Файл: Определить, можно ли заданную диссертационную работу считать системой действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 569

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


обобщенная оценка и прогноз состояния АТК и его оборудования.

Отличительной особенностью управляющих и информационных функций АСУ ТП является их направленность на конкретного потребителя (объект управления, оперативный персонал, смежные системы управления).

Вспомогательные функции АСУ ТП – это функции, обеспечивающие решение внутрисистемных задач. Вспомогательные функции не имеют потребителя вне системы и обеспечивают функционирование АСУ ТП (функционирование технических средств системы, контроль за их состоянием, хранением информации и т. п.).

В зависимости от степени участия людей в выполнении функций системы различаются два режима реализации функций: автоматизированный и автоматический.


  1. Что называют системным подходом?

Системный подход — это методология научного познания при исследовании объектов как систем. Специфика системного подхода состоит в том, что он организует исследование таким образом, что вначале выявляются связи сложного объекта, затем они объединяются в единую функциональную структуру в виде иерархической схемы элементов, позволяющих моделировать основные свойства системы, ее структуру и динамику. Процедуры системного анализа определяют переход от сложного к простому, разлагая сложные задачи на ряд задач, имеющих решение. Системный подход используется в строительстве для обоснования решений технического и экономического характера. Основной процедурой системного анализа как процесса исследования системы в строительстве является построение обобщенной модели производства, адекватно отображающей интересующие исследователя стороны деятельности строительной организации. Системный подход к анализу проблемы и ее решению основан на знании свойств систем, которые исследует ЛПР с целью решения оптимизации и рационального выбора.

Системный подход выполняет роль междисциплинарного языка,сущность которого заключается в рассмотрении объекта или проблемы с учетом всей полноты и сложности их внутреннего строения, целостности, взаимодействия всех составляющих элементов, связи между ними и средой, недопустимости рассмотрения объекта как некоторого континуума без учета всей сложности внутреннего строения, взаимодействия отдельных подсистем и элементов, органического единства функций и структуры. В еще большей степени противостоит системному подходу отрыв от внешней среды (окружения) и постоянному обмену между веществом, энергией и информацией.


Без системного подхода невозможна разработка методов исследования и конструирования сложно организованных объектов: к ним надо отнести и ракетные космические системы и многие объекты ‘капитального строительства.

Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследования и конструкторской деятельности. Он возник как ответ на усложнение технизированного мира, рожденного в значительной мере активностью субъекта. Системный подход и системный анализ чаще всего привлекаются к изучению объектов такой сложности, что для их описания недостаточно использовать знания одной научной дисциплины.

Углубление и признание этого принципа состоит в том, что если традиционные дисциплины изучают предмет, как правило, исключая перекрестные связи с явлениями, входящими в прерогативу других дисциплин, то при системном подходе такая позиция принципиально неприемлема: возникает новое качество при совокупности факторов.

Системный подход развивает и формирует у специалиста целостное диалектико-материалистическое мировоззрение и в этой связи полностью соответствует современным задачам общества и экономики страны.


  1. Что такое системный анализ?

Системный анализ – это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в том числе научно-технического характера. Важнейшие принципы системного анализа:

1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и чёткого формулирования конечных целей;

2) необходимо всю проблему рассматривать как единое целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы.

Результатом системного анализа является поиск оптимального решения. Как правило, это достигается методами исследования операций, математического и динамического программирования, оптимизационных алгоритмов на сетевых моделях. Принятие решений часто опирается на формальные математические методы. Если представляется возможным описать проблему в виде задачи линейного программирования, то ЛПР это непременно сделает. В отсутствие формальных методов ЛПР использует собственную методологию, которая позволяет «уйти от проблемы» посредством неформальных методов, экспертиз и коллективных оценок.




  1. Что даёт системный подход при решении профессиональных задач?

Системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

Системный подход – способ познания, основа ясного мышления и нормального взаимоотношения. Системный поход позволяет больше понимать и лучше видеть сложившуюся проблему, а, следовательно, позволяет лучше разобраться в том, что происходит, а затем предпринять действия, которые принесут более долговременный эффект.

То есть подход к решению проблем и проблемных ситуаций, называемый системным координально отличается от принятого и привычного для большинства традиционного мышления. Но люди живут с таким мышлением многие годы и довольны. Возникает вопрос зачем же нам нужен системный подход?

Системный подход нужен для того, чтобы:

  1. Знать как устроен мир (то есть воспринимать его как живую систему) и совершать гораздо меньше ошибок. Если человек с раннего детства будет знать элементарные основы системного подхода, то избежит в своей жизни системных ошибок. На практике же получается, особенно в России, что, начиная со школьной скамьи, ребенку прививают традиционный способ мышления. То есть не развивают логику и способность творчески мыслить, а учат действовать по шаблону, по уже знакомым цепочкам действий. Допустим, дают задачу с готовым алгоритмом решения и затем еще несколько задач на тот же алгоритм, поэтому ребенок, встретив задачу, неподходящую под знакомый ему алгоритм не может ее решить.

  2. Правильно формулировать свои цели и обеспечить их выполнение. Этот момент особенно важен для жизни каждого человека. Так как правильно и точно сформулированная цель – это уже половина успеха.

  3. Правильно исследовать любые системы, быстро изучать их, то есть не тратить время на мелочи, но и не пропускать главное. То есть человек, смотрящий на объект, как систему, состоящую из множества частей, способен выявить в объекте наиболее важные для изучения аспекты, а, следовательно, сэкономить время на изучение объекта в целом.

  4. Эффективно управлять системами. Здесь действует тот же принцип, который мы рассмотрели выше. Особенно это важно для человека, организующего работу нескольких специалистов.

  5. Правильно создавать новые системы любой природы. Используя основные принципы моделирования систем в рамках системного подхода можно сравнительно быстро и качественно создать любую систему, начиная от какой-либо технической системы, заканчивая бизнесс-системой, то есть фирмой.

  6. Резко увеличить качество своих решений и сократить время на процесс их принятия.

  7. Уметь объединять знание многих наук. Как раз умение для принятия решения, использовать разнородные знания и есть системное мышление.

  8. Не дать себя обмануть, когда объект необъективно расхваливают, рассматривая его только с одной стороны. То есть если в магазине вам упорно пытаются продать какой-либо товар, объясняя удачность покупки его низкой привлекательной ценой, а сегодня еще и скидки 40 %, то нужно включить системное мышление и задуматься о других составляющих частях покупки, таких как качество, надежность и вообще нужен ли вам сейчас этот товар. Но это с бытовой точки зрения. Также сюда относят распознавание достоверной информации среди той, что нам предоставляют различные средства информации. Так как на одном канале информация может рассматриваться односторонне, а это в большинстве случаев так и происходит, таким образом являться недостоверной.

  9. Научиться прогнозировать события. То есть возможность сопоставлять факты и делать соответствующие выводы.


В основе системного подхода лежат три основных процесса.

Анализ системы – изучение частей системы и связи между ними (выявление внутренних связей). А также связей между системой и внешним миром (выявление внешних связей).

Более сложный процесс это.

Синтез системы – соединение частей в единое целое на основе знаний, полученных при анализе.

И наиболее сложный процесс мышления это.

Творчество – создание нового, то есть синтез на основе анализа. Считается, что каждый человек способен к творчеству, но не каждый человек желает эти способности развивать.


  1. Что является системообразующим фактором при решении профессиональной задачи?

Системообразующим фактором в процессе создания и проведения всех работ признается состояние профессиональной и психофизиологической адаптации, обеспечивающее заданные уровни эффективности и надежности профессиональной деятельности, а также здоровья персонала в соответствии с организационно-управленческими требованиями.

Системообразующим, центральным компонентом психологической системы деятельности является ее цель. Можно выделить два аспекта цели:

1) идеальный ее результат;

2) уровень достижений, которого хочет добиться человек.

Задача обучающего на первом этапе профессионального обучения состоит в том, чтобы сформировать у обучаемых представление о нормативном результате деятельности. На втором и третьем этапах формируется представление о качественных и количественных параметрах нормативного результата деятельности. В процессе профессионализации открывается широкий простор для повышения качества продукции.

Нормативный результат отражает общественные потребности. В ходе его принятия учеником внешнее воздействие преломляется через внутренние условия – мотивы и способности субъекта деятельности. В результате представление о нормативном результате становится субъективной целью деятельности. Человек определяет для себя, какой производительности и какого качества он должен достичь.

Постановка цели во многом определяется групповыми факторами. Обучающийся постоянно сравнивает свои достижения со среднегрупповыми результатами и результатами отдельных ее членов. Когда ученик не знает групповых результатов, они побуждают его деятельность, выступая в сознании в виде максимально возможных достижений.

Таким образом, формирование цели-уровня достижений включает в себя установление качественных и количественных характеристик цели, которые принимаются человеком, осваивающим деятельность, как личностно значимые.