Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере ООО «T-best»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на него влияющие
1.2. Методы и механизмы управления товарным ассортиментом и критерии оценки его эффективности
2. Анализ формирования ассортимента товаров на торговом предприятии ООО «T-best»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «T-best»
2.2. Анализ стратегии формирования товарного ассортимента ООО «T-best»
- классификация покупок на группы;
- количество видов продукции при покупке в одном из отделов;
- выход с 1 м2 для выяснения перспективных и невостребованных отделов в торговой сети.
Ведущие приемы мерчандайзинга подразделяются на такие разряды:
- законы размещения товара с применением специфики зрительного восприятия людей;
- законы образования товарного разнообразия и запасов продукции;
- законы результативного представления товаров покупателям.
Особенно важно достигнуть правильного расположения товаров в торговом зале. Так, продукция всегда должна быть повернута лицевой стороной упаковки к потенциальному покупателю, но при этом не заслоняться другой продукцией, быть заметным под разными углами зрения. На фирменной упаковке должны размещаться сведения о товаре в небольшом объеме, удобные для прочтения и понимания. Кроме того, выкладка группой или блоком продукции обеспечивает максимум внимания со стороны посетителей торговой точки.
В штатном расписании любой торговой сети необходимо заполнить все вакантные должности мерчандайзеров. Такие специалисты как мерчандайзеры в последнее время в связи с бурным экономическим развитием страны стали очень востребованы торговыми группами, занимающими лидирующие позиции на рынках розничной и оптовой торговли.
В обязанности мерчандайзера входит решение ряда важных задач:
- мониторинг расположения продукции в сети торговых точек;
- контроль обеспеченности широты ассортимента продукции своей компании в сети инспектируемых торговых точек;
- мониторинг за размещением стеллажей, витрин, полок, холодильников и прочего дополнительного оборудования.
Зачастую в обязанности согласно должностной инструкции специалиста по мерчандайзингу входят:
- дислоцирование средств POS для активизации интереса к продукции целевого потребителя,
- расстановка продукции по рекомендациям корпоративной политики, перманентные попытки повысить долю витрин или стеллажей в торговой точке для продвигаемой продукции;
- урегулирование объема стоимости товара при продаже в розницу;
- запись заказанной продукции и ее оформление;
- мониторинг запасов продукции в торговой точке;
- мониторинг состояния привлекательного для покупателя вида торговой упаковки.
Определенные требования к специалисту, занятому в сфере мерчандайзинга, формируются исходя из области его деятельности. На практике в самом начале карьеры к таким специалистам не предъявляются жестко сформулированные запросы и требования, так как многие тонкости усваиваются в процессе работы.
Среди основных требований, выдвигаемых руководством к мерчендайзеру, обычно встречаются:
1. достижение поры совершеннолетия (18 лет);
2. владение персональным компьютером или ноутбуком на
уровне уверенного пользователя
3. наличие внутреннего российского паспорта, иногда – белорусского;
4. стрессоустойчивость и способность переносить значительные физические нагрузки; наличие оформленной санитарной книжки, в случае занятости на продажах продовольственной продукции.
Величина денежного оклада определяется степенью его занятости - на полный или неполный рабочий день, вверенной территории и торговой группы - работодателя. Ежемесячный доход может достигать 30 тыс. рублей, а при неполном трудовом дне – всего 8-15 тыс. рублей. Кроме того, уровень доходов зависит и от полученного образования, обеспеченности собственным авто и дополнительными обязанностями, повышая заработную плату даже до 70 тыс. рублей ежемесячно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под формированием ассортимента понимается работа торговых специалистов по выбору категорий, типов и форм продукции исходя из сведений касательно потребительского спроса для максимально возможного его удовлетворения. Под ассортиментом принято понимать совокупность продукции в торговой точке, имеющей возможность восполнить действительные или ожидаемые нужды потребителей и дать хорошую прибыль в результате торговли.
Создание и поддержание необходимого ассортимента товаров должно происходить беспрерывно, отталкиваясь от момента их производства и финишируя на стадии конечного потребителя, и пребывая в неразрывной связи с конкретными компаниями, а также при руководстве их политикой по части товарного ассортимента.
Ассортиментная политика состоит в выделении руководителем торговой группы или компании целей, заданий и ключевых путей создания и поддержания ассортимента продукции.
Ключевые пути создания и поддержания ассортимента продукции:
1. редукция разнообразия продукции актуальна при падении спроса, низкой прибыли или убытков от продажи продукции, преимущественно преобладает смена качества и количества перечня товаров в плане редукции объема и численности;
2. экстензия разнообразия продукции актуальна при росте спроса или в случае получения значительной прибыли от продажи товара, преимущественно преобладает смена качества и количества перечня продукции в плане увеличения его новизны, разнообразия и численности;
3. стабильное положение предлагаемого ассортимента достигается при постоянном спросе на продукцию, преимущественно из группы ежедневного потребления;
4. обновление приевшегося покупателям ассортимента имеет место при перемене товарного спроса, выходе на рынок новой продукции, услуг или нужд, преимущественно происходит смена количества и качества перечня продукции, равно как и устранение неактуальной продукции или попыток простимулировать спрос на нее;
5. усовершенствование ассортимента имеет место при стремлении отвечать разноплановым запросам потребителей, отличающихся по своим вкусам либо финансовым возможностям, путем перемены качества и количества перечня продукции для роста его приспособленности к конечному потребителю;
6. гармонизирование ассортимента имеет место в узкоспециализированных торговых точках или отделах путем перемены качества и количества перечня продукции, стремясь приблизить имеющееся разнообразие продукции к такому его уровню, который видится оптимальным. Ведущие моменты, определяющие процессы формирования разнообразия предлагаемой продукции:
7. величина спроса зависит от степени потребности покупателей в товаре, а также наличия у них свободных финансовых ресурсов, уровня заработной платы, пенсии или прочих доходов, состава семьи и других нюансов;
8. уровень рентабельности определяется величиной себестоимости товара, затратами ресурсов на его производство и обращение.
Предлагаемое покупателю разнообразие товаров в той или иной торговой точке напрямую зависит от его ассортиментного профиля. Следовательно, при создании и поддержании товарного ассортимента розничного точки реализации продукции нужно принимать к сведению типологию товарной организации.
Предложенное разнообразие продукции в розничной сети торгового организации должно находиться в соответствии с интерьером торгового зала и специфике потребительского спроса.
Анализ торговой деятельности Магазина T-best показал, что максимальный удельный вес как в продажах, так и приносимой прибыли, приносила продукция из подгруппы А: женские сумки и сувенирная продукция - 80%.
Следовательно, для образования и поддержания широкого ассортимента и росту результативности сбыта в Магазине T-best рекомендованы такие пути деятельности:
1. создание «Положения об эффективной ассортиментной политике», то есть комплексе мер, принятых руководством компании для образования и поддержания широкого товарного ассортимента;
2. образование и поддержание широкого ассортимента для Магазина T-best как создание стратегии продвижения продукции для подбора адекватного имеющемуся спросу товарного ассортимента, отвечающего нуждам потребителей и приносящего финансовую прибыль;
3. создание эффективного мерчендайзинга для Магазина T-best как актуального и многообещающего вида деловой деятельности, с ориентацией на конструирование коммуникаций в сфере маркетинга для увеличения сбыта продукции, вовлечением покупателей в точки реализации товаров, при отсутствии активного задействования в такие работы продавцов магазина.
Увеличение оборота продукции в Магазине T-best даст ощутимый прирост прибыли, которая и будет свидетельством результативности примененных мер по оздоровлению маркетинговой ситуации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2015. - 322с.
- Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.
- Балакирев С. Управление товарным ассортиментом // Современная торговля. - 2018. - № 2. - С. 26-33.
- Виноградова С. Н. Организация и технология торговли: Учебник. - Мн.: Высш.школа, 2015. - 223 с.
- Гарифулин А.Ф. Эффективное управление ассортиментом организации // ПЭО: планово-экон. отдел. - 2018. - № 6. – С. 23-25
- Гордеев Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2018. - № 2. - Ч. 1. - С. 59-63.
- Дашков Л.П. Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Маркетинг, 2017. - 481 с.
- Елкин С.Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2018. - № 9. - С. 48-55
- Ерохина Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): учебник / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. — М.: КНОРУС, 2016.— 298 с.
- Капнин Г.М. Оптимальное управление ассортиментным портфелем / Г. М. Капнин, А. В. Лури // Вестн. транспорта. - 2018. - № 2. - С. 42-44.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб, Питер Ком, 2015. — 896 с.
- Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. - М.: Эксмо, 2016. – 432 с.
- Лебедева С. Н. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие /С.Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков; Под ред. С.Н. Лебедевой.- Мн.: Новое знание, 2015. - 240 с.
- Лисовский П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети // Справочник экономиста. - 2018. - № 7. - С. 5466.
- Новикова Н. Г. Логистический подход к управлению торговым ассортиментом и конкурентная стратегия торговой организации // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2018. - № 5. - С. 40-45.
- Паламарчук А.С., Паштова Л.Г. Экономика предприятия / М.: Инфра- М, 2015. - 361 с.
- Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. М.: КНОРУС, 2016. — 120 с
- Прокопчук А.А. Современные подходы к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2018. - № 5. - С. 127-132.
- Сандракова И. В. Практический подход к оценке ассортимента розничной торговой сети // Практический маркетинг. - 2018. - № 3. - С. 31-35