Файл: Определить, можно ли заданную диссертационную работу считать системой действий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 568
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отсюда следует, что рассмотренную на рис. 3 системную схему НИР можно принять за укрупнённую системную схему диссертационной работы. Рассмотрим теперь элементы этой схемы как её подсистемы. Структура этих подсистем и определяет структуру и особенности диссертационной работы.
Структура и особенности диссертации
Тема диссертационной работы пишется на титульном листе. Чёткое определение понятия «Тема диссертации» в литературе отсутствует.
Общее определение, которое даётся в словаре иностранных слов: «Тема - предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения». Однако одного предмета для характеристики направления исследований недостаточно. Необходимо показать область, в которой будут проводиться исследования, область научных изысканий диссертационной работы. Эту область называют объектом исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Можно принять формулировку темы диссертационной работы, как рекомендуют некоторые, состоящей из формулировок объекта и предмета исследований (рис. 4).
Рис.4. Структура формулировки темы диссертации
Доказательства актуальности выбранной темы составляют содержание Введения к диссертационной работе, поскольку на этом этапе никаких данных для определения формулировок других элементов понятийного аппарата соискатель еще не имеет. Эти данные будут появляться по мере анализа исходных и литературных данных, который будет проводиться в первой главе диссертации, после Введения. На практике, особенно в диссертациях по гуманитарным специальностям, часто телегу ставят впереди лошади и показывают все элементы понятийного аппарата, и даже результаты исследований, во Введении. Это нарушает системность работы и снижает её качество, так как становится непонятным, откуда и каким образом появились перечисленные в таком Введении формулировки. Обоснование и определение этих формулировок - это также исследования, умение выполнять их составляют важную часть квалификации учёного. Перечисление элементов понятийного аппарата, действий, совершённых в процессе работы, результатов работы и других сведений, составляющих краткую характеристику выполненной работы, уместно в аннотации (кратком содержании работы), которая не является частью НИР - это приложение, назначение которого облегчить заинтересованным лицам ознакомление с содержанием работы. А во Введении должны быть приведены доказательства актуальности выбранной для исследований темы и вытекающая из этих доказательств формулировка цели.
Нам представляется, что актуальность - это обоснование той гипотетической научной новизны, которая будет достигнута в результате выполнения диссертационного исследования с целью устранения недостатков предмета исследования.
В теории решения изобретательских задач сформулировано понятие об идеальном объекте: это такой объект, который выполняет свои функции, но не требует затрат времени, энергии и материалов.
Рис. 5. Схема Введения диссертационной работы (доказательства актуальности темы и формулировка цели)
Естественно, что идеальный объект не достижим, но он был бы наиболее эффективным. Поскольку каждый реальный объект отличается от идеального, то эти отличия и следует считать недостатками реального объекта. которые снижают его эффективность. Таким образом. при определении недостатков предмета исследований не должно быть особых затруднений.
Формулировка цели диссертационной работы - это окончание Введения диссертационной работы, вывод из результатов доказательства актуальности выбранной темы.
Цель – это мысленное предвосхищение результата деятельности. Формулировка цели должна показывать этот ожидаемый результат и конкретизировать его указанием на путь (средство) для его достижения.
Другими словами цель - это тот положительный эффект результатов работы, который устраняет выбранный (наиболее существенный) недостаток предмета исследований. Целью может быть, например, повышение качества (изделия, продукции, обучения, услуг), улучшение эмоционального восприятия (предмета. продукта, обстановки и т.п.), укрепление здоровья, повышение уровня правовой защиты и т.п. Однако, если сформулировать цель, указав в этой формулировке только положительный эффект от результатов работы, то такая цель, скорее всего, будет не достижима, потому что желаемый эффект - это функция многих аргументов, он зависит от массы факторов, часть из которых может быть неизвестной.
Например, качество усвоения учебного материала обучаемыми зависит от квалификации преподавателя, содержания методик обучения, предварительной подготовки обучаемых к обучению на данном уровне знаний, условий, в которых проводятся занятия, качества учебников и учебных пособий, загрузки обучаемых учебным материалом, методического обеспечения самостоятельной работы обучаемых, мер по поддержанию дисциплины на занятиях и т.д.
Из этого примера видно, что, приняв в качестве цели конкретной работы только ожидаемый положительный результат, его едва ли удастся получить. Поэтому в формулировке цели направление работы следует конкретизировать, выбрав и указав путь, направление действий по достижению этого результата. Это можно сделать, показав средство, с помощью которого предполагается получить планируемый результат. Для примера формулировка цели могла бы выглядеть так: "Повышение качества усвоенного учебного материала путём разработки и освоения в учебном процессе методических пособий по самостоятельной работе учащихся".
Можно выделить основные типовые ошибки в формулировках цели:
-
за предполагаемый результат исследований выдаётся путь или средство достижения этого результата; -
предполагаемый результат исследований и средство его достижения меняют местами, результат уходит на задний план и становится второстепенным; -
формулировка цели страдает многословием, в котором зачастую теряется и результат, и средство для его достижения.
Алгоритм определения правильности формулировки темы, доказательств её актуальности и формулировки цели выбранной для анализа (задача 2) рекомендуем следующий.
-
Провести анализ формулировки темы выбранной диссертационной работы. Показать отражённые в этой формулировке объект и предмет исследования. Определить, имеются ли в формулировке темы лишние слова, не характеризующие ни предмет, ни объект исследований. -
Проанализировать доказательства актуальности темы. Определить, представляют ли эти доказательства анализ предмета исследований, проверить полноту и убедительность этих доказательств, наличие в них предпосылок для формулировки цели работы. -
Провести анализ формулировки цели исследований: определить, является ли основой цели предполагаемый эффект от результатов работы, и как конкретизирован средством или путем достижения цели. -
Проверить, нет ли во введении лишних сведений, не относящихся к доказательствам актуальности работы и к формулировке её цели. -
Построить системную схему Введения анализируемой работе.
Из составленной в качестве примера одной из диссертаций схемы (рис. 6) видно, что чёткие системные связи видны лишь между элементами доказательств актуальности темы работы и формулировки цели. Остальные элементы в систему не входят, поскольку отсутствуют причинноследственные связи как между ними, так и с элементами доказательств актуальности и формулировкой цели работы. Системность работы нарушена.
Рис. 6. Схема Введения диссертации, анализируемой при решении задачи 2
Анализ состояния исследуемого вопроса - это литературный обзор по теме диссертационной работы, составляющий первую главу диссертации. Его назначение: определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе работы, а также обосновать и выбрать некоторые элементы понятийного аппарата исследований, состоять из необходимые для решения задач. Анализ состояния вопроса должен данных и анализ известных решений.двух основных частей. Это анализ исходных данных и анализ известных решений.
Исходные данные - это объект и предмет работы, их особенности, а также условия, в которых будет проводиться работы и которые могут повлиять на ее ход и на достижение ее цели. Например, к исходным данным следует относить конструкцию изделия и особенности его эксплуатации, производственные условия (в технических диссертациях), контингент обучаемых, их возрастные и другие особенности, характер учебного заведения и т. п. (в педагогических диссертациях).
Известные решения - это сведения о ранее выполненных работах или другие известные данные о решениях, которые были получены в работах по темам, аналогичным или близким к выбранной. Источниками известных решений могут быть монографии, журнальные статьи, патенты, методические документы, документация предприятий или учебных заведений, публикации в Интернет - всё, что доступно и на что можно сослаться.
Методика анализа состояния вопроса влияет на качество работы.
Анализ исходных данных рекомендуется вести по схеме: «Задано так, следовательно». Например, в диссертации на тему "Сварка тонкостенных оболочек шумоглушащих конструкций авиационных двигателей" при анализе конструкций оболочек установлено, что материал оболочек - титановый сплав. Следовательно, необходимо обеспечить надёжную защиту зоны сварки от воздуха. Конструкция оболочек не позволяет обеспечивать такую защиту с обратной стороны стыков деталей. Следовательно, целесообразна общая защита сварного узла, и необходимо исследовать возможности сварки в камерах с контролируемой атмосферой.
Анализ известных решений рекомендуется вести по схеме: «Известно - хорошо - однако – следовательно». Сумма всех «следовательно» должна позволить сформулировать задачи исследований. Формулировки задач должны быть помещены в конце первой главы (в конце анализа состояния вопроса), как выводы из этой главы.
Задача - то, что требует исполнения, решения.
Для нашего случая примем более удобное определение: задача - это действие, которое нужно совершить, чтобы достигнуть цели. Из этого вытекает основное правило формулировки задач: задача - это действие.
Основная ошибка при формулировках задач: в качестве задач исследований указывают действия по проведению анализа состояния вопроса, которые являются средством для формулировок задач, а не задачами исследований. Такие действия отличаются от задач исследований тем, что они являются обязательными при любой теме работы и отличаться друг от друга будут лишь конкретизации области анализа в зависимости от темы. Формулировки этих действий должны являться предметными заголовками главы, посвящённой анализу состояния вопроса и её разделов.
Кроме задач исследования в разделе «Состояние вопроса» в результате анализа известных решений могут быть обоснованы и сформулированы некоторые элементы понятийного аппарата, например, гипотеза и противоречие,
Противоречие (диалектическое) - взаимодействие противоположных, взаимно исключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания.
Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей, категория «противоречие» занимает центральное место в материалистической диалектике.
Пример противоречия. Диссертация на тему «Методика производственной практики студентов вузов на основе системного подхода». Противоречие: «Методика организации самостоятельной работы на практике должна содержать формальные правила выполнения этой работы, но формализации самостоятельной работы студентов не должно быть». Второй пример из диссертации на тему: «Исследование тепловых условий сварки и наплавки алюминиевой шихты жидким присадочным материалом». Противоречие: «Шихта для модифицирования металла при литье должна быть в виде микрочастиц, но она должна быть в виде крупногабаритного монолита».
Противоречие рождает гипотезу и может непосредственно влиять на формулировки задач работы.
Гипотеза - научно обоснованное предположение о закономерной (причинной) связи явлений; один из методов познания; форма развития науки. Гипотеза проверяется практикой. Обоснованная и проверенная опытом гипотеза превращается в достоверное знание, в теорию. Использование гипотезы в обучении способствует развитию у учащихся логического мышления, воображения, овладению элементами творческой деятельности.