Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере ООО «T-best»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на него влияющие
1.2. Методы и механизмы управления товарным ассортиментом и критерии оценки его эффективности
2. Анализ формирования ассортимента товаров на торговом предприятии ООО «T-best»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «T-best»
2.2. Анализ стратегии формирования товарного ассортимента ООО «T-best»
Широта перечня товаров является числом видов и подвидов продуктов, включённых в товарный ассортимент. По их удельному весу различают ассортиментную структуру универсальных, а также специализированных торговых точек.
Глубина ассортимента является числом видов и разновидностей, а также названий продуктов внутри определенных групп и подгрупп в перечне торговой точки [2, с. 20].
По статистике отечественный посетитель магазина покупает приблизительно 150 наименований товаров, однако, для потребителя важен большой выбор схожих продуктов, клиент надеется, что на полках магазина появятся новинки или продукты более высокого качества. Если в торговой точке присутствуют все категории продуктов, то возникает впечатление изобилия. Однако, этот факт не даёт гарантий успешных продаж.
Глубина перечня продукции торговой точки может быть излишней. Порой большое количество товаров, представленных в одной категории, может, напротив, тормозить принятие решения о покупке.
Отметим, что положительная динамика состояния перечня продукции торговой организации или отдельной торговой точки, по всем ранее описанным факторам с экономической точки зрения обеспечивает эффективную коммерческую деятельность торговой организации на рынке.
2. Анализ формирования ассортимента товаров на торговом предприятии ООО «T-best»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «T-best»
Магазин ООО «T-best» занимается продажей широкого ассортимента подарков, аксессуаров и бижутерии. Данная компания существует на рынке с 1999 года, что говорит о ее надежности и рентабельности.
Миссия компании – реализация товара по лучшим ценам и размерам для удобства клиента. Цель компании – удовлетворение спроса потребителей и получение максимальной прибыли от продажи товаров. Конкурентная стратегия не разработана.
Компания предлагает высокое качество продукции, и надежность продаваемых товаров. При этом уделяет особое внимание развитию долгосрочных отношений с клиентами, находя индивидуальный подход к каждому.
Структура управления магазина T-best является линейно-функциональной (рис. 3).
Рисунок 3 - Организационная структура магазина T-best
Чтобы оценить экономическое положение предприятия, проанализируем основные показатели деятельности организации за 2016-2018 гг.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности магазина T-best за 2016-2018 гг.
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Отклонение 2018 г. к 2016 г. |
|
% |
|||||
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
16091 |
39985 |
31169 |
15078 |
193,70 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
0 |
0 |
71 |
71 |
- |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
1841 |
3462 |
2585 |
744 |
140,41 |
Произведено продукции на одного работника |
2011,38 |
4998,13 |
3896,13 |
1884,75 |
193,70 |
Среднегодовая стоимость Основных средств |
770 |
2042 |
1325 |
555 |
172,08 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
8 |
8 |
8 |
0 |
0 |
Фондоотдача, руб./руб. |
20,90 |
19,58 |
23,52 |
2,63 |
112,57 |
Рентабельность продаж, % |
11,44 |
8,66 |
8,29 |
-3,15 |
72,49 |
Финансовые результаты деятельности магазина T-best за анализируемый период улучшились. Выручка от реализации продукции, полученная в 2018 году, по сравнению с 2016 годом возросла на 93,7% и составила 31169 тыс. руб., а вот по сравнению с 2012 годом уменьшилась на 22%. Себестоимость продукции в 2016 и 2017 годах равна нулю, а в 2018 году составила 71 тыс.руб. Это объясняется деятельностью предприятия (услуги) и принятой учетной политикой, согласно которой все расходы относятся сразу на 44 счет «Расходы на продажу» и себестоимость отдельно не выделяется. В 2018 году было закуплено и перепродано оборудование, в результате чего образовалась себестоимость.
Чистая прибыль предприятия составила в 2018 году 2585 тыс. руб., что на 40,4 % больше уровня 2016 года. Рентабельность продаж снизилась до 8,3%, что находится на уровне 2017 года, а вот по сравнению с 2016 годом ниже на 3,15%. Численность работников предприятия всего 8 человек. Производительность труда выросла по сравнению с 2016 годом.
2.2. Анализ стратегии формирования товарного ассортимента ООО «T-best»
Внутреннего производства бижутерии в нашей стране практически нет, поэтому данный рынок во многом зависим от импорта: в Россию импортируются все виды бижутерии.
Значительную долю занимает контрафактная продукция, которая ввозится в основном из Турции. По различным оценкам, ее доля может достигать одной трети от всего объема рынка.
Официальными импортерами выступают в основном страны Восточной Европы. Лидерами в импорте бижутерии в РФ являются: Польша, Швейцария, Китай, Германия - 21%, 19%, 15%, 11% соответственно. Наибольший объем бижутерии импортировала в 2006 году Польша, ее доля составила 21,2 %, или 4,8 млн. долл.
Однако Россия тоже предоставляет свою продукцию на рынки Европы: почти 50% продукции было вывезено в Таджикистан. Россия вывозит все виды бижутерии, кроме запонок и заколок.
Таким образом, на российском рынке бижутерии представлена в основном импортная продукция. Производством бижутерии в промышленных масштабах в России занимается только холдинг Etalon-Jenavi. За 25 лет существования компании на двух петербургских заводах возникло единственное крупное в России производство бижутерии, выпускающее 500 тыс. изделий в месяц, 6 млн. изделий в год с оборотом $20 млн. Доля Etalon-Jenavi на рынке оценивается в 3%, но от всей бижутерии, произведенной в России, доля компании составляет 74,68% в стоимостном выражении. Etalon-Jenavi владеет сотнями точек продаж в Санкт-Петербурге и Москве; более 300 торговых точек в России и странах СНГ торгуют по франшизе. Jenavi производит витрины и упаковку, синтезирует алмазы, выращивает малахит, делает ювелирные инструменты, изготавливает бизнес-сувениры, имеет свои фото- и дизайн-студии. Все, что компания закупает у поставщиков,- это металлические листы и кристаллы Swarovski. Недавно компания заключила эксклюзивный договор на закупку кристаллов Swarovski для производства своих изделий, и сейчас также ориентируется на ценовой сегмент от среднего к премиальному.
Группы товаров представлены в таблице 2.
Таблица 2.12. Группы товаров и средняя цена в магазине T-best
Наименование |
Средняя стоимость (руб.) |
Браслеты |
200-6000 |
Серьги |
150-5000 |
Бусы (в т.ч. ошейники) |
300- 13000 |
Комплекты изделий (браслет +серьги, бусы+ серьги, бусы+ браслет) |
4500-20000 |
Подарки |
400-13000 |
Сумки |
1000-30000 |
Рассмотрим матрицу БКГ Магазина T-best.
Таблица 3
Данные по товарам группы А и В для построения матрицы БКГ
№ |
Номенклатура |
Объемы реализации, тыс.руб. |
Доля рынка, % |
||
2017 г. |
2018 г. |
Предприятия |
Конкурента |
||
1 |
Сумки |
79241,1 |
69841,1 |
34 |
17 |
2 |
Сувениры |
15581,5 |
17939,3 |
40 |
18 |
3 |
Сережки |
14315,9 |
14964,2 |
33 |
21 |
4 |
Мягкие игрушки |
6858,6 |
6895,9 |
11 |
9 |
5 |
Заколки |
4164,1 |
3920,7 |
15 |
10 |
6 |
Бизнес сувениры |
4722,1 |
3832,4 |
14 |
11 |
7 |
Парфюмерия |
2544,8 |
655,6 |
11 |
10 |
8 |
Часы |
2463,1 |
1815,4 |
10 |
9 |
Таблица 4
Исходные данные для построения матрицы БКГ
Показатель |
№ продукции |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Темп роста рынка |
0,86 |
0,6 |
1,1 |
1,3 |
1,6 |
0,9 |
1,2 |
0,6 |
Относительная доля рынка |
2 |
2,2 |
1,6 |
1,2 |
1,5 |
2,1 |
1,2 |
1,1 |
Доля продукции, % |
9,4 |
5,5 |
10,2 |
38,6 |
7,1 |
7,6 |
3,1 |
15,9 |
Таблица 5
Продуктовая стратегия Магазина T-best
Сегмент |
№ продукции |
Стратегия |
«Дикие кошки» |
||
«Звезды» |
3, 4, 5,7,8 |
Увеличить объем реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций. |
«Дойные коровы» |
1,2,6 |
Увеличить объем реализации продукта. |
«Собаки» |
Таким образом, «Собак» и «Диких кошек» в Магазине T-best нет.
Компании необходимо продолжать обязательно реализацию сумок, сувениров - это направление на стадии «Дойная корова».
Исходя из данных таблицы 5, необходимо увеличить объем реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций такие позиции как: Мягкие игрушки, Заколки, Парфюмерия, Часы. Это перспективные направления, которыми занимается организация, они могут приносить больший доход и перейти на стадию «Дойные коровы».
Таким образом, сегодня в Магазине T-best наибольшую долю в реализации и доходах имеют товары из блока А: сумки, сережки, сувениры - 80%. Во вторую группу входят 5 товарных подгрупп: мягкие игрушки, заколки, парфюмерия, часы, бизнес-сувениры.
Данные об объеме товарооборота Магазина T-best в действующих ценах свидетельствуют о его снижении, что в стоимостном выражении составляет 10016 тыс. руб. вследствие изменения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота). Отмечено снижение продаж по таким товарным группам: бизнес сувениры, парфюмерия, сувениры, заколки, сумки и мягкие игрушки.
Динамика продаж в натуральных показателях привела к незначительному изменению в структуре товарооборота, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объёме товарооборота.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия на основе матрицы БКГ показал, что «Собак» и «Диких кошек» в магазине Tbest нет. Компании необходимо продолжать обязательно реализацию на стадии «Дойная корова». Необходимо увеличить объем реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций такие позиции как: мягкие игрушки, заколки, парфюмерия, часы.
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии формирования товарного ассортимента предприятия ООО «T-best»
Разработка «Положения об ассортиментной политике».
Предприятия увеличивают ассортимент с целью более объемно удовлетворить покупательский спрос или по причине необходимости расширения линии товаров, что повысит объемы продаж и доходы. Но, вместе с увеличением ассортимента товара, появляется дополнительная потребность в его содержании на складе, увеличивая издержки. Возникает необходимость переоборудовать торговые объекты, обрабатывать сами заказы, осуществлять перевозку и увеличивать рекламу. Поэтому, прежде чем решить увеличивать ассортимент товара, следует это тщательно продумать, а не делать это внезапно.
Кроме того, повышенный ассортимент товара может вытеснять ранние товары, понижая их реализацию. Помимо этого сам клиент может теряться, имея слишком большой выбор.