ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 469
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2) выработки навыков, умений, привычек, саморегуляции эмоциональной напряженности.
Для решения первой задачи наиболее эффективными средствами являются упражнения, моделирующие различные стрессовые ситуации и требующие мобилизации всех сил занимающихся для эффективного выполнения поставленной задачи в заданных условиях.
Решение второй задачи осуществляется путем упражнений в приемах изменения соматических и негативных проявлений эмоций (контроля и регуляции мимических мышц, мышц скелетной мускулатуры, специальных дыхательных упражнений) и способах отвлечения от эмоций, самовнушения-самоубеждения.
Упражнения, направленные на приобретение опыта
волевого поведения в условиях эмоциональной
напряженности
1. Бег с горы по сложному маршруту.
2. Эстафета с выполнением двигательных задач, требующих проявления смелости, решительности.
3. Выполнение различных двигательных задач на высоте
(гимнастическом бревне, гимнастической стенке, специальной площадке).
4. Прыжки в воду с вышки.
5. Прыжки на батуте (с выполнением сложных по ко- ординации движений).
6. Командные спортивные и подвижные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, борьба за мяч, хоккей и др.).
7. Скоростной спуск на лыжах по сложному маршруту.
8. Скалолазание.
Волевые качества
Методической основой волевой подготовки является система воздействий, направленных на воспитание конкретных волевых проявлений личности, накопление ею опыта волевого поведения, создание хорошей функциональной, физиологической и морфологической базы для волевых проявлений. Основными средствами для решения этих задач служат физические упражнения, виды спорта, тре- бующие преодоления трудностей, адекватных трудностям производства.
Инициативность
Формирование этого волевого качества на занятиях физической культурой и спортом осуществляется главным образом за счет накопления опыта инициативного поведения. С этой целью действенными являются следующие приемы и средства:
1) выполнение физических упражнений на занятиях одним из многих способов по личной инициативе;
2) самостоятельное поведение тренировочных занятий с группой;
3) соревнования с другими студентами на оптимальное решение двигательной задачи;
4) самостоятельный выбор тактического плана выступления на соревнованиях;
5) организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе;
6) спортивные игры;
7) единоборства;
8) эстафеты;
9) личные соревнования
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 26
Смелость и решительность
Формированию этих качеств в наибольшей степени сцособ- ствуют упражнения, содержащие элементы известного риска и требующие преодоления чувства боязни и колебания.
Упражнения на смелость и решительность
1. Бег под крутую горку с преодолением препятствий.
2. Прыжки в глубину и соскоки с гимнастических снарядов.
3. Ходьба и бег с закрытыми глазами.
4. Прыжки через препятствия и гимнастические снаряды.
5. Упражнения на батуте: прыжок на живот — прыжок на ноги, сальто вперед и назад в группировке, согнувшись.
6. Преодоление специальных полос препятствий.
122 123
7. Игра в регби по упрощенным правилам с силовыми элементами.
8. Акробатические прыжки.
9. Прыжки в воду.
-
10. Прыжки-падения на землю, пол.
11. Быстрое нападение в играх.
12. Боксерский поединок с сильным противником.
13. Скалолазание.
Стойкость
Наиболее действенным средством формирования этого качества в процессе физического воспитания являются упражнения, которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей, выполняются в неблагоприятных метеорологических условиях, в большом объеме, требуют значительного нервного напряжения. При воспитании стойкости целесообразно использовать приемы, усиливающие эффект применяемых средств: искусственное наращивание усилий, тренировку в группе, соревновательный метод, внесение в тренировку эмоционального фактора, применение технических средств.
Во время формирования стойкости нужно тренировать не только волевое усилие, но и физиологическую базу усилия. В этом случае необходимо строго соблюдать принцип постепенности наращивания нагрузок и адекватности их возможностям организма. В противном случае может произойти истощение физиологической базы, что в конечном счете отразится на волевом действии.
Упражнения на стойкость
1. Медленный длительный бег в сложных метеорологических условиях — до 3 ч.
2. Темповый кроссовый бег— до 3 ч.
3. Кроссовый бег по сложной, изобилующей различными препятствиями местности.
4. Тренировка в кроссе и марш-броске при неблагоприятных метеорологических условиях: в дождь, снегопад, при сильном ветре, высокой и низкой температуре.
5. Соревнования в'марш-броске, беге на 8, 10, 20, 30 км, 4.2 км
195 м.
6. Плавание на дальность.-
7. Преодоление специальных полос препятствий.
8. Борьба с более сильным противником.
9. Однодневные и многодневные пешие и лыжные турпоходы.
10. Шлюпочный поход на 20 км и более.
11. Лыжный переход, велопробег.
12. Задержка дыхания на время на вдохе или выдохе.
Аутогенная тренировка
Если вы заметили, что утрачиваете способность расслабиться, выходить из напряженного состояния, обретать психическое равновесие, займитесь аутогенной тренировкой — методом самовнушения, предложенным в 30-х гг. немецким психиатром И.
Шульцем. Для овладения этим методом требуется в среднем около месяца ежедневных занятий длительностью по 10-15 минут. Чтобы достичь желаемого эффекта, надо искренне поверить в успех.
Примите удобную позу — лежа или сидя в кресле «в позе кучера на дрожках», снимите стесняющую одежду и обувь, соответствующим образом настройтесь, отбросьте беспокоящие мысли и медленно, монотонно, растягивая слова, произносите предварительно хорошо заученный текст:
«Я отдыхаю. Освобождаюсь от всякого напряжения. Рас- слабляюсь. Чувствую себя свободно и легко. Освобождаюсь от скованности и напряжения. Все тело расслаблено. Мне легко и приятно. Я отдыхаю».
«Расслаблены мышцы правой руки. Расслаблены мышцы плеча, предплечья. Расслаблены мышцы кисти правой руки и пальцев. Расслаблены мышцы левой руки. Расслаблены мышцы плеча предплечья. Расслаблены, мышцы кисти левой руки и пальцев. Обе расслаблены, они лежат неподвижные и тяжелые.
Чувствую тяжесть в руках. Приятное тепло проходит по рукам.
Тепло доходит до пальцев. Тепло пульсирует в кончиках пальцев.
Я спокоен. Я спокоен».
124 125
«Расслаблены мышцы правой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени. Стопа лежит свободно и расслабленно.
Расслаблены мышцы левой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени левой ноги. Стопа лежит свободно и расслаблено. Обе ноги расслаблены. Чувствую тяжесть ног. Я спокоен. Приятное тепло ощущаю в ногах. Чувствую тепло в стопе и кончиках пальцев. Мне приятно. Я освободился от всякого напряжения.
Чувствую себя свободно и легко. Я совершенно спокоен. Я спокоен».
«Все тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Плечи опущены. Расслаблены грудные мышцы. Чувствую тяжесть расслабленного тела. Расслаблены мышцы живота. Чувствую приятное тепло во всем теле. Я спокоен. Я спокоен».
«Голова лежит свободно и спокойно (при положении лежа).
Голова свободно опущена (при положении сидя). Расслаблены мышцы лица. Брови свободно разведены. Лоб разгладится. Веки опущены и мягко сомкнуты. Расслаблены мышцы челюстей.
Чувствую прохладу на коже лба. Все лицо спокойно, без напряжения. Я спокоен. Я спокоен».
«Я полностью освободился от напряжения. Все тело расслаблено. Чувствую себя легко и непринужденно. Дышу свободно и легко. Дышу ровно и спокойно. Прохладный воздух приятно холодит ноздри. Приятная свежесть вливается в легкие.
Я спокоен. Я спокоен».
«Сердце бьется ровно и спокойно. Сердце бьется ритмично. Я уже не замечаю его биения. Чувствую себя легко и непринужденно. Мне приятно, я отдыхаю».
«Я отдохнул. Чувствую себя освеженным. Чувствую легкость во всем теле. Чувствую бодрость во всем теле. Чувствую бодрость и свежесть. Открываю глаза. Хочется встать и действовать. Я полон сил и бодрости. Я готов к новой борьбе».
Повторяйте некоторые фразы по два-три раза, внимательно в них вслушиваясь, старайтесь внутренне им подчиняться. Можно и от себя кое-что добавлять, например: «Я уверен в себе», «Я собран, сосредоточен, добьюсь своей цели!» Не ну ясно только никаких отрицаний, лучше сказать: «Я спокоен», чем «Я не волнуюсь».
После этого надо быстрым рывком встать, руки поднять и развести в стороны, сделать резкий и глубокий вдох, при выходе задержать дыхание, затем напряженно и глубоко вздохнуть.
Сделать разминку.
Проводимые рекомендации по применению физических и психофизических упражнений, комплексов, систем, естественно, будут способствовать готовности студента к сегодняшнему и профессиональному труду по окончании вуза, профилактике профессиональных заболеваний, перегрузок и переутомлений.
Особенности интеллектуальной деятельности
студентов
Однажды Аристотеля спросили: «Насколько люди воспитанные превосходят неучей?». «Настолько, насколько живые превосходят мертвых», был ответ. Великий философ, ученик Платона и учитель
Александра
Македонского, конечно же, под людьми воспитанными подразумевал людей гармонично подготовленных
— умственно и телесно, способных мыслить и творить, обладающих высокими критериями творческого мышления, обладающих интеллектуальным и личностным потенциалом.
Определить, что такое интеллект без понимания таких понятий, как «мышление», «эрудиция», невозможно. Человек вольно или невольно, познавая реальности мира, вынужден сравнивать, анализировать и синтезировать воспринимаемые им явления и предметы, моделировать и умозаключать, создавать гипотезы и теории. Далеко не все, что познается органами чувств — объективно, да многое и недоступно нашим несовершенным органам, трансформированными цивилизацией, и тогда непосредственное восприятие окружающего мира осуществляется мыслительной, умственной сферой. Реальный мыслительный процесс познания, умственная целенаправленная активность на ос- нове алгоритма действий и личностных возможностей, и есть мышление. У разных людей умственные способности к интеллектуальной работе, естественно, существенно разнятся.
Умственные возможности продуктивно мыслить, перерабатывать и осознавать сложнейшую информацию со-
126 127
ставляют сущность интеллекта, мышление же — процесс его действия. Мыслительная деятельность человека невозможна без постоянного информационного пополнения.
Понятия «эрудиция» и «интеллект» относятся друг к другу, как понятия «количество» и «качество». Чем больше получает человек информации, тем интенсивнее она перерабатывается и усваивается. Систематизированный информационный объем, усвоенный человеком, то есть количество знаний, необходимых для его функционирования, называется эрудицией. Интеллект, на высших уровнях его развития, сегодня рассматривается как способность к нетрадиционному, творческому мышлению, нахождению новых возможностей решения проблем.
Человеческий интеллект динамичен, обладает способностью улучшаться и ухудшаться, что зависит от умственных способностей самого человека. Внутренняя структура интеллекта характеризуется гармонично организованными, слитыми в единое целое для действия, уровнями одновременно являющимися и формами существования интеллекта: здравый смысл, рассудок, разум.
Здравый смысл —. наиболее древняя сцементированная повседневной жизнедеятельностью, очевидностью связей предмета и явления, форма практического мышления, предположительно связанного с функционированием правого полушария головного мозга. Здравый смысл — своеобразный фильтр для выбора направлений мышления в виде здравых практических суждений, природной смекалки, базирующихся на наглядности.
Рассудок — продукт отражения и воспитания — он фор- мируется не на базе чувственной информации, реалий бытия, а на основе усвоенных ранее знаний практического и научного характера, действующих по регламентированным предписаниям, правилам, нормам, схемам и т.п. Рассудок проявляется как способность производить себе подобные алгоритмы действий, ему присущи автоматизм, запрограммируемая деятельность, консерватизм.
Деятельность рассудка увязывается с функционированием левого (логического) полушария мозга, естественно с языком в рамках грамматических форм.
В нормально развитом интеллекте здравый смысл и рассудок находятся в гармонии функциональных действий: деятельность одного как бы притормаживается и контролируется деятельностью другого.
Разум — высшая умственная способность человеческого мышления, основа которого — все ценное от здравого смысла и рассудка, преобразованное в новое качество интеллекта — способность к творческому мышлению. Разуму присущи глубинное проникновение в сущность явлений, разрушения застывших схем, логических структур, создание новых матриц, установления закономерных связей между вещами и явлениями, творческое видение, целевая направленность в будущее, элементы интуиции. Полагают, что разумное мышление связано с работой лобных отделов головного мозга обоих полушарий.
Деятельность человеческого мозга не зависит от веса, объема: у. философа Канта мозг весил менее одного килограмма, писатель
Тургенев обладал мозгом весом 2200 г. Самый большой мозг имел... идиот. Объем мозга не определяет ум, интеллект человека.
Главный показатель — количество функциональных связей, конкретно — образование контактов между нейронами в структурах мозга. А их насчитывается до 10 000 на одном нейроне.
Но в лучшем случае задействовано лишь 500-600.
Мозг не стареет, не изнашивается — колоссальный потенциал не предоставляет ему такой возможности. Оказывается трафаретное представление об изменениях нашего мозга со времен древнего человека научно не подтверждается. Обратимся к мнению нейрофизика, доктора биологических наук, академика
РМТА, профессора Г.А. Кураева: «Должен вас огорчить — мозг совсем не изменился. Человек сегодня апеллирует большим количеством знаний, поэтому кажется, что он стал умнее. А по структуре, деятельности — все, как у предков: два полушария, левое — речевое, в нем центр зрительной, слуховой, моторной речи, и более того, оно управляет правой рукой. А правое полу- шарие— субдоминантное, немое, подчиняющееся. И если удалить какое-то количество мозга справа, большой беды не будет.
Сегодня в мире живут 160 известных людей,
128 5. Физическая культура
129
Понятия «эрудиция» и «интеллект» относятся друг к другу, как понятия «количество» и «качество». Чем больше получает человек информации, тем интенсивнее она перерабатывается и усваивается. Систематизированный информационный объем, усвоенный человеком, то есть количество знаний, необходимых для его функционирования, называется эрудицией. Интеллект, на высших уровнях его развития, сегодня рассматривается как способность к нетрадиционному, творческому мышлению, нахождению новых возможностей решения проблем.
Человеческий интеллект динамичен, обладает способностью улучшаться и ухудшаться, что зависит от умственных способностей самого человека. Внутренняя структура интеллекта характеризуется гармонично организованными, слитыми в единое целое для действия, уровнями одновременно являющимися и формами существования интеллекта: здравый смысл, рассудок, разум.
Здравый смысл —. наиболее древняя сцементированная повседневной жизнедеятельностью, очевидностью связей предмета и явления, форма практического мышления, предположительно связанного с функционированием правого полушария головного мозга. Здравый смысл — своеобразный фильтр для выбора направлений мышления в виде здравых практических суждений, природной смекалки, базирующихся на наглядности.
Рассудок — продукт отражения и воспитания — он фор- мируется не на базе чувственной информации, реалий бытия, а на основе усвоенных ранее знаний практического и научного характера, действующих по регламентированным предписаниям, правилам, нормам, схемам и т.п. Рассудок проявляется как способность производить себе подобные алгоритмы действий, ему присущи автоматизм, запрограммируемая деятельность, консерватизм.
Деятельность рассудка увязывается с функционированием левого (логического) полушария мозга, естественно с языком в рамках грамматических форм.
В нормально развитом интеллекте здравый смысл и рассудок находятся в гармонии функциональных действий: деятельность одного как бы притормаживается и контролируется деятельностью другого.
Разум — высшая умственная способность человеческого мышления, основа которого — все ценное от здравого смысла и рассудка, преобразованное в новое качество интеллекта — способность к творческому мышлению. Разуму присущи глубинное проникновение в сущность явлений, разрушения застывших схем, логических структур, создание новых матриц, установления закономерных связей между вещами и явлениями, творческое видение, целевая направленность в будущее, элементы интуиции. Полагают, что разумное мышление связано с работой лобных отделов головного мозга обоих полушарий.
Деятельность человеческого мозга не зависит от веса, объема: у. философа Канта мозг весил менее одного килограмма, писатель
Тургенев обладал мозгом весом 2200 г. Самый большой мозг имел... идиот. Объем мозга не определяет ум, интеллект человека.
Главный показатель — количество функциональных связей, конкретно — образование контактов между нейронами в структурах мозга. А их насчитывается до 10 000 на одном нейроне.
Но в лучшем случае задействовано лишь 500-600.
Мозг не стареет, не изнашивается — колоссальный потенциал не предоставляет ему такой возможности. Оказывается трафаретное представление об изменениях нашего мозга со времен древнего человека научно не подтверждается. Обратимся к мнению нейрофизика, доктора биологических наук, академика
РМТА, профессора Г.А. Кураева: «Должен вас огорчить — мозг совсем не изменился. Человек сегодня апеллирует большим количеством знаний, поэтому кажется, что он стал умнее. А по структуре, деятельности — все, как у предков: два полушария, левое — речевое, в нем центр зрительной, слуховой, моторной речи, и более того, оно управляет правой рукой. А правое полу- шарие— субдоминантное, немое, подчиняющееся. И если удалить какое-то количество мозга справа, большой беды не будет.
Сегодня в мире живут 160 известных людей,
128 5. Физическая культура
129
которые имеют разрушенную кору правого полушария, и их мозг функционирует нормально. Пастер стал великим ученым, несмотря на полученную в юности травму, в результате которой кора правого полушария была полностью атрофирована».
Нет единого мнения среди психогенетиков и в вопросе, является ли интеллект врожденной способностью или оп- ределяется влиянием окружающей среды, обучением, вос- питанием, эрудицией. Одни считают, что умственные спо- собности на 10% определены генофондом, на 20% — социальной сферой.
Другие полагают, что 75% определяется наследственностью, 25% — средой, 13% — влиянием внутрисемейных факторов, 12% — межсемейных. Большинство ученых едины в том, что формирование интеллекта проходит под влиянием двух основных факторов: наследственности и социальной среды, что рождает новое качество мышления — человеческий интеллект, реализация которого в социальной жизни возможна при наличии нижеследующих составляющих (О.А.
Андреев, Л.Н. Хромов, 1997).
1. Физическое, психическое духовное здоровье. Уверенность в своих силах. Критичность к себе.
2. Здравый смысл. Желание и умение постоянно учиться, в том числе и на подсознательном уровне.
3. Активное использование алгоритмов умственной де- ятельности, владение техникой быстрого чтения, развитое внимание и память.
4. Профессионализм и компетентность в конкретной области знаний. Развитое логическое мышление.
5. Развитие воображения и интуиции. Способность к парадоксальному мышлению.
6. Трудолюбие. Высокий уровень обязательности.
7. Развитая рефлексия — умение видеть события и себя со стороны: коммуникабельность и открытость в общении.
Краткий комментарий к вышеизложенному. Никогда не забывайте о гармоничном развитии!
Духовное здоровье не дает достижения ума использовать людям, обществу во зло, а не во благо. Исходные данные интеллектуального потенциала личности — постоянное желание и умение учиться. Эрудиция, пьедестал которой — активное использование алгоритмов умственной деятельности, развитие и совершенствование внимания, памяти, техники быстрого восприятия информации, — это энергетика, пища интеллекта.
Все гениальные люди обладали высоким уровнем обя- зательности — основой для реализации себя в жизни. Их достижения были действенной силой в обществе, благодаря умению критично осмысливать свои собственные действия, и наличию таких черт характера, как коммуникабельность и открытость в обращении.
Гениальных людей, оказывается, не более четырехсот, но способных, которые могут работать над совершенствованием своего интеллекта, — более 90%. Именно из их числа рождаются гениальные люди.
У многих народов, а у русского особенно, есть емкие характеристики оценки умственных возможностей нашего мыслительного аппарата. Достаточно вспомнить высказывания о глупом, недалеком человеке: «Не богат умишком», «Ума лишенный», «Ума не хватило» или наши пословицы: «Дурная голова ногам покоя не дает», «Ума нет, считай — калека». И с каким почтением — о человеке мудром, обогащенном знаниями, умениями: «Бог ума ему дал», «У него — ума палата», «Умница», добился чего-то, так «своим умом, да трудом», «Умелец».
Известно, что существует четыре основных разновидности, типа ума (А. Лук, 1979):
♦ концептуальный — присущ человеку, способному решать логические, математические, лингвистические задачи;
♦ социальный — проявляется в межличностных отношения, устанавливающих иерархию целей и ценностных ориентации;
♦ эстетический — нацелен на восприятие форм, игнорируя причины и практическую значимость;
♦ технологический (рабочий) — позволяет представить конечные результаты и технические возможности, силы, средства
(включая и собственную мускульную энергию) для выполнения конкретного вида деятельности.
130 131
Нет единого мнения среди психогенетиков и в вопросе, является ли интеллект врожденной способностью или оп- ределяется влиянием окружающей среды, обучением, вос- питанием, эрудицией. Одни считают, что умственные спо- собности на 10% определены генофондом, на 20% — социальной сферой.
Другие полагают, что 75% определяется наследственностью, 25% — средой, 13% — влиянием внутрисемейных факторов, 12% — межсемейных. Большинство ученых едины в том, что формирование интеллекта проходит под влиянием двух основных факторов: наследственности и социальной среды, что рождает новое качество мышления — человеческий интеллект, реализация которого в социальной жизни возможна при наличии нижеследующих составляющих (О.А.
Андреев, Л.Н. Хромов, 1997).
1. Физическое, психическое духовное здоровье. Уверенность в своих силах. Критичность к себе.
2. Здравый смысл. Желание и умение постоянно учиться, в том числе и на подсознательном уровне.
3. Активное использование алгоритмов умственной де- ятельности, владение техникой быстрого чтения, развитое внимание и память.
4. Профессионализм и компетентность в конкретной области знаний. Развитое логическое мышление.
5. Развитие воображения и интуиции. Способность к парадоксальному мышлению.
6. Трудолюбие. Высокий уровень обязательности.
7. Развитая рефлексия — умение видеть события и себя со стороны: коммуникабельность и открытость в общении.
Краткий комментарий к вышеизложенному. Никогда не забывайте о гармоничном развитии!
Духовное здоровье не дает достижения ума использовать людям, обществу во зло, а не во благо. Исходные данные интеллектуального потенциала личности — постоянное желание и умение учиться. Эрудиция, пьедестал которой — активное использование алгоритмов умственной деятельности, развитие и совершенствование внимания, памяти, техники быстрого восприятия информации, — это энергетика, пища интеллекта.
Все гениальные люди обладали высоким уровнем обя- зательности — основой для реализации себя в жизни. Их достижения были действенной силой в обществе, благодаря умению критично осмысливать свои собственные действия, и наличию таких черт характера, как коммуникабельность и открытость в обращении.
Гениальных людей, оказывается, не более четырехсот, но способных, которые могут работать над совершенствованием своего интеллекта, — более 90%. Именно из их числа рождаются гениальные люди.
У многих народов, а у русского особенно, есть емкие характеристики оценки умственных возможностей нашего мыслительного аппарата. Достаточно вспомнить высказывания о глупом, недалеком человеке: «Не богат умишком», «Ума лишенный», «Ума не хватило» или наши пословицы: «Дурная голова ногам покоя не дает», «Ума нет, считай — калека». И с каким почтением — о человеке мудром, обогащенном знаниями, умениями: «Бог ума ему дал», «У него — ума палата», «Умница», добился чего-то, так «своим умом, да трудом», «Умелец».
Известно, что существует четыре основных разновидности, типа ума (А. Лук, 1979):
♦ концептуальный — присущ человеку, способному решать логические, математические, лингвистические задачи;
♦ социальный — проявляется в межличностных отношения, устанавливающих иерархию целей и ценностных ориентации;
♦ эстетический — нацелен на восприятие форм, игнорируя причины и практическую значимость;
♦ технологический (рабочий) — позволяет представить конечные результаты и технические возможности, силы, средства
(включая и собственную мускульную энергию) для выполнения конкретного вида деятельности.
130 131