Файл: Принципы функционирования, формы организации и современные тенденции развития финансов государственных и муниципальных учреждений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При помощи различных стратегий и программ местная администрация стремится стимулировать развитие региона. Создаются новые рабочие места, увеличивается налоговая база, расширяются возможности для определённых видов экономической активности. Во всех этих действиях очень нуждается местное сообщество.

Особенно значимо социально-экономическое развитие региона. Сложность заключается в том, что к традиционным вопросам экономического развития присоединяются вопросы, связанные с развитием рыночной инфраструктуры. Во всех этих вопросах большое значение играет местная администрация, её работа, степень и умение её использовать местные преимущества.

Обеспечивая развитие региону, местная Администрация выступает как посредник, используя разные подходы в содействии экономическому развитию региона. В результате такой кооперации, местной Администрации легче решать вопросы обучения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса и др.

Инструментами выбираются создание общих условий для бизнеса. Таких как, развитие дорог, связи и другой рыночной инфраструктуры. А так же очень мощным инструментом является регулирование деловой активности при помощи местных налогов, создания зон экономической активности, создание совместных проектов и др.
2 АНАЛИЗ И МЕСТО ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Общая характеристика управления сферой финансов в Российской Федерации
Сфера финансов Российской Федерации представляется как совокупность государственных органов и учреждений. Непосредственную финансовую деятельность осуществляет разветвлённая сеть финансовых органов и кредитных учреждений. Возглавляет систему финансовых органов Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти. Призвано проводить единую государственную политику и осуществлять общее руководство финансами по стране.

Финансовая система страны состоит из двух сфер: сфера финансов субъектов хозяйствования и сферы государственных и муниципальных финансов. Структуру финансовой системы России можно представить следующим образом (рис.3).


1-ый уровень

Государственные и муниципальные финансы





2-ой уровень

Финансы предприятий и организаций

3-ий уровень

Финансы населения


Рисунок 3 – Иерархическая структура финансов Российской Федерации
Государственные и муниципальные финансы имеют свою внутреннюю структуру и связаны различием в степени значимости. Конкретную форму финансам придаёт государство при помощи ставок, норм, тарифов, платежей и отчислений. Государство использует различные фонды денежных средств для погашения своих задолженностей, как внутри страны, так и за рубежом.

Бюджет страны формируется на федеральном и региональном уровне через обязательные взносы работающего населения и взносы регионов за неработающее население.

Бюджетный процесс выступает как регламентированный процесс законодательной деятельности на государственном и муниципальном уровне.

Участниками бюджетного процесса являются:

  1. Президент Российской Федерации;

  2. Парламент Российской Федерации;

  3. Правительство Российской Федерации;

  4. Местные исполнительные и распорядительные органы;

  5. Органы государственного контроля;

  6. Национальный банк Российской Федерации;

  7. Другие государственные органы, которым поручено регулирование бюджетных отношений.

Весь бюджетный процесс состоит из четырёх взаимосвязанных этапов (рисунок 4).


Составление проекта бюджета на очередной год







Рассмотрение и утверждение бюджета страны и органов местной власти



Исполнение бюджетов на федеральном и местном уровне



Составление отчётов об исполнении бюджетов и их утверждение

Рисунок 4 – Этапы бюджетного процесса
Весь бюджетный процесс осуществляется в бюджетный период, то есть срок, в течение которого составляется бюджет. Исполнительный орган обязан представлять отчёты об исполнении бюджета – ежеквартальные, полугодовые и годовые.

Годовой отчёт об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.



Итак, технология государственного управления финансами Российской Федерации представляет собой регламентированный законодательный процесс. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль состояния финансов, который осуществляют две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Это финансовые, налоговые, кредитные учреждения, министерства и ведомства, отделы местных органов власти.

Исторически сложилось, что в России в решении экономической политики большую роль играют налоги и общественные расходы. Это обусловлено значительной долей государственного сектора в экономической структуре. Государство направляет финансовые потоки на реализацию определённых задач, оплачивая конкретные мероприятия и косвенно способствуя развитию частного сектора в некоторых сферах.

Основной принцип бюджетно-налоговой политики государства это сбалансированность. То есть госбюджет должен быть без дефицита. При этом сбалансированным должен быть любой ежегодный бюджет.

Переходный период российской экономики, а также финансовой системы характеризовался кризисным состоянием. В настоящее время мы наблюдаем финансовый кризис, связанный с санкциями и условиями пандемии.

Министерство финансов РФ направляет свои действия на предотвращение воздействий мировых катаклизмов на финансовую и бюджетную систему. Проводимая в стране бюджетная политика направлена на сглаживание воздействия острого финансового кризиса на социально-экономическое положение.

По Данным Росстата объём ВВП России за 2022г. составил в текущих ценах 151455,6 млрд. рублей. Индекс физического объёма ВВП относительно 2021 г. составил 97,9%. Индекс-дефлятор ВВП за 2022г. по отношению к ценам 2021г. составил 114,3%9.

Рассмотрим структуру ВВП по источникам доходов (табл.3).

Таблица 3 – Структура ВВП по источникам доходов10

Показатель

2022г

2021г

Млрд.руб.

В % к итогу

Млрд.руб.

В % к итогу

Валовой внутренний продукт

151455,6

100

135295,0

100

В том числе:

Оплата труда наемных работников (включая оплату труда и смешанные доходы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами)


59914,5


39,6


54210,4


40,1

Чистые налоги на производство и импорт


12435,3


8,2


13510,8


10,0

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы


79105,8


52,2


67573,8


49,9



Как видим, из таблицы, динамика ВВП России значительно улучшена. При подготовке бюджета на 2023 г. правительство исходило из ожидаемого снижения ВВП на 2,9%. На фоне позитивной статистики бюджет РФ значительно прибавит в реальном выражении. За 1 кв. 2023 г. поступления в бюджет России превысил 13 трлн.руб., что соответствует прошлогодним показателям. Ожидается, что во 2 квартале бюджет получит больше средств, которые не связаны с нефтегазовыми доходами.

Среди регулирующих механизмов социально-экономического развития регионов является широкое использование частного предпринимательского потенциала. Особенно использование акционерных форм рыночного хозяйствования при ограничении прямой государственной помощи. Помощь Государство оказывает только при помощи кредитной и налоговой политики.

Разные кредитные и налоговые инструменты являются достаточно значимыми рычагами хозяйственно-предпринимательской активности11.

Кредитно-денежная политика является важнейшим регулирующим инструментом современной рыночной экономики. Она обеспечивает стабильность денежной единицы и сбалансированность внешних платежей. В экономике России соотношение это варьируется в зависимости от хозяйственной среды.

Проблемные регионы различаются по характеру факторов, на них влияющих. Выделяют следующие типы проблемных регионов: депрессивные, отстающие, кризисные и регионы особого стратегического значения.

Депрессивный тип регионов характеризуется высоким уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленности, высокой квалификацией трудовых ресурсов. Одновременно эти регионы сегодня отличаются глубоким спадом производства. А происходит это из-за низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нарушения снабженческо-сырьевых связей и переориентации стратегического курса страны в целом. В этих регионах, как правило, высокий уровень безработицы, малая инвестиционная активность, низкий уровень финансово-бюджетной обеспеченности и реальных доходов населения. В связи с этим происходит резкое социальное расслоение населения. К этой категории относятся не только субъекты Российской Федерации, но конкретные области, края и республики в составе России. Правительство оказывает целевую помощь такого рода регионам.

Основной формой поддержки таких регионов является нормативно-законодательная поддержка предпринимательства, привлечение частных инвестиций, создание условий для инвестиционной активности
, различные реструктуризации предприятий, переподготовка кадров и другие мероприятия, способствующие доступу к действующим каналам финансовой помощи.

К отстающим в экономическом значении регионам относят регионы, которые характеризуются чрезмерно низкими доходами на единицу населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалом в сравнении с остальными регионами страны. В таких регионах усложняются политическая, этническая, криминальная и экологическая ситуации.

Подобного рода проблемы Государство решает путём осуществления централизованных инвестиций из Федеральных источников. Средства идут в основном на новое строительство сфер промышленности, инфраструктуры и стимулирования частных капиталовложений в отдельные сектора экономики посредством льготных кредитов и налогов.

Для регионов с низким уровнем бюджетной обеспеченности государство разрабатывает специальные программы по созданию льготного режима бюджетных взаимоотношений. Такого рода регионы используют усиленные механизмы государственного регулирования экономики.

Кризисные регионы отличаются особенно экстремальным характером экономических, социально-политических и экологических процессов. Это выражается в остановки подавляющей части промышленных предприятий, межэтническими конфликтами и природными катаклизмами. Для такого рода регионов применяются те же меры, что и на депрессивные регионы.

Рассмотрим основные социально-экономические показатели, которые сложились в регионах в 2022 году12.


Таблица 4 - Основные социально-экономические показатели в регионах Российской Федерации за 2022г.

Регионы РФ

Площадь

тыс.кв.км.

Числен-ность

тыс.чел

Средне-душ.

денеж-

ные

доходы в месяц

(руб.)

Средне-

мес.

заработ-

ная

плата

(руб.)

Валовой

регион.

продукт

в

2022г.

(млн.руб.)

Российская Федерация


17125,2


146267,3


27765,7


32495


54013599.2

Центральный

Федеральный

округ



650.2



38951.5



34970.2



39945



18975900.1

Северо-Западный Фед.

Округ



1687.0



13843.6



28571.7



35468



5586593.5

Южный

Федеральный

округ



420.9



14003.8



24327.5



24311



3528190.1

Северо-Кавказский

Федеральный

округ


170.4


9659.0


20691.6


20930


1359273.0

Приволжский

Федеральный

округ



1037.0



29715.5



24019.7



24601



8571225.4

Уральский

Федеральный

округ



1818.5



12275.8



30493.9



37270



7648599.8

Сибирский

Федеральный

округ



5145.0



19312.2



21490.4



28347



5535449.5

Дальневосточный

Федеральный

округ


6169,3


6211.0


31974.1


40876


2808367.8

Крымский

Федеральный

округ



26.9



2294.9



27570.1



32597



4023375.5