Файл: Введение 3 Глава Анализ и проблемы ведения реестра таможенных перевозчиков 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 3148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемы ведения реестра таможенных перевозчиков


Расширение таможенного пространства отдельных государств, входящих в ЕАЭС, неминуемо сопровождается необходимостью решения ряда задач, касающихся не только унификации таможенных процедур, но и гармонизации таможенного законодательства, причем как на всей территории ЕАЭС, так и в каждом из его государств-членов. Это напрямую связано с улучшением благоприятных условий для развития бизнеса в сфере ВЭД.

Основой проблемой на современном этапе развития является сохраняющиеся нарушения таможенного законодательства таможенными перевозчиками. В 2020 г. в отношении таможенных перевозчиков возбуждено 29 дел об административных правонарушениях (далее по тексту АП)18.

Содержание таможенной процедуры таможенного транзита и положения, регулирующие порядок ее применения, в настоящий момент определены главой 22 ТК ЕАЭС. Несоблюдение данной процедуры, по сути, является объективной стороной административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.6, 16.10, а также 16.11 и 16.13 КоАП РФ19.

В перечисленных статьях непосредственным объектом анализируемых административных правонарушений выступают общественные отношения, возникшие в ходе осуществления процедуры таможенного транзита, а субъектом выступают физические и юридические лица. А точнее субъектом будут выступать перевозчики. Ими могут выступать обычные (не аккредитованные) транспортные компании, осуществляющие такого рода деятельность, либо таможенные перевозчики ‒ аккредитованные транспортные компании, имеющие возможность осуществлять международные грузовые перевозки товаров без уплаты таможенных пошлин и соответственно включенные в Реестр таможенных перевозчиков20.

Так, в частности, в практике очень часты случаи привлечения перевозчика к ответственности по ст.16.6 КоАП РФ. Так, например, по одному из дел, в ходе заявленного таможенного транзита и возникновения обстоятельств, по которым может быть назначено таможенное сопровождение в отношении ООО был сформирован таможенный наряд.


По прибытии таможенного наряда для осуществления таможенного сопровождения было установлено, что под погрузку товаров, находящихся под таможенным контролем, подано транспортное средство с иными регистрационными данными, нежели указанные в уже оформленных документах (в транзитных декларациях и товаросопроводительных документах). Несколько позже, но в тот же день, от перевозчика в таможенный орган поступило заявление о том, что прицеп с государственным номером, указанным ранее, по техническим параметрам не соответствует предполагаемой перевозке. Он обратился за разрешением на погрузку товаров, находящихся под таможенным контролем, на другой прицеп, а также с просьбой о продлении срока таможенного транзита.

Посчитав, что замена транспортного средства международной перевозки указывает на обстоятельство, препятствующее доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия в соответствии с заявленной в декларации процедурой, таможней по выявленным нарушениям в отношении перевозчика были составлены протоколы об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ по каждой из таможенных деклараций. По результатам рассмотрения дел об административном правонарушении вынесены постановления, по которым перевозчик привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ в виде штрафа 5 000 руб.21.

Перевозчик заблаговременно, а также на момент прибытия должностных лиц таможенного органа для проведения таможенного сопровождения товаров не подал заявление о разрешении замены транспортного средства перевозки, т. е. о возникновении обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия по заявленным в декларации сведениям. Таможенный контроль осуществлялся должностными лицами таможни в условиях, когда перевозчик уже начал предоставлять другое транспортное средство для погрузки, информация о котором не была указана в декларации.

В настоящее время в процессе транзита могут быть выявлены следующие проблемы, в частности таможенными органами, сопровождающими товары и транспортные средства: значительное количество поддельных документов для подтверждения соответствия требованиям в отношении ввозимых (вывозимых) товаров и транспортных средств; постоянно обновляемая нормативно-правовая база в области стандартизации правил осуществления транзитных операций; сложность сокращения количества неправильных таможенных деклараций из-за отсутствия оперативных возможностей для получения лабораторных испытаний для заявленных товаров; отсутствие согласованной нормативной политики в отношении санитарных и фитосанитарных мер при сопровождении определенных товаров и др.



В рамках перевозки стоит отметить группу нарушений: не исполнение перевозчиком обязательства по уплате ввозных пошлин и других видов таможенных платежей в установленный срок, а также в случае обнаружения таможенными органами других признаков несоблюдения международных договоров и актов, составляющих право государства-члены ЕАЭС и (или) национальное законодательство государств, входящих в региональную организацию евразийской экономической интеграции.

К основным проблемам также относится: ограниченное количество лицензированных участников, включенных в Реестр, высокая стоимость услуг по сопровождению таможенного оформления грузов, отсутствие контроля за качеством предоставляемых услуг, широкое присутствие на рынке услуг «серых», не входящих в Реестр, таможенных перевозчиков, избыточное вмешательство государственных органов и чрезмерное использование мер административного давления в ущерб услугам, оказываемым участникам ВЭД22. Указанные недостатки, несомненно, отражают наличие определенного уровня конфликтности в таможенных правоотношениях и требуют детального анализа со стороны федерального ведомства.

Глава 2. Разработка мер по совершенствованию ведения реестра таможенных перевозчиков

2.1. Меры по совершенствованию ведения реестра таможенных перевозчиков


Организация взаимозависимости всех звеньев системы таможенного контроля, в том числе и мер обеспечения в виде ведения реестра таможенных перевозчиков, является одним из важных условий эффективности функционирования таможенной деятельности, в целом ВЭД, что способствует совершенствованию взаимодействия органов и организаций, направленного на профилактику правонарушений. Основными мерами совершенствования на основании выявленных выше проблем будут являться следующие.

Эффективное взаимодействие между частями системы управления должно обеспечиваться при соблюдении следующих принципов, которые имеют основополагающее значение для обеспечения мер взаимодействия таможенных органов и таможенных перевозчиков: законность, единство требований, ответственность за результат, обязательная обратная связь, единство методов, используемых в ЕАЭС, и эффективность. Все это возможно только в условиях четкого правового регулирования и практической деятельности.

В сложившейся социально-экономической и социально-политической ситуации важность деятельности таможенных органов в контексте ВЭД возрастает и усложняется. Поэтому для этого необходимо совершенствовать таможенную инфраструктуру, которая должна включать современные информационные и технические средства для осуществления высокого качества и максимального контроля во времени.

Для борьбы с административными правонарушениями, совершаемыми таможенными перевозчиками, необходимо усилить эффективность правоохранительной деятельности, а также, необходима методическая работа с хозяйствующими субъектами, так как работа одних предприятий по схемам лжетранзита приводит к тому, что остальные участники рынка будут использовать незаконные схемы.

В дополнение к работе уже проводимой таможенными органами, может осуществляться письменное информирование экономических агентов о том, что схема, применяемая ими в работе, не является допустимой (в случае, если она законна и не представляет из себя уголовного правонарушения) и от данной схемы необходимо отказаться (с указанием периода, в течение которого экономический агент может изменить схему работы по ввозу или вывозу товара).


Данное письменное информирование поможет избежать недопонимания и позволит экономическим агентам выстроить верные схемы работы при осуществлении экспортно-импортных операций. Ключевым направлением совершенствования является совершенствование ведения реестра таможенных перевозчиков.

Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела определены взаимодействием федеральных органов исполнительной власти, прежде всего органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в рассматриваемой области, и органом, наделенным полномочиями по государственной регистрации юридических лиц, что представляет реализацию принципа системного государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности.

Обновление и корректировка актов в сфере таможенного дела с учетом применения информационных технологий является одним из направлений создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, которое в целом позитивно оценивается предпринимателями. Тем не менее, в бизнес-среде есть мнение о необходимости введения института саморегулирования в сфере таможенного дела23.

Таким образом, актуальной на сегодняшний день, в качестве меры совершенствования является вопрос саморегулирования таможенных перевозчиков. Введение института саморегулируемых организаций таможенных перевозчиков будет способствовать устранению с рынка так называемых серых субъектов деятельности, созданию здоровой конкурентной среды, независимости таможенных перевозчиков, в том числе ‒ от таможенных органов, которые сейчас определяют, может ли организация вести деятельность как таможенный перевозчик путем ведения соответствующего реестра или нет. Предлагается следующая схема моделирования процессов перехода к саморегулированию (рис.5.)


Ведение реестра в СРО


Формиро-вание СРО