Файл: Программа по художественной гимнастике для государственного бюджетного учреждения Краснодарского края Центра спортивной подготовки по художественной гимнастике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 группа – средства восстановления одного тренировочного занятия, ускоряющие и сохраняющие работоспособность непосредственно на тренировочном занятии.
Целенаправленное применение педагогических средств восстановления в тренировочном процессе, с указанием методики и функционального назначения.
№ п/п
Восстановительные средства
Методика
Функциональное значение
1.
Оптимальное построение тренировок в микро и макроциклах
Обеспечивает высокий уровень
ОФП, ФР.
Нормализация деятельности ЦНС и
ССС
2.
Исключение монотонности тренировок на каждой тренировке
Способствует повешению объема и интенсивности тренировочных нагрузок
3.
Волнообразность и ступенчатость планирования нагрузок в микро и макроциклах
Использование потенциальных возможностей организма. Перевод организма на более высокий функцион. уровень. Отодвигаются границы утомления.
4.
Разнообразие средств и методов обучения регулярно на контрольных и модельных тренировках
Подготовка всех систем организма к целенаправленной мышечной деятельности, создание благоприятного фона
5.
Системная, полноценная разминка в подготовительном и соревновательном периоде
Совершенствование технико- тактической подготовленности через нормализацию деятельности
ССС, анаэробных возможностей
6.
Индивидуализация при планировании в соревновательный и восстановительный период
Повышение специальной работоспособности, повышение аноэробных механизмов энергообеспечения
7.
Планирование контрастных циклов в соревновательный и восстановительный период
Снятие общего и локального утомления
8.
Планирование восстанови- тельных циклов и дней профилактического отдыха в восстановительном периоде
Создание оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в организме
Целенаправленное применение психологических средств восстановления.
№ п/п
Методы саморегуляции в спорте
Методика
Функциональное назначение
2.
На этапе начальной подготовки:
1,2,3 годов обучения
Применяются систематически под руководством тренера психолога
Способствуют созданию оптимальных психических и психовегетативных предпосылок для успешного выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок.
3.
На этапе начальной специализации: УТ-1,2,3,4,5
Диапазон использования последовательно расширяется
Обеспечивает облегченный переход к отдыху.
Способствует активизации и гармонизации основных жизненно- важных функций организма.
4.
На этапе высшего спортивного мастерства
Целенаправленное применение медико-биологических средств восстановления
№ п/п
Восстановительные средства
Методика
Функциональное назначение
1.
Витаминотерапия, применение витаминов и комплексов: аэровит, аевит,
комплевит, ундевит, гексивит, витамин С
По назначению врача прием 2-3 недели во время приема пищи
Нормализация обменных процессов
2.
Препараты пластического действия: рибоксин, сапарал кобамавит,фосфаден, карнитин, оротат калия.
Принимать по назначению врача
Повышают содержание белка и неклеи- новых кислот. Усиливают обмен угле- вводов, жиров.
Увеличивают мышечную массу и силу.
Повышают энергетический потенциал
3.
Препараты энергетического действия: панангин, сапарал,
рикоксин, АТФ, липоевая кислота
Прием строго по назначению врача.
Повышают устойчивость организма к гипоксии. Способствуют созданию в организме энергетических депо.
Активизируют деятельность ферментов коферментных систем
4.
Стимуляторы кроветворения:
ферроплекс, фитин, коамид, фолиевая кислота, гемостиму- лин.
Назначается при спортивной анемии врачом, в среднегорье
Стимулируют кроветворение.
План антидопинговых мероприятий
Проблема использования спортсменами запрещенных в спорте веществ и методов носит острый характер: допинг наносит непоправимый ущерб здоровью спортсменов, спортивной карьере и репутации, негативно сказывается на имидже спортивной организации и страны в целом.
Масштаб проблемы, исходящей от допинга, огромен. Как показывает статистика, большинство проблем, связанных с применением запрещенных в спорте веществ и методов, вызвано отсутствием у спортсменов и их тренеров элементарных знаний о своих правах и обязанностях, о том, какие препараты запрещены для использования в спорте, о процедурных аспектах допинг-контроля и др.
Чтобы оградить занимающихся от подобных проблем, в ЦСП в течение года применяются следующие методы борьбы с допингом:
- административный состав совместно с тренерским на совещаниях, «круглых столах» анализирует, изучает данную проблему;
-разрабатываются методические пособия по данной теме;
- проводятся лекции с занимающимися о вреде допинга, об ответственности за применение допинга;
- ознакомление со списком запрещенных препаратов;
- о порядке сдачи проб на допинг и об ответственности за уклонение от сдач проб.
Инструкторская и судейская практика
В течение всего периода обучения тренер готовит себе помощников из числа гимнасток, привлекает гимнасток старших разрядов к организации занятий, приёму нормативов по ОФП и СФП у гимнасток младших разрядов.
С гимнастками проводится судейский инструктаж, теоретический и практический экзамен. На этапе углубленной специализации старшим гимнасткам поручается работа по организации и проведению спортивных праздников в своем отделении, показательных выступлений, спортивных конкурсов, викторин, подвижных игр, эстафет и т.д.
Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на
каждом из этапов спортивной подготовки
Многолетняя подготовка гимнасток делится на 4 этапа.
Результатом реализации Программы на 1 этапе отбора и начальной подготовки
(возраст 6-8 лет) является:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков («школы движений»);
- теоретическая, общая и специальная физическая подготовка;
- освоение основ техники по виду спорта художественная гимнастика;
- приобретение опыта выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта художественная гимнастика;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменок;
- отбор перспективных юных спортсменок для дальнейших занятий по виду спорта художественная гимнастика.
Средства: различные виды ходьбы и бега, партерная разминка с элементами
«школы», ОФП и СФП, беспредметной подготовки, «обучающие» уроки с предметами, подвижные и музыкальные игры, простейшие танцевально-спортивные комбинации, соревнования по ОФП, СФП, групповым упражнениям, юношеским разрядам.
Результатом реализации Программы на 2 этапе специализированной подготовки, тренировочном этапе (возраст 8-13 лет) является:
- общая и специальная физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка;
- стабильность демонстрации спортивных результатов на официальных спортивных соревнованиях;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменок.
Средства: все виды упражнений ОФП, СФП, технической – базово- равновесно- вращательной и прыжково-акробатической подготовки, хореографической
(классическая разминка у станка и в партере) подготовки, музыкально-двигательной подготовки, начальной тактической подготовки, регулярные соревнования по физической, технической и спортивной подготовке.
Для 2 этапа специализированной подготовки характерно: увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Занятия проводятся
4-6 раз в неделю по 2-3 часа.
Основная форма занятий остается обучающая, но появляются элементы тренировочного типа занятия с учетом индивидуального подхода в развитии двигательных способностей при составлении соревновательных программ.
Велика роль на данном этапе воспитательной работы, как коллективной, так и индивидуальной.
Результатом реализации Программы на этапе спортивного совершенствования гимнасток (возраст 13-16 лет) является:
- повышение функциональных возможностей организма спортсменок;
- совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;
- стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
- поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
- сохранение здоровья спортсменок.
Основные средства: комплексы СФП на развитие активную гибкость и скоростно- силовые качества, практика по реализации соревновательных задач, скрупулёзная отработка соревновательной программы.
Методы 3 этапа подготовки: психологический тренинги тактические учения на модельных тренировках, индивидуальные постановочные занятия, теоретические занятия по видам подготовки.
На этом этапе целесообразно тренироваться 8-9 раз в неделю, т.е. 2-3-разовые тренировочные дни. Для этого этапа характерны: модельные тренировки, централизованная подготовка, например, тренировочные, предсоревновательные сборы, тренировочные сборы в спортивно-оздоровительных лагерях.
Результатом реализации Программы на этапе высшего спортивного мастерства гимнасток 16 лет и старше является:
- достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской
Федерации;
- повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных соревнованиях.
Система контроля и зачётные требования
Критерии отбора
(по возрасту, физическим качествам и телосложению)
Физические качества и телосложение
Уровень влияния
Скоростные способности
2
Мышечная сила
2
Вестибулярная устойчивость
3
Выносливость
2
Гибкость
3
Координационные способности
3
Телосложение
3
Условные обозначения:
3 – значительное влияние
2 – среднее влияние;
3 – незначительное влияние.
Нормативы общей физической подготовки для спортсменов ГБУ КК «ЦСП по
художественной гимнастике» отделения художественной гимнастики
НП
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения
(тесты) результат
Гибкость
И.П. – сед, ноги вместе
Наклон вперед
Фиксация положения 5 счетов
«5» – плотная складка, колени прямые
«4» – при наклоне вперед кисти рук выходят за линию стоп, колени прямые
«3» – при наклоне вперед кисти рук на линии стоп, колени прямые
Гибкость
И.П. – лежа на животе
«Рыбка» - прогиб назад в упоре на руках со сгибанием ног
Измеряется расстояние между лбом и стопами
«5» – касание стопами лба
«4» – до 5 см
«3» – 6-10 см
При выполнении движения колени обязательно вместе
Гибкость
И.П. – стойка ноги вместе, руки вверх, в замок.
Отведение рук назад
«5» – 45˚
«4» – 30˚
«3» – 20˚
Координационные способности
Равновесие на одной, другую согнуть вперед, стопа прижата к колену опорной ноги, руки в стороны
«5» – удержание положения в течение 6 секунд
«4» – 4 секунды
«3» – 2 секунды
Выполнять с обеих ног
Скоростно- силовые качества
Прыжки толчком двух ног
Оценивание по 5-бальной системе (легкость прыжка, толчок)
Сокращение, содержащееся в таблице: «И.П.» – исходное положение.
Нормативы общей физической подготовки
для спортсменов ГБУ КК «ЦСП по художественной гимнастике» на
тренировочном этапе
(этап спортивной специализации)
Т-1
Качество
Норматив
Оценка
Гибкость: подвижность тазобедренных суставов
Шпагат с опоры высотой
40 см с наклоном назад
1 - с правой ноги
2 - с левой ноги
«5» – плотное касание пола правым и левым бедром, захват двумя руками
«4» – 1 - 5 см от пола до бедра
«3» – 6 - 10 см от пола до бедра
«2» – захват только одноименной рукой
«1» - без наклона назад
Гибкость: подвижность тазобедренных суставов
Поперечный шпагат
«5» – выполнение шпагата по одной прямой
«4» - с небольшим заворотом стоп вовнутрь
«3» – до 10 см от линии до паха
«2» – 10 - 15 см от линии до паха
«1» – 10 - 15 см от линии до паха с заворотом стоп вовнутрь
Гибкость: подвижность позвоночного столба
«Мост» на коленях
И.П. – стойка на коленях
1 – прогнуться назад с захватом руками о пятки,
2-3 фиксация положения
4 – И.П.
«5» – плотная складка, локти прямые колени вместе
«4» – недостаточная складка в наклоне, согнутые руки
«3» - недостаточная складка в наклоне, согнутые руки, колени врозь
«2» – наклон назад, руками до пола
«1» - наклон назад, руками до пола, колени врозь
Гибкость: подвижность позвоночного столба
«Мост»
И.П. – основная стойка
1 - наклон назад с одноименным захватом руками голени
2 – 7 фиксация положения
8 – И.П.
«5» – мост с захватом руками за голень, плотная складка
«4» – мост с захватом
«3» – мост вплотную, руки к пяткам
«2» – 2 – 6 см от рук до стоп
«1» - 7 – 12 см от рук до стоп
Силовые способности: сила мышц пресса
Из И.П. лежа на спине, ноги вверх
1 – сед углом, ноги в поперечный шпагат
2 - И.П.
Оценивается амплитуда, темп при обязательном вертикальном положении спины при выполнении складки
Выполнение за 10 секунд
«5» – 7 раз
«4» – 6 раз
«3» – 5 раз
«2» – 4 раз
«1» – 3 раз
Силовые способности: сила мышц спины
Из И.П. лежа на животе
1 - прогнуться назад, руки на ширине плеч
2 - И.П.
Выполнить 5 раз
«5» - до касания ног, стопы вместе
«4» - руки параллельно полу
«3» - руки дальше вертикали
«2» - руки точно вверх
«1» - руки чуть ниже вертикали
Скоростно- силовые способности
Прыжки с двойным вращением скакалки вперед
«5» – 13 раз за 10 секунд
«4» – 12 раз
«3» – 11 раз
«2» – 10 раз
«1» – 9 раз
Координационные способности: статическое равновесие
Равновесие «захват»
И.П. – стойка, руки в стороны
Махом правой назад, захват разноименной рукой, стойка на левой - полупалец.
Тоже упражнение с другой ноги
Выполняется на полупальце с максимальной амплитудой
«5» – 4 секунд
«4» – 3 секунд
«3» – 2 секунд
«2» – 1 секунд
«1» – 0 секунды
Координационные способности: статическое равновесие
Равновесие в шпагат вперед, в сторону, назад
«5» – «рабочая» нога выше головы
«4» – стопа на уровне плеча
«3» – нога на уровне 90°
«2» - нога на уровне 90° разворот