Файл: Стратегии воспитания, рекомендуемые в каждом возрасте на основе периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Единица, отражающая в наипростейшем виде единство мышления и речи, — значение слова. Ранний возраст — это возраст появления первых значений, сигнификативной функции речи. На протяжении всего периода слово привязано к предмету. Дети могут мыслить только по поводу видимого предмета. Речь ситуативна! В кризис одного года появляется своеобразная форма речи — автономная речь, которая предшествует ее интеллектуализации. Субъектом речи ребенок становится после прохождения кризиса трех лет, когда появляется позиция «Я — источник речи, Я — субъект речевого общения и деятельности». Происходит опроизволивание речи, что отражается в детских вопросах «почему?». Их наличие указывает и на то, что у ребенка возник новый способ общения со взрослыми, способ обратить на себя внимание, вовлечь взрослого в общий разговор (ребенок — источник общения). Вопросы помогают ребенку отделить себя от взрослого и даже противопоставить себя ему.
К этому времени ребенок в основном овладел грамматикой родного языка, способен сформулировать сложносочиненное предложение, с однородными членами предложений. Словарный запас и владение языком позволяют ему сочинять короткие тексты, рифмы («Ляли-ляли- ляли, голуби гуляли, штанишки потеряли»), заниматься словотворчеством («Я начаепился»). К. И. Чуковский записывал, а позже опубликовал примеры детского словесного творчества. Его книга называется «От двух до пяти».
В целом следует отметить, что поведение детей раннего возраста остается ситуативным, зависит от предметов и вещей, притягательность которых усиливается в случае пользования ими значимым взрослым. Поведение отличается эмоциональностью. Признак возраста — истеричность (бурная реакция на событие, слезы), так как слово еще не организует поведение ребенка или слабо организует. Дети импульсивны, лабильны. Но по мере овладения способами действия с предметами они научаются выделять себя из вещного мира, оценивать себя с помощью взрослого, преодолевать первые трудности и препятствия. По мнению Г. Г. Кравцова, появление инициативы — одно из важных завоеваний раннего детства.
Кризис трех лет — первый личностный кризис. По мнению Выготского, если по каким-либо причинам кризис протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективно-волевой сферы личности ребенка в следующем возрасте.
Внешняя картина течения кризиса специфична. По данным Т. В. Гуськовой, она содержит 24 симптома, которые разбиты автором на два пояса.
Первый пояс симптомов представляет собой ядро, отражающее появление нового отношения ребенка к деятельности («Я сам!»). Его составляют: острая аффективная реакция на критику; игра с воображаемым объектом; негативизм; настойчивость в деятельности; острое переживание успеха в деятельности; предвидение конечного результата в деятельности; стремление к самостоятельности. Второй пояс образуют симптомы, концентрирующиеся вокруг взаимоотношений ребенка со взрослым. Его проявления обнаруживаются в речи ребенка — доминируют глаголы повелительного наклонения (Дай! Принеси! Купи! Отдай! и т. п.).
Большинство ученых новообразованием кризиса трех лет называют появление самосознания у ребенка. В речи появляется конструкция «Я». Если до этого ребенок говорил о себе в третьем лице, то сейчас выражает свои требования, желания от первого лица. В. С. Мухина, конкретизируя содержание самосознания ребенка раннего возраста, обращает внимание на то, что ребенок идентифицирует себя со своим телом, именем и начинает притязать на социальное признание: «Я — хороший!». Ребенок часто смотрит на себя в зеркало, рассматривает, «любуется» собой.
Е. О. Смирнова акцентирует внимание на появлении позиции субъ- ектности в деятельности как новообразования кризиса трех лет, отделении ребенка от взрослого и, следовательно, на возникновении новых отношений с ним. Ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми. У него появляется особый поведенческий комплекс, который может быть коррелятором появления собственного «Я». Он называется «гордостью за достижения» (Т. В. Ермолова), это чувство гордости. Ребенок призывает взрослого оценить вещи, принадлежащие ему («Смотри, у меня какая...»), умения («Мама, посмотри, что я делаю»; «Посмотри, как я ем» и т. п.) и просто подтвердить свои внешние качества («Смотли, какая я класивая», «Я — холосая девочка»). Результативная часть деятельности становится значимой для ребенка. У него появляется способность констатировать свой успех или неуспех в деятельности («Мама, у меня не полусяется» или «Смотли, какую я ладугу сделала!»), начинает смотреть на себя глазами другого взрослого и добровольно по мере выхода из кризиса вставать в позицию «ученика», действовать по инструкции взрослого.
Укажем негативную сторону позитивного новообразования, следуя диалектическому принципу рассмотрения развития. Возникшее воображение, наглядно-образный план мышления, осознание ребенком себя в качестве субъекта деятельности и речи приводят к появлению страхов, ночных кошмаров. Эти страхи реальны по содержанию (А. И. Захаров) и ребенок еще не владеет способами их «укрощения». Эмоции сильнее разума. Есть так называемые возрастные страхи, которые лишь указывают на «норму» развития. Если в два года ребенок боится наказания со стороны родителей, поезда, транспорта, животных (волка), уколов, то к трем-четырем годам — сказочных персонажей (Бабу-Ягу), боли, крови, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства. По Захарову, среднее число страхов у детей трех лет от семи (у девочек) до девяти (у мальчиков).
Родителей детей этого возраста интересуют вопросы: как реагировать на негативные поведенческие проявления ребенка? Ребенок капризничает или проходит период кризиса? Можно ли его отдавать в дошкольное учреждение, если он еще не прошел кризис?
Отвечая на подобные вопросы, важно осознавать, что непослушание ребенка обусловлено законами психического развития, так как противопоставление себя взрослому есть способ познания самого себя и окружающего мира. Потому взрослым важно занимать конструктивную позицию, принимая негативизм трехлетки как показатель «нормы» развития. Если ребенок в кризисе трех лет попадает в детский сад, то он активно протестует против новой обстановки, где такие же «центры вселенной» — другие дети — воспринимаются как соперники и служат отражением внутренних проблем ребенка. В такой ситуации кризис может беспредельно растянуться и превратить ребенка в агрессора, непрерывно отстаивающего свои права. Застревание в кризисе проявляется в сильных реакциях негативизма. Такие дети отличаются плохим отношением к тому, кто обучает. У таких детей нет деятельности, которая присуща раннему возрасту, и той, которая должна появиться в дошкольном возрасте. Они словно застряли между возрастами: уже не дети раннего возраста и еще не дошкольники. Поэтому поступление в детский сад лучше отложить до момента окончания кризиса. Если это невозможно по каким-либо обстоятельствам, то специалисты предлагают родителям в этом случае не отдавать ребенка на целый день в детский сад, и первое время кто-нибудь из близких взрослых должен присутствовать в группе. Самый лучший вариант — пребывание такого ребенка в разновозрастной группе, особенно в группе, где дети старше. Безусловно, такой малыш требует наблюдения психолога и его помощи. Т. С. Новикова предлагает следующую особенность работы с «застрявшими» в кризисе трех лет детьми: ориентируясь на детский негативизм, перевести его в позитив. Так как дети любят делать назло, то возможно использование различных перевертышей, игр наоборот, когда ребенок выступает в роли «кривого зеркала». Самым эффективным способом в работе с кризисными детьми является правильно выбранная позиция — «снизу», «под», т. е. такая, которая ставит ребенка над взрослым, давая ему возможность самоутвердиться, но не привычным путем — капризом и скандалом, — а по-другому. При этом взрослый просит ребенка ему помочь, делая вид, что чего-то не понимает.
Если взрослый продолжает добиваться от ребенка послушания разными способами, в том числе и силовыми, то у
него может формироваться такая черта, как конфликтность. Кроме прочего, ребенок, не прошедший кризис, постепенно разучивается чего-либо хотеть, становится пассивным, безынициативным.
Возникшее «Я» в позитиве находит реализацию в новообразовании дошкольного возраста — в воображении. Именно в плане «как будто» появляются новые смысловые поля, и «Я» реализуется через них. Это приносит «свободу»: реально «Я» маленький, но «понарошку — большой!». Ребенок овладевает режиссерской игрой, но так как его фантазия еще недостаточно богата, задача взрослого — научить ребенка выстраивать разнообразную, интересную сюжетную линию и доводить ее до конца. Такая работа ведется только индивидуально. Для нее нужны небольшие по размеру игрушки, ограниченные участки для уединения в общем пространстве.
Резюме. Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста определяется «аффективной заряженностью вещей»: конфликтом между интересом и потребностью в овладении разными предметами и невозможностью это сделать самостоятельно. Предметная деятельность как ведущая за собой развитие в этом возрасте выступает в начале как содержание общения ребенка и взрослого, к концу — как самостоятельная индивидуальная деятельность. Центральная функция сознания, определяющая развитие психики ребенка раннего возраста — восприятие. Линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются: речь становится интеллектуальной, а мышление — речевым. Слово слабо организует поведение ребенка этого возраста, которому свойственны эмоциональность, импульсивность и лабильность. Поведение зависит от предметов и отношения к ним взрослого. Кризис трех лет перестраивает отношения ребенка к взрослому и собственной деятельности, способствуя появлению самосознания у ребенка, проявляемого в позиции «Я сам». Овладев способами действия с предметами, научившись с помощью взрослого оценивать себя, самостоятельно преодолевая трудности и препятствия, ребенок входит в возраст дошкольного детства.
Психологическое развитие ребенка в период дошкольного возраста (3—7 лет). Особенности воспитания и обучения
Ребенок дошкольного возраста с психологической точки зрения — это человек, способный переосмыслять предметный мир, играть. В отличие от ребенка раннего возраста, он стал «свободен» от конкретной функции предмета, может «отрывать» ее от предмета и использовать в зависимости от своего замысла. Дошкольник входит в параллельную реальность — вымышленную, символическую, созданную его воображением. За эту вновь возникшую способность дошкольника называют волшебником. Особенность возраста в том, что ребенок иногда путает эти реальности. Опыт их различения он приобретает во взаимодействии со взрослым, который читает ему тексты сказок, задает критические вопросы или умело играет с ребенком.
Социальная ситуация развития ребенка трех-семи лет связана с конфликтом между потребностью переосмысления окружающего мира для реализации возможностей своего «Я» и отсутствием у него специальных действий (игровых), а также низким уровнем развития воображения, без которого полноценная игровая деятельность невозможна.
Воображение как центральное новообразование возраста и игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте представляют из себя некое единство. Рассмотрим в комплексе данные компоненты возраста.
Что такое игра? В психологии под игровой деятельностью понимают ситуацию «расхождения оптического и смыслового поля» (Л. С. Выготский), ситуацию взятия на себя роли (Д. Б. Эльконин). Например, кубик — это машинка, колесико от пирамидки — баранка, ситуации «как — будто» («Пусть это будет наш дворец»), приписывание себе какой-нибудь роли («Я — машина», «Я — мама» и т. п.). Игра относится к поведению, которое обусловлено внутренними потребностями и интересами человека, в отличие от поведения, определяемого внешней необходимостью. Игра направлена на получение радости, у нее нет материализованного результата, только душевное преобразование субъекта. Стремление получить радость через «свободную игру человеческих сил» можно проиллюстрировать фактами спонтанно возникающих игр у взрослого человека. Своеобразие игры в том, что она может быть включена в любой другой вид деятельности. Эту особенность игры общество всегда использовало как средство обучения детей и взрослых труду, познанию, любому делу. Современные психологи и психотерапевты используют «игру в другого» как эффективный прием преодоления внутренних конфликтов. Значение игры, наиболее позднего вида деятельности, появившегося в ходе эволюции человека, активно изучалось многими знаменитыми психологами. Так, С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра — это способ познания; А. В. Запорожец считал, что это школа эмоций. Л. С. Выготский называл игру и искусство средством «взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения». Иногда игра переводится в профессиональное русло: актерскаую деятельность, спортивные игры, игры с правилами. Отличие игровых видов деятельности от игры ребенка заключается в том, что они, как правило, имеют общественно полезный смысл и направлены на реализацию учебных, деловых, социально-значимых целей.