ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 479
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
226 227
228 229
Туризм социальный — путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.
Туризм самодеятельный — путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.
Турист — гражданин, посещающий страну (место) вре- менного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.
Тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов- переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу.
Туристская путевка — документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта.
Туристский ваучер — документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.
Альпинизм
Около 40% суши земного шара — горные территории, которые соответственно принципам вертикальной зональности делятся на низкогорье (до 1500 м и над уровнем моря), среднегорье (до 3000 м) и высокогорье (свыше 3000 м). Расчлененность рельефа, требующая специальной подготовки для передвижения, действующие вулканы, горные реки, отвесные скалы и многокилометровые ледники, вечные снега и кислородная недостаточность предъявляют высокие требования к состоянию здоровья человека, его физической, психологической, технико- тактической готовности. Нельзя не заметить, что климатические и погодные условия — компоненты экстремальных ситуаций, часто возникающих по причинам, не зависящим от уровней подготовленности. Альпинизм — вид спорта, специфическая основа которого — восхождение на вершину горы, преодоление крутых скальных, ледовых и снежных склонов, вынужденные ноч- леги в условиях, когда физические, нервно-энергетические затраты не восстанавливаются днями, неделями. Это далеко не полный перечень особенностей альпинизма — особого вида деятельности человека. Естественно, что альпинисту-спортсмену необходимы широкие знания в области наук о человеке, обществе, земле. Горовосхождение требует высоких морально-волевых качеств, являющихся весомым вкладом в развитие, совершенствование и формирование личности, что подчеркивает воспитательную сущность альпинизма.
В древности отношение человека к горам зачастую было исполнено суеверного страха и вместе с тем преклонения. В своем воображении он населял горы духами, считал их обиталищем сверхъестественных сил. Об этом свидетельствуют названия многих вершин: Хан-Тенгри («повелитель неба»), Эльбрус —
Джан Падишах («царь духов», Ушба («вертеп ведьм»).
Считается, что зарождение альпинизма связано с вос- хождением на Монблан в Альпах. В 1760 г. французский ученый
Г. Соссюр учредил премию тому, кто укажет путь на вершину
Монблана и поднимется на нее. Неудачные попытки сменялись одна другой, и только через двадцать пять лет настойчивость и мужество принесли победу: охотник Жак Бальма и врач Мишель
Паккар в 1786 г. достигают вершины Монблана (4 810 м).
Покорение Монблана принято считать началом альпинизма, возможно, и потому, что борьба за достижение его вершины нашла довольно широкое освещение в мировой литературе.
Однако известно, что задолго до этого совершались восхождения на вершины выше Монблана. Например, еще в 1519 г. было совершено восхождение на вулкан в Мексике (5 421 м).
Освоив вершины Европы, альпинисты обратили свое внимание и на другие горные системы — Кавказ, горы Африки и
Американского континента, особенно стремясь к покорению более высоких гор высотой 6—7 тыс. метров. Однако первая вершина высотой 7 тыс. метров Трисул в Гарвальских Гималаях (7 127 м) была покорена лишь в 1907 г. английским альпинистом.
Почти одновременно начиналась борьба и за освоение
«восьмитысячников» Гималаев, где внимание прежде все-
230 231
го привлекала Нангапарбат и Каракорума — Чогори. Однако первая такая вершина Аннапурна в Непальских Гималаях была покорена только в 1950 г. французами М. Эр-цогом и Л.
Ляшеналем. А через три года — в 1953 г. — после многочисленных попыток был покорен и высочайший из гигантов — Эверест (Джомолунгма). Достичь вершины
Джомолунгмы удалось участникам английской экспедиции шерпу Н. Тенсингу и новозеландцу Э. Хиллари.
Нельзя не отметить, что последний восьмитысячник в. Лхотзе
(8 414 м) был покорен в 2001 г. командой, в составе которой был донской альпинист — ростовчанин Юрий Кошеленко.
Не прекращался поиск новых методов и приемов обеспечения безопасности горовосхождений. Так, в 1947 г. в альплагере
«Молния» были впервые проведены соревнования альпинистов по скалолазанию.
Соревнования по скалолазанию стали своеобразной школой повышения мастерства молодых альпинистов. Молодежь увлекала сама атмосфера соревнований, открывающих широкий простор для демонстрации смелости, ловкости, смекалки. Ведь здесь они получали возможность проявить свои способности задолго до того, как получат право на серьезное восхождение.
Успех соревнований на скалах не мог не оказать в дальнейшем влияния как на рождение спортивного ориентирования, так и на альпинизм в целом. Спортивное скалолазание явилось пробным камнем в переходе российского альпинизма на путь соревнований и совершенствования.
К 1970 г. на пик Коммунизма совершили восхождение 218 человек, семнадцать из которых преодолели маршруты высшей шестой категории трудности... А к олимпийскому 1980 году на пике Коммунизма уже побывало рекордное количество альпинистов — более 800!
Спортивное ориентирование
Спортивное ориентирование на местности — один из мо- лодых, развивающихся и популярных видов спорта. Им могут заниматься люди разных возрастов, с различной физической подготовкой и спортивной квалификацией.
Ориентирование требует определенных знаний топографии, техники и тактики, навыков и умений читать спортивную карту, сопоставлять ее с местностью, выбирать рациональный маршрут при отыскании контрольных пунктов. Оно удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов умения быстро находить оптимальное решение в условиях максимальных физических нагрузок и эк- стремальности соревнований.
Необходимо отметить профессионально-прикладной характер спортивного ориентирования. Оно играет важную роль в подготовке кадров полевых специальностей: геологов, геодезистов, гидрометеорологов, землеустроителей, военных топографов и многих других — всех тех, кто в силу своей профессии связан с картографическими материалами.
Тесный контакт с природой приводит к выработке у ориентировщиков ряда ценных качеств: наблюдательности, выносливости, силы воли, умения ориентироваться в сложной обстановке.
Родина спортивного ориентирования — Норвегия. Первые соревнования по ориентированию были проведены в октябре 1900 г. под Христианией (тогдашнее название столицы Норвегии) (Н.Д.
Васильев, 1983).
Подлинно массовый характер соревнования по ориен- тированию приобретают в 30-е гг. во всех Скандинавских странах.
В странах Европы ориентированием начали заниматься в основном после второй мировой войны. (Нур-мимаа В.
Финляндия, 1997 г.). В различных странах соревнования проводились по произвольно установленным правилам, что не давало возможности проводить международные состязания. В связи с этим в Дании в 1961 г. создается Международная федерация ориентирования (ИОФ). Несмотря на то, что наша страна стала членом этой организации лишь в 1985 г., уже с 1963 г. в СССР проводятся всесоюзные соревнования по спортивному ориентированию. В 1965 г. спортивное ориентирование было включено в Единую всесоюзную спортивную классификацию, а
232 233
Ляшеналем. А через три года — в 1953 г. — после многочисленных попыток был покорен и высочайший из гигантов — Эверест (Джомолунгма). Достичь вершины
Джомолунгмы удалось участникам английской экспедиции шерпу Н. Тенсингу и новозеландцу Э. Хиллари.
Нельзя не отметить, что последний восьмитысячник в. Лхотзе
(8 414 м) был покорен в 2001 г. командой, в составе которой был донской альпинист — ростовчанин Юрий Кошеленко.
Не прекращался поиск новых методов и приемов обеспечения безопасности горовосхождений. Так, в 1947 г. в альплагере
«Молния» были впервые проведены соревнования альпинистов по скалолазанию.
Соревнования по скалолазанию стали своеобразной школой повышения мастерства молодых альпинистов. Молодежь увлекала сама атмосфера соревнований, открывающих широкий простор для демонстрации смелости, ловкости, смекалки. Ведь здесь они получали возможность проявить свои способности задолго до того, как получат право на серьезное восхождение.
Успех соревнований на скалах не мог не оказать в дальнейшем влияния как на рождение спортивного ориентирования, так и на альпинизм в целом. Спортивное скалолазание явилось пробным камнем в переходе российского альпинизма на путь соревнований и совершенствования.
К 1970 г. на пик Коммунизма совершили восхождение 218 человек, семнадцать из которых преодолели маршруты высшей шестой категории трудности... А к олимпийскому 1980 году на пике Коммунизма уже побывало рекордное количество альпинистов — более 800!
Спортивное ориентирование
Спортивное ориентирование на местности — один из мо- лодых, развивающихся и популярных видов спорта. Им могут заниматься люди разных возрастов, с различной физической подготовкой и спортивной квалификацией.
Ориентирование требует определенных знаний топографии, техники и тактики, навыков и умений читать спортивную карту, сопоставлять ее с местностью, выбирать рациональный маршрут при отыскании контрольных пунктов. Оно удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов умения быстро находить оптимальное решение в условиях максимальных физических нагрузок и эк- стремальности соревнований.
Необходимо отметить профессионально-прикладной характер спортивного ориентирования. Оно играет важную роль в подготовке кадров полевых специальностей: геологов, геодезистов, гидрометеорологов, землеустроителей, военных топографов и многих других — всех тех, кто в силу своей профессии связан с картографическими материалами.
Тесный контакт с природой приводит к выработке у ориентировщиков ряда ценных качеств: наблюдательности, выносливости, силы воли, умения ориентироваться в сложной обстановке.
Родина спортивного ориентирования — Норвегия. Первые соревнования по ориентированию были проведены в октябре 1900 г. под Христианией (тогдашнее название столицы Норвегии) (Н.Д.
Васильев, 1983).
Подлинно массовый характер соревнования по ориен- тированию приобретают в 30-е гг. во всех Скандинавских странах.
В странах Европы ориентированием начали заниматься в основном после второй мировой войны. (Нур-мимаа В.
Финляндия, 1997 г.). В различных странах соревнования проводились по произвольно установленным правилам, что не давало возможности проводить международные состязания. В связи с этим в Дании в 1961 г. создается Международная федерация ориентирования (ИОФ). Несмотря на то, что наша страна стала членом этой организации лишь в 1985 г., уже с 1963 г. в СССР проводятся всесоюзные соревнования по спортивному ориентированию. В 1965 г. спортивное ориентирование было включено в Единую всесоюзную спортивную классификацию, а
232 233
с 1972 г. оно впервые включено в комплекс ГТО. 28 апреля 1979 г. при Спорткомитете СССР была создана Всесоюзная федерация спортивного ориентирования.
В соответствии с руководящими материалами ИОФ, со- ревнования по спортивному ориентированию классифицируют:
- по видам программы: ориентирование в заданном на- правлении, ориентирование по маркированной трассе, ориентирование по выбору, инвалидное ориентирование;
- по времени года: летние и зимние;
- по способу передвижения: в беге, на лыжах, велосипеде, байдарке и автомобиле;
- по времени суток: дневное и ночное;
- по форме: личные, командные, лично-командные, офи- циальные, массовые, открытые, для ограниченного кон- тингента участников.
Ориентирование в заданном направлении
Ориентирование в заданном направлении — это прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке. С целью рассеивания участников разрешается применять различный порядок прохождения отдельных частей дистанции различными участниками, но в итоге все должны пройти одинаковую дистанцию. Старт рекомендуется одиночный.
Результат определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции от момента технического старта до финиша. Если участник нарушил порядок прохождения КП или пропустил КП, его результат не засчитывается.
Ориентирование на маркированной трассе
Ориентирование на маркированной трассе — это прохождение дистанции с нанесением на карте местонахождения установленных на трассе КП. Чаще всего соревнования проводятся зимой. При нанесении КП на карту с погрешностью более чем 2 мм участник получает штрафное время — по 1 мин за каждые полные или неполные 2 мм погрешности. Максимальный штраф за ошибку в нанесении одного КП равен 3 мин. Результат участника оп- ределяется по сумме времени прохождения дистанции с учтом штрафного времени.
Ориентирование по выбору
Участник соревнования на старте получает карту с на- несенными контрольными пунктами. Каждый КП помечен цифрой, которая обозначает его «стоимость» в очках. Конечная цель участников этого соревнования — набрать наибольшее количество очков, отыскивая КП за определенное время, одинаковое длявсех (обычно 1 час). Каждый спортсмен самостоятельно избирает длясебянаиболее ценный и реальный по его силам маршрут. Прохождение всех КП не обязательно.
Спортивное ориентирование — один из немногих видов спорта, где участники соревнований действуют индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей и даже соперников.
Поэтому для достижения цели необходимы хорошая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, смелости, самообладания. В технической подготовке спортсмена-ориентировщика основными являются два компонента: техника ориентирования (работа с картой и компасом) и техника передвижения на местности.
Современное спортивное ориентирование характеризуется высокой скоростью передвижения, интенсивностью действий, нередко на фоне значительного утомления.
Экстремальные климатические и погодные
условия как риск-факторы
Известно, что из противостояния силами природы человек не всегда выходит победителем. Наиболее яркие примеры — морские катастрофы, в которых ежегодно гибнет до 200 тыс. людей.
Существенную лепту вносят и виды спорта, где спортсмену необходимо преодолевать естественные препятствия. Так, в
Альпах погибает до 400 альпинистов и горных туристов в год.
Представители полевых специальностей, чей профессиональный труд подразумевает контактирование с природными явлениями, также находятся в сфере мрачных статистических данных.
234 235
В соответствии с руководящими материалами ИОФ, со- ревнования по спортивному ориентированию классифицируют:
- по видам программы: ориентирование в заданном на- правлении, ориентирование по маркированной трассе, ориентирование по выбору, инвалидное ориентирование;
- по времени года: летние и зимние;
- по способу передвижения: в беге, на лыжах, велосипеде, байдарке и автомобиле;
- по времени суток: дневное и ночное;
- по форме: личные, командные, лично-командные, офи- циальные, массовые, открытые, для ограниченного кон- тингента участников.
Ориентирование в заданном направлении
Ориентирование в заданном направлении — это прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке. С целью рассеивания участников разрешается применять различный порядок прохождения отдельных частей дистанции различными участниками, но в итоге все должны пройти одинаковую дистанцию. Старт рекомендуется одиночный.
Результат определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции от момента технического старта до финиша. Если участник нарушил порядок прохождения КП или пропустил КП, его результат не засчитывается.
Ориентирование на маркированной трассе
Ориентирование на маркированной трассе — это прохождение дистанции с нанесением на карте местонахождения установленных на трассе КП. Чаще всего соревнования проводятся зимой. При нанесении КП на карту с погрешностью более чем 2 мм участник получает штрафное время — по 1 мин за каждые полные или неполные 2 мм погрешности. Максимальный штраф за ошибку в нанесении одного КП равен 3 мин. Результат участника оп- ределяется по сумме времени прохождения дистанции с учтом штрафного времени.
Ориентирование по выбору
Участник соревнования на старте получает карту с на- несенными контрольными пунктами. Каждый КП помечен цифрой, которая обозначает его «стоимость» в очках. Конечная цель участников этого соревнования — набрать наибольшее количество очков, отыскивая КП за определенное время, одинаковое длявсех (обычно 1 час). Каждый спортсмен самостоятельно избирает длясебянаиболее ценный и реальный по его силам маршрут. Прохождение всех КП не обязательно.
Спортивное ориентирование — один из немногих видов спорта, где участники соревнований действуют индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей и даже соперников.
Поэтому для достижения цели необходимы хорошая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, смелости, самообладания. В технической подготовке спортсмена-ориентировщика основными являются два компонента: техника ориентирования (работа с картой и компасом) и техника передвижения на местности.
Современное спортивное ориентирование характеризуется высокой скоростью передвижения, интенсивностью действий, нередко на фоне значительного утомления.
Экстремальные климатические и погодные
условия как риск-факторы
Известно, что из противостояния силами природы человек не всегда выходит победителем. Наиболее яркие примеры — морские катастрофы, в которых ежегодно гибнет до 200 тыс. людей.
Существенную лепту вносят и виды спорта, где спортсмену необходимо преодолевать естественные препятствия. Так, в
Альпах погибает до 400 альпинистов и горных туристов в год.
Представители полевых специальностей, чей профессиональный труд подразумевает контактирование с природными явлениями, также находятся в сфере мрачных статистических данных.
234 235
Анализ значительного количества несчастных случаев дал возможность сделать вывод о том, что основные причины их возникновения следующие:
- уровни физической и технической подготовленности не соответствуют трудностям маршрута и условиям дея- тельности;
- низкая дисциплина, отсутствие взаимовыручки;
- недостаточное знание опасностей, особенностей маршрута, местности и мер профилактики;
- пониженная психологическая готовность и излишняя самоуверенность;
- недостаточная обеспеченность необходимым снаряжением, экипировкой, питанием;
- плохая организация быта, отдыха и накопленное в связи с этим утомление.
Соблюдение предлагаемых ниже рекомендаций поможет обеспечить безопасность при организации и проведении не только походов, восхождений, но и полевых работ и экспедиций.
Изучив их, студент сможет самостоятельно подготовиться к прохождению практики. Содержание этого параграфа будет полезным и для преподавателей, проводящих практику в полевых условиях.
****
Прежде чем перейти к конкретным экстремальным кли- матическим факторам, представляющим опасность для здоровья и жизни человека, обратим внимание на очень важный момент самоподготовки — психологиче скую подготовленность к неожиданному возникновению опасности.
Состояние панического страха. Человек находится в смятении, замешательстве, растерянности.
Характерны: бесконтрольность действий и мыслей, желание бежать, но в силу оцепенения невозможность сделать ни шагу, страх. Появляются симптомы предобморочного состояния
- холодный пот покрывает тело, мутнеет в глазах, начи нается тошнота. Так, у людей, случайно попавших в воду, даже при наличии спасательного жилета в результате со стояния панического страха наступала смерть от инфарк та миокарда (а не от попадания воды в легкие).
Состояние инстинктивных защитных реакций. Для че- ловека характерны: крик, стремительные действия, прылеки в сторону, желание спрятаться, прикрыть голову. В основе таких двигательных актов — безусловный оборонительный рефлекс. На сложном, опасном месте такие действия могут привести к еще более опасным ситуациям.
Состояние «тихой паники». Не менее опасное состояние, чем предыдущие. Внешне трудноразличимо. Человек механически, бездумно продолжает выполнять что-то ранее начатое.
Характерны: беспомощность, чувство обреченности, безысходности, прекращение сопротивления силам природы, обстоятельствам, деморализация, глубокая, резко выраженная депрессия. Так, впервые попавший в сильную непогоду человек замерз в укрытии в спальном мешке, лежа между двух товарищей, оказывавших ему помощь. Причина — полное отсутствие психологической готовности.
Часто человек, попавший в опасную ситуацию, после- довательно находится в указанных выше состояниях: «встретив опасность, оцепенел, инстинктивно бросился бежать и, не видя выхода, впал в тяжелую депрессию». Нельзя не отметить, что паническое состояние страха, депрессии быстро передается другим и тогда ставится под угрозу существование группы, отряда, всего коллектива. Трудно переоценить в этих случаях авторитет и личный пример опытного руководителя, умеющего дисциплинировать группу и сплотить людей на основе высокой сознательности, чувства товарищества, взаимовыручки.
Главным в преодолении панического состояния следует считать умение мобилизовать свои морально-волевые и физические возможности и применить в аварийной обстановке знания, навыки, накопленный опыт. Врач-путешественник Ален
Бомбар, автор книги «За бортом по своей воле», с научной целью совершивший длительное путешествие по океану в одиночку и без запасов продовольствия, писал: «Жертвы легендарных кораблекрушений... вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».
236 237
Умения мобилизоваться, использовать знания и опыт не воспитываются в человеке сами по себе. И очень важно период обучения в вузе использовать для воспитания необходимых качеств. Участвуя в зимних горных походах и восхождениях, тренировках в спортивных секциях, вы можете выработать комплекс необходимых качеств, получить специальные знания и навыки.
Очень важно:
♦ знать район, местность, ее особенности (рельефные, климатические, погодные, фауну, флору) с точки зрения попавшего в аварийную ситуацию;
♦ заблаговременно до прохождения практики объективно оценить уровень своих физических, морально-волевых возможностей и приступить к необходимой самоподготовке, тренировке;
♦ знать элементарные правила оказания доврачебной помощи, гигиенические основы;
♦ уметь жить в условиях элементарного природного быта и автономного существования (сооружать аварийные бивуаки, использовать «подножный корм», изготавливать петли, силки, рогатки длядобывания мелких животных и т.п.), организовывать поиск и транспортировку пострадавшего;
♦ использовать советы, опыт и знания местных жителей и других людей, побывавших в районах вашей будущей деятельности.
«Тот, кто обучен при вынужденной переправе использовать в качестве подручных плавсредств вязанку хвороста, рюкзак или спальный мешок, завернутые в полиэтилен, тот, вероятно, не потеряет самообладания на воде. Кто умеет быстро разводить сигнальные костры с дымами различного цвета, вызывать помощь зеркалом или другими способами, — не так легко впадет в депрессию. Кто представляет себе, что в пищу могут идти многие ягоды, грибы, коренья, мясо почти всех животных, например, богатые жиром и употребляемые как лакомство населением некоторых стран лягушки, ящерицы и змеи (в том числе и ядовитые), гусеницы, личинки насекомых — тот не погибнет от страха голода».
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 26