Файл: Тема Анализ и представление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 472

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплексный метод. Содержание понятия комплексный метод можно трактовать очень широко – и как комплекс, предполагающий сочетание различных стратегий организации исследования, и как изучение, ориентированное на рассмотрение объекта с позиций различных наук или различных точек зрения. Использование комплексного метода позволяет снизить недостатки применения отдельных методов.
Комплексные исследования сложных объектов, проводимые специалистами разных наук, дают возможность устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическими, психологическими и социальными параметрами развития личности.
Наблюдение – это метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства исследуемого объекта и фиксирует их.
Вмешательство в естественную среду минимально, а проводить данные мероприятия может любое лицо, даже при отсутствии оборудования и техники, а также специальных познаний.
Самонаблюдение (или интроспекция) – это наблюдение наших чувств, эмоций, которые мы испытываем каждый день. Интроспекция – это термин, который происходит от латинского слова introspectio, в дословном переводе означает «заглянуть внутрь».
Опрос как метод современной психологии используется в трех формах. Предназначен для получения информации от большого количества респондентов.
Беседа – получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым.
Интервью – получение также устной словесной информации, которое в отличие от беседы носит более официальный и систематический характер.
Анкетирование – сбор словесных данных, как правило, в письменной форме.
Психодиагностические методы –это методы психологической диагностики, имеющие измерительную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.
В том числе тестирование, используется в целях психодиагностики, для распознания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей.
Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях.
Архивный метод – это метод сбора эмпирических данных, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки самого испытуемого, различные тексты и продукты деятельности
(музыкальные произведения, картины, предметы прикладного искусства).


Метод анализа продуктов деятельности (праксиметрический метод) исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности.
Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях человека.
Метод моделирования – метод психологического исследования, в котором предполагается построение моделей, т. е. системы объектов или знаков, позволяющих воспроизводить некоторые ключевые
(основные) свойства и связи изучаемых психических процессов и состояний.
Эксперимент. Метод эксперимента как один из основных методов психологии предназначен для того, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса.
С. Л. Рубинштейн выделил четыре основные особенности эксперимента.
Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию.
Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса.
В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс.
В-четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.
Выделяют
три
вида
психологического
эксперимента:
лабораторный,
естественный
и
формирующий
(психолого-
педагогический).
1. Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов. Первоначальным объектом лабораторного эксперимента в психологии выступили элементарные психические процессы: ощущения, восприятия, скорость реакции. Отличительной особенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных.
2. Естественный психологический эксперимент снимает отмеченные ограничения лабораторного эксперимента. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизнедеятельности людей принадлежит отечественному психологу А.
Ф. Лазурскому. Естественный эксперимент вырос из педагогической практики; здесь же он получил признание и широкое применение.
3. Формирующий эксперимент – это метод исследования психического развития детей в условиях специально организованного

экспериментального процесса. Существо этого эксперимента проявляется в его названиях: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, психолого-педагогический, метод активного формирования психики, генетико-моделирующий
Методы обработки данных (качественные, количественные).
Качественный анализ результатов – совокупность процедур и методов описания исследовательских данных на основе теоретических выводов и обобщений, индивидуального опыта, интуиции, методов логического вывода.
Опыт качественной обработки позволяет выделить ее следующие общие компоненты:
 предварительный анализ исследуемых данных,
 группировку результатов исследования,
 анализ взаимосвязей различных группировок,
 обобщающие выводы.
Количественные методы обработки данных состоят из нескольких этапов:
Принятие решения о выборе метода математической
обработки данных. Статистическая проверка психологических гипотез. Уровни статистической значимости.
Первичная статистическая обработка результатов измерений.
Способы графического изображения данных. Характеристики вариационных рядов (выборочное среднее, медиана, мода, дисперсия).
Проверка нормальности распределения признака. Для проверки гипотезы о нормальности распределения какого-либо признака чаще всего используют следующие статистические критерии: критерий
Колмогорова-Смирнова, критерий Шапиро-Уилка (Shapiro-Wilk).
Выявление различий в уровне исследуемого признака. При выборе критерия необходимо обязательно учитывать нормальность распределения признака. t-критерий Стьюдента: Q- критерий
Розенбаума; U- критерий Манна-Уитни. H-критерий Крускала-
Уоллиса; S-критерий тенденций Джонкира;
Оценка достоверности сдвига значений признака. Т-Вилкоксона;
G-критерий знаков; L-критерий Пейджа.
Многофункциональные критерии. Критерий φ* – угловое преобразование Фишера; χ2 – критерий Пирсона:
Корреляционный анализ. При выборе коэффициента корреляции необходимо обязательно учитывать нормальность распределения признака. Коэффициент корреляции Пирсона,коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных.

Вопросы для самопроверки:
1. В чем состоит специфика научного метода познания?
2. Какие основные требования предъявляются к исследовательской гипотезе?
3. Охарактеризуйте основные этапы проведения психологического
1. исследования.
4. Какие методы получения эмпирических данных вы знаете?
5. «Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания?» — это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.
Подберите методы исследования данной проблемы, включая методы обработки данных.


Качественные и количественные
методы анализа психологических
данных
1   2   3   4   5   6   7

Тема 1. Введение в теорию
качественных и количественных
методов психологии. Место
математической статистики в
структуре психологического
исследования
Глоссарий
Выборочная совокупность (выборка) – совокупность единиц, отобранных для исследования, по которой можно судить обо всем объекте. Она выступает в качестве микромодели всего объекта исследования. Структура выборки по всем параметрам должна соответствовать структуре генеральной совокупности.
Генеральная совокупность – все множество объектов исследования.
При сплошном исследовании изучается вся совокупность единиц исследования.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.
Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Методика – совокупность технических приемов, связанных с тем или иным методом, включающая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Тема 1. Введение в теорию качественных и
количественных методов психологии. Место
математической статистики в структуре
психологического исследования
Качественные и
количественные методы
анализа психологических
данных
Цели изучения темы:
 получить вводные знания по теории качественных и количественных методов в психологии.
Задачи темы:
 определить, какие методы исследования относятся к качественным;
 определить, какие методы исследования относятся к количественным;
 научиться применять математическую статистику в психологических исследованиях.
В результате изучения данной темы вы будете
Знать:
 сущность качественных и количественных методов, используемых в психологическом исследовании.
Уметь:
 подбирать подходящие методы и формировать выборку для различных задач.
Владеть:
 навыками подбора нужного метода исследования.
Учебные вопросы темы: