Файл: Основные направления бюджетной, налоговой и таможеннотарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2023 года, предлагаемые Министерством финансов Российской Федерации к включению в Перечень налоговых расходов Российской Федерации.
3
учитываются поступления от уплаты налогов (в налоге на прибыль поступления сверх общеустановленной ставки налога) и сборов, применяемых в рамках указанного специального режима, а также выпадающие доходы, связанные с применением льготных ставок в рамках режима СРП.
4
рост налоговых расходов по налогу на прибыль организаций в 2021 году связан с значительным ростом прибыли прибыльных организаций, а также введением новых льгот.
------------------------------
Приложение 1
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Анализ внутренних налоговых условий
Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы
1
, определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних 6 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне от 29% до 32% ВВП).
Таблица 1. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации в 2015-2021 гг.
% к ВВП
Показатель
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Доходы всего
32,40 32,92 33,80 35,93 36,04 35,58 36,73
Налоговые доходы и платежи
28,97 28,64 30,35 32,72 32,42 30,52 32,29
в том числе налог на прибыль организаций
3,13 3,24 3,58 3,95 4,14 3,74 4,64
налог на доходы физических лиц
3,38 3,53 3,54 3,52 3,61 3,96 3,73
налог на добавленную стоимость
5,10 5,34 5,59 5,79 6,47 6,71 7,03
акцизы
1,29 1,58 1,74 1,53 1,25 1,80 0,62
таможенные пошлины таможенные
4,05 3,08 2,80 3,57 2,76 1,75 2,62
налог на добычу полезных ископаемых 3,88 3,42 4,50 5,90 5,57 3,68 5,60
страховые взносы
6,42 6,67 6,71 6,56 6,79 7,02 6,29
прочие налоги и сборы*
1,73 1,78 1,88 1,90 1,82 1,85 1,77
------------------------------
* - налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
------------------------------
В 2021 году налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации составила 32,29%, что соответствует доковидным уровням в 2018 и 2019 годах (32,72% и
32,42%).
Основное увеличение по сравнению с 2020 годом произошло по налогам на углеводородные ископаемые - налогу на добычу полезных ископаемых с 3,68% до 5,60% к
ВВП, рост соответственно составил 1,9 п.п. Данные изменения обусловлены стабилизацией и ростом цен на углеводороды на сырьевых рынках после их восстановления от последствий пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году.
Кроме того, по мере восстановления деловой активности налоговые доходы увеличились в части налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин, по которым суммарное увеличение составило около 2 п.п.
таможенных
Существенно снизилась налоговая нагрузка на заработную плату: по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам суммарное снижение составило почти 1
п.п., что также связано с последствиями пандемии коронавирусной инфекции и оказываемыми мерами поддержки населению.
Значительное снижение налоговой нагрузки произошло в части акцизов - на 1,2 п.п. по сравнению с 2020 годом вследствие возмещения акциза на нефтяное сырье,
направленное на переработку.
Уровень налоговой нагрузки по остальным налогам в 2021 году существенно не менялся.
Распределение уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации представлено в Таблице 2.
Таблица 2. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и
нефтепродуктов в 2015-2021 гг.
% к ВВП
Показатель
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Налоговые доходы и платежи
28,97 28,64 30,35 32,72 32,42 30,52 32,29
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов
7,42 6,19 7,10 9,20 8,17 5,26 7,74
из них::
НДПИ на нефть
3,25 2,74 3,65 5,04 4,72 2,98 4,81
НДПИ на газ
0,51 0,57 0,73 0,75 0,73 0,58 0,62
Акцизы на нефтепродукты
0,36 0,53 0,60 0,52 0,65 0,65 0,61
Вывозные таможенные пошлины на нефть таможенные
1,72 1,20 1,06 1,49 1,02 0,41 0,54
Вывозные таможенные пошлины на газ таможенные
0,67 0,63 0,63 0,78 0,63 0,41 0,86
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты таможенные
0,90 0,52 0,43 0,62 0,42 0,24 0,30
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов 21,55 22,45 23,25 23,52 24,25 25,26 24,55
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Доля ненефтегазовых доходов в 2021 году по сравнению с 2020 годом снизилась на 0,7 п.п. и составила 24,55% к ВВП.
Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджетную систему, за последние 7 лет не превышал 1% к ВВП. В 2021 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,91% к ВВП. Таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 33,20% к ВВП (таблица 3).
Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской
Федерации в 2015-2021 гг.
% к ВВП
Показатель
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Доходы всего
32,40 32,92 33,80 35,93 36,04 35,58 36,73
в том числе:
Фискальная нагрузка
29,92 29,38 31,14 33,46 33,25 31,45 33,20
Налоговые доходы и платежи
28,97 28,64 30,35 32,72 32,42 30,52 32,29
Нефтегазовые доходы
7,42 6,19 7,10 9,20 8,17 5,26 7,74
Ненефтегазовые доходы
21,55 22,45 23,25 23,52 24,25 25,26 24,55
Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей 0,96 0,74 0,79 0,74 0,83 0,93 0,91
Источники данных: ВВП-Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом стоит отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.
таможенных
Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР в 2015-2020 гг.
% ВВП
Страна
2015 2016 2017 2018 2019 2020 (оценка)
Австралия
27,92 27,60 28,50 28,53 27,67 н.д;
Австрия
43,10 41,91 41,76 42,25 42,56 42,13
Бельгия
44,81 43,88 43,80 43,87 42,70 43,07
Великобритания
32,16 32,73 32,83 32,89 32,72 32,77
Венгрия
38,71 39,15 38,28 36,82 36,46 35,68
Германия
36,99 37,42 37,79 38,43 38,62 38,33
Голландия
37,01 38,40 38,70 38,80 39,26 39,68
Греция
36,58 38,70 38,62 40,00 39,48 38,78
Дания
46,13 45,69 45,85 44,18 46,60 46,54
Израиль
31,31 31,11 32,54 30,80 30,21 29,73
Ирландия
23,11 23,36 22,76 22,35 21,90 20,20
Исландия
36,33 50,81 37,56 36,45 34,84 36,09
Испания
33,59 33,29 33,87 34,66 34,68 36,62
Италия
43,11 42,31 41,91 41,73 42,42 42,91
Канада
32,68 33,17 33,11 33,51 33,81 34,39
Колумбия н.д. н.д. 18,98 19,27 19,70 18,72
Коста-Рика н.д. н.д. н.д. 23,19 23,58 22,89
Латвия
29,22 31,20 31,39 31,14 31,24 31,91
Литва
28,88 29,69 29,47 30,23 30,28 31,25
Люксембург
37,09 37,94 37,61 39,47 38,95 38,27
Мексика
15,93 16,62 16,10 16,15 16,35 17,93
Новая Зеландия
31,57 31,68 31,61 32,17 31,46 32,18
Норвегия
38,43 38,71 38,78 39,37 39,91 38,61
Польша
32,37 33,54 34,12 35,14 35.1 1 35,98
Португалия
34,45 34,12 34,12 34,66 34,50 34,75
Словакия
32,18 32,34 34,22 34,20 34,57 34,75
Словения
36,35 36,51 37,13 37,27 37,17 36,85
США
26,24 25,87 26,74 24,89 24,97 25,54
Турция
25,09 25,30 24,68 23,98 23,10 23,86
Финляндия
43,93 41.03 42,93 42,39 42,25 41,91
Франция
45,28 45,37 46,07 45,88 44,89 45,43
Чехия
33,35 34,24 34,44 34,98 34,78 34,38
Чили
20,38 20,14 20,16 21,13 20,89 19,32
Швейцария
27,60 27,71 28,42 26,81 27,36 27,59
Швеция
43,08 44,21 44,31 43,77 42,83 42,60
Эстония
33,31 33,54 32,52 33,05 33,53 34,51
Южная Корея
25,16 26,24 25,36 26,69 27,30 27,98
Япония
30,63 30,73 31,38 31,55 н.д.
н.д.
Средняя по ОЭСР
33,72 34,42 33,74 33,49 33,42 33,51
Россия
28,97 28,64 30,35 32,72 32,42 30,52
Россия (без учета нефтегазовых доходов) 21,55 22,45 23,25 23,52 24,25 25,26
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965-2020
Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах Евразийского экономического союза в 2015-2021 гг.
% налоговых доходов к ВВП
Показатель
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Россия
31,89 32,92 33,36 35,54 35,82 34,69 37,04
Средняя по ЕАЭС (кроме России) 28,12 27,65 28,26 28,96 28,99 27,63 28,04
Армения
21,49 21,42 21,24 22,30 23,83 24,20 24,11
Беларусь
38,81 39,02 38,71 39,65 38,42 35,15 35,38
Казахстан
16,61 17,01 19,82 21,43 19,68 18,18 18,70
Киргизия
35,57 33,13 33,29 32,47 34,05 33,01 33,96
Источники данных: Международный валютный фонд (https://www.imf org/en/Publications/WEO/weo-database/2022/April)
Разница в значениях уровня налоговой нагрузки в России по данным Международного валютного фонда (в 2021 году - 37,04%) и рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (в 2021 году - 32,29%) обусловлена различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов (например, могут отличаться механизмы учета таможенных пошлин, налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, взносов на обязательное таможенных социальное страхование).
Приложение 2
Меры налоговой политики по видам налогов
Налог на прибыль организаций
1. Установление пониженной ставки по налогу на прибыль организаций на уровне 3% для организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности и не менее 70 процентов доходов которых составляют доходы:
- от реализации услуг (работ) по проектированию и (или) разработке электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) электронной (радиоэлектронной)
продукции, а также передачи исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности по вышеуказанным видам услуг (работ);
- от реализации услуг (работ) по ремонту и (или) техническому обслуживанию произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной)
продукции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
2. Снижение налоговой нагрузки при расчете налоговой базы для владельцев инженерных коммуникаций за счет учета денежной компенсации, предоставляемой за счет бюджетных средств, за перенос, переустройство таких сооружений в связи с новым строительством для государственных и муниципальных нужд, по аналогии с учетом бюджетных субсидий.
Новые нормы законодательства предусматривают списание денежной компенсации, полученной собственником объекта инженерных коммуникаций от застройщика, по мере расходования данных средств на перенос и переустройство таких сооружений. В результате у собственника не образуется положительное сальдо между поступлением и расходованием средств компенсации и не возникает значительной налоговой нагрузки. Ранее действующими нормами предусматривалось, что компенсация, которую получал собственник от застройщика на перенос и переустройство инженерных коммуникаций, учитывалась единовременно как доход и подлежала налогообложению налогом на прибыль, несмотря на то, что впоследствии данные поступления постепенно расходовались собственником на перенос объекта. В результате данного временного разрыва между поступлением и расходованием формировалась повышенная налоговая нагрузка, которая устраняется данной новацией.
3. Разработка специального налогового режима в части налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и страховых взносов для организаций,
разрабатывающих и производящих высокотехнологичные товары (работы, услуги).
4. Дополнение объектами инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры перечня объектов, расходы на создание которых учитываются при налогообложении прибыли при их последующей безвозмездной передаче в государственную или муниципальную собственность.
5. Снижение фискальной нагрузки на российских юридических лиц-владельцев долговых ценных бумаг, выпущенных в соответствии с иностранным законодательством
(еврооблигаций) в связи с блокировкой зарубежными расчетными организациями выплат по указанным ценным бумагам в адрес российских юридических лиц. Для данного вида доходов в виде процентов, начисленных в 2022-2023 годах, датой признания в целях налогообложения будет являться дата фактического поступления денежных средств, но не позже 31.12.2023. Ранее действовавшими нормами датой признания налогообложения была дата выплат купонного дохода, даже несмотря на то, что указанные средства заблокированы и недоступны для налогоплательщика.
6. Установление повышающего коэффициента 1,5 к расходам на приобретение российского радиоэлектронного оборудования и российских программ для электронных вычислительных машин (баз данных), если они относятся к сфере искусственного интеллекта, а также инвестиционного налогового вычета в отношении затрат на внедрение указанных оборудования и программ (баз данных).
7. Приведение к единообразию порядка формирования стоимости всех групп имущества (имущественных прав) полученных налогоплательщиком без затрат
(безвозмездно). Их стоимость должна формироваться в той сумме, которая в соответствии с правилами налогового учета, была включена в состав облагаемых доходов
8. Отказ от регулирования учета расходов на добровольное страхование через закрытый перечень видов страхования, по которому соответствующие расходы могут быть учтены для целей налогообложения.
9. Повышение уровня налогообложения прибыли, полученной при производстве и реализации сжиженного природного газа.
Налог на доходы физических лиц
1. Предоставление права на получение стандартного налогового вычета, если на обеспечении налогоплательщика находятся дети или подопечные, признанные недееспособными.
2. При продаже семьями с детьми жилого помещения, приобретенного с использованием средств государственной поддержки, предоставление права при определении налоговой базы учета произведенных одним или несколькими членами семьи расходов на его покупку пропорционально доли каждого члена семьи в собственности на указанное жилое помещение. Право на учет указанных расходов в целях налогообложения предоставляется, если законодательством, в том числе региональным, в качестве условия предоставления указанной государственной поддержки определено выделение долей членам семьи, в частности, детям.
3. Наделение букмекерских контор и тотализаторов функциями налоговых агентов при выплате выигрышей в сумме до 15 тыс. рублей.
4. Распространение возможности уменьшения суммы налогооблагаемого дохода на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов,
связанных с приобретением имущественных прав, вместо получения имущественного налогового вычета
5. Установление в целях освобождения от налогообложения предельных величин (нормативов) компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов, связанных с использованием ими собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции.
6. Установление права налогоплательщика при продаже доли в уставном капитале общества, при выходе из состава участников общества, при получении имущества
(имущественных прав) в случае ликвидации организации на уменьшение в целях налогообложения соответствующих доходов на величину, с которой был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) доли, а также на расходы наследодателя (дарителя) на приобретение доли в уставном капитале общества.
7. Закрепление в налоговом законодательстве особенностей налогообложения вознаграждений при исполнении трудовых обязанностей дистанционно за пределами
Российской Федерации. Выплачиваемые российскими организациями - работодателями вознаграждения за исполнение таких обязанностей будут относиться в целях налогообложения к доходам от источников в Российской Федерации.
8. Наделение иностранных юридических лиц функциями налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам, выполняющим работы и услуги на территории Российской Федерации, в том числе в области информационных технологий, с использованием сети «Интернет».
9. Установление особенностей налогообложения доходов от продажи недвижимости, приобретенной в результате раздела (объединения, выделения,
перераспределения) ранее приобретенной недвижимости, порядка признания расходов, которые были понесены налогоплательщиком, например, на разделенный объект, при продаже вновь образованных объектов недвижимости, порядка определения минимального срока владения, например, объектами недвижимого имущества,
образованными в результате раздела исходного объекта недвижимого имущества.
10. Предоставление законодательным органам субъектов РФ права уменьшать минимальный предельный срок владения объектами недвижимого имущества независимо от оснований их приобретения.
В настоящее время законом субъекта РФ может быть уменьшен минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества (5 лет), полученного в результате договора купли-продажи. Право уменьшения минимального предельного срока владения будет распространено на имущество, полученное также по иным основаниям (наследование, дарение, приватизация и пр.).
11. Распространение права на социальный налоговый вычет на расходы, произведенные на оплату медицинских услуг, оказанных детям (подопечным), признанным судом недееспособными, без ограничения по возрасту.
12. Распространение освобождения от налогообложения в установленных пределах на любые компенсационные выплаты при увольнении, предусмотренные законодательством.
13. Уточнение порядка определения срока владения долей в праве собственности для несовершеннолетнего гражданина на объект недвижимого имущества,
приобретенного за счет средств материнского (семейного) капитала, с момента приобретения этого объекта членом семьи налогоплательщика - владельцем сертификата на материнский (семейный) капитал в целях исчисления единого срока владения для взрослых членов семьи и несовершеннолетних граждан при реализации имущества.
14. Уточнение порядка налогообложения купонного дохода, которое предусматривает исключение доходов в виде купона, выплаченных не на индивидуальный инвестиционный счет налогоплательщика, из финансового результата по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.
15. Распространение освобождения от налогообложения доходов в виде жилого помещения (земельного участка), полученного бесплатно из государственной или муниципальной собственности, также на случаи, когда такое имущество получено из государственной или муниципальной собственности с частичной оплатой.