Файл: Программа по художественной гимнастике для государственного бюджетного учреждения Краснодарского края Центра спортивной подготовки по художественной гимнастике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-бросковые элементы;
-прыжки;
-элементы, связки, соединения групп Д, Е;
-упражнения со скакалкой (прогоны)
Обруч
-бросковые элементы;
- элементы, связки, соединения групп Д, Е;
-упражнения с обручем (прогоны)
Мяч
-бросковые элементы;
-перекаты;
- элементы, связки, соединения групп Д, Е;
-упражнения с мячом (прогоны)
Булавы
-бросковые элементы;
-«мельницы»;
- элементы, связки, соединения групп Д, Е;
-упражнения с булавами (прогоны)
Лента
-бросковые элементы;
-отрабатывание рисунков («восьмёрки», «змейки», «спирали»);
-работа отяжелённой лентой;
- элементы, связки, соединения групп Д, Е;
-упражнения с лентой (прогоны)
Групповые упражнения с предметами
-взаимодействия, переброски, индивидуальная работа;
-групповые упражнения с предметами (прогоны).
Акробатика
-подъём с пола с чётко зафиксированной позицией переднего шпагата (0,4);
-переворот вперёд с чётко зафиксированной позицией переднего шпагата (0,4);
-переворот назад в позицию заднего шпагата – нога в сторону (0,4);
-перелёт с коленей в задний шпагат (0,4).
Участие в соревнованиях, контрольные испытания
27-33
263
Инструкторская и судейская практика
4-6
45
Восстановительные мероприятия
13-17
110
ИТОГО:
1144
Этап высшего спортивного мастерства
Содержание материала
%
Часы
Теоретический материал
4-6
65
- история развития и современное состояние художественной гимнастики;
-инструктаж по технике безопасности;
-предупреждение травматизма;
-основы композиции и методика составления произвольных комбинаций
-строение и функции организма человека;
-методика проведения учебно-тренировочных занятий;
-правила судейства, организация и проведение соревнований;
-периодизация и особенности тренировки на разных этапах подготовки;
-планирование, учёт и контроль в тренировочном процессе;
-изучение соревновательных программ (построение предсоревновательного микроцикла, моделирование соревновательного микроцикла);
-психологическая подготовка;
-периодизация и особенности тренировки на разных этапах подготовки.
Практика
Общая физическая подготовка
8,5-11
120
-комплексы для развития скоростно-силовых качеств;
-комплексы для развития силы;
-общая выносливость;
-специальная выносливость;
-комплексы на развитие ловкости;
-комплексы ОФП с отягощениями
Специальная физическая подготовка
17-24
270
Пассивная гибкость:
-растяжка в парах с партнёром (вперёд, в сторону, назад), оказывая сопротивление;
-махи после предварительной растяжки (во всех направлениях) с резиновым жгутом – 20 раз;
- махи с утяжелением (во всех направлениях) – 10-20 раз;
-растяжка силой по 1 мин. Между 2-х гимнастических скамеек (стульев).
Активная гибкость:
- удержание ноги вперёд, в сторону, назад, стоя на полупальце – 10 сек.Х3;
-поднимание ноги вперёд, перевод ноги в сторону, назад, держать по 2 сек.Х3;
-равновесие с прямой ногой назад – 5 сек.Х3;
-на носке тур лян, нога в сторону на 360* (нога в аттитюд, в кольцо, вперёд)
Вестибулярная устойчивость
- три кувырка вперёд в темпе, стойка на носке одной ноги, другую согнуть вперёд, руки вверх с закрытыми глазами. Держать 10 сек. (3 серии);
-3 прыжка (ноги вместе) с поворотом на 360*, в темпе кувырок вперёд, в темпе низкое равновесие, держать 5 сек. (3 серии);
-3 переворота назад, оставляя ногу в вертикальном шпагате, в темпе равновесие в кольцо, держать 5 сек. (3 серии с каждой ноги);
-2 перелёта «бочкой» на колени, толчком с коленей, ноги врозь в шпагат, соединить в стойке и переворот вперёд, удерживая ногу вперёд, равновесие на носке – держать 5 сек (3 серии с каждой ноги);
-4 фуэтэ, боковой наклон туловища, нога в сторону в шпагат (по 3 серии с каждой ноги);
-2 перелёта «бочкой» на колени, толчком с коленей, ноги врозь в шпагат, соединить в стойке и переворот вперёд, удерживая ногу вперёд, равновесие на носке – держать 5 сек. (3 серии с каждой ноги);
-4 фуэтэ, боковой наклон туловища, нога в сторону в шпагат (по 3 серии с каждой ноги).
Технико-тактическое мастерство
17-22
297
Хореография:
-деми плие и гран плие во всех позициях в сочетании с пор де бра и другими движениями рук;
-батманы тандю и тандю-жете, по 1,5 позициям во всех направлениях, в разных вариантах и сочетаниях;
-ронд де жамб партер и анлер, он де ор и он де дан в сочетании с другими элементами хореографии и художественной гимнастики;
-батман фондю и фрапе во всех направлениях и разных вариантах и сочетаниях;
-релеве лян и девлопе во всех направлениях и в разных сочетаниях с элементами хореографии и художественной гимнастики;
-пор де бра с различными волнами, взмахами, скручиваниями и наклонами;
-гран батман жете из 1 5 позиций в разных направлениях, вариантах и сочетаниях;
-адажио – соединение из поз, равновесий, поворотов и других движений;
-маленькие хореографические прыжки: шанжман – де-пье, жете, ассамблее;
-большие прыжки из художественной гимнастки: шагом прогнувшись, жете, жете со сменой ног, шагом со сменой, перекидные в кольцо и шпагат;
-народно-характерные и современные танцы из танце народов мира – 2 комбинации на 16-32 счета, составленные и выполненные во время зачётного урока;
-«партерная хореография».
Базовая техническая подготовка в комплексе с ОФП
Специальная техническая подготовка
программа МС
Без предмета
-совершенствование элементов групп Д, Е;
-совершенствование связок групп Д, Е
Скакалка
-бросковые элементы;
-прыжки;
-элементы, связки, соединения групп Д, Е;
-упражнения со скакалкой (прогоны)
Обруч
-бросковые элементы;
- элементы, связки, соединения групп Д, Е;
-упражнения с обручем (прогоны)
Мяч
-бросковые элементы;
-перекаты;
- элементы, связки, соединения групп Д, Е;
-упражнения с мячом (прогоны)
Булавы
-бросковые элементы;
-«мельницы»;
- элементы, связки, соединения групп Д, Е;
-упражнения с булавами (прогоны)
Лента
-бросковые элементы;
-отрабатывание рисунков («восьмёрки», «змейки», «спирали»);
- элементы, связки, соединения групп Д, Е;
-упражнения с лентой (прогоны)
Групповые упражнения с предметами
-взаимодействия, переброски, индивидуальная работа;
-групповые упражнения с предметами (прогоны).
Акробатика
-подъём с пола с чётко зафиксированной позицией переднего шпагата (0,4);
-переворот вперёд с чётко зафиксированной позицией переднего шпагата (0,4);
-переворот назад в позицию заднего шпагата – нога в сторону (0,4);
-перелёт с коленей в задний шпагат (0,4);
-акробатические элементы групп Д, Е с предметами.
Участие в соревнованиях, контрольные испытания
27-33
335
Инструкторская и судейская практика
4-6
65
Восстановительные мероприятия
13-17
200
ИТОГО:
1352
Требования к организации и проведению врачебно-педагогического,
психологического и биохимического контроля.
Медицинский контроль.
Лица, желающие пройти спортивную подготовку, зачисляются в организацию только при наличии документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра.
Спортсмены ЦСП проходят обязательные ежегодные углубленные медицинские осмотры, проводимые в МБУЗ «Центр медицинской профилактики» города
Краснодара. При необходимости назначаются более глубокие консультации в профильных учреждениях с дополнительными лабораторными и инструментальными исследованиями.
Медицинский осмотр (обследование) предусматривает:
- диспансерное углубленное обследование не менее двух раз в год;
- дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы;
- контроль за питанием спортсменов и использованием восстановительных средств.
Врачебно-педагогическое наблюдение (ВПН) проводится совместно врачом и тренером во время тренировок или соревнований с целью совершенствования процесса подготовки.
Основные задачи ВПН:
- оценка санитарно-гигиенических условий, в которых проводятся тренировочные занятия;
- изучение организации и методики проведения тренировочного занятия;
- изучение соответствия используемых нагрузок полу, возрасту и уровню подготовленности спортсменов;
- определение функционального состояния организма и уровня тренированности на различных этапах тренировки;
- оценка соответствия применяемых средств системы тренировки ее задачам и возможностям спортсмена в целях индивидуализации тренировочного процесса и совершенствования его планирования.
Педагогический контроль проводится для оценки динамики общей, специальной физической и технико-тактической подготовленности, функционального состояния организма, адекватности тренировочных нагрузок возможностям спортсменов.
В ЦСП тренерами осуществляются следующие виды педагогического контроля: промежуточный и текущий.
Промежуточный контроль проводится один раз в год, представляет собой сдачу контрольных нормативов по общей физической подготовке и специальной физической подготовке.
Его результаты позволяют определить: изменения физического развития, общей и специальной подготовленности занимающихся, оценить соответствие результатов нормативных требований и уровень индивидуального биологического развития, разработать комплекс мероприятий для коррекции тренировочного процесса и перевода занимающихся на следующий этап многолетней подготовки.
Текущий контроль определяет степень утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок.
Психологический контроль осуществляет тренер, который должен обладать всесторонними знаниями в области психологии спорта и уметь быстро реагировать на различные индивидуальные проявления спортсменов.
Биохимический контроль осуществляет
МБУЗ
«Центр
Медицинской
Профилактики».
Сегодня особое значение приобретают биохимические исследования, которые позволяют ответить на многие вопросы, в том числе связанные с анаболизмом (преимущественно процессы синтеза) и катаболизмом
(преимущественно процессы освобождения энергии). При адаптации организма к физическим нагрузкам, перетренировке, а также при патологических состояниях в организме изменяется обмен веществ, что приводит к появлению в различных тканях и биологических жидкостях отдельных метаболитов (продуктов обмена веществ), которые отражают функциональные изменения и могут служить биохимическими тестами либо показателями их характеристики. Поэтому в спорте наряду с медицинским, педагогическим, психологическим контролем используется биохимический контроль за функциональным состоянием спортсмена
Комплексы исследований составляются соответственно особенностям художественной гимнастики и уровню подготовленности спортсменов.
1 2 3 4 5 6 7
Рекомендации по организации психологической подготовки
Психологическая подготовка наряду с технической, тактической, физической, морально-волевой обеспечивает взаимосвязь и единство всего тренировочного процесса и во многом способствует росту спортивных результатов. Выделение психологической подготовки в самостоятельный раздел происходит на тренировочном этапе. На начальном же этапе это скорее воспитательный процесс.
Ведущую роль в психологической подготовке квалифицированных спортсменов играет сам тренер.
Средствами и методами психологической подготовки решаются основные задачи – совершенствование спортивного характера, максимально возможное развитие свойств личности, совершенствование нервно-психической регуляции.
Действенными методами психологической подготовки являются беседы тренера со спортсменами, приемы психо-педагогического воздействия: убеждения, внушения, дополнительные задания, моделирование ситуаций, идеомоторная тренировка.
Задачей психологической подготовки на тренировочном этапе является развитие таких свойств характера и волевых качеств, которые обеспечивали бы выполнение усложняющейся и быстро меняющейся тренировочной работы в зависимости от особенности спортивной деятельности. Средствами психологической подготовки следует обучать приемам самоконтроля и умению управлять предстартовым состоянием на соревнованиях.
В группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основными задачами психологической подготовки является развитие морально- волевых качеств характера, совершенствование приемов самовнушения и саморегуляции эмоциональных состояний во время соревнований и тренировок, развитие мотивации на достижение высших спортивных результатов.
Положительное влияние на воспитательный процесс спортсменов могут оказывать примеры деятельности тренеров, их моральные устои и правильность избранных направлений в применяемой методике тренировки в художественной гимнастике.
План применения восстановительных средств
В настоящее время в связи со значительной интенсификацией, уплотнения микроциклов тренировочных и соревновательных нагрузок рекомендуется применять 3 основные группы средств восстановления: педагогические, психологические и медико-биологические.
В организации и управлении тренировочным процессом в художественной гимнастике главными являются педагогические средства, которые должны присутствовать на всех этапах подготовки.
Педагогические средства восстановления представлены в виде двух групп:
1 группа
2 группа
Рациональное планирование тренировочного процесса.
Эффективное построение микро- и макроциклов.
Организация дней профилактики и отдыха, вариабельность нагрузки.
Разнообразие средств и методов.
Рациональное соотношение общей и специальной разминки.
Целенаправленное чередование нагрузок и отдыха.
Полноценная разминка.
Рациональное построение занятий.
Создание положительного фона на разминке.
Индивидуализация.
Идеомоторные и дыхательные упражнения.
Рациональная последовательность упражнений, частей, связок.
Эффективное использование интервалов отдыха.
Как следует из представленной таблицы:
1 группа включает педагогические средства рационального построения тренировочных занятий в микроцикле и макроциклах.