Файл: Правление императора Хирохито, умершего тридцать лет назад, пришлось на тяжелейшее время.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Историко-экономический анализ послевоенного возрождения Японии

1.1. Внутриполитическое положение послевоенной Японии

1.2. Социально-экономические преобразования в Японии после второй мировой войны

1.3. Особенности промышленной политики послевоенной Японии

2. Рождение феномена «экономического чуда» как фактора интеграции Японии в мировую экономику

2.1. Приоритет экономического развития в государственной политике Японии

2.2 Японский менеджмент и государственно-частное партнерство

2.3. Подходы к анализу японского экономического чуда

3. Результаты экономического прорыва Японии

3.1. Итоги социально – экономического развития Японии в 50 – 70х гг.

3.2. Факторы торможения и перспективы японской экономики

3.3. Возможность применения опыта Японии в России

Заключение

Список использованных источников и литературы



В 90-е гг. MЕTI продолжало регулировать развитие промышленности, хотя его масштабы, объекты и цели существенно изменились. В силу вступили несколько законов, целью которых стала поддержка усилий предприятий по перестройке производства. Предприятие, желавшее получить поддержку государства, должно представить в Министерство «План обновления производства». Если он получает одобрение, предприятие может рассчитывать на льготы: низкопроцентные кредиты Банка развития, введение льготной 25 % -ной нормы амортизации для нового оборудования, льготное налогообложение доходов, льготы по налогу на недвижимость и др.

Японские специалисты отмечают, что принятие данного закона свидетельствует о достижении консенсуса между бизнесом и государством в отношении необходимости продолжения промышленной политики, которая существует как одно из направлений государственного регулирования. Если раньше она представляла собой мощный механизм, определявший стратегию и ход промышленного развития страны, то теперь это точечное воздействие на этот процесс.

Подводя итоги анализа формирования и реализации промышленной политики в Японии в целом, можно с уверенностью сказать, что она создала благоприятные условия для развития базовых отраслей и способствовала формированию благоприятного инвестиционного климата.

В частности, наибольший положительный эффект был достигнут в следующих областях: в автомобильной промышленности был выстроен полноценный механизм реализации промышленной политики; в электронной отрасли [15, с.82].

В заключение, можно прийти к выводу о том, послевоенная ситуация в Японии представляла собой переплетение кризисов разного характера, которые в совокупности можно охарактеризовать как национальный коллапс. Наложение кризисов требовало времени для исправления ситуации. Большие усилия были направлены на то, чтобы противостоять давлению послевоенной инфляции, сбалансировать бюджет, запустить нормальный экономический рост в условиях демилитаризации.

На всех этапах послевоенного восстановления и последующего развития японское правительство играло ключевую роль. В ходе проведения масштабных изменений во всех сферах экономики использовался прошлый опыт Японии и оправдавшие себя механизмы государственного управления и контроля.

В процессе реформирования, особенно на первом этапе, важную роль сыграли оккупационные силы, в первую очередь США. Ставя во главу угла скорее демилитаризацию Японии, чем экономическое развитие само по себе, они, тем не менее, помогли задать жёсткий ритм реформ, определить болевые точки японской экономики и стимулировать их исправление.


Ретроспективная оценка мер, принятых во время оккупации, сопровождается разными выводами. Многие слабости японской экономики, проявившиеся в последние три десятилетия её стагнации, были заложены именно в тот период. Тем не менее очевидно, что шаги, осуществлённые в послевоенные годы, послужили базой для восстановления, быстрой модернизации страны и вступления её в ряды передовых экономик. Менее чем за пятнадцать лет Япония прошла путь от послевоенного коллапса к экономическому чуду. В эти годы сформировалась новая модель экономического развития. А меры государственной политики послевоенных лет современное знание классифицирует как государственное антикризисное управление, ставшее частью общей долгосрочной стратегии превращения страны в успешное государство.



2. Рождение феномена «экономического чуда» как фактора интеграции Японии в мировую экономику



2.1. Приоритет экономического развития в государственной политике Японии



Пример Японии являет собой яркий образец воплощения модели догоняющего развития на основе экспортно-ориентированной экономики, впоследствии вдохновивший «азиатских тигров» и новые индустриальные страны. В зарубежных и российских научных кругах продолжается дискуссия о возможности сравнения стартовых позиций Японии и СССР на 1945 г. и итогов развития, подтверждение чему можно найти в ряде трудов.

Рассмотрим объективные и субъективные предпосылки, на основе которых «экономическое чудо» случилось именно в Японии. Необходимо отличать то, что его создало, то есть конкретные шаги по поощрению экономического роста и развития, от причин, которые обусловили саму возможность перейти к этим шагам. В процессе преобразований сформировалась так называемая «японская модель» экономики. Последняя, по нашему предположению, есть тоже одно из следствий периода высоких темпов экономического роста.

В период сегуната Токугава (1603–1868 г.) японская экономика не сильно отличалась от других восточных стран. Доминировали отрасли с низкой добавленной стоимостью – преимущественно, сельское хозяйство. Крестьяне составляли примерно 80% населения. При этом городская культура была достаточно развитой. Эдо (нынешний Токио) был одним из самых крупных городов мира. Из экономического застоя Японию вывела так называемая. реставрация Мэйдзи («мэйдзи» – девиз императора Муцухито, «просвещенное правление»), в ходе которой был положен конец правлению сегуната, а власть перешла к императору. Была запущена индустриализация страны. К концу XIX века производство товаров и услуг увеличилось в 4 раза. При этом доля сельского хозяйства в ВВП снизилась до 50%, а удельный вес фабричного производства, напротив, увеличился. К 1910 году продукция фабрик составила 10% японского ВВП. Росли объемы экспорта. В ходе реставрации Мэйдзи страна оказалась открыта для международной торговли, также был основан Центральный банк по бельгийской модели (когда государство владеет только частью капитала регулятора). Также важно отметить социальные реформы – феодальная система была ликвидирована, были уничтожены преграды для свободного передвижения людей по стране, а порты открыли для иностранцев.


Экономический историк Александр Гершенкрон первым сформулировал парадоксальную идею «преимущества отсталости», согласно которой менее развитые экономики могут заимствовать технологии у более развитых и тем самым «перескакивать» через целые фазы развития. К реставрации Мэйдзи эту идею применяет экономист С. Кроукур [3] , который считает, что важнейший фактор ускоренной индустриализации Японии был тот факт, что она начала свое развитие спустя почти век после передовых стран Западной Европы и Северной Америки. Иными словами, Япония использовала опыт промышленно-развитых стран. Схожей точки зрения придерживаются исследователи К.Онкава и Г.Розовски [34], считающие, что залог японского экономического подъема – использование современных западных технологий. Однако эти рассуждения не отвечают на вопрос, почему именно Япония стала первым азиатским государством, вставшим на путь ускоренного экономического роста. Чтобы ответить на них, необходимо учесть ряд моментов.

Первое, что нужно учесть, что социально-политические структуры Японии больше походили на средневековые европейские, чем на азиатские. Япония была единственной азиатской страной, в которой, как и в Европе, существовал феодализм в классическом виде – то есть общественный строй, при котором было возможно первоначальное накопление капитала. Поэтому к реставрации Мэйдзи Япония подошла социально и политически готовой к экономической модернизации.

Второй момент: международная ситуация, в которой оказалась Япония в XIX веке, создала потребность в девелопменталистском государстве, которое бы реформировало экономику. Так и случилось – давление внешних держав привело к консолидации оппозиционных сегунату сил и созданию государства, ориентированного на развитие. Новая конфигурация политического ландшафта позволила Японии завершить процесс первоначального накопления капитала.

И последнее, необходимо отметить, что несмотря на длительную политику изоляционизма («сакоку»), Япония не была заражена ксенофобией и была готова активно заимствовать западные технологии, науку и методы управления. Во многом это было связано с тем, что Япония никогда не была колонией, поэтому ей было чуждо основанное на национализме отрицание всего западного. Напротив, западные технологии и знания рассматривались как инструмент сохранения национальной независимости [34].


Как известно, Вторая Мировая Война истощила ресурсы японской экономики и перечеркнула почти все довоенные достижения. Тем удивительнее тот факт, что Япония смогла добиться устойчивого экономического роста в послевоенные годы и стать одной из первых экономик мира. Уже к 1956 г. показатель ВВП на душу населения превысил довоенный уровень, а среднегодовой прирост ВВП на душу населения составлял 7,1%. К 1973 году ВВП Японии на душу населения составил 95% от Великобритании и 69% от США. К 1991 году показатель ВВП на душу населения Японии составил 120% от Великобритании и 85% от США [14, с.93]. Это ставит вопрос, о том, какие факторы стали залогом успеха японской экономики.

Во-первых, как уже отмечалось выше, японцы активно импортировали западные идеи и технологии. С 1950 по 1971 г. Япония приобрела 15 тыс. патентов и лицензий (преимущественно, американских). Иными словами, вместо дорогостоящих инвестиций в R&D, они просто покупали патенты и усовершенствовали их. Уже к концу 1960-х годов Япония создала универсальную структур промышленного производства, использующую новейшие технологии. Можно привести в пример сделку между Du Pont и японской Toyo Rayon (нынешняя Toray Industries). Концерн Du Pont потратил $25 млн и 11 лет на разработку технологии производства нейлона. Компания Toyo Rayon выкупила патент на производство нейлона за $7,5 млн, рассрочив выплаты между 1951-1959 г. При этом доход Японии от экспорта нейлона за это время составил $90 млн. [14, с.95]

Во-вторых, значительную роль в ускорении экономического развития Японии после войны сыграл переток ресурсов из низкопроизводительного сельского хозяйства в высокопроизводительные отрасли экономики. Во многом это стало возможно благодаря реформе законодательства. Дело в том, что юридически закрепленная власть главы семейного клана долгое время препятствовала тому, чтобы старшие сыновья из крестьянских семей отправлялись работать в город. Законодательные реформы положили конец власти патриархов и обеспечили высокопроизводительные секторы экономики притоком дешевой рабочей силы из села.

В-третьих, существенную роль сыграла национализация агентств по трудоустройству, ранее подконтрольных органам местного самоуправления. Национализация позволила связать учебные заведения и биржи труда по всей стране. Таким образом, были существенно снижены транзакционные издержки сбора и обработки информации на рынке труда. То есть, стало проще «свести» работника и работодателя друг с другом.

В-четвертых, существенную роль сыграл политический климат. Победа США была воспринята японской элитой как доказательство преимуществ капитализма и свободного рынка.