Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере ООО «T-best»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на него влияющие
1.2. Методы и механизмы управления товарным ассортиментом и критерии оценки его эффективности
2. Анализ формирования ассортимента товаров на торговом предприятии ООО «T-best»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «T-best»
2.2. Анализ стратегии формирования товарного ассортимента ООО «T-best»
Размещение товара фронтально обеспечивает демонстрацию различных характеристик товара.
Чтобы размещение товара было логически обоснованно, Магазин T-best должен учитывать базовые принципы:
- массу, объем предлагаемого товара;
- сумму покупок за определенное время для конкретной группы;
- расстояние в пространстве и время, необходимое потребителю для ознакомления с продукцией, осуществления выбора нудного товара из всего ассортимента; - сумма различных вариантов определенного товара.
Кроме параметров, которых можно оценить количественно при выкладке товара имеет значение фактура и качественные характеристики продукции, а именно упаковка, интерьер торгового зала, имидж магазина и доходы от товара конкретной группы.
Для обеспечения максимальной рациональности в применении торгового пространства в Магазинах T-best, следует придерживаться последовательности в определении отделов, сочетающихся друг с другом. Согласно анализу, продвинутые маркетологи располагают секции таким образом, чтобы клиент на пути к необходимому товару встречал незначительную продукцию.
POS-материалы в сфере мерчандайзинга несут в себе информационную функцию. Их эффективность оказывается более содержательной при грамотном обеспечении информационного содержания. За исключением основной ознакомительной функции, они служат ориентирами в помещении.
Ценники в мерчандайзинге играют роль информаторов о стоимости и некоторых характеристиках товара. Многие магазины использую желтый цвет для ценников товаров, участвующих в акциях.
Диспансеры представляют из себя своеобразную подставку для товара, выполненную из чего-либо. Она должна нести в себе не только удобство применения, но и иметь привлекательный вид.
Использование мониторов и дисплеев способствует импульсным продажам и применяются в основном в гипермаркетах в целью привлечения внимания клиента.
Шелфтокеры выполняют роль рекламы, изображенной на поверхности полок. Выглядит этот вид рекламы как изображение рекламного характера, нанесенное на ткань, картон или пластик, выступающий в качестве основы.
Стоп-шелфы – это реклама на полках, выполненная в виде подвешенных рекламных баннеров.
Плакаты, на которых изображена определенная продукция по большей части размещают в супермаркетах, функция их заключается в указании местонахождения товара, акциях, специальных предложений и т.д.
Флаеры, листовки, буклеты относятся к печатной рекламе. Если расходы на изготовление минимальны, то это достаточно эффективный способ информирования клиента. В основном они предоставляются в специальных карманах доступных для свободного ознакомления.
Джумби является макетом товара в большом размере. Выполняется из пластмассы, картона или в виде воздушного шара. Располагаются около товара или крепятся к потолку. Предназначены в качестве украшения для полок.
Какой из способов будет использован зависит от положения расположения товара на определенной мебели.
Горизонтальная выкладка означать что товар должен быть выложен вдоль полки равномерно. На одной плоскости располагается товар одной формы, на нижних полках размещают дешевый и крупный товар. Товар, который необходимо сбыть быстро, должен быть расположен на уровне глаз или в максимальной доступности для потребителя. Такая подача предполагает размещение менее популярного товара рядом с ходовым, чтобы позаимствовать у последнего часть потребительского внимания.
Вертикальная выкладка подразумевает раскладку товара на нескольких полках в несколько рядов. Небольшие по объему товары с малым весом ставят повыше, более крупные и тяжелые как можно ниже. Этот вариант раскладки обеспечивает эффективность визуального восприятия и удобен для клиента различного роста. Данный метод применяется в широких торговых залах, где предусмотрено самообслуживание.
Дисплейная выкладка выполняется на дополнительны точках продаж. Это, как правило, обособленная вертикальная стойка или стенд компании, представляющий товар в самом привлекательном виде. Расположение данной рекламы устанавливается в любом месте торгового зала без привязки к местоположения самого товара.
Повысить результативность мерчандайзинга в магазине T-best возможно при соблюдении ряда положений и рекомендаций:
1. создание разнообразных моделей мерчандайзинг-буков и планограмм. Мера успеха, которого можно достигнуть, следуя стратегическим принципам мерчандайзинга, определяется уровнем сформированности и исполнения предложенных стандартов, базирующихся на принципе специально разработанного мерчандайзинг- бука, где указывается стратегия корпорации в плане рыночного продвижения брендов по различным каналам. К регулярному применению специалистами можно порекомендовать и планограмма, наглядное схематическое отображение продукции в разноплановых секциях магазина и на их стеллажах.
Мерчандайзинг-бук выступает как руководство к действию для персонала и содержит ряд следующих моментов:
- изложение теоретических основ мерчандайзинга;
- детализация и подразделение каналов торговли;
- выделение локаций, приоритетных в плане размещения продукции на торговой площади;
- типология точек торговли;
- наработанные принципы мерчандайзинга в политике предприятия;
- рекомендации по образованию дополнительных точек реализации;
- указание на приоритетность позиций в подборке продукции организации;
- рекомендации по расположению рекламных листовок и буклетов;
- типизованные планы раскладки продукции, исходя из важности и направленности торгового канала;
- рекомендации по выкладке новой продукции;
- планы оборота в зале подборок товаров;
- поэтапное изложение сути посещения клиентов;
- приемы мерчандайзинга в ходе акций для привлечения клиентов;
- уточнение преимуществ практики деятельности по концепциям мерчандайзинга.
2. Планограмма
Следует соблюдать упорядоченность при выкладке товара, исключая элементы хаотичности. Продукцию наиболее рационально размещать по заранее утвержденному плану, называемому планограммой. Любая из позиций товаров, реализуемых предприятием, должна быть освещена предельно точно, с указанием конкретной локации единиц товара.
При уточнении такого плана важно произвести многовекторное сопоставление интересов торговой компании и конечного потребителя, преимущества розничной торговли, ориентированной на потребителя. Затраты времени и сил на составление планограммы вернутся сторицей из-за минимизации сроков доступа к локации товаров в торговом зале.
3. Замеры уровня высоты расположения «золотой полки» для конкретной продукции.
По общеизвестным правилам, продукция, выставленная на «золотой полке», должна располагаться чуть ниже линии взгляда покупателей, примерно, до 15 - 20 см. Исходя из вышесказанного, следует выявить особенности целевой категории потребителей предлагаемого товара, их гендерную принадлежность и средний рост.
4. Объединение предлагаемой продукции в корпоративные блоки.
Под термином «корпоративный блок» следует понимать продукцию единой группы, представленную в полном ассортименте его линейки, что, несомненно, способствует вероятности дополнительного продвижения товара под разрекламированным производителем брендом.
5. Расположение на полках определенного числа единиц продукции.
Продукция на полках должна быть в достаточном количестве, так как покупатель склонен к отказу от приобретения как хорошо ему известного, так и нового товара, полагая, что на стеллажах находятся залежалые остатки продукции, подобная психологическая тонкость подмечена уже давно, и зачастую люди не спешат приобретать продукцию из малочисленной выкладки.
6. Видимая актуальность продукции и создание подобного эффекта.
Потребителям нравится обширное разнообразие продукции на стеллажах, но значимого увеличения объемов продаж можно достичь при условии «стимулирования» покупателей пустыми местами в рядах товара, якобы уже проданными ранее.
7. Мерчандайзинг представляет собой результат солидарной работы производителей товаров, их продавцов и дистрибьютеров. Законы мерчандайзинга базируются на слиянии заинтересованности его сторон, но интересы конечного потребителя должны выступать превыше всего.
8. «Точка фокуса».
На продукции должно фокусироваться внимание покупателей, локализованном по середине стеллажа или стойки, с небольшим смещением вправо. Правила продаж товаров в огромных товарных залах гипермаркетов требуют деление пространства на зоны, исходя из концепции «магазинчик в магазине».
9. «Движение глаз». Общеизвестно, что покупатели начинают осматривать витрины в магазине по подобию прочтения печатного листа с эпиграфом, начиная от правого верхнего угла, затем взгляд спускается по косой слева направо, и следует донизу.
10. «Законы оптики». Наглядная информация воспринимается гораздо лучше в плане запоминания и осмысления, если она расположена в пространстве перед покупателем, в пределах около 30 градусов от фокусной точки взгляда. Расположение продукции в пределах более 30 градусов ведет к ее лидерству в розничных продажах.
11. «Ход против часовой стрелки». Большинство людей, а, следовательно, и покупателей владеют правой рукой лучше, чем левой, и при передвижении по магазину обычно перемещаются против хода часовой стрелки, причем контурам внешнего периметра следует 90% покупателей, и только 40% заходят во внутренние отделы торгового зала.
12. «Золотой треугольник». Указанная концепция определяет что, максимальной расстоянии между кассовым аппаратом и наиболее востребованной продукцией торговая точка выходит на предельно выгодный для продавца уровень реализации товаров.
13. Эффект «элитной продукции» осуществляется путем особого освещения или альтернативного изысканного размещения товаров.
14. Эффект «доступности продукции» возможен при расположении товара на стеллаже продольными комплексами, на пролете сгруппирована продукция с равной стоимостью.
15. Смягчение сезонной потребности в продукции достигается путем выкладке на одной полке разносортных групп продукции, исходя из сезона.
16. Исключение обонятельных эффектов. Продукция с четко выраженным амбре не должна отвлекать от других товаров.
17. Не искажайте истину. На ценниках должна быть указана стоимость, проводимая и через кассу, без занижения цены в торговом зале из-за вычета НДС. Дополнительным стимулом для потребителя будет и рекламный каталог с предлагаемыми товарами у кассы или прилавка продавца для визуального ознакомления со сведениями о товарах и их приемлемой стоимостью.
18. Продукция с заканчивающимся сроком реализации должна расставляться на стеллажах в максимальной близости от покупателя, чтоб в магазине не накапливались большие объемы нереализованных по истечению срока годности товаров.
Известно, что 9 из 10 людей, посетивших торговую точку, не собираются совершать покупку продукции конкретной фирмы. Замечено, что даже рекламные акции в средствах масс-медиа не обещают гарантий относительно объемов продаж, а пробелы на этом поприще призван заполнять мерчандайзинг. Образование в области мерчандайзинга подразумевает владение специалистами концепциями адекватного выкладывания продукции для максимального их приобретения целевой аудиторией потребителей.
В мерчандайзинге принято классифицировать четыре ключевых компонента, причем достижение идеального состояния каждого из них значительно совершенствует процессы по стимуляции уровня продаж.
Направление деятельности специалистов в сфере логистики определяется достижением и поддержанием необходимого уровня запаса продукции в торговой точке для адекватного представления его на полках и стеллажах, равно как и для быстрой смены ассортимента.
Под термином «представление» принято понимать алгоритм выкладывания товаров в торговых точках для подачи его вида как саморекламы для целевого потребителя.
Под человеческим фактором понимают продавца, владеющего достаточным уровнем квалификационных навыков в плане плодотворной коммуникации с покупателями.
Соответствующая атмосфера представлена совокупностью дизайна интерьера, мягким удачным освещением и подсветкой витрин, приятным музыкальным фоном, комфортными влажностью и температурой воздуха, для совершения покупателем покупок без какого-либо отвлекающего воздействия.
Предполагаем проводить мониторинг результативности применения приемов мерчандайзинга в работе сотрудников Магазина T-best при учете таких ключевых моментов:
- суммарное число товарных чеков;
- значение среднего чека точки продаж;
- выход с площади в 1 м2 метра торгового зала.
- По работе обособленных отделов в сети Магазина Tbest: