Файл: Правление императора Хирохито, умершего тридцать лет назад, пришлось на тяжелейшее время.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Историко-экономический анализ послевоенного возрождения Японии
1.1. Внутриполитическое положение послевоенной Японии
1.2. Социально-экономические преобразования в Японии после второй мировой войны
1.3. Особенности промышленной политики послевоенной Японии
2. Рождение феномена «экономического чуда» как фактора интеграции Японии в мировую экономику
2.1. Приоритет экономического развития в государственной политике Японии
2.2 Японский менеджмент и государственно-частное партнерство
2.3. Подходы к анализу японского экономического чуда
3. Результаты экономического прорыва Японии
3.1. Итоги социально – экономического развития Японии в 50 – 70х гг.
3.2. Факторы торможения и перспективы японской экономики
Содержание
Введение
Актуальность темы исследования. Правление императора Хирохито, умершего тридцать лет назад, пришлось на тяжелейшее время. При нем Япония стала крупной колониальной державой, скатилась к тоталитарному милитаризму, проиграла Вторую мировую, но потом совершила чудо. Япония с середины 1945 г. до конца 1950-х гг. прошла тяжёлый путь от послевоенного коллапса до запуска «экономического чуда». Перемены, произошедшие в этот период, стали достоянием экономической истории мира, породив множество подражаний. Частые обращения к тому опыту оправданы его многогранностью, в том числе и с позиции осмысления вывода из состояния глубокого кризиса сложной системы национального масштаба и её дальнейшего развития.
Реформирование Японии в послевоенный период, а также теоретические вопросы, связанные с анализом институциональных условий японского «экономического чуда», исследованы в трудах известных отечественных экономистов: Л. Абалкина, С. Брагинского, А. Динкевича, А. Жукова, Р. Капелюшникова, А. Кравцевича, И. Латышева, И.Лебедевой, Т. Матрусовой, Я. Певзнера, В. Рязанова, М. Синютина, И. Тимохиной, а также в работах таких зарубежных ученых, как М. Аоки, Р.Коуз, Х. Миядзима, М. Морисима, Т. Накамура, Р. Нельсон, Ш. Оцубо, М. Портер, Г. Саймон, Д. Фридман, С. Цуро, Цуцуи В., К. Эрроу, Т. Эггертссон, С. Ямагучи и другие.
Объектом исследования стал процесс экономических преобразований в Японии, называемый «японским экономическим чудом».
Предметом исследования являются факторы и предпосылки развития «экономического чуда», его результаты и последствия.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в проведении историко-экономического анализа институциональных условий, обеспечивших развитие феномена «экономического чуда» в Японии.
Для достижения указанной цели работы поставлены задачи:
-
Определить внутриполитическое положение послевоенной Японии; -
Обобщить социально-экономические преобразования послевоенной Японии; -
Рассмотреть особенности промышленной политики; -
Показать приоритет экономического развития в государственной политике Японии; -
Провести критический анализ японского менеджмент и государственно-частного партнерства; -
Систематизировать подходы к пониманию японской экономической модели; -
Подвести итоги социально – экономического развития Японии в 50 – 70х гг.; -
Раскрыть факторы торможения и перспективы японской экономики; -
Выявить возможность применения опыта Японии в России.
Методологической базой исследования являлись принципы системного, структурно-функционального, сравнительного и исторического подходов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе представлен историко-экономический анализ послевоенного возрождения Японии. Вторая глава посвящена анализу рождения феномена «экономического чуда» как фактора интеграции Японии в мировую экономику. В третьей главе проведена оценка результатов экономического прорыва Японии.
1. Историко-экономический анализ послевоенного возрождения Японии
1.1. Внутриполитическое положение послевоенной Японии
Для Японии поражение во Второй мировой войне означало проигрыш в жестокой битве за сферы господства и влияния, региональный передел, сырьевые ресурсы и рынки сбыта. Эта война была противостоянием государственных систем, идеологий и экономик. Страна не справилась с сильными противниками, масштабы её захватнических намерений не соответствовали совокупным внутренним возможностям.
Состояние, в котором Япония находилась на момент капитуляции, можно охарактеризовать как системный кризис всех сфер жизни – крах внутренней националистической политики и внешней политики интервенции и захвата; резко отрицательная репутация жестокого агрессора в международном сообществе, особенно в странах Тихоокеанского региона; резонанс международной общественности на факт атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Япония утратила колонии и захваченные территории, воспринимавшиеся как часть её национального богатства.
В экономике наблюдались разбалансировка финансовой и денежной систем, отраслевые диспропорции, деградация отраслей гражданского производства и сельского хозяйства, остановка производства и сырьевых поставок, нарушение внутренних и внешних хозяйственных связей, разрушение населённых пунктов, транспортной наземной и морской инфраструктуры, систем связи и коммуникаций [7, с.28].
Япония понесла огромные людские потери, а также столкнулась с дисбалансом мужского и женского населения. Страну охватили безработица, нищета, антисанитария, массовое перемещение демобилизованных и репатриантов, распространение бродяг и беспризорников, рост преступности.
Все эти беды лишь частично можно описать цифрами. В результате военных действий в целом утрачено около 25 процентов национального богатства, в том числе уничтожено 80 процентов флота, разрушено 24 процента промышленных строений и 34 процента производственных мощностей. Демобилизация вернула к гражданской жизни 7,61 млн солдат, многие добирались до Японии из отдалённых районов не один год. К этому нужно добавить ещё 1,5 млн репатриантов, которые, приезжая из бывших колоний, сталкивались с голодом и нищетой, пытались устроить свою жизнь, искали жильё и источник дохода.
Сведения о гуманитарных последствиях войны разнятся. Согласно официальной статистике, которая может быть занижена, количество убитых среди военнослужащих составило 1,5 млн человек, а среди гражданского населения – около 300 тысяч человек, в том числе в результате бомбёжек в Токио – 97 тысяч человек, во время атомной бомбардировки Хиросимы – 86 тысяч, Нагасаки – 26 тысяч человек [15, с.32].
Вывести Японию из состояния послевоенного коллапса удалось комплексом разносторонних мер, занявших более десятилетия и реализовывавшихся в несколько этапов.
Характер и направление мер восстановления японской экономики, которые предпринимались с середины 1945 г. по начало 1952 г. диктовались не только кризисной ситуацией внутри страны, но и жёстким внешним контролем. На территории Японии по условиям Потсдамской декларации находились оккупационные силы союзников, а главной оккупирующей державой были США.
Первый этап оккупации был временем подведения итогов войны, когда превалировали политические цели, в частности – демилитаризация и демократизация Японии, создание в стране условий, исключающих возможность возрождения милитаризма. Оккупационное управление было косвенным. Японское правительство, сохранённое американскими властями, подчинялось целям оккупации, осуществляло от своего имени действия по их реализации и корректировало под эти условия решение задачи нормализации повседневной жизни, восстановления экономической и финансовой системы, возобновления гражданского производства и так далее.
Цели оккупационных властей были сквозными
, они достигались через системное переформатирование всех сторон жизни, вычленение милитаристских и националистических составляющих, введение демократических принципов. Демонтировались основы полуавторитарной монархической структуры, в которой культивировался милитаризм, а также базис его экономической и идеологической поддержки.
Демилитаризация началась с демобилизации армии, освобождения военнопленных, реализации программы разоружения. После капитуляции все каналы массового идеологического воздействия, хорошо отлаженные во время войны, были поставлены под контроль и подвергались цензуре. Они же стали использоваться для распространения информации о проводимых изменениях, внедрения идей пацифизма, осуждения милитаризма, рассказов о США и демократических ценностях. Существенному изменению подверглась система образования. В школах заменялись учебные программы, вводились новые учебники, разрабатывались методические пособия для преподавателей, изменялась в направлении децентрализации структура управления образованием [9, с. 27].
С принятием в конце 1945 г. гарантий политических прав и свобод начала меняться политическая жизнь. В разноплановых идейных потоках формировались многочисленные мелкие политические группы. После многолетнего запрета на деятельность и силового подавления активизировалось движение профсоюзов и левых партий. Решающую роль в демонтаже юридических основ монархической структуры сыграла новая Конституция 1947 г. [1], которая заложила общий нормативно-правовой фундамент демократического режима, установила правила жизни и дала гарантии предсказуемости будущего развития. Император становился «символом государства и единства народа». Конституция ликвидировала институт государственной религии синто, систему аристократического сословия и наследование титулов. Вводилось всеобщее избирательное право, которое распространялось и на женщин. Императорская армия была расформирована, а в соответствии со статьёй 9 Конституции, японский народ отказывался от войны как средства решения международных споров. Полнота демилитаризации обеспечивалась роспуском всех военных, милитаристских и ультранационалистических структур, запретом воинственной идеологии, массовыми чистками должностных лиц, судом над военными преступниками.
Ощущение всеобщей катастрофы, униженности, беспомощности и бессмысленности, которое охватило японское общество в момент поражения, постепенно сглаживалось. На фоне необходимости решения рутинных жизненных проблем оно перерастало в стремление к реализации новых задач развития, что стало мощным мотивационным фактором созидания.
Экономический и производственный хаос начался в стране задолго до капитуляции. Структура экономики была деформирована в сторону военных отраслей, ресурсы истощены, сформировались резкие диспропорции между потреблением и накоплением, возникли всеобщий товарный дефицит, инфляция и финансовая нестабильность. В связи с этим государственное регулирование экономикой в жёстком формате довоенного и военного времени сохранялось до конца 1940-х годов.
Демилитаризация непосредственно затрагивала все аспекты экономики. Она начиналась с реализации программ разоружения, подготовки репараций и реституции. Для этого проводилась комплексная ревизия всех видов собственности и активов, выявлялось оборудование, потенциально пригодное для гражданских целей или репараций, а в противном случае – подлежащее немедленному уничтожению. Частью политики демилитаризации была программа промышленной конверсии. Некоторые предприятия возвращались к довоенному делу, другие осуществили кардинальный разворот, переходя от производства оружия к выпуску швейных машинок, оптики для фотокамер, велосипедов, бытовой химии [19, с.8].
Важнейшим объектом демократических реформ стали корпоративные структуры. Доминировавшие в стране принципы управления обусловливались историческими особенностями взаимодействия государства и предпринимательства. Экономическую основу военно-бюрократического режима и агрессивных действий Японии составляли дзайбацу – крупные промышленные конгломераты, которые принадлежали небольшой группе семей. Для ликвидации системы дзайбацу и организации публичных акционерных компаний по американскому образцу в разные годы оккупации были приняты законы о демонополизации и свободной конкуренции. На их основании проведена реструктуризация собственности, реорганизация компаний, их разукрупнение, часть компаний была ликвидирована. Акции компаний дзайбацу распределялись между работниками и банками.
Решения по роспуску дзайбацу приняты осенью 1945 г., однако процесс их реформирования занял не один год и в результате не был завершён. Принятые меры не уничтожили сеть деловых взаимосвязей и преемственность контактов, что позволило в скором времени восстановить в более гибком варианте структуру горизонтальной группировки многопрофильных объединений вокруг банков и вертикальную структуру связей крупных фирм с мелкими субподрядчиками [37].