ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 473
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
с партнерами, смелостью и гибкостью поведения, способностью решать нестандартные задачи, анализировать и обобщать большие объемы информации и контролировать свое время, растормаживаться, расслабляться, наконец, быть пунктуальным и честным.
100 101
Естественно, чтобы не спасовать, достигнуть поставленных целей, деловой человек должен иметь крепкое, не расшатанное безволием здоровье и рассматривать его как обязательный компонент технологии трудовой деятельности, весомую часть механизма своей профессии, отвечающую за сохранение здоровья, и его высокую работоспособность.
Следует знать, что человеческий организм обладает резервами, запасом прочности, позволяющими в 9-12 раз больше выдержать различные перегрузки, перенапряжения, чем это требуется в обычной, повседневной обстановке. Однако сразу обладать необходимыми и профессионально важными умениями, качествами, навыками невозможно. И использовать в этих целях период пребывания в учебном заведении наиболее оптимально.
Ведь наряду с изучением профессиональных идет процесс освоения и прикладных дисциплин, процесс формирования режимов жизнедеятельности, образа жизни, здорового стиля жизни.
Отношение к здоровому образу жизни, ранее сформированное под влиянием уровня культуры окружения, воспитания в семье и школе, в высшем учебном заведении тесно связано с вузовской средой, материально-техническим обеспечением, контингентом педагогов и, что самое главное, мотивацией и волевыми качествами студента, его «самоорганизацией, самодисциплиной и саморазвитием» (М.Я. Виленский, 1993).
Великие мужи древности и современности постоянно подчеркивали необходимость всестороннего развития молодежи, особо не выделяя приоритетное физическое или духовное воспитание, понимая, насколько переоценка, акцентированное формирование каких-либо особенностей, качеств приводят к извращению восприятия гармонического развития личности.
Учебно-трудовая деятельность студенческой молодежи характеризуется таким ведущим параметром, как умственная работоспособность, основные факторы которой:
— физиологического плана: состояние здоровья, питание, сон, общая нагрузка, рекреация;
— физического характера, воздействующие на организм через органы чувств: шум, температура воздуха, осве щение, экология;
— психические: мотивация, настроение, самочувствие и др.;
— типология личностных качеств: усидчивость, аккурат- ность, сдержанность и др.
Выбранный образ и стиль жизни на период пребывания в вузе корреляционно связан и с главным компонентом учебно-трудовой деятельности студента — умственной работоспособностью, что конкретно связывается с формированием граней личности.
Конечно же, приобщение к вузовской среде потребует волевых решений, действий. Такие термины, как «самоуправление» или
«аутогенный менеджмент», не только дань моде, но и волевые моменты, основа которых: постановка целей, планирование своей деятельности, распределение времени и многое другое, что связано с изменением уклада, стиля жизни, приобщения себя к здоровому образу жизни.
Задайте себе следующие вопросы:
1. Достаточно ли я волевой человек?
2. Объективны ли цели, правильно ли выбраны приоритеты?
3. Смогу ли я на длительный период переорганизоваться сам, создать организационное обеспечение?
Условия обучения и жизнедеятельность студенческой молодежи далеко не идеальны. Загруженность в течение семестра в пределах 6-9 часов ежедневно, и не менее 12-16 — в периоды сессии; в результате в организме человека накапливается усталость, и студент, едва справившись с интенсивными перегрузками экзаменационной сессии, не восстановившись в каникулярное время
(допустим, из-за недостаточности материальных средств), постоянно находится в состоянии недосыпания, утомления, недостаточной работоспособности.
Компенсаторные и реабилитационные системы не справляются, особенно в периоды нервно-эмоциональных напряжений, со своими задачами, что корреляционно связано с уровнем усвоения учебного материала, успеваемостью.
Проблемы адаптации к условиям и особенностям вузовского обучения — вузовской среде следует отнести к категории вечных проблем.
102 103
Каждый вуз имеет свою, только ему присущую много- компонентную особенность — вузовскую среду, спектр черт которой разнопланов, разнообразен, по разному влияющий на развитие и формирование качеств личности, гражданина, профессионала: от уровня мастерства педагогического контингента до главнейшего компонента вузовской среды — вузовской физической культуры. Здесь также важно и то, что физическая культура, спорт, туризм (что научно доказано) сокращают период адаптации недавних школьников к условиям пребывания в вузе с ее «мягкими» на первых порах формами и видами обучения в течение семестра и неизмеримо более жесткими по отношению к организму, порой недостаточно окрепшему, в периоды сессий.
Одна из главных задач вузовской среды — сокращение времени изнурительного по своей сути (поиск себя всегда труден) процесса адаптации вузовской сфере воспитания, совершенствования, формирования.
Сегодняшний студент — завтрашний управленец — не имеет право обладать низким уровнем здоровья, плохой работоспособностью, невозможностью организовать и це- ленаправить подопечный ему коллектив. Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие и совершенствование определенных личностных качеств будущего специалиста на основе примера, эталона, профессионального идеала, в образе которого должны найти отражение и ценности физической культуры: здоровье, соматический облик, функциональное состояние, психофизиологические способности и др. Естественно, что такой идеальный специалист должен обладать и высоким потенциалом социальной отдачи, профессиональной надежности и дееспособности.
Физическая культура, являясь частью общей культуры, представлена в вузах как учебная дисциплина и неотъемлемый компонент целостного развития личности, профессиональной подготовки студента, гармонизации его жизнедеятельности.
Гармоничное сочетание интеллекта физических и духовных сил высоко ценилось человеком на всем протяжении его развития и формирования.
Естественно, что наша сегодняшняя, действительность, социально-экономическая база, материальное обеспечение не оправдывают социальных ожиданий, однако то, что имеется, уже достаточно для широкого диапазона использования средств физической культуры студенческой молодежью.
Точно известно, что 55-75% сегодняшних первокурсников вуза аномальны по состоянию здоровья. Отсюда и конкретные, задачи кафедр физического воспитания, детерминированные состоянием здоровья и соответствующими его последствиями. И эта ситуация, касающаяся здоровья студенческой молодежи, требует таких серьезных и решительных мер по использованию целенаправ- ленных форм и видов двигательной активности, как, например, использование обязательных инъекций в периоды эпидемии, пандемии.
Важнейшая задача учебного и учебно-тренировочного процессов по физическому воспитанию, спорту заключена не только в конкретике обучения умениям и навыкам пользования средствами физической культуры, спорта, туризма в вузе, но и, что наиглавное, в обучении технологии и широкого использования этих средств в будущем, мотивации к стилю, совершенствования образа жизни, собственного «я», социума.
Отсюда и задачи образовательного плана: теоретические и методико-практические занятия, повышенный контроль не только за физической подготовленностью, но и за основами теоретических знаний, умениями самостоятельно составлять и пользоваться развивающими и реабилитационными комплексами и упражнениями.
Необходимо подчеркнуть, что студенту-первокурснику,- преодолевающему барьер, отделяющий условия обучения и школе от вузовской среды, не только профессионально, по и жизненно важно освоить и технологию адаптации к новым условиям и особенностям обучения в вузе. Ведь период адаптации, по результатам исследования отдельных ученых-педагогов, может длиться, к сожалению, и не один год. И этот процесс растягивается по времени у 7-12% бывших абитуриентов. Вместе с тем, замечена чет-
104 105
Вы должны выбрать один из вариантов ответа, имеющихся к каждому вопросу.
1. Имеются ли у вас главные цели в жизни? а) у меня есть такие цели; б) разве можно иметь такие цели, ведь жизнь так из менчива; в) у меня есть главные цели, и я подчиняю свою жизнь их достижению; г) цели у меня есть, но моя деятельность мало способ ствует их достижению.
2. Составляете ли вы план работы, дел на неделю, ис пользуя для этого еженедельник, блокнот и т.д.? а) да; б) нет; в) не могу сказать ни «да», ни «нет», так как держу главные дела в голове, а план на текущий день—в голове или на листке бумаги; г) составлять планы — это игра в организованность.
3. «Отчитываете» ли вы себя за невыполнение наме ченного на неделю, на день? а) «отчитываю» в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповоротливость; б) «отчитываю», несмотря ни на какие субъективные или объективные причины; в) сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще
«отчитывать» самого себя; г) придерживаюсь такого принципа: что удалось сде лать сегодня — хорошо, а что не удалось— выполню, мо жет быть, в другой раз.
4. Как вы ведете свою записную книжку? а) я хозяин своей записной книжки. Как хочу, так и веду записи телефонов, фамилий, адресов. Если понадо бится- номер телефона, то я обязательно найду его; б) часто меняю записные книжки, так как нещадно их
«эксплуатирую». При переписывании телефонов стараюсь все сделать «по науке», однако при дальнейшем пользова нии вновь сбиваюсь на произвольную запись; в) записи телефонов, фамилий, адресов веду «почерком настроения». Считаю, что были бы записаны телефоны, фамилии, имена, а на какой-странице, прямо и ли. криво — не имеет особого значения; г) использую общепринятую систему в соответствии с алфавитом, записываю фамилию, имя, отчество, номер телефона, а если нужно, то и дополнительные сведения (адрес, место работы, должность).
5. Вас окружают вещи, которыми вы часто пользуе тесь. Каковы ваши принципы расположения вещей? а) каждая вещь лежит, где попало; б) придерживаюсь принципа: каждой вещи — свое место; в) периодически навожу порядок в расположении ве щей. Затем кладу их, куда придется. Спустя какое-то вре мя опять навожу порядок и т.д.; г) считаю, что данный вопрос не имеет никакого отно шения к самоорганизации.
6. Можете ли вы по истечении дня сказать, где, сколь ко и по каким причинам вам пришлось напрасно терять время? а) могу сказать о потерянном времени; б) могу только сказать о месте, где было напрасно поте ряно время; в) если бы потерянное время обращалось в деньги, тог да бы я считал его; г) не только хорошо знаю, где, сколько и почему было напрасно потеряно время, но и изыскиваю приемы сокра щения потерь в подобных ситуациях»
7. Каковы ваши действия, когда на совещании, собра нии начинается переливание из пустого в порожнее? а) предлагаю обратить внимание на существо вопроса; б) на любом совещании, собрании бывает и что-то нужное, и что-то пустое. И ничего тут не поделаешь — приходится слушать; в) погружаюсь в «небытие»; г) начинаю заниматься теми делами, которые и рассчи тывал сделать в это время.
8. Предположим, вам предстоит выступить с докладом,
Придаете ли вы значение и его продолжительности, а не только содержанию? а) уделяю самое серьезное внимание содержанию доклада.
Думаю, что продолжительность нужно определять
108 109
100 101
Естественно, чтобы не спасовать, достигнуть поставленных целей, деловой человек должен иметь крепкое, не расшатанное безволием здоровье и рассматривать его как обязательный компонент технологии трудовой деятельности, весомую часть механизма своей профессии, отвечающую за сохранение здоровья, и его высокую работоспособность.
Следует знать, что человеческий организм обладает резервами, запасом прочности, позволяющими в 9-12 раз больше выдержать различные перегрузки, перенапряжения, чем это требуется в обычной, повседневной обстановке. Однако сразу обладать необходимыми и профессионально важными умениями, качествами, навыками невозможно. И использовать в этих целях период пребывания в учебном заведении наиболее оптимально.
Ведь наряду с изучением профессиональных идет процесс освоения и прикладных дисциплин, процесс формирования режимов жизнедеятельности, образа жизни, здорового стиля жизни.
Отношение к здоровому образу жизни, ранее сформированное под влиянием уровня культуры окружения, воспитания в семье и школе, в высшем учебном заведении тесно связано с вузовской средой, материально-техническим обеспечением, контингентом педагогов и, что самое главное, мотивацией и волевыми качествами студента, его «самоорганизацией, самодисциплиной и саморазвитием» (М.Я. Виленский, 1993).
Великие мужи древности и современности постоянно подчеркивали необходимость всестороннего развития молодежи, особо не выделяя приоритетное физическое или духовное воспитание, понимая, насколько переоценка, акцентированное формирование каких-либо особенностей, качеств приводят к извращению восприятия гармонического развития личности.
Учебно-трудовая деятельность студенческой молодежи характеризуется таким ведущим параметром, как умственная работоспособность, основные факторы которой:
— физиологического плана: состояние здоровья, питание, сон, общая нагрузка, рекреация;
— физического характера, воздействующие на организм через органы чувств: шум, температура воздуха, осве щение, экология;
— психические: мотивация, настроение, самочувствие и др.;
— типология личностных качеств: усидчивость, аккурат- ность, сдержанность и др.
Выбранный образ и стиль жизни на период пребывания в вузе корреляционно связан и с главным компонентом учебно-трудовой деятельности студента — умственной работоспособностью, что конкретно связывается с формированием граней личности.
Конечно же, приобщение к вузовской среде потребует волевых решений, действий. Такие термины, как «самоуправление» или
«аутогенный менеджмент», не только дань моде, но и волевые моменты, основа которых: постановка целей, планирование своей деятельности, распределение времени и многое другое, что связано с изменением уклада, стиля жизни, приобщения себя к здоровому образу жизни.
Задайте себе следующие вопросы:
1. Достаточно ли я волевой человек?
2. Объективны ли цели, правильно ли выбраны приоритеты?
3. Смогу ли я на длительный период переорганизоваться сам, создать организационное обеспечение?
Условия обучения и жизнедеятельность студенческой молодежи далеко не идеальны. Загруженность в течение семестра в пределах 6-9 часов ежедневно, и не менее 12-16 — в периоды сессии; в результате в организме человека накапливается усталость, и студент, едва справившись с интенсивными перегрузками экзаменационной сессии, не восстановившись в каникулярное время
(допустим, из-за недостаточности материальных средств), постоянно находится в состоянии недосыпания, утомления, недостаточной работоспособности.
Компенсаторные и реабилитационные системы не справляются, особенно в периоды нервно-эмоциональных напряжений, со своими задачами, что корреляционно связано с уровнем усвоения учебного материала, успеваемостью.
Проблемы адаптации к условиям и особенностям вузовского обучения — вузовской среде следует отнести к категории вечных проблем.
102 103
Каждый вуз имеет свою, только ему присущую много- компонентную особенность — вузовскую среду, спектр черт которой разнопланов, разнообразен, по разному влияющий на развитие и формирование качеств личности, гражданина, профессионала: от уровня мастерства педагогического контингента до главнейшего компонента вузовской среды — вузовской физической культуры. Здесь также важно и то, что физическая культура, спорт, туризм (что научно доказано) сокращают период адаптации недавних школьников к условиям пребывания в вузе с ее «мягкими» на первых порах формами и видами обучения в течение семестра и неизмеримо более жесткими по отношению к организму, порой недостаточно окрепшему, в периоды сессий.
Одна из главных задач вузовской среды — сокращение времени изнурительного по своей сути (поиск себя всегда труден) процесса адаптации вузовской сфере воспитания, совершенствования, формирования.
Сегодняшний студент — завтрашний управленец — не имеет право обладать низким уровнем здоровья, плохой работоспособностью, невозможностью организовать и це- ленаправить подопечный ему коллектив. Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие и совершенствование определенных личностных качеств будущего специалиста на основе примера, эталона, профессионального идеала, в образе которого должны найти отражение и ценности физической культуры: здоровье, соматический облик, функциональное состояние, психофизиологические способности и др. Естественно, что такой идеальный специалист должен обладать и высоким потенциалом социальной отдачи, профессиональной надежности и дееспособности.
Физическая культура, являясь частью общей культуры, представлена в вузах как учебная дисциплина и неотъемлемый компонент целостного развития личности, профессиональной подготовки студента, гармонизации его жизнедеятельности.
Гармоничное сочетание интеллекта физических и духовных сил высоко ценилось человеком на всем протяжении его развития и формирования.
Естественно, что наша сегодняшняя, действительность, социально-экономическая база, материальное обеспечение не оправдывают социальных ожиданий, однако то, что имеется, уже достаточно для широкого диапазона использования средств физической культуры студенческой молодежью.
Точно известно, что 55-75% сегодняшних первокурсников вуза аномальны по состоянию здоровья. Отсюда и конкретные, задачи кафедр физического воспитания, детерминированные состоянием здоровья и соответствующими его последствиями. И эта ситуация, касающаяся здоровья студенческой молодежи, требует таких серьезных и решительных мер по использованию целенаправ- ленных форм и видов двигательной активности, как, например, использование обязательных инъекций в периоды эпидемии, пандемии.
Важнейшая задача учебного и учебно-тренировочного процессов по физическому воспитанию, спорту заключена не только в конкретике обучения умениям и навыкам пользования средствами физической культуры, спорта, туризма в вузе, но и, что наиглавное, в обучении технологии и широкого использования этих средств в будущем, мотивации к стилю, совершенствования образа жизни, собственного «я», социума.
Отсюда и задачи образовательного плана: теоретические и методико-практические занятия, повышенный контроль не только за физической подготовленностью, но и за основами теоретических знаний, умениями самостоятельно составлять и пользоваться развивающими и реабилитационными комплексами и упражнениями.
Необходимо подчеркнуть, что студенту-первокурснику,- преодолевающему барьер, отделяющий условия обучения и школе от вузовской среды, не только профессионально, по и жизненно важно освоить и технологию адаптации к новым условиям и особенностям обучения в вузе. Ведь период адаптации, по результатам исследования отдельных ученых-педагогов, может длиться, к сожалению, и не один год. И этот процесс растягивается по времени у 7-12% бывших абитуриентов. Вместе с тем, замечена чет-
104 105
кая закономерность, что адаптационный период значительно уменьшается у тех, кто не боится общения, увлечен спортом, общественной работой, любой формой деятельности с высоким уровнем ответственности.
Многолетний анализ и обобщение опыта различных вузов позволяют заключить, что сокращению периода адаптации первокурсников способствует следующее:
- активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование, скалолазание и другие виды целенаправленной физической занятости, особенно связанные с пребыванием в природных условиях;
- рекомендуется вовлекать студенческую молодежь в массовые оздоровительно-спортивные, развлекательные мероприятия в качестве не только пассивных участников, но и организаторов и ответственных помощников;
- необходимо активно пропагандировать здоровый стиль жизни, связывая его с особенностями обучения и будущего профессионального труда.
Разумно, на наш взгляд, воспользоваться апробированной рекомендацией, смысл которой заключен в продуманном планировании на 3—5 лет, на период обучения; составлении широкой, но приемлемой программы самосовершенствования, основные положения которой должны быть нацелены на укрепление здоровья.
Главными направлениями совершенствования своего «я», имеющими непосредственное отношение к здоровью, нам являются следующие:
- рациональное использование в условиях периода обучения режимов труда, отдыха, сна с учетом индивидуальных особенностей организма и биоритмов;
- разумное использование средств физической культуры и спорта для физического совершенствования и укрепления здоровья;
- обучение умениям и навыкам управления своим телом, организмом, эмоциями и чувствами;
- обучение приемам и освоение основ закаливания и ра ционального питания;
- обучение конкретным способам оказания доврачебной медицинской помощи себе и пострадавшему. Естественно, что итоговой стороной выполнения программы будет комплекс приобретенных жизненно необходимых знаний, качеств, умений, навыков, составляющих весомейшую часть положительных черт человека и, естественно, профессионала.
Рекомендуемая литература
1. Виленский
М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. М., 1993.
2. Гулъко Я.Н. Социально-биологические основы физической культуры. М., 1994.
3. Евсеев Ю.И. Экстремальные климатические и погодные условия как риск-факторы. Ростов н/Д, 1988.
4. Образ жизни и здоровье студентов: Сборник научных трудов
/ Под ред. Д.И. Рыжакова, СЕ. Квасова. Горький, 1990.
Организованный ли вы человек?
Все организованные люди всегда очень надежны, ре- зультативны, точны и внимательны. Организованный человек делает в три раза больше, чем неорганизованный, и проживает как бы три жизни. Он умеет управлять и временем, и делами. Его стиль работы, результаты труда показывают, что организация в руках человека — огромная сила.
Предлагаемый тест служит не только для проверки личной организованности, но и средством, которое сможет побудить к постижению секретов самоорганизации, выработке организационных навыков и привычек.
107
Многолетний анализ и обобщение опыта различных вузов позволяют заключить, что сокращению периода адаптации первокурсников способствует следующее:
- активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование, скалолазание и другие виды целенаправленной физической занятости, особенно связанные с пребыванием в природных условиях;
- рекомендуется вовлекать студенческую молодежь в массовые оздоровительно-спортивные, развлекательные мероприятия в качестве не только пассивных участников, но и организаторов и ответственных помощников;
- необходимо активно пропагандировать здоровый стиль жизни, связывая его с особенностями обучения и будущего профессионального труда.
Разумно, на наш взгляд, воспользоваться апробированной рекомендацией, смысл которой заключен в продуманном планировании на 3—5 лет, на период обучения; составлении широкой, но приемлемой программы самосовершенствования, основные положения которой должны быть нацелены на укрепление здоровья.
Главными направлениями совершенствования своего «я», имеющими непосредственное отношение к здоровью, нам являются следующие:
- рациональное использование в условиях периода обучения режимов труда, отдыха, сна с учетом индивидуальных особенностей организма и биоритмов;
- разумное использование средств физической культуры и спорта для физического совершенствования и укрепления здоровья;
- обучение умениям и навыкам управления своим телом, организмом, эмоциями и чувствами;
- обучение приемам и освоение основ закаливания и ра ционального питания;
- обучение конкретным способам оказания доврачебной медицинской помощи себе и пострадавшему. Естественно, что итоговой стороной выполнения программы будет комплекс приобретенных жизненно необходимых знаний, качеств, умений, навыков, составляющих весомейшую часть положительных черт человека и, естественно, профессионала.
Рекомендуемая литература
1. Виленский
М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. М., 1993.
2. Гулъко Я.Н. Социально-биологические основы физической культуры. М., 1994.
3. Евсеев Ю.И. Экстремальные климатические и погодные условия как риск-факторы. Ростов н/Д, 1988.
4. Образ жизни и здоровье студентов: Сборник научных трудов
/ Под ред. Д.И. Рыжакова, СЕ. Квасова. Горький, 1990.
Организованный ли вы человек?
Все организованные люди всегда очень надежны, ре- зультативны, точны и внимательны. Организованный человек делает в три раза больше, чем неорганизованный, и проживает как бы три жизни. Он умеет управлять и временем, и делами. Его стиль работы, результаты труда показывают, что организация в руках человека — огромная сила.
Предлагаемый тест служит не только для проверки личной организованности, но и средством, которое сможет побудить к постижению секретов самоорганизации, выработке организационных навыков и привычек.
107
Вы должны выбрать один из вариантов ответа, имеющихся к каждому вопросу.
1. Имеются ли у вас главные цели в жизни? а) у меня есть такие цели; б) разве можно иметь такие цели, ведь жизнь так из менчива; в) у меня есть главные цели, и я подчиняю свою жизнь их достижению; г) цели у меня есть, но моя деятельность мало способ ствует их достижению.
2. Составляете ли вы план работы, дел на неделю, ис пользуя для этого еженедельник, блокнот и т.д.? а) да; б) нет; в) не могу сказать ни «да», ни «нет», так как держу главные дела в голове, а план на текущий день—в голове или на листке бумаги; г) составлять планы — это игра в организованность.
3. «Отчитываете» ли вы себя за невыполнение наме ченного на неделю, на день? а) «отчитываю» в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповоротливость; б) «отчитываю», несмотря ни на какие субъективные или объективные причины; в) сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще
«отчитывать» самого себя; г) придерживаюсь такого принципа: что удалось сде лать сегодня — хорошо, а что не удалось— выполню, мо жет быть, в другой раз.
4. Как вы ведете свою записную книжку? а) я хозяин своей записной книжки. Как хочу, так и веду записи телефонов, фамилий, адресов. Если понадо бится- номер телефона, то я обязательно найду его; б) часто меняю записные книжки, так как нещадно их
«эксплуатирую». При переписывании телефонов стараюсь все сделать «по науке», однако при дальнейшем пользова нии вновь сбиваюсь на произвольную запись; в) записи телефонов, фамилий, адресов веду «почерком настроения». Считаю, что были бы записаны телефоны, фамилии, имена, а на какой-странице, прямо и ли. криво — не имеет особого значения; г) использую общепринятую систему в соответствии с алфавитом, записываю фамилию, имя, отчество, номер телефона, а если нужно, то и дополнительные сведения (адрес, место работы, должность).
5. Вас окружают вещи, которыми вы часто пользуе тесь. Каковы ваши принципы расположения вещей? а) каждая вещь лежит, где попало; б) придерживаюсь принципа: каждой вещи — свое место; в) периодически навожу порядок в расположении ве щей. Затем кладу их, куда придется. Спустя какое-то вре мя опять навожу порядок и т.д.; г) считаю, что данный вопрос не имеет никакого отно шения к самоорганизации.
6. Можете ли вы по истечении дня сказать, где, сколь ко и по каким причинам вам пришлось напрасно терять время? а) могу сказать о потерянном времени; б) могу только сказать о месте, где было напрасно поте ряно время; в) если бы потерянное время обращалось в деньги, тог да бы я считал его; г) не только хорошо знаю, где, сколько и почему было напрасно потеряно время, но и изыскиваю приемы сокра щения потерь в подобных ситуациях»
7. Каковы ваши действия, когда на совещании, собра нии начинается переливание из пустого в порожнее? а) предлагаю обратить внимание на существо вопроса; б) на любом совещании, собрании бывает и что-то нужное, и что-то пустое. И ничего тут не поделаешь — приходится слушать; в) погружаюсь в «небытие»; г) начинаю заниматься теми делами, которые и рассчи тывал сделать в это время.
8. Предположим, вам предстоит выступить с докладом,
Придаете ли вы значение и его продолжительности, а не только содержанию? а) уделяю самое серьезное внимание содержанию доклада.
Думаю, что продолжительность нужно определять
108 109
лишь приблизительно. Если доклад интересен, следует давать дополнительное время, чтобы его закончить; б) уделяю в равной степени внимание содержанию и продолжительности доклада.
9. Стараетесь ли вы использовать — буквально каждую минуту для выполнения задуманного? а) стараюсь, но у меня не всегда получается в силу лич ных причин (упадок сил, плохое настроение и т. д.); б) не стремлюсь к этому, так как считаю, что ненужно быть мелочным в отношении времени; в) зачем стремиться, если время все равно не обгонишь; г) стараюсь, несмотря ни на что.
10. Какую систему фиксаций поручений, заданий и просьб вы используете? а) записываю в своем еженедельнике, что выполнить и к какому сроку; б) фиксирую наиболее важные поручения в своем еже недельнике. «Мелочь» пытаюсь запомнить. Если забываю о «мелочи», тоне считаю это недостатком; в) стараюсь запомнить поручения, задания и просьбы, так как это тренирует память. Однако должен признать ся, что память часто подводит меня; г) придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть помнит о поручениях и заданиях тот, кто их дает. Если поручение важное, то о нем не забудут и вызовут меня для срочного исполнения.
11. Точно ли по времени вы приходите на деловые встре чи, собрания, совещания, заседания? а) прихожу раньше на 5-7 минут; б) прихожу вовремя к началу собрания, заседания; в) как правило, опаздываю; г) всегда опаздываю, хотя и пытаюсь прийти раньше или вовремя; д) если бы издали научно-популярное пособие «Как не опаздывать», то я, вероятно, научился бы не опаздывать.
12. Какое значение вы придаете своевременности вы полнения заданий, поручений, просьб? а) считаю, что своевременность выполнения— это один из важнейших показателей моего умения работать, это своего рода триумф организованности; б) своевременность выполнения — это «зверь», который может «укусить» именно в ту минуту, когда задание вы полнено. Лучше немного затянуть выполнение задания; в) предпочитаю поменьше рассуждать о своевремен ности, а выполнять задания и поручения в срок; г) своевременно выполнить задание или поручение— это верный шанс получить новое. Исполнительность все гда своеобразно наказывается.
13. Предположим, что вы пообещали что-то сделать или в чем- то помочь другому человеку. Но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить обещанное довольно затруднительно. Как вы будете себя вести? а) сообщу об изменении обстоятельств и о невозможности выполнить обещанное; б) постараюсь сказать, что обстоятельства изменились и выполнение обещанного затруднительно. Одновременно скажу, что не нужно терять надежду на обещанное; в) буду стараться выполнить обещанное. Если выполню
— хорошо, не выполню — тоже не беда, так как я доволь но редко не сдерживал своих обещаний; г) выполню обещанное во что бы то ни стало.
Обработка результатов. Оценку результатов производите по ключу. В зависимости от выбора варианта ответа вы можете получить от 0 до 6 баллов.
Ключ:
Варианты ответов и оценки ответов в баллах
Номера вопросов а
б в г
д
1 4
0 6
2
-
2 6
0 3
0
-
3 4
6 0
0
-
4 0
0 0
6
-
5 0
б
0 0
-
6 2
1 0
6
-
7 3
0 0
6
-
8 2
6
-
-
-
9 3
0 0
6
-
10 6
1 1
0
-
11 6
6 0
0 0
12 3
0 6
0
-
13 2
0 0
6
-
110 111
9. Стараетесь ли вы использовать — буквально каждую минуту для выполнения задуманного? а) стараюсь, но у меня не всегда получается в силу лич ных причин (упадок сил, плохое настроение и т. д.); б) не стремлюсь к этому, так как считаю, что ненужно быть мелочным в отношении времени; в) зачем стремиться, если время все равно не обгонишь; г) стараюсь, несмотря ни на что.
10. Какую систему фиксаций поручений, заданий и просьб вы используете? а) записываю в своем еженедельнике, что выполнить и к какому сроку; б) фиксирую наиболее важные поручения в своем еже недельнике. «Мелочь» пытаюсь запомнить. Если забываю о «мелочи», тоне считаю это недостатком; в) стараюсь запомнить поручения, задания и просьбы, так как это тренирует память. Однако должен признать ся, что память часто подводит меня; г) придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть помнит о поручениях и заданиях тот, кто их дает. Если поручение важное, то о нем не забудут и вызовут меня для срочного исполнения.
11. Точно ли по времени вы приходите на деловые встре чи, собрания, совещания, заседания? а) прихожу раньше на 5-7 минут; б) прихожу вовремя к началу собрания, заседания; в) как правило, опаздываю; г) всегда опаздываю, хотя и пытаюсь прийти раньше или вовремя; д) если бы издали научно-популярное пособие «Как не опаздывать», то я, вероятно, научился бы не опаздывать.
12. Какое значение вы придаете своевременности вы полнения заданий, поручений, просьб? а) считаю, что своевременность выполнения— это один из важнейших показателей моего умения работать, это своего рода триумф организованности; б) своевременность выполнения — это «зверь», который может «укусить» именно в ту минуту, когда задание вы полнено. Лучше немного затянуть выполнение задания; в) предпочитаю поменьше рассуждать о своевремен ности, а выполнять задания и поручения в срок; г) своевременно выполнить задание или поручение— это верный шанс получить новое. Исполнительность все гда своеобразно наказывается.
13. Предположим, что вы пообещали что-то сделать или в чем- то помочь другому человеку. Но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить обещанное довольно затруднительно. Как вы будете себя вести? а) сообщу об изменении обстоятельств и о невозможности выполнить обещанное; б) постараюсь сказать, что обстоятельства изменились и выполнение обещанного затруднительно. Одновременно скажу, что не нужно терять надежду на обещанное; в) буду стараться выполнить обещанное. Если выполню
— хорошо, не выполню — тоже не беда, так как я доволь но редко не сдерживал своих обещаний; г) выполню обещанное во что бы то ни стало.
Обработка результатов. Оценку результатов производите по ключу. В зависимости от выбора варианта ответа вы можете получить от 0 до 6 баллов.
Ключ:
Варианты ответов и оценки ответов в баллах
Номера вопросов а
б в г
д
1 4
0 6
2
-
2 6
0 3
0
-
3 4
6 0
0
-
4 0
0 0
6
-
5 0
б
0 0
-
6 2
1 0
6
-
7 3
0 0
6
-
8 2
6
-
-
-
9 3
0 0
6
-
10 6
1 1
0
-
11 6
6 0
0 0
12 3
0 6
0
-
13 2
0 0
6
-
110 111