Файл: Определить, можно ли заданную диссертационную работу считать системой действий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 558
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 1
Тема: «Определить, можно ли заданную диссертационную работу считать системой действий».
Порядок решения.
1) Выделить элементы (действия, методики, результаты), из которых состоит рассматриваемая работа.
2) Установить связи этих элементов между собой.
3) Определить, расположены ли эти элементы в тексте работы в соответствие с их связями с другими элементами.
4) Выявить элементы, которые не имеют системных связей.
5) Построить системную схему данной диссертационной работы.
6) Сделать вывод по результату решения задачи.
Выполнения задания 1
Для анализа выбрана диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук на тему: «Определить, можно ли заданную диссертационную работу считать системой действий».
Решение.
1. Выделяем элементы, из которых состоит выбранная диссертация.
1) Актуальность.
2) Цель.
3) Гипотеза.
4) Задачи работы.
5) Научная новизна
6) Анализ способов получения мелкокристаллической шихты.
7) Исследования тепловых условий наплавки.
8) Исследование тепловых условий сварки.
9) Разработка технологии наплавки.
10) Разработка технологии сварки гранул.
11) Общие выводы.
2. Устанавливаем связи между выявленными элементами работы.
1) Актуальность работы обусловлена тем, что литейные алюминиевые сплавы имеют хорошие эксплуатационные и технологические свойства, но низкие механические свойства. Эти свойства можно повысить модифицированием, но известные шихтовые материал имеют крупнозернистое строение. Этот недостаток снижает эффективность модифицирования.
2) Из недостатка известных технологий вытекает цель диссертационной работы: повышение качества модифицирующих материалов путём разработки технологии получения мелкокристаллической шихты.
Цель обусловлена актуальностью работы, связь между этими элементами имеется.
3) Анализ способов получения мелкокристаллической шихты. Назначение анализа явно связано с целью. Из рассмотренных при анализе способов вытекает гипотеза, основанная на противоречии: шихта должна быть в виде мелких гранул, чтобы иметь более мелкую кристаллическую структуру, но шихта должна быть в виде крупных слитков, чтобы иметь как можно меньшую общую поверхность. Однако противоречие не сформулировано, оно просматривается в формулировке гипотезы.
Задачи работы также явно связаны с целью, они вытекают из результатов анализа, являются фактически выводами из анализа известных способов получения мелкокристаллической шихты.
Связь между анализом, гипотезой и задачами имеется.
4) Содержание глав 2, 3, 4 и 5 чётко посвящено теоретическим и экспериментальным решениям задач, связь с формулировками задач имеется.
5) Общие выводы составлены по результатам решения сформулированных задач, связь выводов с содержанием основных глав диссертации имеется. Однако нечётко выделены выводы, представляющие научную новизну, их формулировки отличаются от формулировок научной новизны, представленных в аннотации. Отсутствует вывод, доказывающий или констатирующий достижение цели работы. Следовательно, связь решений задач с выводами имеется, но слабо показана связь научной новизны с решениями задач и отсутствует связь выводов с целью работы.
3. Определяем, расположены ли элементы в тексте работы в соответствие с их связями с другими элементами. В основном расположение элементов соответствует их связям. Однако формулировки научной новизны имеются только в аннотации, в выводах они показаны не явно.
4. Выявляем элементы, которые не имеют системных связей или имеют только часть необходимых связей.
Не имеет системных связей цель работы с выводами и не явно показана связь научной новизны с результатами работы.
5. Строим системную схему выбранной для анализа диссертационной работы.
6. Вывод. Выбранную для анализа работу можно считать системой действий. Однако при её оформлении следовало показать отсутствующие связи.
Научно – исследовательская работа, как система действий.
Системная схема диссертационной работы
Наука, на какой бы ступени она не находилась, представляет собой не простую совокупность сведений о мире, набор информации, а определённую систему знаний. Эта система находится в непрерывном развитии. На границах этой системы с непознанными надсистемами постоянно происходят прорывы в область неизвестного, происходит процесс добывания новых знаний. Если всю область знаний человечества условно изобразить в виде поля, то, очевидно, что это поле будет состоять из множества взаимосвязанных элементов, представляющих собой отдельные области знаний. Эти области – элементы системы знаний – в свою очередь являются подсистемами и т.д. Любая научно – исследовательская работа (НИР) приносит новые знания, которые становятся новым элементом системы научных знаний (подсистемой) и влияют на многие, уже существующие элементы этой системы, деформируя и видоизменяя их. Степень этого влияния различна, но она имеется всегда.
Система – этосовокупность элементов, связанных взаимодействующих друг с другом, образующих определённую целостность, единство и обладающих интегративным свойством.
Отсюда следует, что основные признаки системы - это наличие элементов и связей между этими элементами.
Поскольку элементы и связи между ними будем представлять в виде структурных схем, то назовём элементы системы структурными элементами (СЭ).
Наиболее важно свойство системы - эмерджентность - способность системы приобретать новые свойства, отсутствующие у составляющих её СЭ.
Под системным подходом понимают направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. При использовании системного подхода необходимым методологическим инструментом является системный анализ.
Системный анализ - это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в том числе научно-технического характера.
Важнейшие принципы системного анализа:
-
процесс принятия решений должен начинаться с выявления и чёткого формулирования конечных целей; -
необходимо всю проблему рассматривать как единое целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; -
необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; -
цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы.
Под профессиональной деятельностью следует понимать совокупность решения профессиональных задач. Процесс решения профессиональных проблем представляет собой совокупность действий специалиста. Если эти действия организованы в систему, то их эффективность резко возрастает, проблема решается быстрее и качественнее.
Анализ профессиональной практической деятельности и литературные данные по методике системного подхода позволяют считать, что наиболее эффективной является система решений профессиональной проблемы, при которой основным системообразующим фактором является цель данной совокупности действий. При этом цель следует понимать как ожидаемый результат действий, конкретизированный указанием на путь его достижения. Формулировка цели должна вытекать из анализа актуальности данной проблемы.
Анализ профессиональной деятельности эффективнее выполнять по схеме, показанной на рис.1. Назначение анализа - формулирование задач, решение которых приведёт к достижению цели.
Из этой схемы видно, что системный подход к профессиональной деятельности требует специальных знаний и умений анализа объектов деятельности, умений формулировать цель и задачи деятельности, делать выводы и оценивать результаты.
Рис. 1. Системная схема решения профессиональной или научной проблемы
Для анализа выбирается диссертация на соискания учёной степени кандидата технических наук на тему, близкую к тематике соискателя.
В результате анализа строим системную схему выбранной для анализа диссертационной работы, как показано в качестве примера на рис.2.
--------Отсутствующие связи _____ Имеющиеся связи
Рис.2. Системная схема диссертации, полученная при решении задачи 1
В соответствии с рис. 2 делаем вывод: выбранную для анализа работу можно считать системой действий. Однако при ее оформлении следовало показать отсутствующие связи.
Системная схема диссертационной работы
Любая НИР приносит новые знания, которые становятся новым элементом системы научных знаний (подсистемой) и влияют на многие, уже существующие элементы этой системы, деформируя и видоизменяя их в пространстве и во времени. Степень этого влияния различна, но она имеется всегда.
Отсюда следует, что результатом любой НИР должна быть система знаний. Любая НИР становится возможной лишь тогда, когда она основана на системном мышлении, при котором сами исследования должны рассматриваться как система. Другими словами, работа становится научно-исследовательской, если вся совокупность составляющих ее действий рассматривается как система. А раз это так, то можно выделить целый ряд связанных между собой элементов этой системы, представляющих собой действия, которые с небольшими отклонениями будут одинаковыми при любой тематике НИР в любой отрасли знаний. Собственно исследования начинаются с выбора и формулировки НИР (рис. 3).
Затем, как и при решении любой профессиональной задачи
, следует доказать актуальность выбранной темы.
В результате этих доказательств может оказаться, что тема не актуальна. Тогда нужно вернуться к первому действию, пересмотреть формулировку темы, выбрать другой объект для исследования.
Если актуальность темы доказана, далее следует формулировка цели работы как системообразующего компонента системы. Цель должна вытекать из актуальности как необходимость устранения недостатка предметы исследований. Затем следует сформулировать необходимые для исследований элементы понятийного аппарата и задачи исследований (т.е. определить, что нужно сделать, чтобы достигнуть цели). Задачи определяются как выводы из анализа предмета исследований и литературных данных в области объекта исследований, Решение задач должно привести к достижению цели. Достигнута ли цель, можно определить путём опытного опробования результатов решения задач, а также с помощью выводов, вытекающих из анализа полученных результатов.
Рис. 3. Системная схема НИР (укрупнённая системная схема диссертации)
Поскольку ни одна тема не может быть разобрана так. чтобы у предмета исследований не осталось недостатков, очевидно, что работу можно развить и продолжить на основе достигнутых результатов. Поэтому завершить работу целесообразно, сформулировав рекомендации по её продолжению и освоению её результатов. Таким образом. элементы любой исследовательской работы можно разделить на три основных блока: постановочный (от формулировки темы до определения задач работы включительно), исполнительский (решение задач) и поверочный (опытное опробование, выводы и рекомендации).
Назначение диссертационной работы
Назначение и содержание диссертационной работы определены следующим образом. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно - квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны. Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.