ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 482
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Физкультурная минутка изометрическая
1. И.п. — сидя, руки на бедрах. Одновременно поднимать правую пятку и левый носок, удерживая напряжение 5 с. Отдых 5 с. То же с другой ноги. 8-10 раз. Дыхание произвольное.
2. И.п. — сидя, руки внизу. Втягивать и выпячивать живот, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.
3. И.п. — сидя, руки на поясе. Напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное
Физкультурная микропауза
Свободное дыхание. И.п. сидя: а) — медленный вдох; б) — медленный выдох; в) — пауза. Затем постепенно удлинять выдох и паузу до потребности в новом вдохе. 8-5 дыханий в минуту.
Утомление мышц кистей, часто наблюдающееся при длительном выполнении письменной работы, можно снимать следующими упражнениями:
1. Сжимать и разжимать пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки.
298
299
2. Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и опускать руки.
3. Руки вытянуть вперед, последовательно сгибать и разгибать пальцы, начиная с большого.
4. Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону.
Каждое упражнение выполняется в течение минуты, стоя или сидя.
Зачетно-экзаменационная сессия в профессиональном учебном заведении — особый, насыщенный до предела, требующий максимального использования своих возможностей период как для студентов, так и для педагогов. Ответственен и специфичен он и для преподавателей физического воспитания, деятельность которых практически значима и должна быть направлена на концентрацию психических и умственных способностей, реакций, проявлений организма и сокращение времени реабилитации после нервно-эмоциональных напряжений, постоянного стрессового состояния студентов во время зачетов, экзаменов и после них.
Проведенные исследования показали, что проведение занятий по физическому воспитанию по одному академическому часу в неделю положительно влияет на умственную работоспособность студентов в период сессии, сокращает сроки восстанавительного периода организма после экзаменационного стресса. В содержание занятий обязательной частью были включены игры по выбору самих студентов (Е.И. Свиргунец, 1981).
Наблюдения автора неоднократно подтверждали тезис о снижении физической работоспособности у спортсменов в период сессии, в день экзамена и в послеэкзаменацион-ное время. Однако нельзя не отметить, что именно у спортсменов на 50-80% быстрее проходили процессы восстановления, практически не оставалось никаких заметных следов после отрицательных воздействий зачетно-экзаменационной сессии.
Многие авторы рекомендуют после экзамена упражнения циклического характера (ходьба, бег, плавание) умеренной интенсивности. Не советуют принимать участие в ответственных играх, единоборствах в период реабилитации, т.к. это связано с психоэмоциональными нагрузками. Уменьшать психоэмоциональную напряженность в экзаменационный период рекомендуется дыхательными упражнениями (С.Д. Горбунов,
1988).
♦ Плечи опущены, расслаблены, живот несколько выпячен — нижние отделы легких наполняются воздухом, затем вдохом поднимаются последовательно грудная клетка, плечи. Полный выдох выполняется: втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи, ключица.
♦ Следующее упражнение: полное дыхание при ходьбе — вдох на 4-8 шагов, задержка — 2-4 шага, выдох — 4-8. Вы — индикатор: количество — по самочувствию.
♦ Третье упражнение то же, но выдох осуществляется толчками через плотно сжатые губы.
Несколько слов о психосаморегуляции. Известно, что на фоне мышечного расслабления ослабляется психическая активность
(внимание, память, эффективное мышление, эмоции и др.). Суть аутогенной тренировки в том, что, воздействуя на себя методами самоубеждения, самовнушения, использования логических доводов, мы снижаем уровни возбуждения, нервного, физического утомления, наконец, можем преодолеть бессонницу — одно из проявлений умственного и психического переутомления.
Имеет смысл рекомендовать и изменение направленности сознания: отключение — концентрация внимания волевыми усилиями на других объектах, ситуациях; переключение — перенос направленности сознания на более интересное дело; отвлечение — ограничение сенсорного потока — пребывание в тишине, с закрытыми глазами, в расслабленной позе; разрядка через речь, движение.
Использование физических упражнений на улучшение кровоснабжения головного мозга можно дифференцировать по системе (В.Э. Нагорный, 1973).
1. Непосредственное воздействие на сосуды мозга: различные движения головой, лежа на спине: подъем ног, стойки на лопатках, голове, упражнения для позвоночника (грудной, шейные отделы), массаж, упражнения в интенсивном дыхании.
300 301
2. Рефлекторно-сосудистые реакции: упражнения для мышц грудино-ключичной, межлопаточной области, плечевого пояса, для раздражения вестибулярного аппарата, температурные водные воздействия.
3. Упражнения, основанные на реакции сосудов головного мозга в связи с повышением содержания С0 2
в крови, — нетрудные и несложные физические упражнения с задержкой дыхания.
Таким образом, необходимо отметить, что в экзаменационный период средства физического воспитания должны носить
«щадящий» режим и использоваться в границах гигиенических требований.
ППФП студентов-медиков
1
Труд медицинских работников принадлежит к числу наиболее сложных, напряженных и ответственных видов человеческой деятельности. Он отличается большой умственной нагрузкой, требует внимания, высокой работоспособности и всегда — значительных усилий и выносливости. Эффективность и качество работы врача во многом зависят от состояния его здоровья, функциональной и физической подготовленности. Физическая подготовка студента-медика определяется спецификой его будущей профессиональной деятельности.
Поэтому профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) базируется на профессиограмме и психограмме врача.
Основной задачей ППФП медицинского работника является развитие или поддержание определенного уровня профессионально-важных физических и психических качеств.
Задача ППФП, стоящая перед специалистами физического воспитания,. — научить студентов-медиков использовать необходимые средства физической культуры и спорта для повышения общей и специальной профессиональной физической работоспособности, снятия психического и нервного напряжения.
ППФП врача общей практики основывается на анализе его профессиограммы, особенностей, условий и характера трудовой нагрузки. Это постоянная ответственность за здоровье и жизнь других
1
По материалам Харламова Е.В., Грачева O.K.,Тука Е.П. людей, способность быстро принимать решение, что требует большого самообладания, уверенности в своих силах, волевых усилий, самодисциплины.
Приказом № 237 Министерства здравоохранения РФ «О поэтапном переходе к организации медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)» введено
Положение о враче общей практики. Основной обязанностью его является оказание первичной медико-социальной помощи населению.
В соответствии с государственными квалификационными требованиями к профессиональной подготовке врача общей практики он обязан владеть методами формирования здорового образа жизни. Кроме того, врач такого профиля обязан проводить санитарно-просветительскую работу по воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению заболеваний, осуществлять динамическое наблюдение за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования и оздоровления, оказание срочной помощи при неотложных и острых состояниях. Выполнение вышеизложенных задач невозможно без основательной подготовки по программе
«Физическая культура»: теоретической, методико-практи-ческой и собственно физической подготовки.
ППФП врачей различных специальностей — врача общей практики, хирурга, терапевта, санитарного врача — имеет особенности, которые отражаются в специальных задачах, перечне упражнений, организации и методике проведения и проверки физической подготовленности.
Специальные задачи ППФП
1. Для общей практики:
♦ преимущественное развитие физических качеств — общей выносливости и статической выносливости;
♦ преимущественное развитие специальных физических качеств — концентрации и устойчивости внимания, быстроты зрительного различения реакции; подвижности нервных процессов; координации движений и мышечных усилий; умения расслаблять мышцы; устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;
302 303
♦ развитие психических качеств — дисциплинированность, эмоциональная устойчивость и воля, концентрация внимания, мышления, долговременной и оперативной памяти, самообладания, решительности, стойкости;
♦ приобретение специальных знаний по разделу ППФП врача общей практики по теоретическому и практическому разделам.
2. Для врача-хирурга:
♦развитие физических качеств — общей выносливости и статической выносливости, ловкости;
♦ развитие специальных физических качеств — совер- шенствование функций двигательного и зрительного ана- лизаторов (точности пространственных и силовых диффе- ренцировок, быстроты зрительного различения; сохранение общей работоспособности при длительном пребывании в состоянии гипокинезии);
♦ развитие психических качеств — воспитание волевых качеств, самообладания, уверенности в своих силах;
♦ приобретение специальных теоретических и практических знаний по ППФП.
3. Для врача-терапевта:
♦развитие общей выносливости;
♦ развитие специальных физических качеств — функции внимания; формирование правильной осанки и устойчивости вертикальной позы; совершенствование умения расслаблять мышцы;
♦ развитие волевых качеств — уверенности в своих силах, выдержки и настойчивости;
♦ приобретение специальных теоретических и практических знаний и умений по ППФП.
4. Для санитарного врача:
♦развитие физических качеств — общей выносливости;
♦ развитие специальных физических качеств — устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно совершенствование механизмов терморегуляции: совершенствование умения расслаблять мышцы и снимать утомление; сохранение работоспособности;
♦ развитие психических качеств — воли в принятии решений, самообладания и уверенности в своих силах;
♦ приобретение специальных знаний и умений по теории и практике ППФП санитарного врача.
Для достижения психофизической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности на кафедре подобраны специальные упражнения по ППФП, которые включены в учебную программу. Например, для развития общей выносливости это: бег —1000, 2000, 3000, 5000 м и марш-бросок на 5 км, а также спортивные игры — баскетбол, волейбол, подвижные игры, плавание.
Упражнения для статической выносливости мышц спины и ног: прогибание туловища назад из положения лежа, руки за головой на количество раз; «ласточка»; лежа-на спине поднимание и удержание прямых ног под углом 45° на время; атлетическая гимнастика и упражнения с гирями; упражнения из основной гимнастики и др.
Упражнения для развития координации движений и мышечных усилий, тактильной чувствительности: метание теннисного мяча в цель из 10 попыток; метание мяча в цель после серии кувырков и т.д.; спортивные и подвижные игры, дартс.
В программу обучения также включены 2 упражнения военно- прикладной физической подготовки врача. Известно, что все будущие врачи, в том числе женщины, проходят военную подготовку с присвоением офицерского звания. В силу этого кафедра считает необходимым знакомство с военно-прикладной физической подготовкой.
Упражнения: челночный бег 10x10 м (с высокого старта пробежать 10 м, коснуться земли (пола) за линией поворота, повернувшись кругом, пробежать таким же образом еще десять отрезков), и комплексное силовое Упражнение, выполняется в течение 1 мин: первые 30 с — максимальное количество наклонов вперед до касания руками носков ног из положения лежа на спине, руки за пояс; повернувшись в упор лежа, без паузы, в течение 30 с выполнить сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Для реализации специальных задач ППФП используются обязательные и факультативные учебные занятия, самостоятельные занятия физкультурой и спортом во внеучебное время.
Вместе с тем, для поддержания высокого уровня рабо- тоспособности, предупреждения психофизических и не-
304 305
7. И.п. — палка сзади горизонтально внизу хватом за концы.
Глубокий присед на всей стопе, поднимая палку назад прямыми руками — выдох. И.п. — вдох. Повторить 8-10 раз.
8. И.п. — палка вертикально на полу на расстоянии 1 м спереди хватом двумя за верхний конец. Равновесие на правой ноге, затем на левой (с опорой о палку). Повторить 4-6 раз.
9. И.п. — лежа на спине, палка горизонтально вверх хватом за концы. Согнуть ноги в коленях. Ноги вверх — выдох. Опустить прямые ноги в и.п. — вдох. Повторить 6-8 раз.
10. Удержание гимнастической палки указательным цальцем.
Выполнять 30-60 с.
11. И.п. — палка горизонтально сзади в локтевых изгибах. Бег на месте (20-40 с) с последующим переходом на ходьбу.
Особенности профессиональной деятельности как фактор ППФП студентов строительных вузов
Профессия строителя относится к «вечным», история человеческой цивилизации — это и история строительства.
В связи с этим профессиональный труд инженера-строителя предъявляет широкий спектр требований к процессу обучения в учебном заведении, самосовершенствованию, самопознанию и саморазвитию качеств личности и высококвалифицированного специалиста.
Трудовые процессы нередко связаны с экстремальным климатическими и погодными условиями, постоянно дей- ствующими опасными для жизни явлениями природы, тре- бованием в отдаленных малонаселенных районах в условиях элементарного быта, тесно увязаны контакты с людьми самого различного уровня воспитания и профессионализма и, конечно же, состоянием, при котором приходится решать задачи нештатного плана.
Профессиональная деятельность инженера-строителя включает в себя физические и психические нагрузки, уровни воздействия которых колеблются в довольно широком диапазоне: от незначительных в периоды и сознания про-' ектов, камеральной обработки данных, работы с компьютерной техникой до изыскательской деятельности в суровых условиях, допустим, севера или высокогорья.
Естественно, что и обучаемому, в данном случае студенту, вуз и, в частности, вузовская дисциплина «Физическое воспитание», должны предоставить возможность обучиться навыкам, умениям пребывания и деятельности в различной обстановке, в экстремальных районах на высоком профессиональном уровне.
Студент уже на 2-3-м курсе во время учебной практики может встретиться с обстоятельствами, требующими высокой физической, психофизиологической, специально-прикладной подготовленности, умения адаптироваться и реадаптироваться, способности к автономному существованию.
Естественно, что двухчасовые занятия по физическому воспитанию, проводимые дважды в неделю, пусть даже адаптированные к требованиям строительных профессий, не могут дать полноценной итоговой готовности выпускника к профессиональному труду и жизнедеятельности.
Самостоятельные занятия по физической культуре (до- полнительно к занятиям по физическому воспитанию), объем которых должен составлять не менее 180-250 часов в учебном году, дадут возможность компенсировать недостаток знаний и умений.
Студентам строительных вузов можно рекомендовать в качестве элективных выбирать виды спорта и системы физических упражнений, имеющие профессионально-прикладной характер: скалолазание, горнолыжный спорт, спортивные игры, бокс, борьба, спортивное ориентирование, арм-реслинг, альпинизм, туризм.
1. И.п. — сидя, руки на бедрах. Одновременно поднимать правую пятку и левый носок, удерживая напряжение 5 с. Отдых 5 с. То же с другой ноги. 8-10 раз. Дыхание произвольное.
2. И.п. — сидя, руки внизу. Втягивать и выпячивать живот, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.
3. И.п. — сидя, руки на поясе. Напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное
Физкультурная микропауза
Свободное дыхание. И.п. сидя: а) — медленный вдох; б) — медленный выдох; в) — пауза. Затем постепенно удлинять выдох и паузу до потребности в новом вдохе. 8-5 дыханий в минуту.
Утомление мышц кистей, часто наблюдающееся при длительном выполнении письменной работы, можно снимать следующими упражнениями:
1. Сжимать и разжимать пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки.
298
299
2. Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и опускать руки.
3. Руки вытянуть вперед, последовательно сгибать и разгибать пальцы, начиная с большого.
4. Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону.
Каждое упражнение выполняется в течение минуты, стоя или сидя.
Зачетно-экзаменационная сессия в профессиональном учебном заведении — особый, насыщенный до предела, требующий максимального использования своих возможностей период как для студентов, так и для педагогов. Ответственен и специфичен он и для преподавателей физического воспитания, деятельность которых практически значима и должна быть направлена на концентрацию психических и умственных способностей, реакций, проявлений организма и сокращение времени реабилитации после нервно-эмоциональных напряжений, постоянного стрессового состояния студентов во время зачетов, экзаменов и после них.
Проведенные исследования показали, что проведение занятий по физическому воспитанию по одному академическому часу в неделю положительно влияет на умственную работоспособность студентов в период сессии, сокращает сроки восстанавительного периода организма после экзаменационного стресса. В содержание занятий обязательной частью были включены игры по выбору самих студентов (Е.И. Свиргунец, 1981).
Наблюдения автора неоднократно подтверждали тезис о снижении физической работоспособности у спортсменов в период сессии, в день экзамена и в послеэкзаменацион-ное время. Однако нельзя не отметить, что именно у спортсменов на 50-80% быстрее проходили процессы восстановления, практически не оставалось никаких заметных следов после отрицательных воздействий зачетно-экзаменационной сессии.
Многие авторы рекомендуют после экзамена упражнения циклического характера (ходьба, бег, плавание) умеренной интенсивности. Не советуют принимать участие в ответственных играх, единоборствах в период реабилитации, т.к. это связано с психоэмоциональными нагрузками. Уменьшать психоэмоциональную напряженность в экзаменационный период рекомендуется дыхательными упражнениями (С.Д. Горбунов,
1988).
♦ Плечи опущены, расслаблены, живот несколько выпячен — нижние отделы легких наполняются воздухом, затем вдохом поднимаются последовательно грудная клетка, плечи. Полный выдох выполняется: втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи, ключица.
♦ Следующее упражнение: полное дыхание при ходьбе — вдох на 4-8 шагов, задержка — 2-4 шага, выдох — 4-8. Вы — индикатор: количество — по самочувствию.
♦ Третье упражнение то же, но выдох осуществляется толчками через плотно сжатые губы.
Несколько слов о психосаморегуляции. Известно, что на фоне мышечного расслабления ослабляется психическая активность
(внимание, память, эффективное мышление, эмоции и др.). Суть аутогенной тренировки в том, что, воздействуя на себя методами самоубеждения, самовнушения, использования логических доводов, мы снижаем уровни возбуждения, нервного, физического утомления, наконец, можем преодолеть бессонницу — одно из проявлений умственного и психического переутомления.
Имеет смысл рекомендовать и изменение направленности сознания: отключение — концентрация внимания волевыми усилиями на других объектах, ситуациях; переключение — перенос направленности сознания на более интересное дело; отвлечение — ограничение сенсорного потока — пребывание в тишине, с закрытыми глазами, в расслабленной позе; разрядка через речь, движение.
Использование физических упражнений на улучшение кровоснабжения головного мозга можно дифференцировать по системе (В.Э. Нагорный, 1973).
1. Непосредственное воздействие на сосуды мозга: различные движения головой, лежа на спине: подъем ног, стойки на лопатках, голове, упражнения для позвоночника (грудной, шейные отделы), массаж, упражнения в интенсивном дыхании.
300 301
2. Рефлекторно-сосудистые реакции: упражнения для мышц грудино-ключичной, межлопаточной области, плечевого пояса, для раздражения вестибулярного аппарата, температурные водные воздействия.
3. Упражнения, основанные на реакции сосудов головного мозга в связи с повышением содержания С0 2
в крови, — нетрудные и несложные физические упражнения с задержкой дыхания.
Таким образом, необходимо отметить, что в экзаменационный период средства физического воспитания должны носить
«щадящий» режим и использоваться в границах гигиенических требований.
ППФП студентов-медиков
1
Труд медицинских работников принадлежит к числу наиболее сложных, напряженных и ответственных видов человеческой деятельности. Он отличается большой умственной нагрузкой, требует внимания, высокой работоспособности и всегда — значительных усилий и выносливости. Эффективность и качество работы врача во многом зависят от состояния его здоровья, функциональной и физической подготовленности. Физическая подготовка студента-медика определяется спецификой его будущей профессиональной деятельности.
Поэтому профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) базируется на профессиограмме и психограмме врача.
Основной задачей ППФП медицинского работника является развитие или поддержание определенного уровня профессионально-важных физических и психических качеств.
Задача ППФП, стоящая перед специалистами физического воспитания,. — научить студентов-медиков использовать необходимые средства физической культуры и спорта для повышения общей и специальной профессиональной физической работоспособности, снятия психического и нервного напряжения.
ППФП врача общей практики основывается на анализе его профессиограммы, особенностей, условий и характера трудовой нагрузки. Это постоянная ответственность за здоровье и жизнь других
1
По материалам Харламова Е.В., Грачева O.K.,Тука Е.П. людей, способность быстро принимать решение, что требует большого самообладания, уверенности в своих силах, волевых усилий, самодисциплины.
Приказом № 237 Министерства здравоохранения РФ «О поэтапном переходе к организации медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)» введено
Положение о враче общей практики. Основной обязанностью его является оказание первичной медико-социальной помощи населению.
В соответствии с государственными квалификационными требованиями к профессиональной подготовке врача общей практики он обязан владеть методами формирования здорового образа жизни. Кроме того, врач такого профиля обязан проводить санитарно-просветительскую работу по воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению заболеваний, осуществлять динамическое наблюдение за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования и оздоровления, оказание срочной помощи при неотложных и острых состояниях. Выполнение вышеизложенных задач невозможно без основательной подготовки по программе
«Физическая культура»: теоретической, методико-практи-ческой и собственно физической подготовки.
ППФП врачей различных специальностей — врача общей практики, хирурга, терапевта, санитарного врача — имеет особенности, которые отражаются в специальных задачах, перечне упражнений, организации и методике проведения и проверки физической подготовленности.
Специальные задачи ППФП
1. Для общей практики:
♦ преимущественное развитие физических качеств — общей выносливости и статической выносливости;
♦ преимущественное развитие специальных физических качеств — концентрации и устойчивости внимания, быстроты зрительного различения реакции; подвижности нервных процессов; координации движений и мышечных усилий; умения расслаблять мышцы; устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;
302 303
♦ развитие психических качеств — дисциплинированность, эмоциональная устойчивость и воля, концентрация внимания, мышления, долговременной и оперативной памяти, самообладания, решительности, стойкости;
♦ приобретение специальных знаний по разделу ППФП врача общей практики по теоретическому и практическому разделам.
2. Для врача-хирурга:
♦развитие физических качеств — общей выносливости и статической выносливости, ловкости;
♦ развитие специальных физических качеств — совер- шенствование функций двигательного и зрительного ана- лизаторов (точности пространственных и силовых диффе- ренцировок, быстроты зрительного различения; сохранение общей работоспособности при длительном пребывании в состоянии гипокинезии);
♦ развитие психических качеств — воспитание волевых качеств, самообладания, уверенности в своих силах;
♦ приобретение специальных теоретических и практических знаний по ППФП.
3. Для врача-терапевта:
♦развитие общей выносливости;
♦ развитие специальных физических качеств — функции внимания; формирование правильной осанки и устойчивости вертикальной позы; совершенствование умения расслаблять мышцы;
♦ развитие волевых качеств — уверенности в своих силах, выдержки и настойчивости;
♦ приобретение специальных теоретических и практических знаний и умений по ППФП.
4. Для санитарного врача:
♦развитие физических качеств — общей выносливости;
♦ развитие специальных физических качеств — устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно совершенствование механизмов терморегуляции: совершенствование умения расслаблять мышцы и снимать утомление; сохранение работоспособности;
♦ развитие психических качеств — воли в принятии решений, самообладания и уверенности в своих силах;
♦ приобретение специальных знаний и умений по теории и практике ППФП санитарного врача.
Для достижения психофизической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности на кафедре подобраны специальные упражнения по ППФП, которые включены в учебную программу. Например, для развития общей выносливости это: бег —1000, 2000, 3000, 5000 м и марш-бросок на 5 км, а также спортивные игры — баскетбол, волейбол, подвижные игры, плавание.
Упражнения для статической выносливости мышц спины и ног: прогибание туловища назад из положения лежа, руки за головой на количество раз; «ласточка»; лежа-на спине поднимание и удержание прямых ног под углом 45° на время; атлетическая гимнастика и упражнения с гирями; упражнения из основной гимнастики и др.
Упражнения для развития координации движений и мышечных усилий, тактильной чувствительности: метание теннисного мяча в цель из 10 попыток; метание мяча в цель после серии кувырков и т.д.; спортивные и подвижные игры, дартс.
В программу обучения также включены 2 упражнения военно- прикладной физической подготовки врача. Известно, что все будущие врачи, в том числе женщины, проходят военную подготовку с присвоением офицерского звания. В силу этого кафедра считает необходимым знакомство с военно-прикладной физической подготовкой.
Упражнения: челночный бег 10x10 м (с высокого старта пробежать 10 м, коснуться земли (пола) за линией поворота, повернувшись кругом, пробежать таким же образом еще десять отрезков), и комплексное силовое Упражнение, выполняется в течение 1 мин: первые 30 с — максимальное количество наклонов вперед до касания руками носков ног из положения лежа на спине, руки за пояс; повернувшись в упор лежа, без паузы, в течение 30 с выполнить сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Для реализации специальных задач ППФП используются обязательные и факультативные учебные занятия, самостоятельные занятия физкультурой и спортом во внеучебное время.
Вместе с тем, для поддержания высокого уровня рабо- тоспособности, предупреждения психофизических и не-
304 305
рвных перегрузок, профилактики возможных профессиональных заболеваний кафедрой предложены практические рекомендации по организации и использованию средств физкультуры и спорта в режиме труда и активного отдыха студентов и профессорско- преподавательского состава.
Освоение учебной программы по дисциплине «Физическая культура» оценивается по рейтинговой системе. Для реализации рейтинг-контроля программный материал распределен на 6 блоков; один из них, третий блок рейтинг-контроля — это оценка
ППФП.
В каждом семестре студенты проверяются и оцениваются по 5 тестам (упражнениям) общефизической и спортивно-технической подготовленности и 3 тестам ППФП.
Например, в первом семестре 20-30 октября проводится промежуточный рейтинг-контроль, в котором студенты проверяются по тесту ППФП «прогибание туловища назад из положения лежа, руки за головой» на количество раз, с нормативом: для основного и спортивного учебных отделений — женщины — «отлично»— 25 раз, «хорошо» — 20,
«удовлетворительно» — 15, «2» — 10, «1»— 5; мужчины — на соответствующие оценки — 30, 25, 20, 25 и 10 раз; для
специального учебного отделения — женщины — «отлично» —
15 раз, «хорошо» — 10, «удовлетворительно» — 5, «2» — 3, «1»
— 2 раза; мужчины — соответственно — 20, 15, 10, 8 и 4 раза.
Челночный бег 10x10 м для основного и спортивных учебных отделений — женщины —«отлично» — 32 с, «хорошо» — 34,
«удовлетворительно» — 36, «2» — 37, «1» — 38 с; мужчины — соответственно — 27, 28, 29, 30 и 31 сек. Нормативы специального учебного отделения — женщины — «отлично» —
36 с, «хорошо» — 3337 с, «удовлетворительно» — 38, «2» — 39,
«1» — 40 с; мужчины — 29, 30, 31, 32, 33 с.
Практика работы показывает правильность такого решения.
Во-первых, большая часть студентов специального отделения имеет достаточно функциональные показатели сердечно- сосудистой и дыхательной систем, позволяющие им без угрозы ухудшения здоровья выполнять контрольные упражнения.
Во-вторых, не секрет, что отдельные студенты прибегают к обману, чтобы перейти в специальную медицинскую группу и выполнять на занятиях меньшие по объему нагрузки. При нашем подходе ликвидируется разница в требованиях, которая существует, наоборот, при нормативах мы исподволь подводим студента к переводу в группы основного учебного отделения.
В-третьих, студенты направляются в специальную ме- дицинскую группу врачами на основании одного диагноза, с учетом уровня функциональной и физической подготовленности.
У многих из них заболевание было давно, и они физической культурой практически не занимались и в результате этого имеют заметное снижение функциональных возможностей сердечно- сосудистой и дыхательной систем, лимитирующих уровень физической работоспособности.
Всего практикуется проверка студентов по 32 практическим контрольным тестам, из них к ППФП относится 21 тест.
Примерный комплекс утренней гимнастики для
будущего хирурга (с гимнастической палкой)
1. И.п. — палка горизонтально внизу хватом за концы. Ходьба на месте с небольшим размахиванием рук (палку перемещать вместе с руками). Выполнять 30-40 с. Дыхание произвольное.
2. И.п. — как в упражнении 1. Подняться на носки, палку вверх — вдох. Палку вниз —назад, встать на ступни — выдох.
Вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.
3. И.п. — стойка ноги врозь, палка горизонтально вверх хватом за концы. На каждый счет отведение рук назад. Повторить 12-16 раз. Дыхание произвольное.
4. И.п. — стойка ноги шире плеч, палка горизонтально вверх хватом за концы. Наклон назад — вдох. Наклон вперед. И.п. —
выдох. Повторить 4-8 раз.
5. И.п. — палка горизонтально на голове хватом за концы.
Поворот туловища вправо — вдох. И.п. — выдох. То же влево;
Повторить 4-6 раз.
6. И.п. — стойка ноги врозь, палка горизонтально вверх хватом за концы. Круговые движения туловищем вправо. То же влево.
Повторить 3-4 раза.
306
307
Освоение учебной программы по дисциплине «Физическая культура» оценивается по рейтинговой системе. Для реализации рейтинг-контроля программный материал распределен на 6 блоков; один из них, третий блок рейтинг-контроля — это оценка
ППФП.
В каждом семестре студенты проверяются и оцениваются по 5 тестам (упражнениям) общефизической и спортивно-технической подготовленности и 3 тестам ППФП.
Например, в первом семестре 20-30 октября проводится промежуточный рейтинг-контроль, в котором студенты проверяются по тесту ППФП «прогибание туловища назад из положения лежа, руки за головой» на количество раз, с нормативом: для основного и спортивного учебных отделений — женщины — «отлично»— 25 раз, «хорошо» — 20,
«удовлетворительно» — 15, «2» — 10, «1»— 5; мужчины — на соответствующие оценки — 30, 25, 20, 25 и 10 раз; для
специального учебного отделения — женщины — «отлично» —
15 раз, «хорошо» — 10, «удовлетворительно» — 5, «2» — 3, «1»
— 2 раза; мужчины — соответственно — 20, 15, 10, 8 и 4 раза.
Челночный бег 10x10 м для основного и спортивных учебных отделений — женщины —«отлично» — 32 с, «хорошо» — 34,
«удовлетворительно» — 36, «2» — 37, «1» — 38 с; мужчины — соответственно — 27, 28, 29, 30 и 31 сек. Нормативы специального учебного отделения — женщины — «отлично» —
36 с, «хорошо» — 3337 с, «удовлетворительно» — 38, «2» — 39,
«1» — 40 с; мужчины — 29, 30, 31, 32, 33 с.
Практика работы показывает правильность такого решения.
Во-первых, большая часть студентов специального отделения имеет достаточно функциональные показатели сердечно- сосудистой и дыхательной систем, позволяющие им без угрозы ухудшения здоровья выполнять контрольные упражнения.
Во-вторых, не секрет, что отдельные студенты прибегают к обману, чтобы перейти в специальную медицинскую группу и выполнять на занятиях меньшие по объему нагрузки. При нашем подходе ликвидируется разница в требованиях, которая существует, наоборот, при нормативах мы исподволь подводим студента к переводу в группы основного учебного отделения.
В-третьих, студенты направляются в специальную ме- дицинскую группу врачами на основании одного диагноза, с учетом уровня функциональной и физической подготовленности.
У многих из них заболевание было давно, и они физической культурой практически не занимались и в результате этого имеют заметное снижение функциональных возможностей сердечно- сосудистой и дыхательной систем, лимитирующих уровень физической работоспособности.
Всего практикуется проверка студентов по 32 практическим контрольным тестам, из них к ППФП относится 21 тест.
Примерный комплекс утренней гимнастики для
будущего хирурга (с гимнастической палкой)
1. И.п. — палка горизонтально внизу хватом за концы. Ходьба на месте с небольшим размахиванием рук (палку перемещать вместе с руками). Выполнять 30-40 с. Дыхание произвольное.
2. И.п. — как в упражнении 1. Подняться на носки, палку вверх — вдох. Палку вниз —назад, встать на ступни — выдох.
Вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.
3. И.п. — стойка ноги врозь, палка горизонтально вверх хватом за концы. На каждый счет отведение рук назад. Повторить 12-16 раз. Дыхание произвольное.
4. И.п. — стойка ноги шире плеч, палка горизонтально вверх хватом за концы. Наклон назад — вдох. Наклон вперед. И.п. —
выдох. Повторить 4-8 раз.
5. И.п. — палка горизонтально на голове хватом за концы.
Поворот туловища вправо — вдох. И.п. — выдох. То же влево;
Повторить 4-6 раз.
6. И.п. — стойка ноги врозь, палка горизонтально вверх хватом за концы. Круговые движения туловищем вправо. То же влево.
Повторить 3-4 раза.
306
307
7. И.п. — палка сзади горизонтально внизу хватом за концы.
Глубокий присед на всей стопе, поднимая палку назад прямыми руками — выдох. И.п. — вдох. Повторить 8-10 раз.
8. И.п. — палка вертикально на полу на расстоянии 1 м спереди хватом двумя за верхний конец. Равновесие на правой ноге, затем на левой (с опорой о палку). Повторить 4-6 раз.
9. И.п. — лежа на спине, палка горизонтально вверх хватом за концы. Согнуть ноги в коленях. Ноги вверх — выдох. Опустить прямые ноги в и.п. — вдох. Повторить 6-8 раз.
10. Удержание гимнастической палки указательным цальцем.
Выполнять 30-60 с.
11. И.п. — палка горизонтально сзади в локтевых изгибах. Бег на месте (20-40 с) с последующим переходом на ходьбу.
Особенности профессиональной деятельности как фактор ППФП студентов строительных вузов
Профессия строителя относится к «вечным», история человеческой цивилизации — это и история строительства.
В связи с этим профессиональный труд инженера-строителя предъявляет широкий спектр требований к процессу обучения в учебном заведении, самосовершенствованию, самопознанию и саморазвитию качеств личности и высококвалифицированного специалиста.
Трудовые процессы нередко связаны с экстремальным климатическими и погодными условиями, постоянно дей- ствующими опасными для жизни явлениями природы, тре- бованием в отдаленных малонаселенных районах в условиях элементарного быта, тесно увязаны контакты с людьми самого различного уровня воспитания и профессионализма и, конечно же, состоянием, при котором приходится решать задачи нештатного плана.
Профессиональная деятельность инженера-строителя включает в себя физические и психические нагрузки, уровни воздействия которых колеблются в довольно широком диапазоне: от незначительных в периоды и сознания про-' ектов, камеральной обработки данных, работы с компьютерной техникой до изыскательской деятельности в суровых условиях, допустим, севера или высокогорья.
Естественно, что и обучаемому, в данном случае студенту, вуз и, в частности, вузовская дисциплина «Физическое воспитание», должны предоставить возможность обучиться навыкам, умениям пребывания и деятельности в различной обстановке, в экстремальных районах на высоком профессиональном уровне.
Студент уже на 2-3-м курсе во время учебной практики может встретиться с обстоятельствами, требующими высокой физической, психофизиологической, специально-прикладной подготовленности, умения адаптироваться и реадаптироваться, способности к автономному существованию.
Естественно, что двухчасовые занятия по физическому воспитанию, проводимые дважды в неделю, пусть даже адаптированные к требованиям строительных профессий, не могут дать полноценной итоговой готовности выпускника к профессиональному труду и жизнедеятельности.
Самостоятельные занятия по физической культуре (до- полнительно к занятиям по физическому воспитанию), объем которых должен составлять не менее 180-250 часов в учебном году, дадут возможность компенсировать недостаток знаний и умений.
Студентам строительных вузов можно рекомендовать в качестве элективных выбирать виды спорта и системы физических упражнений, имеющие профессионально-прикладной характер: скалолазание, горнолыжный спорт, спортивные игры, бокс, борьба, спортивное ориентирование, арм-реслинг, альпинизм, туризм.
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 26