Файл: Правление императора Хирохито, умершего тридцать лет назад, пришлось на тяжелейшее время.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Историко-экономический анализ послевоенного возрождения Японии
1.1. Внутриполитическое положение послевоенной Японии
1.2. Социально-экономические преобразования в Японии после второй мировой войны
1.3. Особенности промышленной политики послевоенной Японии
2. Рождение феномена «экономического чуда» как фактора интеграции Японии в мировую экономику
2.1. Приоритет экономического развития в государственной политике Японии
2.2 Японский менеджмент и государственно-частное партнерство
2.3. Подходы к анализу японского экономического чуда
3. Результаты экономического прорыва Японии
3.1. Итоги социально – экономического развития Японии в 50 – 70х гг.
3.2. Факторы торможения и перспективы японской экономики
1.3. Особенности промышленной политики послевоенной Японии
Одной из линий государственной экономической политики оказалась промышленная рационализация, которая поддерживала курс на формирование новых производств, способных выпускать продукцию с большим объёмом потребления и экспортным потенциалом. В соответствии с этими критериями автомобилестроение, металлургия, химия, судостроение, станкостроение и производство электрооборудования для связи были определены в качестве ключевых отраслей.
Политика рационализации предполагала не только техническую модернизацию, но и совершенствование менеджмента. Организационно-управленческие факторы, вышедшие на первый план, представлялись важными и в прежние годы, но тогда их эффект был завуалирован другими процессами, поддающимися регулярному статистическому исчислению и лежащими на поверхности экономической жизни. В послевоенный период управление предприятиями происходило на основе объединения отечественных практик и преимущественно американских методик. Большее значение при этом имел японский опыт, который накапливался с предшествующих десятилетий.
Толчком для преодоления послевоенного коллапса экономики стал курс на развитие приоритетных производств, который реализовывался в 1947–1948 годах. Его задача состояла в выделении отраслей, способных при определённом стимулировании вывести национальное хозяйство из хаоса. В качестве приоритетных производств выбрали угледобычу, лёгкую промышленность, чёрную металлургию, производство удобрений и транспорт. Восстановление производства происходило на старой технической базе за счёт ремонта мощностей и их интенсивной загрузки [33, с.87]..
Поток государственных субсидий, направляемых в эти отрасли, стал одним из факторов усиления инфляции. Правительство должно было сочетать структурные реформы с антиинфляционными мерами, перестройкой системы бюджетных счетов в соответствии с новыми целями, а также корректировать процесс пополнения бюджета через налоговую систему и государственные займы, по которым большие долги сохранялись ещё с военных времен. Все эти задачи дополнялись необходимостью реорганизации системы бухгалтерского учёта предприятий и финансовых учреждений.
Промышленная политика в Японии создала благоприятные условия для развития ряда отраслей, ставших основой промышленного роста страны, способствовала созданию благоприятного инвестиционного климата в Японии.
Как отмечает зарубежный экономист Д.Окимото [4, с.32-34], японские исследователи признают за рынком две функции большой важности: «он предопределяет структуру частных инициатив» и «обеспечивает превосходный механизм обратной связи, который создает возможности для саморегулирования системы», однако, имеет и ряд своих недостатков. Поэтому японцы убеждены, что для получения желаемых результатов «невидимая» рука рынка должна работать вместе с «видимой» рукой правительства [4]. Этот подход к рынку наиболее ярко проявляется в промышленной политике.
В общем виде, японская научная литература определяет промышленную политику как совокупность мер государственного воздействия, направленного на формирование отраслевой структуры промышленности с целью повышения эффективности использования факторов производства.
Начиная с послевоенного периода государство в Японии приступило к «структурированию» экономического роста, т.е. к проведению промышленной политики, которая отличалась комплексностью, последовательностью и целенаправленностью.
Ответственность за выбор направления развития экономики лежала на чиновниках центральных министерств. Главную роль здесь играло Министерство международной торговли и промышленности (MITI, Ministry of International Trade and Industry), созданное в 1949 г., сейчас переименовано в METI (Ministry of Economy, Trade and Industry) Министерство экономики, торговли и промышленности.
МЕТI и Министерство международной торговли и индустрии помогало вырабатывать предприятиям оптимальную стратегию развития, облегчало ведение переговоров с иностранными партнерами, что в свою очередь, способствовало проникновению японских компаний на зарубежные рынки.
В целом развитие промышленности в Японии происходило при активном взаимодействии трех основных сил: государства (представленного ведущими министерствами), представителями крупного капитала и профсоюзами (выражавшими интересы трудовых коллективов).
Промышленные ассоциации являются важным звеном в разработке межотраслевых интересов, а также средством коммуникации между отраслями и правительством. Наряду с промышленными ассоциациями система организации разработки промышленной политики включает бизнес-федерации. В Японии наиболее влиятельными являются следующие организации: Кэйданрэн, Кэйдзай Доюкай, Никкэйрэн и Ниссё.
Для координирования экономической политики была создана специальная экономическая организация «Кэйданрэн», федерация более 110 ведущих промышленных ассоциаций. В составе этой организации действуют комитеты, которые проводят исследования по вопросам развития бизнеса. Идеологией «Кэйданрэн» является свободное предпринимательство, однако в своих действиях она исходит из интересов не только частного сектора, но и государства.
Кэйданрэн представляет собой отраслевые и территориальные ассоциации финансовых и промышленных кругов, а также банки и корпорации, она способствовала: развитию японской экономики путем содействия либерализации торговли, поощрению международной конкуренции, проведению административной и налоговой реформы. Никкэйрэн занималась вопросами трудовых отношений, во многом способствовала созданию системы трудового менеджмента в Японии.
За годы существования Кэйданрэн и Никкэйрэн наладили постоянное взаимодействие. В условиях затянувшегося кризиса японской экономики назрела необходимость в совместном решении насущных проблем. С 2001 г. в Японии начала проводиться реорганизация правительственной структуры. В 2002 г. появилась самая крупная общенациональная организация предпринимателей – Ниппон Кэйданрэн. Новая организация призвана сыграть важную роль в возрождении экономики страны, прежде всего, решить задачу оживления активности промышленных кругов, страдающих от дефляции [5].
Механизм проведения промышленной политики Японии менялся от прямого административного вмешательства до мер стимулирующего характера. Представим наглядно этот механизм в общем виде на рис. 1.3.1.
Источник: Кузнецова Н.В. Анализ японского опыта реализации промышленной политики / Н.В. Кузнецова, Н. А. Воробьева // European Researcher. Series A. – 2016. - № 104. – С. 148-155.
Рис. 1.3.1. Механизм реализации промышленной политики Японии
Анализируя представленный механизм промышленной политики Японии можно отметить, что существует вертикальный поток информации, идущий как со стороны государства до предприятий, так и обратной связью. На уровне правительства определяются генеральные пятилетние планы, а на следующем уровне соответствующие ведомства MЕTI выделяют приоритетные отрасли дальнейшего финансирования. Затем Бюро METI осуществляет индикативное планирование развития отдельных отраслей, т.е.
разрабатываются детализированные планы дальнейшего развития.
На уровне Консультационных советов и промышленных ассоциаций доводится до деловых кругов позиция MЕTI в области конкретной отрасли производства. В свою очередь, на уровне предприятий идет разработка собственных планов на основе общегосударственных стратегий. Затем работает механизм обратной связи, в результате которого правительству докладываются необходимые объемы финансирования, необходимого для достижения планируемого уровня развития.
На протяжении всей послевоенной экономики представленный механизм проведения промышленной политики активно действовал.
Первый этап - этап восстановления (1946-1948 гг.), хотя темпы роста промышленности в этот период были высокими, однако, они были обеспечены за счет повышения степени загрузки существующих производственных мощностей, а не за счет создания новых. В целом на данном этапе сохранялась довоенная структура производства, в которой преобладала доля отраслей легкой промышленности (текстильная). Здесь притворялась в жизнь концепция «кэйся сэйсан хосики», т.е. «система приоритетных производств», основная идея которой – дать толчок развитию определенных отраслей и постепенно вывести экономику из разрухи [7, с.56]. Для восстановления экономики было решено расширить производство угля (основной энергоноситель Японии). В результате угледобыча и черная металлургия стали приоритетами развития.
С созданием в 1949 г. при MITI Совета по рационализации производства начался второй этап промышленной политики (1950-е гг.). Целью политики провозглашалось повышение эффективности и технического уровня японских промышленных предприятий путем концентрации усилий на: повышении качества используемого сырья, обновлении производственных мощностей, модернизации всей системы управления предприятием. Было выделено около 50 приоритетных производств.
На данном этапе изменился сам механизм реализации промышленной политики – от прямого вмешательства в деятельность частного сектора государство перешло к использованию мер стимулирующего характера.
Главным направлением развития японской промышленности 70-80-х гг. стало урегулирование положения дел в структурно больных отраслях (отрасли с высокой энерго- и материалоемкостью: черная и цветная металлургия, нефтехимия, целлюлозно-бумажная промышленность, отрасли легкой промышленности, судостроение).