Файл: Правление императора Хирохито, умершего тридцать лет назад, пришлось на тяжелейшее время.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Историко-экономический анализ послевоенного возрождения Японии

1.1. Внутриполитическое положение послевоенной Японии

1.2. Социально-экономические преобразования в Японии после второй мировой войны

1.3. Особенности промышленной политики послевоенной Японии

2. Рождение феномена «экономического чуда» как фактора интеграции Японии в мировую экономику

2.1. Приоритет экономического развития в государственной политике Японии

2.2 Японский менеджмент и государственно-частное партнерство

2.3. Подходы к анализу японского экономического чуда

3. Результаты экономического прорыва Японии

3.1. Итоги социально – экономического развития Японии в 50 – 70х гг.

3.2. Факторы торможения и перспективы японской экономики

3.3. Возможность применения опыта Японии в России

Заключение

Список использованных источников и литературы



3.3. Возможность применения опыта Японии в России



Рассуждая о феномене «экономического чуда» Японии в контексте сравнения с России, можно отметить следующее. Такое свойство японской экономики как адаптация представляет значительный интерес для нашей страны. Япония сумела отлично применить западный опыт в своем экономическом развитии.

Также японский опыт интересен для России в качестве альтернативы индивидуалистическому обществу США. С помощью коллективистских устремлений японцев стана прошла успешно и быстро путь «догоняющего развития». Экономика поверженной во второй мировой войне Японии с 80-х годов двадцатого века начала претендовать на роль второй мировой державы. Возможность применения коллективистского опыта необходимо учитывать и России.

Необходимо отметить отношение фирм Японии к своим сотрудникам. Руководства фирм активно подключаются к проблемам постоянного профессионального роста, решению социальных проблем персонала, что может быть полезно и для российских компаний. Японские управленцы способны создавать мотивационную среду в фирмах, университетах, государственной службе путем обеспечения зависимости оплаты труда сотрудника от его квалификации и результатов труда, а также с помощью эффективной системы воспитания и подготовки кадров.

Необходимо учитывать те факторы, которые поспособствовали достижению японскими компаниями грандиозного успеха:

  • идентификация работниками себя единым целым с компанией;

  • высокий уровень трудовой морали и мотивации в сравнении с традиционными западными компаниями;

  • борьба за высокое качество производимой продукции и оказываемых услуг;

  • комфортный психологический климат в компании;

  • редкость трудовых конфликтов в компании;

  • доверие работников к администрации компании;

  • инновационные сотрудники нового типа с высокой профессиональной и общеобразовательной подготовкой.

Также Россия имеет общность в сфере управления трудом Японией, а именно наличием связи между трудовыми успехами и национальными традициями, культурой. Курс Японии после поражения во второй мировой войне был взят на опережающую модернизацию, в отличие от догоняющей модернизации США. Именно японский стиль менеджмента в совокупности с государственно-частным партнерством позволил государству Японии достичь высоких результатов. Этот принцип модернизации экономики должна взять на вооружение и Россия.


При проведении экономических преобразований во главу угла был поставлен архетип нации. Архетип японцев формировался на протяжении долгих веков, переделать его невозможно. Также сложно (и нужно ли) переделать и архетип русского человека под ценности западной цивилизации, а именно: товарный фетишизм, гипертрофированная важность материальных основ жизни, отчуждение от людей.

Значим опыт Японии для России в плане использования при управлении трудом сотрудников добуржуазного наследия, а именно: коллективное принятие решений в сельской общине, ответственность сюзерена перед вассалами (в настоящее время ответственности работодателя перед персоналом) за их благополучие и жизнеобеспечение, кодекс чести самураев и т.д.

Характерен опыт Японии в отсутствии жесткой взаимосвязи между формой собственности компании и демократизацией власти в ней. В Японии есть немало примеров участия сотрудников в управлении своей компанией и распределение результатов ее деятельности.

Своеобразие японской экономической модели показывает допустимость ее применения и для отечественной экономики. Мы убеждены, что изменения в экономике России по примеру японской модели возможны. Для подобного прорыва в нашей стране есть необходимые составляющие:

1. Технологическая база, которая уже на протяжении нескольких десятков лет создавалась и создана по сути.

2. Наличие ресурсов, которое на сегодняшний день у страны есть для перехода на, так называемый, интонационно-технологичную экономику.

3. Человеческий фактор. Большая часть людей, особенно в больших городах, 25-40 лет абсолютно готовы к разработке и реализации новых инновационных проектов и воплощению экономического чуда.

Поэтому, экономический прорыв по примеру Японии, которая также, особенно после Второй мировой войны, находясь в режиме жестких ограничений, в том числе и санкций, построила абсолютно инновационную экономику на основе технологий, ресурсов и знаний человека. Поэтому в ближайший коридор в 10-15 лет Россия могла бы этот прорыв сделать.

2021 году в Японии приступил к работе новый кабинет министров Ёсихидэ Суги, и, судя по всему, российско-японские отношения вернулись к нормальному состоянию, то есть они практически не развиваются. Нет прогресса в заключении мирного договора, граждане относятся друг к другу прохладно, но каждая из стран считает другую важным соседом. Советско-японские и российско-японские отношения были точно такими же весь период после Второй мировой войны.



Период с 2012-го по 2020 год, когда у власти находилось правительство Синдзо Абэ - дольше, чем другие правительства в истории конституционного государства в Японии, - был исключением. Но даже Абэ в конечном счете не удалось добиться значительных результатов на российском направлении. При том что Абэ выделялся даже на фоне остальных премьеров, рьяно бравшихся за решение территориальной проблемы, своей абсолютной приверженностью теме. Все время его правления интерес СМИ к российско-японским отношениям и в особенности к возможности решения проблемы спорных территорий (в России спорные острова называют Южными Курилами, в Японии - Северными территориями) был крайне высок, встречи на высшем уровне премьер-министра Синдзо Абэ и президента Владимира Путина обычно широко освещались. Высказывания Путина по поводу территориальной проблемы то радовали, то повергали в уныние японские СМИ и японских граждан.

Для премьера решение проблем, существующих в российско-японских отношениях, и подписание мирного договора было, в том числе, и личным делом. В 1980-х его отец, бывший министр иностранных дел Японии Синтаро Абэ, тоже пытался урегулировать советско-японские отношения, пока не заболел и не отошел от дел. Говорят, что сын выполнял последнюю волю отца. Да и сам премьер-министр Абэ заявлял о том же публично. Однако у его приверженности идее решения внешнеполитической проблемы были и другие причины. В частности, она была важной частью стратегии премьера и его окружения.

В одном из интервью уже бывший премьер-министр Абэ вспоминает, что «стратегическое решение основывалось на идее не допустить, чтобы Россия склонилась на сторону Китая», таков был основной принцип политики правительства. Нобукацу Канэхара, человек №2 в Совете безопасности Японии, считает «политику поддержания глобального стратегического баланса с учетом усиления Китая» успехом дипломатии Абэ. Подход к отношениям с Россией был определен тем же контекстом.

Если исходить из того, что отношения Японии и Китая основаны на долгосрочной конкуренции и противостоянии, все важнее для Японии со стратегической точки зрения становится налаживание отношений с Москвой - Япония должна во что бы то ни стало избегать одновременной конфронтации с Китаем и Россией. В теории такая стратегия выглядела чрезвычайно рациональной и понятной. Но в политической и дипломатической действительности все оказалось не так просто.


Во-первых, для России отношения с Китаем на порядок важнее отношений с Японией. Другими словами, Россия не станет приносить в жертву отношения с Китаем, чтобы укрепить отношения с Японией. И речь не о том, что Япония для России не важна. Просто России слишком дорого может обойтись ухудшение отношений с Китаем, с которым у нее протяженная сухопутная граница.

Во-вторых, размышляя о российско-японских отношениях, необходимо учитывать не только Японию, Россию и Китай. Другой серьезный игрок, оказывающий влияние на российско-японские отношения, - США. С 2014 года, когда был присоединен Крым, и до сих пор российско-американские отношения настолько плохи, что хуже они были только во времена холодной войны.

Япония объясняет, что японо-американский союз не направлен против России и не несет в себе угрозу для России. И за ее объяснением не скрывается никакой подоплеки. Японская сторона именно так и считает. В самом деле, вряд ли кто-нибудь из японцев думает, что нынешний союз Японии и США направлен против России. Но Россия, разумеется, не может всецело поверить словам японской стороны. Для России японо-американский альянс - союз с США, а значит, и с НАТО, что противостоит России в Европе, - и американский форпост у ее границ. Соответственно, плохие российско-американские отношения будут сдерживать развитие российско-японских отношений. Когда встал вопрос о возможности размещения американских войск на спорных островах в случае, если часть из них будет передана Японии, для России он оказался чрезвычайно серьезной проблемой.

Так что пространство для стратегического маневра у Японии действительно было крайне ограничено. И все же на стратегическом ландшафте северо-восточной Азии появилось, хоть и в несколько ограниченной форме, новое направление - российско-японские отношения. Япония прежде всего стремилась избежать ситуации, когда она стала бы мишенью для критики одновременно с двух сторон - России и Китая - в связи с территориальными и историческими проблемами. Сам факт, что развитие российско-японских отношений вызвало обеспокоенность Китая, уже был важным стратегическим посланием для Японии.

Важно то, что для России, которая хотела избежать чрезмерной зависимости от Китая и сохранить самостоятельность в своей политике по отношению к Азии, отношения с Японией оказались одной из альтернатив. Вероятно, поэтому, а также из-за экономической поддержки и инвестиций в российский Дальний Восток, в том числе в спорные территории, правительство Путина стало придавать российско-японским отношениям гораздо больше значения.


Хотя премьер-министр Суга заявил, что будет продолжать политику Абэ в отношении России, не совсем понятно, что он имеет в виду. Сам Суга заявляет, что намерен строить стабильные отношения со странами-соседями, в том числе Россией и Китаем, но все зависит от того, как понимать выражение «стабильные отношения». Хотя правительство публично не подтверждает, что значение российско-японских отношений уменьшилось, мы, скорее всего, сильно удивимся, если окажется, что Суга так же лично заинтересован в развитии диалога с Россией, как был Абэ.

Однако, какова бы ни была политическая ситуация, Японии важны отношения с Россией. Или, если сформулировать по-другому, Японии следует избегать ухудшения отношений с Россией и более явных, чем сейчас, противоречий. Правительство Суги должно извлечь уроки из опыта правительства Абэ при пересмотре своей российской политики. И здесь необходимо рассмотреть три вопроса.

Первое - критический подход к России. Даже если отрицать, что правительство Абэ придерживалось описанной выше стратегии, нельзя было не заметить, что оно изо всех сил старалось избегать тем, которые России были неприятны. Япония последней из стран большой семерки поддержала санкции из-за присоединения Крыма. Кроме того, Япония последовательно старалась не делать жестких заявлений в связи с покушениями на отравление бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля и лидера оппозиции Алексея Навального. Япония хотела продемонстрировать России, что принимает ее позицию во внимание.

Тем не менее непонятно, что Япония получила взамен. Прежде всего неясно, как оценила российская сторона внимание к себе. Верна ли тактика стараться не раздражать Россию или, наоборот, лучше делать (или демонстрировать готовность сделать) что-то, что может ей не понравиться? Есть мнение, что российской политике силы лучше противопоставить второй вариант, потому что иначе Россия не воспринимает партнера всерьез или по меньшей мере относится к нему свысока.

К тому же стоит отметить, что нынешнее состояние российско-японских отношений Москву не сильно беспокоит. Другими словами, необходимости торопиться с решением территориального вопроса у нее нет. Более того, если в условиях фактической приостановки диалога по мирному договору Япония будет продолжать, пусть и в небольшом объеме, оказывать экономическую помощь Дальнему Востоку и инвестировать в регион, то для российской стороны ситуация будет складываться благоприятно, и вполне естественно, что она не захочет ничего менять. Мы должны прямо взглянуть фактам в лицо. Текущее положение дел не устраивает Японию, она должна тверже обозначать, что перемены необходимы, а сами перемены в интересах России.