Файл: национальный социальнопедагогический колледж отчет о прохождении учебной.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1407
Скачиваний: 44
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ученики принимают то, как педагог оценивает того или иного ребенка в качестве главной характеристики его личностных качеств, поэтому отношение детей к тому или иному школьнику определяется отношением к нему учителя. Особенно значимой в этом плане личность учителя является для первоклассников, так как дети еще совсем не знают друг друга и им еще трудно определить, как свои собственные достоинства, недостатки и возможности, так и достоинства, недостатки и возможности других ребят.
Учитель является значимым взрослым для младшего школьника и от общения с ним у ребенка формируется самооценка и отношение к окружающему миру. Педагог выступает носителем опыта, знаний, он транслирует свои ценности, установки, смыслы. И ребенок при общении с ним «считывает» именно это содержание.
Общение с учителем происходит не только в учебной деятельности, оно касается всех форм взаимоотношений в школе. Младшие школьники безоговорочно принимают авторитет учителя. Они откровенно делятся с ним своими заботами, переживаниями, домашними событиями. Авторитет учителя в младшей школе огромен, он обусловлен не только личными качествами учителя, но и социальной ситуацией детей в этом возрасте.
Характер взаимоотношений педагога и воспитанников находит отражение в стиле педагогического общения, который представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися. В стиле педагогического общения отражаются общая педагогическая культура учителя, его профессионализм.
Выделяют авторитарный, демократический и попустительский стиль педагогического общения.
При авторитарном стиле учитель единолично определяет направление деятельности ученического коллектива, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пересекает всякую инициативу учащихся. Основные средства воздействия такого педагога - приказ, указание, инструкции, выговор. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, не учитывая мотивы. Противодействие школьников властному давлению педагога может привести к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Следует отметить, что внешние показатели успешности деятельности таких педагогов при авторитарном стиле, такие как успеваемость, дисциплина на уроке и т. п. часто бывают положительными, но социально-психологическая атмосфера, как правило, неблагополучная.
Для демократического стиля характерной является опора педагога на мнение ученического коллектива, стремление донести цель деятельности до сознания каждого, подключить всех к активному участию в обсуждении хода работы. Педагог видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в дружеском участии, помощи, поддержке воспитанников. Социально-психологический климат в классе благополучен. Основные средства воздействия - просьба, совет, информация.
При попустительском стиле учитель старается не вмешиваться в деятельность ученического коллектива, не проявляет активности, старается избегать напряженных ситуаций, снять с себя ответственность за результаты. Следствием является полное отсутствие контроля. Успеваемость и дисциплина при попустительском стиле учителя, как правило, неудовлетворительны.
Чаще всего можно наблюдать «смешанные» стили педагогического общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля, тем не менее, активно придерживается демократического стиля общения.
Д.В. Наумова отмечает две модели общения в системе «учитель-ученик»: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную. Учебно-дисциплинарная основывается на авторитарном стиле общения, ее цель – вооружить ребенка знаниями, умениями и навыками. В этой модели воспитание рассматривается как односторонне направленный процесс, заключающийся в трансформации учебной информации от педагога к ученику.
В этих условиях младший школьник не в состоянии проявить свои личностные качества. При подобной модели общения педагог занимает ролевую позицию источника знаний, поэтому ему не свойственно сомневаться, менять свое мнение или установки. Однако, такая позиция имеет свои недостатки – учитель не позволяет себе показать свою слабость, неуверенность, он просто не имеет на это права, потому что у него складывается иллюзия потери авторитета.
Страх педагога показать свои истинные эмоции ученикам является существенным барьером в формировании диалога. Ученики реагируют на это неподчинением и негативизмом, стремясь сохранить свое «Я».
Личностно-ориентированная модель общения нацелена на формирование безопасной среды ученика, формирования у него чувства защищенности, оптимистичного отношения к миру. Усвоение ребенком знаний, умений, навыков являются не целью, а средством личностного развития.
Учитель организует диалог, он не демонстрирует ребенку свою статусность, вызывая комплекс неполноценности, а участвует в общении на равных.
Эффективно построенное педагогическое общение способствует развитию личности ребенка, реализацию его возможностей, развитию доверия и ответственности.
Педагогически эффективные отношения строятся на принципе взаимоуважения ученика и учителя. Необходимо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
Можно отметить ряд речевых высказываний педагогов, которые оказывают негативное влияние на детей:
- приказы, команды («Хватит тебе жаловаться, работай лучше»);
- предупреждения, угрозы («Тебе лучше бы заняться делом, если ты хочешь получить хорошую оценку»);
- поучения, наставления («Ты же знаешь, что учеба – это твой долг»);
- советы, предлагаемый алгоритм решения («Тебе обязательно надо разработать хороший распорядок дня, тогда ты будешь все успевать»);
- приведение логических аргументов («Давай взглянем на факты…»);
- осуждение, критика, несогласие («Ты просто большой лентяй!»);
- обзывание («Ты ведешь себя как хулиган»);
- постановка «диагноза» («Ты просто стараешься увильнуть от этого задания»);
- вопрос-допытывание («Ты зря думаешь, что это задание слишком трудное. Сколько времени ты потратил на его выполнение?»);
- уход, сарказм («Сейчас не время об этом говорить»).
Подобного рода замечания содержат информацию о том, что и как делать ребенку, однако при этом, педагог перекладывает собственные проблемы на плечи ученика. Получается, что подтекст таких замечаний: «Ты плохой и глупый», «Я хозяин положения», «Ты будешь делать так, как я сказал».
В этом случае ребенок начинает либо упрямиться, либо уходить от проблемы, предпочитая оставаться плохим, либо молча, подчиняется. Но если поведение ребенка можно отметить в данном случае как положительное, то его отношение к педагогу однозначно становится отрицательным.
Выходом из данной ситуации может стать такая модель общения, при которой педагог не боится показать свои эмоции. В его речевых реакциях находит место объективное описание ситуации и чувств, ее сопровождающих. Например, вместо того, чтобы сказать: «Ты опять опоздал на урок», педагог замечает: «Когда ты опаздываешь на мой урок, я испытываю чувство неловкости».
Подобная модель педагогического общения и определяет успех ребенка в школе. Успех профессиональной деятельности педагога зависит от умения понимать и принимать ребенка, считаться с его мнением, видеть его потенциал и развивать возможности.
Таким образом, особенности общения младших школьников состоит в том, что существуют две сферы социальных отношений: «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок», которые взаимодействуют между собой. Учитель становится для младшего школьника значимым взрослым, который определяет его психологическое состояние в классе, а также в общении с одноклассниками. Характер взаимоотношений педагога и воспитанников находит отражение в стиле педагогического общения.
4. Особенности организации и проведения диагностической работы учителя начальных классов в период адаптации первоклассников к школьному обучению
Изучила деятельность учителя начальных классов по диагностике и коррекции готовности детей к обучению в школе.
Изучила, как проводится диагностика готовности детей к школьному обучению.
Составила список методик для оценки готовности ребенка к обучению в школе.
Определение готовности ребенка к школе
1. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти
Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.
Инструкция. "Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю."
Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке.
Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.
Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:
A) если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;
Б) зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;
B) "кривая" в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.
2. Методика Джекобсона по определению объема памяти
Названные вами цифры ребенок должен повторить в том же порядке.
Инструкция. "Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь."
Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по данной
строке повторяется из другого столбца.
При воспроизведении:
3. Методика по определению концентрации и распределения внимания
Подготовьте лист бумаги 10x10 клеток. В клетках поместите в случайном порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр.
При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую - нолик.
Инструкция. "Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь".
При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не ставить.
Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно ребенок выполняет задание.
4. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации
Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.
Изготовьте 6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток нижнего ряда слева направо. То же проделайте с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала шестиугольники (по убыванию размеров), а потом пятиугольники, прямоугольники (или квадраты), трапеции и треугольники.
В результате получается таблица с геометрическими фигурами, расположенными по определенной системе (по убывающей величине: в левой крайней колонке наибольшие размеры фигур, а в правой - наименьшие).