Файл: Теоретические основы эффективности предпринимательской деятельности в сфере туризма.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 286
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разныеᅟ стороныᅟ деятельностиᅟ предприятия.ᅟ Вполнеᅟ естественно,ᅟ чтоᅟ вᅟ целомᅟ эффективностьᅟ работыᅟ предприятияᅟ можетᅟ определитьᅟ лишьᅟ системаᅟ показателейᅟ рентабельности.ᅟ
Основныеᅟ показателиᅟ рентабельностиᅟ можноᅟ объединитьᅟ вᅟ следующиеᅟ группы:
1.ᅟ Рентабельностьᅟ услуг,ᅟ которуюᅟ можноᅟ выразитьᅟ двумяᅟ способами:ᅟ расчетаᅟ рентабельностиᅟ единицыᅟ продукцииᅟ иᅟ определенияᅟ уровняᅟ рентабельностиᅟ продукцииᅟ -ᅟ этоᅟ расчетᅟ сᅟ учетомᅟ доходностиᅟ наᅟ вложенныйᅟ капитал.ᅟ Рентабельностьᅟ единицыᅟ продукцииᅟ (Рпрод)ᅟ определяетсяᅟ отношениемᅟ прибылиᅟ
(П)ᅟ кᅟ себестоимостиᅟ (С)ᅟ [50,ᅟ с.313]:
Рпродᅟ =ᅟ Пᅟ /ᅟ С*100
Рольᅟ этогоᅟ показателяᅟ состоитᅟ вᅟ том,ᅟ чтоᅟ сᅟ егоᅟ помощьюᅟ даетсяᅟ оценкаᅟ затратᅟ предприятияᅟ наᅟ единицуᅟ выпускаемойᅟ продукции,ᅟ т.е.ᅟ окупаемостьᅟ издержек.
Второйᅟ способᅟ расчетаᅟ показателяᅟ уровняᅟ рентабельностиᅟ продукцииᅟ -ᅟ этоᅟ расчетᅟ сᅟ учетомᅟ доходностиᅟ наᅟ вложенныйᅟ капиталᅟ [50,ᅟ с.314]:
Рв.ᅟ к.ᅟ =ᅟ (ВК*УДᅟ в.ᅟ к.)ᅟ /ᅟ (Сед*ОРнат)ᅟ *100
где,ᅟ Рв.ᅟ к.ᅟ -ᅟ рентабельностьᅟ наᅟ вложенныйᅟ капитал;ᅟ ВКᅟ -ᅟ
вложенныйᅟ втданноеᅟ производствоᅟ капитал;ᅟ УДᅟ в.ᅟ к.ᅟ −ᅟ уровеньᅟ доходностиᅟ наᅟ вложенныйᅟ капитал,ᅟ предусмотренныйᅟ инвестиционнымᅟ проектом;ᅟ Седᅟ -ᅟ себестоимостьᅟ единицыᅟ продукции;ᅟ ОРнатᅟ -ᅟ объемᅟ реализацииᅟ вᅟ натуральномᅟ выражении.
2.ᅟ Рентабельностьᅟ продаж
Рентабельностьᅟ продажᅟ рассчитываетсяᅟ поᅟ формулеᅟ [50,ᅟ с.297]:
ROSᅟ =ᅟ Ппᅟ /ᅟ В*100
где,ᅟ ROSᅟ -ᅟ рентабельностьᅟ продаж,ᅟ Ппᅟ −ᅟ прибыльᅟ отᅟ продаж,ᅟ Вᅟ -ᅟ выручкаᅟ отᅟ продаж.
Рентабельностьᅟ продажᅟ показывает,ᅟ сколькоᅟ прибылиᅟ приходитсяᅟ наᅟ единицуᅟ реализованной
ᅟ продукции.ᅟ Ростᅟ данногоᅟ показателяᅟ являетсяᅟ следствиемᅟ ростаᅟ ценᅟ приᅟ постоянныхᅟ затратахᅟ наᅟ производствоᅟ реализованнойᅟ продукцииᅟ (работ,ᅟ услуг)ᅟ илиᅟ сниженияᅟ затратᅟ наᅟ производствоᅟ приᅟ постоянныхᅟ ценах,ᅟ тоᅟ естьᅟ оᅟ сниженииᅟ спросаᅟ наᅟ продукциюᅟ предприятия,ᅟ аᅟ такжеᅟ болееᅟ быстрымᅟ ростомᅟ ценᅟ чемᅟ затрат.ᅟ Этотᅟ показательᅟ можетᅟ служитьᅟ ориентиромᅟ вᅟ оценкеᅟ конкурентоспособностиᅟ продукции,ᅟ такᅟ какᅟ снижениеᅟ себестоимостиᅟ можетᅟ означатьᅟ иᅟ падениеᅟ спросаᅟ наᅟ нее.
Данныйᅟ показатель,ᅟ рассчитанныйᅟ наᅟ основеᅟ чистойᅟ прибыли,ᅟ называютᅟ коэффициентомᅟ чистойᅟ прибыли.
ROАᅟ =ᅟ Пᅟ /ᅟ Аср*100
где,ᅟ ROАᅟ -ᅟ рентабельностьᅟ активов,ᅟ Пᅟ −ᅟ прибыльᅟ предприятия,ᅟ Асрᅟ -ᅟ средняяᅟ величинаᅟ активовᅟ (имущества)ᅟ предприятияᅟ заᅟ определенныйᅟ период.
Этотᅟ показательᅟ можетᅟ встречатьсяᅟ подᅟ названиемᅟ ROIᅟ -ᅟ рентабельностьᅟ инвестиций.ᅟ Онᅟ отражаетᅟ эффективностьᅟ вложенныхᅟ вᅟ предприятиеᅟ денежныхᅟ средств.ᅟ
Вᅟ зависимостиᅟ отᅟ ситуации
Основныеᅟ показателиᅟ рентабельностиᅟ можноᅟ объединитьᅟ вᅟ следующиеᅟ группы:
1.ᅟ Рентабельностьᅟ услуг,ᅟ которуюᅟ можноᅟ выразитьᅟ двумяᅟ способами:ᅟ расчетаᅟ рентабельностиᅟ единицыᅟ продукцииᅟ иᅟ определенияᅟ уровняᅟ рентабельностиᅟ продукцииᅟ -ᅟ этоᅟ расчетᅟ сᅟ учетомᅟ доходностиᅟ наᅟ вложенныйᅟ капитал.ᅟ Рентабельностьᅟ единицыᅟ продукцииᅟ (Рпрод)ᅟ определяетсяᅟ отношениемᅟ прибылиᅟ
(П)ᅟ кᅟ себестоимостиᅟ (С)ᅟ [50,ᅟ с.313]:
Рпродᅟ =ᅟ Пᅟ /ᅟ С*100
Рольᅟ этогоᅟ показателяᅟ состоитᅟ вᅟ том,ᅟ чтоᅟ сᅟ егоᅟ помощьюᅟ даетсяᅟ оценкаᅟ затратᅟ предприятияᅟ наᅟ единицуᅟ выпускаемойᅟ продукции,ᅟ т.е.ᅟ окупаемостьᅟ издержек.
Второйᅟ способᅟ расчетаᅟ показателяᅟ уровняᅟ рентабельностиᅟ продукцииᅟ -ᅟ этоᅟ расчетᅟ сᅟ учетомᅟ доходностиᅟ наᅟ вложенныйᅟ капиталᅟ [50,ᅟ с.314]:
Рв.ᅟ к.ᅟ =ᅟ (ВК*УДᅟ в.ᅟ к.)ᅟ /ᅟ (Сед*ОРнат)ᅟ *100
где,ᅟ Рв.ᅟ к.ᅟ -ᅟ рентабельностьᅟ наᅟ вложенныйᅟ капитал;ᅟ ВКᅟ -ᅟ
вложенныйᅟ втданноеᅟ производствоᅟ капитал;ᅟ УДᅟ в.ᅟ к.ᅟ −ᅟ уровеньᅟ доходностиᅟ наᅟ вложенныйᅟ капитал,ᅟ предусмотренныйᅟ инвестиционнымᅟ проектом;ᅟ Седᅟ -ᅟ себестоимостьᅟ единицыᅟ продукции;ᅟ ОРнатᅟ -ᅟ объемᅟ реализацииᅟ вᅟ натуральномᅟ выражении.
2.ᅟ Рентабельностьᅟ продаж
Рентабельностьᅟ продажᅟ рассчитываетсяᅟ поᅟ формулеᅟ [50,ᅟ с.297]:
ROSᅟ =ᅟ Ппᅟ /ᅟ В*100
где,ᅟ ROSᅟ -ᅟ рентабельностьᅟ продаж,ᅟ Ппᅟ −ᅟ прибыльᅟ отᅟ продаж,ᅟ Вᅟ -ᅟ выручкаᅟ отᅟ продаж.
Рентабельностьᅟ продажᅟ показывает,ᅟ сколькоᅟ прибылиᅟ приходитсяᅟ наᅟ единицуᅟ реализованной
ᅟ продукции.ᅟ Ростᅟ данногоᅟ показателяᅟ являетсяᅟ следствиемᅟ ростаᅟ ценᅟ приᅟ постоянныхᅟ затратахᅟ наᅟ производствоᅟ реализованнойᅟ продукцииᅟ (работ,ᅟ услуг)ᅟ илиᅟ сниженияᅟ затратᅟ наᅟ производствоᅟ приᅟ постоянныхᅟ ценах,ᅟ тоᅟ естьᅟ оᅟ сниженииᅟ спросаᅟ наᅟ продукциюᅟ предприятия,ᅟ аᅟ такжеᅟ болееᅟ быстрымᅟ ростомᅟ ценᅟ чемᅟ затрат.ᅟ Этотᅟ показательᅟ можетᅟ служитьᅟ ориентиромᅟ вᅟ оценкеᅟ конкурентоспособностиᅟ продукции,ᅟ такᅟ какᅟ снижениеᅟ себестоимостиᅟ можетᅟ означатьᅟ иᅟ падениеᅟ спросаᅟ наᅟ нее.
Данныйᅟ показатель,ᅟ рассчитанныйᅟ наᅟ основеᅟ чистойᅟ прибыли,ᅟ называютᅟ коэффициентомᅟ чистойᅟ прибыли.
-
Рентабельностьᅟ активовᅟ (илиᅟ доходовᅟ отᅟ инвестиций)ᅟ [50,ᅟ с.610]:
ROАᅟ =ᅟ Пᅟ /ᅟ Аср*100
где,ᅟ ROАᅟ -ᅟ рентабельностьᅟ активов,ᅟ Пᅟ −ᅟ прибыльᅟ предприятия,ᅟ Асрᅟ -ᅟ средняяᅟ величинаᅟ активовᅟ (имущества)ᅟ предприятияᅟ заᅟ определенныйᅟ период.
Этотᅟ показательᅟ можетᅟ встречатьсяᅟ подᅟ названиемᅟ ROIᅟ -ᅟ рентабельностьᅟ инвестиций.ᅟ Онᅟ отражаетᅟ эффективностьᅟ вложенныхᅟ вᅟ предприятиеᅟ денежныхᅟ средств.ᅟ
Вᅟ зависимостиᅟ отᅟ ситуации