Файл: Сравнительный анализ основных школ и доктрин менеджмента организации..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Предпосылки возникновения школы научного управления (ШНУ)
1.2. Основной вклад школы научного управления в теорию менеджмента
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЖЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАГАЗИН ФАНФАРЫ»
2.1. Организационно-управленческая характеристика ООО «Фанфары»
2.2. Анализ принципов научной организации системы управления персоналом
2.3. Анализ элементов, функций, задач научной организации труда в ООО «Фанфары»
3.2. Разработка рекомендаций по использованию методов научной организации труда
Первая модель состоит в том, что размер зарплаты работников определяется в индивидуальном договоре между работодателем и наемным рабочим. Эта модель используется для определения зарплаты для работников функциональных отделов магазина занимающие управленческие должности и должности специалистов.
Вторая модель основана на коллективном определении оклада труда. Этот метод определения применяется в отношениях с торговом персоналом объединенным в бригады и несущем бригадную (коллективную) материальную ответственность.
По результатам проведенного исследования авторами данной работы в отношении оклада можно сделать вывод о том, что индивидуальная заработная плата торговых работников ООО «Фанфары» складывается из следующих компонентов:
- Основная зарплата:
- требования определяемое рабочим местом;
- квалификация работников.
- Компоненты результата:
- повременная оплата труда (от 4000 до 5500 р.);
- премиальный фонд оплаты (от 1500 до 3000 р.);
В то же время в магазине практически не применяется социальный компонент, который должен включать такие элементы как: регулирование социального положения работников и их материального положения; выплаты не связанные с результатом труда; выплаты «привязывающие» работника к фирме.
2.3. Анализ элементов, функций, задач научной организации труда в ООО «Фанфары»
На уровне организации и ее подразделений организация труда состоит из следующих элементов:
1) разделение труда;
2) кооперация труда;
3) организация рабочего места;
4) организация обслуживания рабочего места;
5) установление приемов и методов труда;
6) установление меры (нормы) труда;
7) планирование и учет трудовой деятельности;
8) подбор, подготовка и повышение квалификации кадров;
9) оплата и материальное стимулирование труда;
10) создание благоприятных условий труда;
11) дисциплина труда.
Анализ организации труда в ООО «Фанфары» автор будет проводить в соответствии с указанными выше элементами при помощи методов опроса (анкетирования, интервью) и анализа документов.
1. Разделение труда:
- Функциональное. В ООО «Фанфары» существует деление персонала на служащих (руководителей, специалистов и технических исполнителей), вспомогательных рабочих, младший обслуживающий персонал и т.д.
- Профессиональное. Присутствует деление работников по профессиям (маркетологи, бухгалтеры, инспекторы по кадрам и т.п.) и специальностям (бухгалтер по заработной плате, бухгалтер по работе с подотчетными лицами, бухгалтер по взаиморасчетам с поставщиками и т.п.).
- Квалификационное. Присутствует распределение работ в зависимости от их сложности между работниками разных квалификационных групп. В залах на должностях оператор, кассир и администратор установлена категорийность – 3, 2 и 1-я категория (1 категория означает более высокую квалификацию, нежели 2-я, а тем более 3-я).
Таким образом, все виды и формы разделения труда сосуществуют в ООО «Фанфары», представлены в полной мере.
2. Кооперация труда:
- Территориальная. Взаимодействие осуществляется между подразделениями и отделами (например, отдел маркетинга и рекламы и залы игровых автоматов при организации и проведении маркетинговых и рекламных акций; отдел персонала и бухгалтерия при учете отработанного времени и начислении заработной платы сотрудникам), так и между работниками внутри отделов.
- Функциональная. Система производственной взаимосвязи работников при осуществлении трудового процесса и их взаимодействие осуществляется как внутри функционально однородных групп, так и между этими группами (специалистов и вспомогательных рабочих, и т.п.). Как пример: по функции оценка персонала в компании взаимодействуют тренинг-менеджер, менеджер по персоналу и руководители подразделений.
- Профессиональная. Как пример: работа менеджера по персоналу по составлению бюджета отдела персонала дирекции предполагает взаимодействие с отделом финансов (сведение финансистами бюджетов всех дирекций в единый), бухгалтерией (передача данных о статьях и сумме бюджета, выдача наличных средств и перечисление безналичных платежей.
- Технологическая. Как указывалось выше, при функционировании зала игровых автоматов наряду с технологическим разделением труда осуществляется также и взаимодействие работников при выполнении трудового процесса.
- Квалификационная. Между работниками разных квалификаций существует взаимодействие. Работники первой категории являются наставниками для работников с более низкой квалификацией.
Таким образом, все виды и формы кооперации труда сосуществуют и представлены в ООО «Фанфары» в полной мере.
3. Организация рабочих мест.
Состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда в учреждении. Проведенный анализ рабочего места менеджера по персоналу на основании анкеты «Информационный стандарт анализа рабочего места» и рабочего места дал следующие результаты:
Рабочее место менеджера по персоналу классифицируется по следующим признакам:
1) по функциям: рабочее место специалиста;
2) по профессиональному признаку: рабочее место менеджера по персоналу;
3) по виду деятельности: основной вид деятельности;
4) по типу деятельности: рабочее место по выпуску единичного продукта труда;
5) по степени специализации: универсальное рабочее место;
6) по месту нахождения: рабочее место в помещении;
7) по числу исполнителей: индивидуальное рабочее место;
8) по числу смен: односменное;
9) по степени подвижности: передвижное;
10) по рабочему положению: переменное;
11) по условиям труда: с нормальными условиями;
12) по времени использования: постоянное рабочее место;
13) по характеру использования: функционирующее рабочее место.
Рабочее место менеджера по персоналу обеспечено:
1) Оснащение.
Основное. Рабочее место оснащено рабочим столом, регулируемым по высоте компьютерным стулом, тумбой для хранения документов, стеллажом для книг, журналов, папок, ноутбуком, принтером, стационарным телефоном, стулом для посетителей.
Вспомогательное. Имеется доступ в интернет, все необходимые канцелярские принадлежности. В отделе есть сканер, множительная техника, факс. Рабочее место так же обеспечено: рабочей документацией и специальной литературой (инструкции, правила техники безопасности, личные дела работников, справочники и т.п.), часами. В кабинете есть жалюзи, цветочницы, вытяжная вентиляция, средства освещения (для всего помещения и местного для рабочей поверхности), средства для поддержания на рабочем месте нормального микроклимата (нагнетательная вентиляция, отопление), хозяйственные средства для ухода за оборудованием и рабочим местом (щетки, салфетки, урны для мусора и т.п.).
2) Планировка.
Внешняя. Рабочее место находится в помещении площадью 20 м², рассчитанном на 3-х работников, что соответствует санитарным нормам (Приложение 3). За рабочим местом менеджера по персоналу находится большое окно, которое закрывается жалюзи. Справа от стола находится стул для посетителей. Слева от стола находятся стеллажи и шкафы, в которых размещены все необходимые книги и документы, а так же шкаф для верхней одежды. На столе прямо по центру расположен ноутбук, справа мышка, подставка под канцелярские принадлежности. Слева находятся лотки для бумаг и телефон. Между рабочими местами существует зрительная связь. Подход к рабочему месту кратчайший. Вход в помещение свободный, хорошо обозримый и безопасный.
Внутренняя. В ноутбуке установлено все необходимое программное обеспечение, вся информация хранится в определенной файловой структуре.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о необходимости рационализации рабочего места менеджера по персоналу по следующим направлениям:
- система вентиляции и кондиционирования воздуха в помещении;
- система отопления.
4. Организация обслуживания рабочих мест.
1) Обслуживание средств труда.
- ремонт и межремонтное обслуживание оборудования – в ООО «Фанфары» существует проблема с профилактикой и своевременным ремонтом вычислительной и копировально-множительной техники, систем вентиляции и кондиционирования за счет территориального обособления подразделений и экономической нецелесообразности содержания в каждом подразделении специалиста, отвечающего за профилактические осмотры и ремонт каждого из видов техники.
2) Обслуживание предметов труда
- выдача, прием, хранение, комплектование материалов, канцелярских товаров осуществляется либо офис-менеджерами территориальных и региональных офисов, либо хозяйственно-административной службой центрального офиса;
- контроль качества сырья, материалов, промежуточный и финишный контроль – осуществляется менеджерами залов игровых автоматов как лицами непосредственно несущими ответственность за результат работы вверенного подразделения.
3) Обслуживание работников
- охрана труда и техники безопасности – проведение подобных мероприятий осуществляется территориальными руководителями, прошедшими необходимое обучение и имеющие необходимое удостоверение, подтверждающее их полномочия в этом вопросе;
- санитарно-гигиеническое обслуживание – за его обеспечение также несет ответственность менеджер зала, а также техник, закрепленный за территорией, который проводит плановый осмотр помещений, находящихся на обслуживаемой территории и профилактическое обслуживание.
5. Установление приемов и методов труда
В ООО «Фанфары» разработаны и внедрены методические инструкции с подробным описанием рациональных приемов и методов труда для сотрудников залов (операторов, кассиров, администраторов) Обучение им проводится тренинг-менеджерами и наставниками при поступлении новых сотрудников на работу (для кассиров и операторов) и при переводе на вышестоящую должность (администраторов и менеджеров залов).
6. Установление меры (нормы) труда
В ООО «Фанфары» разработаны нормы численности для работников залов (менеджеров смен, администраторов, операторов, кассиров), в зависимости от количества игровых автоматов в зале.
Для сотрудников зала (операторов) установлены следующие нормы труда: обслуживание не менее 50 игровых автоматов на 1 человека, выписка за 22 часа не менее 300 слипов.
7. Планирование и учет трудовой деятельности
В компании существует стратегическое и оперативное экономическое планирование деятельности. Выполнение плана по прибыли контролируется ежемесячно отделом оперирования. При невыполнении плана подразделением, выявляются причины снижения производительности, разрабатывается программа действий для их устранения. При повышении производительности и значительном превышении нормы выработки на 1работника зала, рассматривается вопрос об увеличении численности персонала в подразделении.
8. Подбор, подготовка и повышение квалификации работников.
В компании подбор, начальное и дополнительное обучение персонала производится в соответствии с «Положением о подборе персонала», «Положением об обучении персонала» и «Положением о наставничестве».
9. Оплата и материальное стимулирование труда.
В ООО «Фанфары» оплата труда и материальное стимулирование работников регламентируются «Положением об оплате труда» и «Компенсационной политикой» которые описывают вознаграждение по каждой должности и дополнительные льготы и компенсации.
Для сотрудников прибылеобразующих подразделений и поддерживающих подразделений действует окладно-премиальная система (премия зависит от выполнения поставленных задач).
10. Условия труда.
На основании данных, полученных при анализе анкеты «Информационный стандарт анализа рабочего места» можно сделать вывод, что вентиляция и температурный режим не всегда соответствуют норме. Из-за недостаточной работы отопительных приборов в кабинете в холодное время года бывает слишком холодно, а из-за недостаточно хорошей вентиляции в теплое время года – слишком душно.
11. Дисциплина труда.
Дисциплина труда регулируется внутренними нормативными документами: Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, стандартом компании, в которых регламентированы моменты, начиная от режима труда и отдыха и заканчивая внешним видом работников. Также разработаны и внедрены: «Инструкция по организации и обеспечению режима в помещениях региональных и территориальных офисов», инструкции по охране труда и технике безопасности и т.п.