ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 480
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ППФП будущих горных инженеров
1
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студента горного профиля определяется характером не только его будущего труда, но и труда рабочих, которые будут находиться под его руководством. А чтобы эффективно руководить людьми и производством, необходи-
1
По материалам Ю.А. Сабирова.
308 309
Старшие курсы и деятельность по окончании вуза. Про- изводственная и преддипломная практика, а также работа специалистов проходит в регионах Р-1, 2, 3, 4, 5 на должностях участников экспедиций, геологоразведочных и изыскательских партий.
Виды деятельности: 1) трудовые процессы, связанные с исследованием, наблюдением, интенсивной работой сенсорной системы; 2) организация и проведение работ на местности с различными формами рельефа (прокладка маршрутов, трасс, разведка путей, проходов и т.д.); 3) умение руководить людьми и принимать участие в конкретной работе в труднодоступных районах в экстремальных условиях; 4) обеспечение безопасности, проведение поисковых и спасательно-транспортировочных работ;
5) инструкторс-ко-преподавательская деятельность.
Особенности условий трудовых процессов: 1) отдых в условиях дискомфорта, не компенсирующий энергетических и нервных затрат организма; 2) кратковременное использование максимальных и околопредельных возможностей человека; 3) длительные нервно-эмоциональные и нервно-мышечные напряжения; 4) значительное влияние кислородной недостаточности, неблагоприятных атмосферных факторов и солнечной радиации, действие которых постоянно; 5) кратковременно трудовые действия проходят на ограниченных, подвижных площадях опоры и в условиях скального и ледово- снежного рельефа; 6) постоянно существующая возможность принимать решения в нестандартных ситуациях при остром дефиците времени.
Показатели уровня комплексной подготовленности: мужчины
— 180 + 80 + 110 = 300, женщины — 100 + 80 + 110 = = 290 баллов.
Естественно, для того чтобы обеспечить такую подготовку, в курс физического воспитания потребовалось внести определенные структурные изменения.
Профилирование занятий по физическому воспитанию заключалось в том, что процессы развития, формирования и обучения в течение учебного года подчинены конечным целям подготовки специалистов.
Так, цели физического воспитания на I курсе мы сфор- мулировали следующим образом: повышение общей фи- зической подготовленности студентов и специальная подготовка для прохождения практики в конце учебного года.
На II — повышение уровня общей физической подго- товленности и совершенствование техники и специально- прикладной подготовки.
Обучение на III и IV курсах характеризуется дальнейшим повышением уровня общей физической подготовленности, участием в соревнованиях, воспитание необходимых дляданной профессии физических качеств и двигательных умений и специальной подготовкой студентов к прохождению производственной практики.
Весь процесс профилированного физического воспитания студентов I-IV курсов состоит из трех периодов и семи этапов обучения. Для каждого из них определены цели, задачи, время, средства и формы проведения занятий.
В рекомендуемой выше классификации совокупностей факторов природы, как и в любых других, невозможно отразить разнообразие воздействующих на человека факторов, диапазон и спектр которых практически бесконечен. Однако даже такое
«грубое» деление позволило подобрать соответствующие объемы педагогического материала с точностью 10-15%, воспользовавшись которыми можно развивать, воспитывать, формировать совокупность качеств, специальных навыков, умений, адекватных требованиям, предъявляемым человеку условиями региона.
Анализ и обобщение литературных источников, результаты опроса в виде анкетирования специалистов-практиков дали возможность сгруппировать природные факторы рельефа — естественные препятствия — в совокупности, позволяющие подойти к определению акцентов обучения основам техники и тактики их преодоления.
1. Болота, заболоченные участки местности разной площади и проходимости.
2. Горные, горно-таежные, равнинные реки и водные поверхности обозримых размеров.
3. Пересеченная (слабо, средне, сильно), оголенная, покрытая кустарниками, подлеском, лесом местность.
4. Осыпные участки, покрытые мелким, средним, крупным, глыбовым обломочным материалом.
314 315
5. Травянистые склоны без и со скальными выходами разной крутизны и длины.
6. Скальные стенки, стены разно протяженности и крутизны.
7. Снежные и фирновые поля и склоны различного состояния, структур, разной протяженности и крутизны.
8. Ледниковые образования и ледовые склоны разных форм, видов, протяженности, состояния, структуры.
Данные совокупности естественных препятствий в регионах определили и объем материала, составляющего специальный фундамент целенаправленных педагогических воздействий, конечный результат которых — комплекс приобретенных, воспитанных и сформированных качеств, знаний, умений, навыков, необходимых человеку для пребывания и деятельности в соответствующем регионе.
Совокупности природных факторов региона Р-1 взяты за
100%. Регион Р-1 характеризуется как самый отдаленный, малонаселенный, высокогорный, с экстремальными условиями климата, рельефа, требующий специальных умений и навыков автономного существования, акклиматизации и реакклиматизации.
Естественно, что и объемы психофизиологических, физических технико-тактических качеств, специально-прикладных знаний, умений, навыков, необходимых для нахождения и деятельности в этом регионе, также приняты за
100%.
Объемы естественных препятствий в регионах Р-2, Р-3, Р-4, Р-
5 показаны в процентах по отношению к региону Р-1, требующему наиболее высокого уровня комплексной подготовленности.
Профилирование требует и изменения структурных сторон учебного процесса по физическому воспитанию. Учебный год, независимо от курса, разделен на три условных периода: врабатывания, подготовки и применения (названия также условны).
Предлагаемая периодизация не противоречит принципиальным положениям программы по физическому воспитанию.
Период врабатывания: продолжительностью один месяц
(сентябрь) предусматривает проведение практических занятий
(после вводной беседы) по ОФП (70-80%), ОФП (20-30%) на стадионах, спортивных площадках.
Период подготовки: 8-9 месяцев, занятия теоретические и практические по ОФП, СФП, СТП, ППФП на стадионах, спортивных площадках, бассейнах, тирах, спортивных залах, на местности и в учебных экспедиционных походах.
Период применения: 2-5 месяцев на учебной (I курс), академической (II курс), производственной (III курс), пред- дипломной (IV курс) практиках проходит в разных географических районах России. Предлагаемое деление, компоненты которого взяты из основ спортивной тренировки, удачно вписываются в цикл вузовского обучения в течение учебного года.
В дальнейшем периоды профилированного физического воспитания были разделены на семь этапов обучения, на длительность которых значительное влияние оказывали два фактора:
- климатические условия области;
- особенности, условия и возможности вуза. Структурно каждый этап отражал следующее: номер этапа, продолжительность (по календарю), количество недель, цели, задачи, количество занятий (часов), место проведения.
Рабочие планы, разработанные на каждый этап обучения дляI,
II, III, IV курсов, отражали нижеследующую форму, структуру, цели, задачи, время.
Подготовительная часть: время — 11-16%, цель — организация занимающихся, разминка, частные задачи — организовать и акцентировать внимание занимающихся на предстоящие занятия, подготовить сердечно-сосудистую систему, дыхательный и нервно-мышечный аппараты к последующей повышенной нагрузке, повысить эмоциональное состояние: средства — построение, ознакомление с задачами урока, подсчет пульса, строевые упражнения, ходьба, быстрая ходьба, спокойный бег, перестроения. Использование метода круговой тренировки.
Основная часть: время — 73-82%, цель — общее физическое развитие (упражнения на выработку двигательных качеств), спортивно-техническая и специальная подготовки, задачи — развить и подготовить нервно-мышечную систему, костно- связочный аппарат, органы дыхания и кровообращения к длительной интенсивной работе, совершен-
316 317
1
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студента горного профиля определяется характером не только его будущего труда, но и труда рабочих, которые будут находиться под его руководством. А чтобы эффективно руководить людьми и производством, необходи-
1
По материалам Ю.А. Сабирова.
308 309
мо самому точно знать характер и условия труда на всех рабочих участках.
Одной из важных функций будущего выпускника высшей школы будет являться функция контроля за качеством проводимых работ, и дляэтого надо ясно себе представлять, что контролировать и как контролировать.
Известно, что ППФП — это специально направленное и избирательное использование средств физической, культуры и спорта для подготовки человека к определенной про- фессиональной деятельности (В.И. Ильинич, 1995).
Целью ППФП является готовность к успешной профес- сиональной деятельности. Исходя из цели ППФП, выделяются конкретные задачи, их содержание и разрабатывается методика овладения необходимыми умениями и навыками.
В МГУ на протяжении ряда лет проводятся исследования по проблеме ППФП горных инженеров. На основе аналитических и экспериментальных исследований определены профессиограммы и перечень необходимых психофизических качеств наиболее распространенных горных специальностей: разработана методика их формирования и совершенствования, а также внесены изменения в программы по физическому воспитанию студентов различных факультетов. Доказано, что внедрение ППФП ведет к сокращению сроков адаптации к профессии, повышению производительности труда, снижению заболеваемости.
Профилированное физическое воспитание
студентов полевых и экспедиционных профессий
1
Десятки тысяч представителей более 100 профессий и студенты-практиканты ведут изыскательские работы, изучают и исследуют недра, почву, фауну, флору, климат в малообжитых и труднодоступных районах нашей страны и за рубежом.
Эффективность их труда и безопасность прямо пропорциональны комплексу физических и психофизических качеств, двигательных умений, специальных знаний, связанных с особенностями избранной профессии,
1
По материалам диссертационного исследования Ю.И. Евсеева.
составляющих определенную часть общей подготовленности студента к прохождению практики, а выпускника — к трудовой деятельности.
Следовательно, необходим комплекс целенаправленных педагогических воздействий, стирающих острые грани диспаратности системы «выпускник — специалист».
Результаты исследований позволили определить уровень комплексной подготовленности студента-практиканта и специалиста, составляющий систему модельных характеристик, сгруппированных в соответствующие уровни: физической подготовленности (УФП), психофизиологического состояния
(УФПС) и экспедиционно-полевой подготовленности (УЭПП).
УФП исследовался девятью тестами: подтягивание на перекладине, поднимание прямых ног до положения «угла» за 20 секунд, сгибание и выпрямление рук в упоре лежа, приседание на двух ногах за 20 секунд, прыжки в длину с места, бег на 30 метров с ходу, бег на 100 и 500 метров (женщины), 1000 метров
(мужчины), гибкость.
Результаты исследования интенсивности внимания, латентного периода простой зрительно-моторной реакции, ко- ординациометрии, тремора, реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, работоспособности сердца, дыхательной системы и анаэробных возможностей, мышечно-суставной памяти и вестибулярного аппарата дали возможность иметь представление об УПФС.
УЭПП характеризовался упражнениями, на наш взгляд, наиболее существенно отражающими особенности деятельности
(вис на перекладине, движение по склону крутизной 45° с помощью веревки, передвижение по специально подготовленной
25-метровой полосе, умение правильно и быстро завязать 10 специальных узлов), а также качествами, необходимыми для трудовых процессов (специально-прикладная, техническая и тактическая подготовка, знания, умения, навыки, приспособленность к неблагоприятном атмосферным явлениям, низким температурам, влиянию солнечной радиации и гипоксии).
Целесообразно выражать интегральную величину уровня комплексной подготовленности в условных единицах — баллах. С этой целью каждый параметр был распределен
310 311
Одной из важных функций будущего выпускника высшей школы будет являться функция контроля за качеством проводимых работ, и дляэтого надо ясно себе представлять, что контролировать и как контролировать.
Известно, что ППФП — это специально направленное и избирательное использование средств физической, культуры и спорта для подготовки человека к определенной про- фессиональной деятельности (В.И. Ильинич, 1995).
Целью ППФП является готовность к успешной профес- сиональной деятельности. Исходя из цели ППФП, выделяются конкретные задачи, их содержание и разрабатывается методика овладения необходимыми умениями и навыками.
В МГУ на протяжении ряда лет проводятся исследования по проблеме ППФП горных инженеров. На основе аналитических и экспериментальных исследований определены профессиограммы и перечень необходимых психофизических качеств наиболее распространенных горных специальностей: разработана методика их формирования и совершенствования, а также внесены изменения в программы по физическому воспитанию студентов различных факультетов. Доказано, что внедрение ППФП ведет к сокращению сроков адаптации к профессии, повышению производительности труда, снижению заболеваемости.
Профилированное физическое воспитание
студентов полевых и экспедиционных профессий
1
Десятки тысяч представителей более 100 профессий и студенты-практиканты ведут изыскательские работы, изучают и исследуют недра, почву, фауну, флору, климат в малообжитых и труднодоступных районах нашей страны и за рубежом.
Эффективность их труда и безопасность прямо пропорциональны комплексу физических и психофизических качеств, двигательных умений, специальных знаний, связанных с особенностями избранной профессии,
1
По материалам диссертационного исследования Ю.И. Евсеева.
составляющих определенную часть общей подготовленности студента к прохождению практики, а выпускника — к трудовой деятельности.
Следовательно, необходим комплекс целенаправленных педагогических воздействий, стирающих острые грани диспаратности системы «выпускник — специалист».
Результаты исследований позволили определить уровень комплексной подготовленности студента-практиканта и специалиста, составляющий систему модельных характеристик, сгруппированных в соответствующие уровни: физической подготовленности (УФП), психофизиологического состояния
(УФПС) и экспедиционно-полевой подготовленности (УЭПП).
УФП исследовался девятью тестами: подтягивание на перекладине, поднимание прямых ног до положения «угла» за 20 секунд, сгибание и выпрямление рук в упоре лежа, приседание на двух ногах за 20 секунд, прыжки в длину с места, бег на 30 метров с ходу, бег на 100 и 500 метров (женщины), 1000 метров
(мужчины), гибкость.
Результаты исследования интенсивности внимания, латентного периода простой зрительно-моторной реакции, ко- ординациометрии, тремора, реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, работоспособности сердца, дыхательной системы и анаэробных возможностей, мышечно-суставной памяти и вестибулярного аппарата дали возможность иметь представление об УПФС.
УЭПП характеризовался упражнениями, на наш взгляд, наиболее существенно отражающими особенности деятельности
(вис на перекладине, движение по склону крутизной 45° с помощью веревки, передвижение по специально подготовленной
25-метровой полосе, умение правильно и быстро завязать 10 специальных узлов), а также качествами, необходимыми для трудовых процессов (специально-прикладная, техническая и тактическая подготовка, знания, умения, навыки, приспособленность к неблагоприятном атмосферным явлениям, низким температурам, влиянию солнечной радиации и гипоксии).
Целесообразно выражать интегральную величину уровня комплексной подготовленности в условных единицах — баллах. С этой целью каждый параметр был распределен
310 311
на 10 классов, каждый из которых оценивался баллами от 1 до 10. Таким образом, мы определили уровень подготов- ленности специалистов и студентов I-IV курсов, готовя- щихся к прохождению практики в различных климати- ческих и географических районах.
Самый высокий показатель для деятельности в экстре- мальных районах выглядит так:
УФП + УФПС + УЭПП = 90 + 100 + 110 = 300 баллов.
Территорию нашей страны с учетом широтной и верти- кальной зональностей, мы разделили на пять геосистем, сгруппированных по рельефным и климатическим принци- пам. И на основании этого определили соответствующие ка- чества, знания, умения, навыки, которыми должен распола- гать специалист для успешного преодоления преобладающих в районе природных факторов — естественных препятствий.
Р-1. Высота над уровнем моря свыше 3000 м, районы ледниковые, высокогорные, горные, Арктики и Антарк- тиды. Этим геосистемам должен соответствовать такой уро- вень комплексной подготовленности: мужчины — 300, жен- щины — 290 баллов.
Р-2. 1000-3000 м над уровнем моря, районы равнинные, таежные и горно-таежные (безледниковые). Необходимый уровень: мужчины — 246, женщины — 257 баллов.
Р-3. 0-1000 м над уровнем моря, районы равнинные, таежные и тундровые. Уровень: мужчины — 228, женщины
— 220 баллов.
Р-4. 0-1000 м над уровнем моря, районы степные и лесостепные. Уровень: мужчины — 190, женщины — 180 баллов.
Р-5. 0-1000 м над уровнем моря, районы пустынные полупустынные. Уровень: мужчины — 185, женщины —
180 баллов.
Таким образом, показатель уровня подготовленности дал возможность четко выявить объем профессионально-при- кладной физической подготовки, требуемой от представи- телей практически всех профессий, связанных с полевыми и экспедиционными условиями. На этой основе мы определили регионы проведения практики на каждом курсе и выразили цели профилированного физического воспита- ния студентов на каждом курсе.
В наиболее обобщенном виде взаимосвязь особенностей трудовых процессов, профессионально-прикладной физи- ческой подготовленности и природных факторов, обуслов- ленных регионами проведения практики и деятельности будущих специалистов, выглядит у нас так.
I курс. Учебная практика, проводимая в регионах Р-3, Р-4, в целом носит ознакомительный характер.
Виды деятельности: 1) быстрые, точные, дозированные макро-и микродвижения; 2) транспортировка, установка, переноска инструментов, приборов, аппаратуры и работа с ними; 3) передвижение по пересеченной местности по из- вестным маршрутам.
Особенности условий трудовых процессов: 1) пребыва- ние в условиях элементарного быта; 2) действия сопряжены со средними и большими мышечными усилиями; 3) крат- ковременное влияние атмосферных факторов.
Все это требует от студентов такого уровня комплексной подготовленности: мужчины — 85 + 67 + 76 = 228, женщины
— 77 + 67 + 76 = 220 баллов.
II курс. Комплексная практика, проводимая в Р-2, Р-3, в которой заранее определенные формы работы переплета- ются с самостоятельной деятельностью студентов.
Виды деятельности: 1) наблюдение, концентрация вни- мания, умение анализировать и синтезировать явления и обстоятельства; 2) преодоление естественных препятствий и организация безопасности при различных видах переме- щений и передвижений.
Особенности условий трудовых процессов: 1) длительное пребывание в условиях отдаленной местности и элементарного быта; 2) большие, максимальные мышечные усилия и кратковременные нервно-эмоциональные напряжения; 3) влияние отрицательных атмосферных факторов и частично гипоксии; 4) трудовые действия крат- ковременно проходят на ограниченных площадях сопри- косновения с формами рельефа; 5) часто возникающая необходимость принимать оптимальные решения в сложных обстоятельствах. Требуемые показатели уровня под- готовленности: мужчины — 72 + 71 + 103 = 246, женщины
— 90 + 64 + 103 = 257 баллов.
312 313
Самый высокий показатель для деятельности в экстре- мальных районах выглядит так:
УФП + УФПС + УЭПП = 90 + 100 + 110 = 300 баллов.
Территорию нашей страны с учетом широтной и верти- кальной зональностей, мы разделили на пять геосистем, сгруппированных по рельефным и климатическим принци- пам. И на основании этого определили соответствующие ка- чества, знания, умения, навыки, которыми должен распола- гать специалист для успешного преодоления преобладающих в районе природных факторов — естественных препятствий.
Р-1. Высота над уровнем моря свыше 3000 м, районы ледниковые, высокогорные, горные, Арктики и Антарк- тиды. Этим геосистемам должен соответствовать такой уро- вень комплексной подготовленности: мужчины — 300, жен- щины — 290 баллов.
Р-2. 1000-3000 м над уровнем моря, районы равнинные, таежные и горно-таежные (безледниковые). Необходимый уровень: мужчины — 246, женщины — 257 баллов.
Р-3. 0-1000 м над уровнем моря, районы равнинные, таежные и тундровые. Уровень: мужчины — 228, женщины
— 220 баллов.
Р-4. 0-1000 м над уровнем моря, районы степные и лесостепные. Уровень: мужчины — 190, женщины — 180 баллов.
Р-5. 0-1000 м над уровнем моря, районы пустынные полупустынные. Уровень: мужчины — 185, женщины —
180 баллов.
Таким образом, показатель уровня подготовленности дал возможность четко выявить объем профессионально-при- кладной физической подготовки, требуемой от представи- телей практически всех профессий, связанных с полевыми и экспедиционными условиями. На этой основе мы определили регионы проведения практики на каждом курсе и выразили цели профилированного физического воспита- ния студентов на каждом курсе.
В наиболее обобщенном виде взаимосвязь особенностей трудовых процессов, профессионально-прикладной физи- ческой подготовленности и природных факторов, обуслов- ленных регионами проведения практики и деятельности будущих специалистов, выглядит у нас так.
I курс. Учебная практика, проводимая в регионах Р-3, Р-4, в целом носит ознакомительный характер.
Виды деятельности: 1) быстрые, точные, дозированные макро-и микродвижения; 2) транспортировка, установка, переноска инструментов, приборов, аппаратуры и работа с ними; 3) передвижение по пересеченной местности по из- вестным маршрутам.
Особенности условий трудовых процессов: 1) пребыва- ние в условиях элементарного быта; 2) действия сопряжены со средними и большими мышечными усилиями; 3) крат- ковременное влияние атмосферных факторов.
Все это требует от студентов такого уровня комплексной подготовленности: мужчины — 85 + 67 + 76 = 228, женщины
— 77 + 67 + 76 = 220 баллов.
II курс. Комплексная практика, проводимая в Р-2, Р-3, в которой заранее определенные формы работы переплета- ются с самостоятельной деятельностью студентов.
Виды деятельности: 1) наблюдение, концентрация вни- мания, умение анализировать и синтезировать явления и обстоятельства; 2) преодоление естественных препятствий и организация безопасности при различных видах переме- щений и передвижений.
Особенности условий трудовых процессов: 1) длительное пребывание в условиях отдаленной местности и элементарного быта; 2) большие, максимальные мышечные усилия и кратковременные нервно-эмоциональные напряжения; 3) влияние отрицательных атмосферных факторов и частично гипоксии; 4) трудовые действия крат- ковременно проходят на ограниченных площадях сопри- косновения с формами рельефа; 5) часто возникающая необходимость принимать оптимальные решения в сложных обстоятельствах. Требуемые показатели уровня под- готовленности: мужчины — 72 + 71 + 103 = 246, женщины
— 90 + 64 + 103 = 257 баллов.
312 313
Старшие курсы и деятельность по окончании вуза. Про- изводственная и преддипломная практика, а также работа специалистов проходит в регионах Р-1, 2, 3, 4, 5 на должностях участников экспедиций, геологоразведочных и изыскательских партий.
Виды деятельности: 1) трудовые процессы, связанные с исследованием, наблюдением, интенсивной работой сенсорной системы; 2) организация и проведение работ на местности с различными формами рельефа (прокладка маршрутов, трасс, разведка путей, проходов и т.д.); 3) умение руководить людьми и принимать участие в конкретной работе в труднодоступных районах в экстремальных условиях; 4) обеспечение безопасности, проведение поисковых и спасательно-транспортировочных работ;
5) инструкторс-ко-преподавательская деятельность.
Особенности условий трудовых процессов: 1) отдых в условиях дискомфорта, не компенсирующий энергетических и нервных затрат организма; 2) кратковременное использование максимальных и околопредельных возможностей человека; 3) длительные нервно-эмоциональные и нервно-мышечные напряжения; 4) значительное влияние кислородной недостаточности, неблагоприятных атмосферных факторов и солнечной радиации, действие которых постоянно; 5) кратковременно трудовые действия проходят на ограниченных, подвижных площадях опоры и в условиях скального и ледово- снежного рельефа; 6) постоянно существующая возможность принимать решения в нестандартных ситуациях при остром дефиците времени.
Показатели уровня комплексной подготовленности: мужчины
— 180 + 80 + 110 = 300, женщины — 100 + 80 + 110 = = 290 баллов.
Естественно, для того чтобы обеспечить такую подготовку, в курс физического воспитания потребовалось внести определенные структурные изменения.
Профилирование занятий по физическому воспитанию заключалось в том, что процессы развития, формирования и обучения в течение учебного года подчинены конечным целям подготовки специалистов.
Так, цели физического воспитания на I курсе мы сфор- мулировали следующим образом: повышение общей фи- зической подготовленности студентов и специальная подготовка для прохождения практики в конце учебного года.
На II — повышение уровня общей физической подго- товленности и совершенствование техники и специально- прикладной подготовки.
Обучение на III и IV курсах характеризуется дальнейшим повышением уровня общей физической подготовленности, участием в соревнованиях, воспитание необходимых дляданной профессии физических качеств и двигательных умений и специальной подготовкой студентов к прохождению производственной практики.
Весь процесс профилированного физического воспитания студентов I-IV курсов состоит из трех периодов и семи этапов обучения. Для каждого из них определены цели, задачи, время, средства и формы проведения занятий.
В рекомендуемой выше классификации совокупностей факторов природы, как и в любых других, невозможно отразить разнообразие воздействующих на человека факторов, диапазон и спектр которых практически бесконечен. Однако даже такое
«грубое» деление позволило подобрать соответствующие объемы педагогического материала с точностью 10-15%, воспользовавшись которыми можно развивать, воспитывать, формировать совокупность качеств, специальных навыков, умений, адекватных требованиям, предъявляемым человеку условиями региона.
Анализ и обобщение литературных источников, результаты опроса в виде анкетирования специалистов-практиков дали возможность сгруппировать природные факторы рельефа — естественные препятствия — в совокупности, позволяющие подойти к определению акцентов обучения основам техники и тактики их преодоления.
1. Болота, заболоченные участки местности разной площади и проходимости.
2. Горные, горно-таежные, равнинные реки и водные поверхности обозримых размеров.
3. Пересеченная (слабо, средне, сильно), оголенная, покрытая кустарниками, подлеском, лесом местность.
4. Осыпные участки, покрытые мелким, средним, крупным, глыбовым обломочным материалом.
314 315
5. Травянистые склоны без и со скальными выходами разной крутизны и длины.
6. Скальные стенки, стены разно протяженности и крутизны.
7. Снежные и фирновые поля и склоны различного состояния, структур, разной протяженности и крутизны.
8. Ледниковые образования и ледовые склоны разных форм, видов, протяженности, состояния, структуры.
Данные совокупности естественных препятствий в регионах определили и объем материала, составляющего специальный фундамент целенаправленных педагогических воздействий, конечный результат которых — комплекс приобретенных, воспитанных и сформированных качеств, знаний, умений, навыков, необходимых человеку для пребывания и деятельности в соответствующем регионе.
Совокупности природных факторов региона Р-1 взяты за
100%. Регион Р-1 характеризуется как самый отдаленный, малонаселенный, высокогорный, с экстремальными условиями климата, рельефа, требующий специальных умений и навыков автономного существования, акклиматизации и реакклиматизации.
Естественно, что и объемы психофизиологических, физических технико-тактических качеств, специально-прикладных знаний, умений, навыков, необходимых для нахождения и деятельности в этом регионе, также приняты за
100%.
Объемы естественных препятствий в регионах Р-2, Р-3, Р-4, Р-
5 показаны в процентах по отношению к региону Р-1, требующему наиболее высокого уровня комплексной подготовленности.
Профилирование требует и изменения структурных сторон учебного процесса по физическому воспитанию. Учебный год, независимо от курса, разделен на три условных периода: врабатывания, подготовки и применения (названия также условны).
Предлагаемая периодизация не противоречит принципиальным положениям программы по физическому воспитанию.
Период врабатывания: продолжительностью один месяц
(сентябрь) предусматривает проведение практических занятий
(после вводной беседы) по ОФП (70-80%), ОФП (20-30%) на стадионах, спортивных площадках.
Период подготовки: 8-9 месяцев, занятия теоретические и практические по ОФП, СФП, СТП, ППФП на стадионах, спортивных площадках, бассейнах, тирах, спортивных залах, на местности и в учебных экспедиционных походах.
Период применения: 2-5 месяцев на учебной (I курс), академической (II курс), производственной (III курс), пред- дипломной (IV курс) практиках проходит в разных географических районах России. Предлагаемое деление, компоненты которого взяты из основ спортивной тренировки, удачно вписываются в цикл вузовского обучения в течение учебного года.
В дальнейшем периоды профилированного физического воспитания были разделены на семь этапов обучения, на длительность которых значительное влияние оказывали два фактора:
- климатические условия области;
- особенности, условия и возможности вуза. Структурно каждый этап отражал следующее: номер этапа, продолжительность (по календарю), количество недель, цели, задачи, количество занятий (часов), место проведения.
Рабочие планы, разработанные на каждый этап обучения дляI,
II, III, IV курсов, отражали нижеследующую форму, структуру, цели, задачи, время.
Подготовительная часть: время — 11-16%, цель — организация занимающихся, разминка, частные задачи — организовать и акцентировать внимание занимающихся на предстоящие занятия, подготовить сердечно-сосудистую систему, дыхательный и нервно-мышечный аппараты к последующей повышенной нагрузке, повысить эмоциональное состояние: средства — построение, ознакомление с задачами урока, подсчет пульса, строевые упражнения, ходьба, быстрая ходьба, спокойный бег, перестроения. Использование метода круговой тренировки.
Основная часть: время — 73-82%, цель — общее физическое развитие (упражнения на выработку двигательных качеств), спортивно-техническая и специальная подготовки, задачи — развить и подготовить нервно-мышечную систему, костно- связочный аппарат, органы дыхания и кровообращения к длительной интенсивной работе, совершен-
316 317
ствовать умения производить экономные, рациональные, свободные движения, совершенствовать волевые качества —
ОФП (упражнения на силу, выносливость, быстроту, ловкость в виде вольных упражнений, на снарядах, со снарядами, с отягощением, смешанные передвижения, спортивная ходьба, эстафеты, упражнения на тренажерах, с использованием метода круговой тренировки и т.п.), ОФП (упражнения в зависимости от задач, этапа, периода), ППФП (в форме теоретического курса, в ряде специальных упражнений, подводящих и на тренажерах, а также в учебных экспедиционных походов); физическая нагрузка контролируется по ЧСС.
Заключительная часть: время — 7-11%, цель — завершение работы занимающихся; задачи — привести органы дыхания и кровообращения в относительно спокойное состояние, подвести итоги занятий; средство— медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление, дыхательные, отвлекающие, перестроения и построение, подсчет пульса, разбор, оценка работы занимающихся.
Методические рекомендации:
- методические указания по вопросам, касающимся орга низации безопасности, профилактике и исправления ошибок;
- информация в виде лаконичных и конкретных сообще ний, объявлений.
Продолжительность — не более 3 минут.
Занятия для самостоятельной подготовки. Комплексы заданий для самостоятельной подготовки (КСП) готовятся заранее и выдаются занимающимся на основе анализа уровней подготовленности.
Теоретический потенциал знаний имеет большую прак- тическую значимость и удельный вес в общей подготовленности студентов к участию в практиках, выпускников
- к трудовой деятельности, чем теоретическая подготов ка студентов других профессий. Этот факт объясняется прямой связью специальных занятий с вопросами безо пасности. Нельзя не отметить, что с повышением самосто ятельных видов деятельности знания играют роль факто ров, положительно влияющих и на эффективность конк ретных трудовых процессов. Теоретическое познание со- здает общий фон понятий и представлений о рациональных действиях, суть которых — умения, навыки.
Комплекс реабилитационных упражнении
ОФП (упражнения на силу, выносливость, быстроту, ловкость в виде вольных упражнений, на снарядах, со снарядами, с отягощением, смешанные передвижения, спортивная ходьба, эстафеты, упражнения на тренажерах, с использованием метода круговой тренировки и т.п.), ОФП (упражнения в зависимости от задач, этапа, периода), ППФП (в форме теоретического курса, в ряде специальных упражнений, подводящих и на тренажерах, а также в учебных экспедиционных походов); физическая нагрузка контролируется по ЧСС.
Заключительная часть: время — 7-11%, цель — завершение работы занимающихся; задачи — привести органы дыхания и кровообращения в относительно спокойное состояние, подвести итоги занятий; средство— медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление, дыхательные, отвлекающие, перестроения и построение, подсчет пульса, разбор, оценка работы занимающихся.
Методические рекомендации:
- методические указания по вопросам, касающимся орга низации безопасности, профилактике и исправления ошибок;
- информация в виде лаконичных и конкретных сообще ний, объявлений.
Продолжительность — не более 3 минут.
Занятия для самостоятельной подготовки. Комплексы заданий для самостоятельной подготовки (КСП) готовятся заранее и выдаются занимающимся на основе анализа уровней подготовленности.
Теоретический потенциал знаний имеет большую прак- тическую значимость и удельный вес в общей подготовленности студентов к участию в практиках, выпускников
- к трудовой деятельности, чем теоретическая подготов ка студентов других профессий. Этот факт объясняется прямой связью специальных занятий с вопросами безо пасности. Нельзя не отметить, что с повышением самосто ятельных видов деятельности знания играют роль факто ров, положительно влияющих и на эффективность конк ретных трудовых процессов. Теоретическое познание со- здает общий фон понятий и представлений о рациональных действиях, суть которых — умения, навыки.
Комплекс реабилитационных упражнении
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 26