Файл: Введение 3 Глава Анализ и проблемы ведения реестра таможенных перевозчиков 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 3132
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анализ и проблемы ведения реестра таможенных перевозчиков
Взаимодействие таможенных перевозчиков и таможенных органов
Проблемы ведения реестра таможенных перевозчиков
Глава 2. Разработка мер по совершенствованию ведения реестра таможенных перевозчиков
2.1. Меры по совершенствованию ведения реестра таможенных перевозчиков
Согласование
Изменить систему
Создать СРО таможенных перевозчиков
Устране-ние полномо-чия
Выведение реестра из ФТС
Рис.5 Моделирование совершенствования процесса ведения реестра таможенных перевозчиков
Источник: составлено самостоятельно на основе моделирования бизнес-процессов24
Таким образом, конечной целью СРО таможенных перевозчиков станет передача функций по ведению реестра таможенных перевозчиков – СРО.
При разработке правовых положений о саморегулируемых организациях таможенных перевозчиков должны найти отражение некоторые вопросы. Во-первых, проверка качества деятельности таможенных перевозчиков, так как необходимо не допускать формального подхода к их разработке. Во-вторых, санкции к таможенным перевозчикам при случаях нарушений. В-третьих, механизмы обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования. В-четвертых, меры государственного контроля за деятельностью субъектов саморегулирования. В пятых, особенности ведения реестра таможенных перевозчиков.
Таким образом, актуальные направления совершенствования института таможенного перевозчика в условиях функционирования ЕАЭС: развитие института саморегулирования в России, введение института публичной оценки работы таможенных перевозчиков в России, обеспечение доступа к получению данного статуса для физических лиц. При реализации данных направлений должны быть учтены возможные риски, они должны быть учтены при разработке соответствующих правовых норм.
На основании вышеизложенного, решение проблемы административных правонарушений среди таможенных перевозчиков должно быть решено посредством совершенствования правоохранительной функции таможенных органов. Решение проблем, связанных с высокой стоимостью услуг по сопровождению таможенного оформления товаров, отсутствие контроля за качеством предоставляемых услуг, широкое присутствие на рынке услуг «серых», не входящих в Реестр, таможенных перевозчиков, избыточное вмешательство государственных органов должно быть решено посредством формирования СРО таможенных перевозчиков и передаче функций по ведению реестра саморегулируемой организации.
2.2. Перспективы использования ведения реестра таможенных перевозчиков в России и Евразийском экономическом союзе
Значительное повышение активности России во внешнеторговой деятельности и усиление интереса зарубежных партнеров к российским товарам обуславливают необходимость разработки перспективной стратегии внешнеэкономической деятельности России и ее субъектов. Усиление сотрудничества регионов России с сопредельными странами рассматривается как неотъемлемый элемент в системе обеспечения национальной безопасности страны. Интеграция России в мировое пространство как полноправного ее партнера во многом зависит от формирования конкурентных преимуществ. Конкуренция является важнейшим и неотъемлемым атрибутом рыночной экономики.
Необходимо отметить, что в 2020 г. Правительством РФ была утверждена «дорожная карта» трансформации делового климата в сфере экспорта товаров и услуг. Сущность данного проекта состоит в возможности аккумуляции инициатив по снятию барьеров для бизнеса.
При осуществлении ВЭД наибольшие трудности у представителей малого и среднего бизнеса вызывают организационные сложности с логистикой и перевозками, таможенным оформлением товаров, а также формированием отчетности и декларированием. Именно в этих направлениях необходимо сосредоточить усилия не только на национальном уровне, но и в целом в ЕАЭС.
Таможенные органы, для повышения национальной безопасности страны должны обеспечить эффективность таможенного контроля и безопасность перемещаемых товаров, пополнение доходов бюджета за счет таможенных платежей25. В то же время важно сделать выполнение таможенных операций максимально комфортным и необременительным для добросовестных участников ВЭД, которые осуществляют перемещение товаров.
Для реализации многих новых проектов, касающихся модернизации и развития таможенной инфраструктуры, необходимо активно использовать взаимодействие государства и бизнеса, как на национальном, так и на международном уровне. Только при таком взаимопонимании проблем таможенной структуры могут быть реализованы согласованные планы и цели, а существующая система улучшена
26.
В 2021 году ФТС России направлены в Минтранс России предложения:
-
с описанием перспективных моделей интеллектуального пункта пропуска по видам международного сообщения и перечнем их основных элементов; -
о закреплении перспективных моделей интеллектуального пункта пропуска как стандарта для проведения их обустройства и оснащения.
Необходимо дальнейшее совершенствование информационно-коммуникативных технологий. Рассматривая современные решения в данной сфере, стоит отметить, что как минимум одна из технологий – «облачная» – до настоящего времени серьезно не исследована. Так, следует обратить внимание на необходимость внедрения технологии облачных вычислений в процесс таможенного контроля совместно с использованием уже имеющихся технических средств и разнообразным программным обеспечением, обеспечивающим их функционирование.
Цифровизация таможенного регулирования выходит далеко за рамки контроля международной торговой деятельности и должна включать в себя широкое применение информационно-коммуникативных технологий. В результате откроются следующие целевые горизонты трансформации системы таможенного администрирования:
– использование больших данных для формирования статистики, администрирования доходов бюджета, аудита результативности деятельности и нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела;
– применение инновационных способов для получения и обработки данных, применяемых для таможенных целей;
– внедрение в таможенный контроль товаров и транспортных средств различных технологий, связанных с искусственным интеллектом.
Что должно привести, в конечном итоге, к формированию «суперсервисов» цифровой экосистемы, обеспечивающих концепцию непрерывной цепочки поставок. Это, в свою очередь, соответствует стратегическому ориентиру в развитии цифрового пространства и в мировом сообществе, и в ЕАЭС – достижение «бесшовности» в экономических процессах и в сервисной среде в результате их перевода в «цифру».
С достоинствами и с возрастающей ролью цифровизации в международной торговле следует учесть и ряд новых, порождаемых ее проблем, вызовов и барьеров для дальнейшего развития в данной сфере
, таких как отставание регуляторных мер, на государственном и межгосударственном уровне от стремительных темпов внедрения цифровых технологий, неподконтрольные значительные товаропотоки, в том числе контрабандные, что снижает поступление налогов и сборов, несет угрозы уровню кибербезопасности и качеству товаров и услуг, поставляемых с использованием цифровых технологий.
Стоит также отметить, что в странах ЕАЭС существуют разные требования к таможенным перевозчикам.
В Республике Беларусь юридическому лицу, намеревающемуся осуществлять деятельность в качестве таможенного перевозчика, в числе прочего, необходимо обладать опытом в сфере перевозок не менее двух лет; предоставить таможенному органу, в регионе деятельности которого находится юридическое лицо, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее 200 тыс. евро; иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, на праве аренды не менее двух транспортных средств, а также иметь информационную систему, технологию или средство предоставления отчетности о таможенных операциях (ст. 61 Закона Республики Беларусь27).
В Республике Казахстан к таможенному перевозчику предъявляются следующие требования:
-
как минимум двухлетний опыт перевозки грузов; -
обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в размере, эквивалентном 200 тыс. евро; -
наличие транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями; отсутствие неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пошлин, процентов, пеней; -
отсутствие фактов привлечения в течение одного года к административной ответственности в таможенной сфере; наличие договоров на использование электронных систем счет-фактур (ст. 496 Таможенного кодекса Республики Казахстан28).
Транспортное средство таможенного перевозчика должно быть оснащено спутниковой навигацией или устройством вызова экстренных оперативных служб с функцией непрерывной передачи данных; это требование не распространяется на прицепы, полуприцепы, вагоны, контейнеры и несамоходные суда. Таким образом, требования законодательства государств-членов ЕАЭС в отношении таможенных перевозчиков по большей части направлены на достаточное материальное и информационное оснащение таможенных перевозчиков.