ТМЗ руб.
Среднемес.себестоимоть реализ.товара руб.
× 30дней, (6)
Отражает время превращения ТМЗ в денежную форму. Скорость оборота товарно-материальных запасов является ключевым критерием, по которому можно судить о ликвидности предприятия. При расчете показателя необходимо учитывать тот факт, что при наличии сезонности бизнеса динамика показателя может носить негативный характер.
- Период оборачиваемости кредиторской задолженности:
Коб.КЗ
= Кредиторская задолженность,руб.
Среднемес.себестоимоть реализ.товара руб.
× 30дней, (7)
Характеризует время, в течение которого бизнес Заемщика сгенерирует необходимые для погашения текущей кредиторской задолженности денежные средства [6].
- Период оборачиваемости дебиторской задолженности:
Коб.ДЗ
= Дебиторская задолженность,руб.
Среднемес.выручка от реализ.товара руб.
× 30дней, (8)
Отражает время превращения дебиторской задолженности в денежную форму. Продолжительность периода оборачиваемости оказывает прямое влияния на платежеспособность предприятия. Период оборачиваемости дебиторской задолженности в общем случае должен быть меньше периода оборачиваемости кредиторской задолженности. В
противном случае, Кредитный инспектор должен проанализировать бизнес Заемщика на наличие кассовых разрывов и по результатам такого анализа сделать соответствующие выводы в Заключении кредитующего подразделения.
Нужно так же обращать внимание на то, что группировка показателей кредитоспособности крайне условна, т. к. любая кредитная организация может и сама определять набор экономических коэффициентов, представляющих для нее заинтересованность. Система оценки кредитоспособности заемщика с применением качественных и количественных показателей является комплексной, так же ее исполнение оказывать содействие минимизации риска не возврата кредита [2].
Для минимизации кредитных рисков так же нужно дополнительно применять методы оценки кредитоспособности заемщика, сформированные на основе прогнозирования банкротства заемщика. На практике зарубежных финансовых компаний с целью оценки вероятности банкротства наиболее часто применяют «Z-счет Альтмана» (индекс кредитоспособности). Индекс кредитоспособности выстроен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа, позволяющий разбить хозяйствующие субъекты на допустимых банкротов и не банкротов.
Коэффициент вероятности банкротства Z рассчитывают с помощью пяти показателей, каждый из которых был наделен установленным весом, определенным статистическими методами [7, 8].
Расчет Z-оценки выглядит следующим образом:
Z = 1,2Х1 + 1,4Х2 + 3,3Х3 + 0,6Х4 + Х5, (9)
где, X1 – определяет сумму чистых ликвидных активов предприятия по отношению к совокупным активам;
X2 - показывает величину финансового рычага компании. Рассчитывается: нераспределенная прибыль к сумме активов компании;
X3 - показывает эффективность операционной деятельности предприятия. Рассчитывается: прибыль до налогообложения к общей стоимости активов;
X4 - рыночная стоимость собственного капитала / бухгалтерская (балансовая) стоимость всех обязательств;
Х5 - отражает рентабельность активов компании. Рассчитывается: объем продаж к общей величине активов компании.
В следствие расчета Z – показателя для определенной организации подводиться итог:
- Если Z < 1,81 – вероятность банкротства составит от 80 до 100%;
- Если 2,77 <= Z < 1,81 – средняя вероятность краха предприятия от 35 до 50%;
- Если 2,99 < Z < 2,77 – вероятность банкротства не большая от 15 до 20%;
- Если Z <= 2,99 – ситуация в компании является стабильной, риск неплатежеспособности на протяжении ближайших двух лет значительно мал. Достоинством данной модели заключается в точности прогноза на горизонте одного года, которые составляет 95%, на два года – 83%. Недостатком для данной модели является то, что ее, возможно, рассматривать лишь только касательно крупных предприятий, разместивших на фондовом
рынке свои акции.
В западных банках в последнее время разрабатывают методы оценки качества вероятных заемщиков с использованием разнообразного рода статистических моделей. Специалисты кредитных организаций стараются сформировать стандартные подходы для объективной характеристики заемщиков, разыскать числовые критерии для разделения будущих заемщиков по степени их надежности [5].
Примером такого метода оценки кредитоспособности является кредитный скоринг [1]. Скоринговая модель может применяться как для оценки уже предоставленного кредита, т. е. уровня вероятности нарушения организацией условий кредитного соглашения, так и для отбора допустимых заемщиков. Скоринговая модель создается банками, самостоятельно истекая из позиций и традиций делового оборота, а также банковского законодательства в конкретной стране. Скоринг - это интегральный показатель, включающей в себя взвешенную сумму установленных характеристик [2]. Чем он больше, тем выше надежность анализируемого заемщика. В зависимости от набранных очков организация оказывается в одной из групп риска, определенных кредитной организацией.
При анализе кредитов используются разнообразные приемы кредитного скоринга – от простейших формул до сложных математических моделей. Преимущества скоринга: стремительность и беспристрастие в принятии решения по вопросу предоставлении ссуды кредитным экспертом, недостатком – необходимость широкой выборки по организациям с известными итогами реализации заемщиком кредитных обязательств за несколько лет.
В качестве центрального инструмента многие банки для оценки кредитоспособности применяют рейтинговую систему. В данном случае проблема кредитных рисков сводится к единственному показателю – установлении рейтинга заемщика. Рейтинг устанавливается в баллах.
Для оценки кредитного рейтинга заемщика применяются показатели, такие как прогнозируемый денежный поток, коэффициент прогноза банкротств, коэффициент покрытия общей задолженности, ликвидационная стоимость и др.
После того, как будет присвоен рейтинг, кредитный эксперт принимает предварительное решение о вероятности выдачи кредита. В зависимости от уровня риска, определенного согласно рейтингу, проценты за пользование кредитом могут варьироваться в большую или меньшую сторону. Высокий кредитный рейтинг приносит вероятность приобретения кредита на льготных условиях под более малый процент. Преимущества рейтинговых систем заключается в вероятности учесть неформализованные показатели анкетного типа. Данная особенность дает возможность создавать всеобъемлющие рейтинги.
Необходимо так же подметить, что в последнее время обширно обсуждался вопрос о применении зарубежного опыта оценки кредитоспособности. Все же зарубежные методики по-прежнему не находят отображения в практике российских кредитных экспертов. Но данные методики, с точки зрения специалистов, являются довольно острыми в современной России с учетом ориентации на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности.
Разнообразные способы оценки кредитоспособности отличаются друг от друга числом показателей, используемых в качестве составных частей всеобщего рейтинга заемщика, а также разными подходами к самим характеристикам и приоритетностью каждой из них. Разнообразные методы оценки кредитоспособности не исключают, а наоборот дополняют друг друга, соответственно, использовать их стоит в комплексе [4].
Таким образом, необходимо отметить, что в настоящее время важнейшая проблема в практике внедрения зарубежных методик оценки кредитоспособности заемщика – это их адаптация к российским реалиям. Исследование зарубежного опыта кредитования и применение его в современной отечественной банковской практике, возможно, поможет снять многие проблемы российских банков.
2. Оценка кредитоспособности заемщика по методике Сбербанка РФ
2.1 Анализ условий кредитных программ Сбербанка РФ
Сбербанк России - это крупнейший банк Российской Федерации и стран СНГ. Год основания банка - 1841 г. [23].
На сегодняшний день Сбербанк России - это современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности разнообразных групп населения в обширным спектром банковских услуг. На рынке вкладов Сбербанк захватывает крупнейшую долю и является главным кредитором российской экономики.
В последнее время Сбербанк значительно расширил свое международное присутствие. Кроме стран СНГ, Сбербанк представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший Volksbank International) и в Турции (DenizBank) [23].
Главным учредителем и акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, обладающий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Иные акционеры Банка - международные и российские вкладчики.
Главная миссия банка предопределяет значение и содержание деятельности Сбербанка, подчеркнув ее главную роль в экономике России. Главная основа всей деятельности банка как организации - клиенты банка, их потребности, мечты и цели. Также миссия банка определяет амбициозную цель - стать одной из наилучших финансовых организаций мира, тем самым подчеркивая, как немаловажны для Сбербанка его сотрудники, и насколько
исполнение его целей неисполнима без осуществления их собственных и профессиональных целей. Возвышенные цели завоевывают команда единомышленников в которой сплачивается совместная система ценностей.
На долю Сбербанка приходится 46% вкладов жителей, 38,7% займов физическим лицам и 32,2% займов юридическим лицам.
На сегодняшний день Сбербанк состоит из 14 территориальных банков и более 16 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, размещенных на территории 11 часовых поясов.
Среди клиентов Сбербанка - более 1 млн. организаций (из 4,5 млн. зарегистрированных юридических лиц в России). Сбербанк обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних организаций приводится более 35% корпоративного кредитного портфеля банка. Остальная часть - это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов.
Сбербанк предоставляет малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям (ИП) кредиты на пополнение оборотных средств, на приобретение транспорта, оборудования и недвижимости. В банке действуют специальные программы кредитования на выкуп арендуемых помещений, на покупку автомобилей «ГАЗ», на участие в государственном заказе. Сбербанк России является одним из немногих банков, предлагающих малому бизнесу кредиты без залога. Такие кредиты предоставляются на срок до трех лет в размере до двух миллионов рублей.
По итогам 2015 года Сбербанк занял 1 место в рейтинге российских банков по объемам кредитования малого и среднего бизнеса. По состоянию на февраль 2018 года банк выдал кредитов на сумму 11 904,87 млрд. руб., что на 2,6% больше показателя 2017 года [24].
Место нахождения рассматриваемого дополнительного офиса Сберегательного банка Российской Федерации осуществляемого определенные ранее услуги определяется местом его государственной регистрации: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Кошурникова, 8/1 [23].
«Доп.офис №8047/0603 Сбербанка России» г. Новосибирска предоставляет услуги для физических и юридических лиц: кредит потребительский, образовательный, ипотека, автокредит, кредитные карты, рефинансирование кредита. Осуществляет прием вкладов и депозитов: срочный вклад, вклад онлайн, вклад для расчетов, сберегательный сертификат, выплаты АСВ, компенсации по вкладам, а также розыск счетов.