Файл: Правление императора Хирохито, умершего тридцать лет назад, пришлось на тяжелейшее время.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Историко-экономический анализ послевоенного возрождения Японии

1.1. Внутриполитическое положение послевоенной Японии

1.2. Социально-экономические преобразования в Японии после второй мировой войны

1.3. Особенности промышленной политики послевоенной Японии

2. Рождение феномена «экономического чуда» как фактора интеграции Японии в мировую экономику

2.1. Приоритет экономического развития в государственной политике Японии

2.2 Японский менеджмент и государственно-частное партнерство

2.3. Подходы к анализу японского экономического чуда

3. Результаты экономического прорыва Японии

3.1. Итоги социально – экономического развития Японии в 50 – 70х гг.

3.2. Факторы торможения и перспективы японской экономики

3.3. Возможность применения опыта Японии в России

Заключение

Список использованных источников и литературы



Второй момент - как сделать США союзником в вопросах улучшения российско-японских отношений, заключения мирного договора и решения территориальной проблемы. Улучшению российско-японских отношений во многом мешает ситуация в российско-американских. Доводилось слышать мнения о том, что именно сейчас, когда российско-американские отношения ухудшились, Москве нужен Токио, и здесь шанс для российско-японских отношений. В некоторых частных случаях, может быть, так и есть, но в целом налицо иллюзии. Япония - союзник США, на территории Японии находится крупный американский военный контингент, поэтому Россия не сможет полностью отделить свои отношения с США от отношений с Японией. Что бы ни говорили, ситуация не переломится.

Попытка изменить российско-американские отношения для улучшения собственных отношений с Москвой означала бы, что Япония действует только в своих интересах, да и цель была бы несоразмерна приложенным усилиям. Важно другое. Необходимо нарисовать своему союзнику, США, полную картину и объяснить, что улучшение российско-японских отношений, в том числе решение территориальной проблемы, в интересах не только Японии, но и японо-американского альянса и самих США. Пока США не вовлечены в процесс, они будут оставаться фактором, препятствующим российско-японскому диалогу. Поэтому необходимо больше обсуждать с Вашингтоном тему российско-японских отношений.

Третий и самый важный момент - формирование нового консенсуса внутри Японии. Из-за того, что позиция правительства Абэ на переговорах с Россией не предавалась широкой огласке, оставалось непонятным многое: требует ли правительство, как и прежде, возврата четырех островов или, как широко сообщалось в СМИ, уже только двух, и, если так и есть, в какой момент оно изменило свои требования? В целом мало кто в Японии выступает против самой идеи возвращения спорных территорий. Однако стало окончательно ясно, что цель останется долгосрочной.

Предметом ожесточенных дискуссий неизбежно станет вопрос о том, насколько приоритетной должна быть тема возврата территорий и каким был бы здесь наиболее реалистичный путь. Важно настаивать на решении территориального вопроса на основе международного права, и очевидно, что нынешнее и последующие японские правительства будут продолжать настаивать. Не остается ничего иного - кроме как поднимать вопрос до тех пор, пока он не будет решен. 


С другой стороны, если мы принимаем то, что вернуть территории в краткосрочной и среднесрочной перспективе затруднительно, необходимо по-новому определить цели и расставить акценты в российско-японских отношениях. Некоторые наверняка сочтут, что если возврат спорных территорий сейчас невозможен, то не следует тратить ресурсы на отношения с Россией. Обсуждение вопроса только началось, и нам необходима открытая дискуссия. Именно потому, что Ёсихидэ Суга не настолько лично заинтересован в российско-японских отношениях, как предыдущий премьер-министр, есть надежда, что ему удастся справиться.







Заключение


В заключение проведенного исследования подведем итоги.

Экономическое чудо Японии явилось результатом экономической политики, проводившейся с целью догнать запад и опиравшейся на заимствования научно-технического и хозяйственного опыта развитых стран.

Экономическому чуду предшествовала колоссальная хозяйственная разруха и кризис многовекового императорского строя. По окончании Второй мировой войны Япония была вынуждена развиваться по либерально-демократическому пути, диктуемому преимущественно США. Историческая ретроспектива позволяет резюмировать тот факт, что условия превращения Японии в одну из самых мощных держав мира, сохраняющую свои высокие позиции вплоть до настоящего времени, были крайне тяжелыми и являлись типичными для большинства стран послевоенного периода времени. Однако, несмотря на эти обстоятельства, Япония, страна, практически не имевшая и не имеющая собственных внутренних ресурсов, смогла достичь невообразимых высот в экономическом росте. Действия оккупационной администрации США в период с 1945-го по 1949 год стали фактором стабилизации и создания институциональных предпосылок для будущего развития Японии, хотя макроэкономическая динамика этого периода была неоднозначной.

Японская модель экономики сформировалась как последствие высоких темпов экономического роста и за счет ряда объективных и субъективных факторов: приоритете экономического развития в государственной политики Японии, специфике японского менеджмента, наличии государственно-частного партнерства.

Японцы активно импортировали западные идеи и технологии, что привело к созданию универсальной структуре промышленного производства, использующую новейшие технологии. Значительную роль в ускорении экономического развития Японии после войны сыграл переток ресурсов из низкопроизводительного сельского хозяйства в высокопроизводительные отрасли экономики. Существенную роль сыграла национализация агентств по трудоустройству, что снизило транзакционные издержки сбора и обработки информации на рынке труда. Политический климат сыграл важнейшую роль: победа США была воспринята японской элитой как доказательство преимуществ капитализма и свободного рынка. Не менее важную роль в экономическом рывке Японии сыграла ориентация на экспорт. Роспуск финансово-промышленных групп, контролировавших японскую экономику, был мерой, которая поспособствовала созданию конкурентоспособной промышленности. Серьезно на развитие японской
экономики повлияла автоматизация производства, во многом ставшая следствие нефтяного кризиса 1973 года и укрепления иены. Весь этот комплекс объективных и субъективных факторов и привел к созданию японского «экономического чуда».

Сложившаяся японская модель представляет собой модифицированную экспортно-ориентированную модель догоняющего развития. В экономике Японии проводилась протекционистская политика, сдерживались зарубежные инвестиции, высока роль эффективной управленческой бюрократии, которая в первую очередь не обеспечивала собственные интересы, а решала задачи развития экономики. Период быстрого экономического роста между 1955 и 1961 годами проложил дорогу к так называемым «Золотым шестидесятым», вторая декада которых обычно ассоциируется с «японским экономическим чудом». Модернизация 1950 – 1970-ых годов оказала воздействие на все сферы жизни общества. Претензия на «японский путь модернизации» была в значительной мере связана с уравнительными и коллективистскими тенденциями в общественной трансформации.

Прекращение «чуда» относят к 1985 году, когда Япония подписала знаменитые Плаза-соглашения , в результате которых йена выросла в 1,5 раза, а темп экономического роста в Японии упал с 8% до 2%. Во второй половине 1980-х годов финансовая дерегуляция, эйфория относительно перспектив экономики и монетарное ослабление, проведенное Банком Японии, вкупе с большими сбережениями привели к агрессивной спекуляции на фондовом рынке и рынке недвижимости. В 1991 – 1998 г. темпы роста японский экономики составили всего 1,2%. В японской национальной памяти 1990-е годы отложились как «потерянное десятилетие». Но по факту застой длился еще дольше – как минимум до 2003 года.

Японский опыт интересен для России в качестве альтернативы индивидуалистическому обществу США. С помощью коллективистских устремлений японцев стана прошла успешно и быстро путь «догоняющего развития». Экономика поверженной во второй мировой войне Японии с 80-х годов двадцатого века начала претендовать на роль второй мировой державы. Возможность применения коллективистского опыта необходимо учитывать и России. Необходимо отметить отношение фирм Японии к своим сотрудникам. Руководства фирм активно подключаются к проблемам постоянного профессионального роста, решению социальных проблем персонала, что может быть полезно и для российских компаний. Японские управленцы способны создавать мотивационную среду в фирмах, университетах, государственной службе путем обеспечения зависимости оплаты труда сотрудника от его квалификации и результатов труда, а также с помощью эффективной системы воспитания и подготовки кадров. Своеобразие японской экономической модели показывает допустимость ее применения и для отечественной экономики.


2021 году в Японии приступил к работе новый кабинет министров Ёсихидэ Суги, и, судя по всему, российско-японские отношения вернулись к нормальному состоянию, то есть они практически не развиваются. Нет прогресса в заключении мирного договора, граждане относятся друг к другу прохладно, но каждая из стран считает другую важным соседом. Советско-японские и российско-японские отношения были точно такими же весь период после Второй мировой войны.

Период с 2012-го по 2020 год, когда у власти находилось правительство Синдзо Абэ - дольше, чем другие правительства в истории конституционного государства в Японии, - был исключением. Но даже Абэ в конечном счете не удалось добиться значительных результатов на российском направлении.

Размышляя о российско-японских отношениях, необходимо учитывать не только Японию, Россию и Китай. Другой серьезный игрок, оказывающий влияние на российско-японские отношения, - США. С 2014 года, когда был присоединен Крым, и до сих пор российско-американские отношения настолько плохи, что хуже они были только во времена холодной войны. Важно то, что для России, которая хотела избежать чрезмерной зависимости от Китая и сохранить самостоятельность в своей политике по отношению к Азии, отношения с Японией оказались одной из альтернатив. Вероятно, поэтому, а также из-за экономической поддержки и инвестиций в российский Дальний Восток, в том числе в спорные территории, правительство Путина стало придавать российско-японским отношениям гораздо больше значения.

Однако, какова бы ни была политическая ситуация, Японии важны отношения с Россией. Правительство Суги должно извлечь уроки из опыта правительства Абэ при пересмотре своей российской политики.


Список использованных источников и литературы


Нормативные правовые акты

  1. Конституция Японии, 1947 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalns.com/download/books/cons/japan.pdf (дата обращения 15.05.2021)

Книги, монографии

  1. Алексеев, В.В. Очерки экономики Японии/ В.В. Алексеев. – М : МГИМО – Университет, 2016. – 241с.

  2. Белов, А.В. Япония: экономика и бизнес / А.В. Белов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2017. – 383 с.

  3. Бок, З.К. Экономика Японии. Какая она? / Бок З.К. – М.: Экономика, 2002. – 349с.

  4. Бреннер, Р. Высокоскоростной рост Японии //Экономика глобальной турбулентности / пер. с англ. А. Гусева, Р. Хаиткулова; под науч. ред. И. Чубарова. – М: Высшая школа, 2014. – 552с.

  5. Волгин, Н.А. Японский опыт: Решения экономических и социально-трудовых проблем / Волгин Н.А. – М.: Экономика, 1998. – 255с.

  6. Дружинин, Н.Л. Японское экономическое чудо / Дружинин Н.Л. – СПб: Питер, 2003. – 264с.

  7. Изотов, А.Н. Япония: концепция выхода в лидеры / Изотов А.Н – М.: Экономика, 1991. – 113с.

  8. История войны на Тихом океане: в 5 т. Т. 5 / Под ред. Усами Сэйдзиро, Эгути Бокуро, Тояма Сигэки. - М.: Издательство иностранной литературы, 1958. – 380 с.

  9. Кобояси, Г. Иностранный капитал в Японии /Г. Кобояси /Пер. с яп. Е. А. Пигулевской– М: Издательство иностранной литературы, 1956. – 416 с.

  10. Ковригин, Е.Б. Геополитическая история Японии / Е.Б. Ковригин. - Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2018. - 155 c.

  11. Крупянко, М. И. Япония после «холодной войны»./ Крупянко М. И. – Спб.: Восточная литература, 2001. – 272с.

  12. Латышев, И. А. Лицо и изнанка «экономического чуда» Японии / Латышев И. А. – М.: изд-во Наука, 1970. – 65с.

  13. Лебедева, И.П. Промышленность и предпринимательство Японии. / И.П. Лебедева П.П. – М.: РАН. – 2007. – 224с.

  14. Лебедева, И.П. Японский феномен / И.П. Лебедева, – М.: РИО Института Востоковедения РАН.,1996. – 152 с.

  15. Лебедева, И.П. Японский рынок труда в ХХI веке. Экономические и социальные проблемы / И.П. Лебедева. - М.: Институт востоковедения РАН, 2019. - 314 с.

  16. Матрусова, Т.Н. Государственная трудовая политика в Японии/ Т.Н Матрусова. – М.: ИВ РАН, 2007. – 280с.

  17. Норт, Д. Понимание процесса экономических изменений / Д. Норт. - М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010. - 256 с.

  18. Осаму, Н. Современная японская экономика / Осаму Н./ Под ред. – Баку: Элм ве хаят, 2003. – 146с.

  19. Певзнер, Я.А. Экономика Японии после Второй мировой войны. / Я.А. Певзнер. – М : Наука , 1955. – 352с.

  20. Тимонина, И.Л. Япония: региональная экономика и политика. / Тимонина И.Л – М.: Ин-т востоковедения РАН, 2002. – 379с.

  21. Cambridge History of Japan: in 6 vol. Vol. 6. The Twentieth Century. Edited by Peter Duus. Cambridge University Press, 2008. P. 503.