ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 468
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
корреляцию того или иного типа между различными показателями.
Помимо определения сущности статистических отношений между изучаемыми показателями важно также установить тип измеренных данных (качественные, порядковые и т. п.). На основании характера предполагаемой статистической связи и типа данных выбираются конкретные статистические критерии.
Вопрос 5. Логика и схема научной работы. Презентация работы
Любая научная работа предполагает определенную последовательность действий, которая будет учитывать принципы логичности, точности и пр.
Давайте резюмируем все вышесказанное и посмотрим схему научной работы в психологии.
Этап №1. Расстановка ключевых ориентиров. Здесь автор научной работы должен определиться и констатировать: тему исследования и проблема, цель (что он намерен делать) и задачи (в какой последовательности), методология (какие способы помогут ему в раскрытии сути). Здесь же целесообразно определить и конкретизировать выборку исследования.
Этап №2. Характер исследования и информационная база.
На этой стадии исследователю предстоит понять, какой вид изысканий он будет реализовывать: описательный, призванный оценить действующие теории, выявить их достоинства, недостатки, эффективность и усовершенствовать научную мысль. Также подобные мероприятия позволяют установить причинно-следственные связи между действиями и итогами, разработать план мероприятий по профилактике негативных последствий и пр.; Экспериментальный, призванный прояснить конкретную ситуацию на конкретном примере.
Подобные изыскания носят прикладной характер.
В большинстве случаев психологические исследования носят комплексный характер, сочетая в себе теоретическое инспектирование проблемы, а также организацию и проведение эксперимента с целью реальной оценки правил, норм и пр.
После расстановки ориентиров автору научной работы предстоит определиться с информационной основой: где он будет брать сведения (научные работы, справочники, архивы, статистические данные), проведение эксперимента и пр.
Этап
№3.
Реализация намеченных действий.
Предшествующие этапы относятся к этапу планирования и организации, когда ученый намечает траекторию и последовательность действий для достижения цели. На третьей стадии исследователь приступает к реализации планов с учетом выставленных ограничений критериев и пр. Здесь важно максимально точно следовать разработанным инструкциям, а при внедрении корректив следить за переменами и результатами. Продолжительность психологического
Помимо определения сущности статистических отношений между изучаемыми показателями важно также установить тип измеренных данных (качественные, порядковые и т. п.). На основании характера предполагаемой статистической связи и типа данных выбираются конкретные статистические критерии.
Вопрос 5. Логика и схема научной работы. Презентация работы
Любая научная работа предполагает определенную последовательность действий, которая будет учитывать принципы логичности, точности и пр.
Давайте резюмируем все вышесказанное и посмотрим схему научной работы в психологии.
Этап №1. Расстановка ключевых ориентиров. Здесь автор научной работы должен определиться и констатировать: тему исследования и проблема, цель (что он намерен делать) и задачи (в какой последовательности), методология (какие способы помогут ему в раскрытии сути). Здесь же целесообразно определить и конкретизировать выборку исследования.
Этап №2. Характер исследования и информационная база.
На этой стадии исследователю предстоит понять, какой вид изысканий он будет реализовывать: описательный, призванный оценить действующие теории, выявить их достоинства, недостатки, эффективность и усовершенствовать научную мысль. Также подобные мероприятия позволяют установить причинно-следственные связи между действиями и итогами, разработать план мероприятий по профилактике негативных последствий и пр.; Экспериментальный, призванный прояснить конкретную ситуацию на конкретном примере.
Подобные изыскания носят прикладной характер.
В большинстве случаев психологические исследования носят комплексный характер, сочетая в себе теоретическое инспектирование проблемы, а также организацию и проведение эксперимента с целью реальной оценки правил, норм и пр.
После расстановки ориентиров автору научной работы предстоит определиться с информационной основой: где он будет брать сведения (научные работы, справочники, архивы, статистические данные), проведение эксперимента и пр.
Этап
№3.
Реализация намеченных действий.
Предшествующие этапы относятся к этапу планирования и организации, когда ученый намечает траекторию и последовательность действий для достижения цели. На третьей стадии исследователь приступает к реализации планов с учетом выставленных ограничений критериев и пр. Здесь важно максимально точно следовать разработанным инструкциям, а при внедрении корректив следить за переменами и результатами. Продолжительность психологического
исследования зависит от сложности темы, глубины погружения в нее и планов автора. Организатор научного изыскания должен моментально фиксировать получаемые результаты, так как повторить действия несколько раз не всегда бывает возможно (а получить один и тот же результат в социуме крайне сложно).
Этап №4. Анализ данных. Здесь исследователю предстоит сравнить полученные итоги со шкалой оценки: сопоставить данные эксперимента с действующими нормативами, законами, тенденциями и выявить соответствия/отклонения, определить их характер, динамику, факторы (провоцирующие отклонения), диагностировать проблему и подчеркнуть ее важность. Анализ данных позволяет аргументированно подойти к конкретной реальной проблеме, обосновать ее актуальность, оценить возможности объекта и определить дальнейший путь решения
(выдвинуть и доказать гипотезу).
Этап №5. Решение проблемы. На данном этапе автору научной работы по психологии предстоит проверить действие собственной гипотезы. Для этого он может организовать повторный эксперимент, создав соответствующие условия, дав рекомендации испытуемым и пр. Далее ему останется лишь оценить результат его рекомендаций, сопоставив данные «до» и «после» корректив.
Этап №6. Оформление психологического исследования. Итоги научной работы могут быть оформлены самый разными способами.
Все зависит от возможностей и целей исследователя. Промежуточные результаты умещают в научные статьи для публикации в соответствующих изданиях. Более масштабные мероприятия и исследования оформляют в виде курсовых, дипломных работ, монографий и диссертаций.
После того, как мы завершили оформление психологического исследования, возникает вопрос, как правильно сделать презентацию своей работы.
Презентация работы.
Что такое презентация? Это мультимедийный инструмент, используемый в ходе докладов или сообщений для повышения выразительности выступления и более убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Все чаще в ВУЗах студентам-психологам предлагают готовить на защиту дипломной и магистерской работы по психологии презентацию. Ее можно сделать в программе PowerPoint, которая входит в программный пакет Microsoft
Office. Эта программа позволяет подготовить набор слайдов, включающих текст и графические изображения. На защите вы сможете пролистывать слайды, сопровождая их комментариями. Презентация к диплому по психологии обычно содержит от 10 до 15 слайдов и включает следующие элементы:
Первый слайд – это аналог титульной страницы диплома. На нем, как правило, отражены: название ВУЗа; тема дипломной или магистерской работы; фамилия студента; фамилия научного
Этап №4. Анализ данных. Здесь исследователю предстоит сравнить полученные итоги со шкалой оценки: сопоставить данные эксперимента с действующими нормативами, законами, тенденциями и выявить соответствия/отклонения, определить их характер, динамику, факторы (провоцирующие отклонения), диагностировать проблему и подчеркнуть ее важность. Анализ данных позволяет аргументированно подойти к конкретной реальной проблеме, обосновать ее актуальность, оценить возможности объекта и определить дальнейший путь решения
(выдвинуть и доказать гипотезу).
Этап №5. Решение проблемы. На данном этапе автору научной работы по психологии предстоит проверить действие собственной гипотезы. Для этого он может организовать повторный эксперимент, создав соответствующие условия, дав рекомендации испытуемым и пр. Далее ему останется лишь оценить результат его рекомендаций, сопоставив данные «до» и «после» корректив.
Этап №6. Оформление психологического исследования. Итоги научной работы могут быть оформлены самый разными способами.
Все зависит от возможностей и целей исследователя. Промежуточные результаты умещают в научные статьи для публикации в соответствующих изданиях. Более масштабные мероприятия и исследования оформляют в виде курсовых, дипломных работ, монографий и диссертаций.
После того, как мы завершили оформление психологического исследования, возникает вопрос, как правильно сделать презентацию своей работы.
Презентация работы.
Что такое презентация? Это мультимедийный инструмент, используемый в ходе докладов или сообщений для повышения выразительности выступления и более убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Все чаще в ВУЗах студентам-психологам предлагают готовить на защиту дипломной и магистерской работы по психологии презентацию. Ее можно сделать в программе PowerPoint, которая входит в программный пакет Microsoft
Office. Эта программа позволяет подготовить набор слайдов, включающих текст и графические изображения. На защите вы сможете пролистывать слайды, сопровождая их комментариями. Презентация к диплому по психологии обычно содержит от 10 до 15 слайдов и включает следующие элементы:
Первый слайд – это аналог титульной страницы диплома. На нем, как правило, отражены: название ВУЗа; тема дипломной или магистерской работы; фамилия студента; фамилия научного
руководителя с указанием научной степени. Следующие несколько слайдов включают все ключевые элементы Введения: актуальность работы; объект, предмет, цель исследования; задачи, гипотезы, выборку, методики. Можно добавить и другие элементы научного аппарата (теоретическая и практическая значимость и пр.), но необязательно.
Не забываем придерживаться принципа «10/20/30» (Гай
Кавасаки)
10 слайдов в презентации,
20 минут времени на презентацию,
30-м шрифтом набран текст на слайдах.
Не будем забывать, что доклад не является научной статьей или ее пересказом, имеются жесткие временные рамки.
Организация и план доклада
1. Введение (актуальность)
2. Объект, предмет, цель исследования; задачи, гипотезы, выборку, методики
3. Результаты
4. Выводы или заключение
5. Перспективы/рекомендации
Давайте отдельно поговорим, как должен выглядеть итоговый слайд. Всегда делайте итоговый слайд, в котором вы фиксируете внимание людей на главном "сообщении", которое вы хотите донести до них своей презентацией. Если в вашей презентации несколько тем, делайте итоговый слайд после каждой из тем, а в конце презентации сделайте суммарный итоговый слайд
Не забываем про несколько простых действий перед
докладом:
1. Проверьте оборудование и его совместимость
2. Проверьте запускается ли мультимедиа
3. Где стоять, как показывать
Алгоритм ответов на вопросы будет такой:
1. Выслушайте вопрос
2. Попросите его повторить, если его не поняли, или необходимо время, чтобы подумать над ответом
3. Повторите вопрос для аудитории, если необходимо время
4. Отвечайте на вопрос кратко, а не издалека
Должна ли презентация дипломной работы по психологии быть яркой и красочной? Программа PowerPoint дает возможность выбора фона слайдов, шрифтов, блок-схем. В случае презентации научной работы, более уместен сдержанный, лаконичный и даже минималистичный стиль подачи материала. Важно помнить, что презентация к диплому должна не развлекать, а помогать донести результаты исследования до аудитории.
Не забываем придерживаться принципа «10/20/30» (Гай
Кавасаки)
10 слайдов в презентации,
20 минут времени на презентацию,
30-м шрифтом набран текст на слайдах.
Не будем забывать, что доклад не является научной статьей или ее пересказом, имеются жесткие временные рамки.
Организация и план доклада
1. Введение (актуальность)
2. Объект, предмет, цель исследования; задачи, гипотезы, выборку, методики
3. Результаты
4. Выводы или заключение
5. Перспективы/рекомендации
Давайте отдельно поговорим, как должен выглядеть итоговый слайд. Всегда делайте итоговый слайд, в котором вы фиксируете внимание людей на главном "сообщении", которое вы хотите донести до них своей презентацией. Если в вашей презентации несколько тем, делайте итоговый слайд после каждой из тем, а в конце презентации сделайте суммарный итоговый слайд
Не забываем про несколько простых действий перед
докладом:
1. Проверьте оборудование и его совместимость
2. Проверьте запускается ли мультимедиа
3. Где стоять, как показывать
Алгоритм ответов на вопросы будет такой:
1. Выслушайте вопрос
2. Попросите его повторить, если его не поняли, или необходимо время, чтобы подумать над ответом
3. Повторите вопрос для аудитории, если необходимо время
4. Отвечайте на вопрос кратко, а не издалека
Должна ли презентация дипломной работы по психологии быть яркой и красочной? Программа PowerPoint дает возможность выбора фона слайдов, шрифтов, блок-схем. В случае презентации научной работы, более уместен сдержанный, лаконичный и даже минималистичный стиль подачи материала. Важно помнить, что презентация к диплому должна не развлекать, а помогать донести результаты исследования до аудитории.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы основные значения понятия «интерпретация»?
2. Назовите правила построения и оформления графиков.
3. Опишите процесс первичной интерпретации данных эмпирических исследований.
4. Какие особенности и правила подготовки аналитического отчета должен соблюдать исследователь?
5. Сколько слайдов должна содержать презентация к ВКР и почему?
Тема 5. Общие принципы проверки статистических
гипотез. Качественные методы исследования,
критерии значимости различий
Качественные и
количественные методы
анализа психологических
данных
Цели изучения темы:
изучить общие принципы проверки статистических гипотез.
Задачи темы:
изучить методы анализа результатов качественных исследований: конструирующий метод, метод типичных случаев и исключений, метод описание единичного случая, типологический анализ, контент-анализ, статистический анализ;
изучить статистические критерии различий
В результате изучения данной темы вы будете:
Знать:
сущность методов качественных исследований.
Уметь:
рассчитывать значимость различий в соответствии с возможностями и ограничениями различных критериев.
Владеть:
навыками расчета Критерия χ2 Пирсона.
Учебные вопросы темы:
Вопрос 1. Качественные методы исследования в различных науках.
Вопрос 2. Качественные методы исследования, используемые в психологии.
Вопрос 3. Статистические критерии различий. Параметрические критерии.
Вопрос 4. Непараметрические критерии. Критерий Манна-Уитни.
Вопрос 5. Непараметрические критерии, Критерий χ2 Пирсона.
Вопрос 1. Качественные методы исследования в различных
науках
Мы рассмотрим конструирующий метод, метод типичных случаев и исключений, метод описания единичного случая, типологический анализ, контент-анализ, статистический анализ. Такие методы могут применяться в социологии и психологии.
1. Конструирующий метод. Он заключается в том, что исследователь прорабатывает возможно большее число автобиографий под углом зрения изучаемой им проблемы. Читая автобиографии, социолог дает им определенную интерпретацию, исходя из какой-либо общей социологической теории. Элементы автобиографических описаний становятся для него «кирпичами», из которых он конструирует картину исследуемых явлений. Понятийный аппарат, с помощью которого осуществляется такое конструирование, берется в основном из общесоциологического понятийного словаря.
Автобиографии дают факты для построения общей картины, которые связываются друг с другом согласно следствиям или гипотезам, вытекающим из общей теории. Содержащиеся в биографиях описания могут также служить средством для выдвижения новых гипотез. В данном методе большую роль играет интуиция исследователя, а также его чутье в отношении факторов, которые значимы для исследуемых явлений. Поэтому и картина, нарисованная исследователем, может оказаться малосодержательной, если его способности или квалификация окажутся недостаточными для проведения такой работы.
2. Метод примеров. Этот метод представляет собой разновидность предыдущего. Он состоит в иллюстрировании и подтверждении определенных тезисов или гипотез выбранными из автобиографий примерами. Гипотезы могут возникать, в частности, в ходе чтения какой-либо одной автобиографии. Применяя метод иллюстраций, исследователь ищет в них подтверждения своих идей.
Доказательная сила специально подобранных примеров, по мнению
Щепаньского, невелика, но сформированная таким образом концепция может быть справедливой.
3. Метод описания единичного случая. Принципы использования метода состоят в чередовании замеров психического состояния человека до оказываемого воздействия (например, когнитивно-бихевиориальной психотерапии) и после него, либо чередовании подобных замеров после разных видов воздействий. При решении этой задачи большое внимание уделяется самой технике и ее отдельным интервенциям, оценке эффективности и действенности лечения. Так, в исследовании Эрика Педсена с коллегами оценивались