Файл: Общая характеристика службы судебных приставов в Российской Федерации 5.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 3274
Скачиваний: 48
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика службы судебных приставов в Российской Федерации
1.1 История развития службы судебных приставов
1.2 Понятие и правовая основа службы судебных приставов
Глава 2. Организация деятельности службы судебных приставов Российской Федерации
2.1 Организационно-структурная система службы судебных приставов
- на одного ребенка – 1/4;
- на двух детей – 1/3;
- на трех и более детей – 1/2 части заработка и (или) иного дохода плательщика алиментов.37
Если же соглашением об уплате алиментов данное правило не выполняется или иным образом существенно нарушаются интересы получателя алиментов, такое соглашение признается судом недействительным по требованию законного представителя ребенка, органа опеки и попечительства или прокурора.
4. Статья 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относит к исполнительным документам удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам.
Комиссия по трудовым спорам является несудебным, первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, учреждениях, организациях и их подразделениях, когда работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.
Комиссия по трудовым спорам рассматривает подведомственные ей дела и на основе этого принимает решение, копия которого вручается работнику и администрации. Такое решение подлежит исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. Исключение составляют решения комиссии по трудовым спорам о восстановлении на работе незаконно переведенного работника, которое должно быть исполнено немедленно независимо от его обжалования.
В случае неисполнения администрацией работодателя решения комиссии последняя выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. Выдать удостоверение вправе только та комиссия по трудовым спорам, которая рассмотрела трудовой спор и вынесла по нему решение. Удостоверение комиссией по трудовым спорам не выдается, если работник или администрация обратились с заявлением о разрешении трудового спора в районный (городской) суд общей юрисдикции.
На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного к исполнению, судебный пристав-исполнитель будет приводить в исполнение решение комиссии по трудовым спорам.
Удостоверение подписывается председателем (заместителем председателя) комиссии по трудовым спорам и заверяется печатью комиссии, а при ее отсутствии – печатью организации, в которой создана эта комиссия.
5. Оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Оформлять исполнительные документы на взыскание в таком же принудительном порядке недоимок, штрафов и пени за просрочку платежей по таким вправе органы Фонда социального страхования РФ (далее – ФСС РФ), Пенсионного фонда (далее – ПФ РФ), Фонда обязательного медицинского страхования РФ (далее – ФОМС РФ), Фонда занятости населения РФ (далее – ФЗН РФ).
6. Статья 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» выделяет судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административном правонарушениях.
Следует отметить, что далеко не все акты органов и должностных лиц, полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях, являются исполнительными документами. Административное право устанавливает определенные ограничения в исполнении судебными приставами-исполнителями актов административных органов и должностных лиц.
Так, при вынесении административного взыскания в виде предупреждения на месте постановление о предупреждении приводится в исполнение тем органом (должностным лицом), который вынес постановление. Это осуществляется путем объявления постановления после окончания рассмотрения дела.38
Штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, вносится нарушителем через банк.
Для того чтобы быть исполнительным документом, акты органов, полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях, должны содержать:
- наименование органа, вынесшего постановление;
- дату рассмотрения дела;
- сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;
- изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;
- указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение;
- принятое по делу решение.39
Если при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении виновным лицом имущественного ущерба, то в постановлении должен быть указан размер ущерба, подлежащего взысканию, а также срок и порядок его возмещения.
Постановление по делу об административном правонарушении должно быть подписано должностным лицом, рассматривающим дело, а если оно было рассмотрено в коллегиальном порядке – председательствующим и секретарем коллегиального органа.
Наиболее часто на практике из актов органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, подлежащих исполнению в силу ФЗ «Об исполнительном производстве», встречаются о наложении штрафов.
7. Постановления судебного пристава-исполнителя, в частности постановления о взыскании исполнительного сбора, расходов по совершению исполнительных действий, наложении штрафа на должника за неисполнение без уважительных причин исполнительных документов и за другие нарушения исполнительного законодательства.
Перечень исполнительных документов, установленный ФЗ «Об исполнительном производстве», не является исчерпывающим. Так, подпункт 8 п. 1 ст. 12 указанного Закона предусматривает исполнение постановлений иных органов в случаях, установленных федеральным законодательством.
Примером исполнительным документом данного вида могут быть постановления налоговых органов, вынесенные в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).
До создания ФССП РФ взыскание налоговых платежей производилось органами налоговой полиции. НК РФ предусмотрел возможность взыскания по налоговым обязательствам за счет имущества налогоплательщика и налогового агента при недостаточности или отсутствии их денежных средств на счетах в кредитных учреждениях в порядке исполнительного производства. Для осуществления взыскания руководитель налогового органа или его заместитель должен вынести соответствующее постановление.
Основанием вынесения такого постановления является решение самого руководителя (его заместителя), когда налогоплательщиком выступает организация.
Если налогоплательщиком выступает физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, для осуществления взыскания необходимо решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции.
Следует отметить, что взыскание пени за просрочку налоговых платежей и сборов в административном порядке не допускается независимо от статуса налогоплательщика.
НК РФ предъявляет к содержанию постановления налогового органа определенные требования. В этом постановлении должно быть указано:
- фамилия, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
- дата принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента-организации;
- наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, на чье имущество обращается взыскание;
- резолютивная часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;
- дата вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;
- дату выдачи указанного постановления.40
Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа.
Как было сказано, правоохранительная деятельность судебных приставов-исполнителей заключается в осуществлении ими исполнительного производства.
Возбуждение исполнительного производства производится путем предъявления к исполнению судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя и исполнительного документа. Возбуждение исполнительного производства представляет собой принятие судебным приставом-исполнителем к исполнению исполнительного документа от суда или другого органа, выдавшего этот документ, либо взыскателя. Это самостоятельная, начальная стадия исполнительного производства.
Исполнительное производство возбуждается при положительном решении судебным приставом-исполнителем вопроса о принятии исполнительного документа к исполнению. От правильности действий судебного пристава-исполнителя на данной стадии исполнительного производства зависит, будет ли фактически реализовано признанное судебным или иным актом право взыскателя на защиту.41
Предъявление исполнительного документа к исполнению представляет собой одностороннее волеизъявление взыскателя, направленное на возникновение исполнительного производства, в службу судебных приставов-исполнителей, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Законом установлен определенный порядок предъявления исполнительных документов к исполнению, при несоблюдении которого судебного пристава-исполнителя не возникает корреспондирующей праву взыскателя на принудительное исполнение обязанности возбудить исполнительное производство.
Во-первых, предъявляемый к исполнению документ должен являться исполнительным, то есть входить в перечень исполнительных документов, установленный ФЗ «Об исполнительном производстве», либо его исполнение в порядке исполнительного производства должно быть предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Во-вторых, исполнительный документ обязательно должен соответствовать требованиям ФЗ «Об исполнительном производстве».
В-третьих, исполнительный документ должен быть направлен в службу судебных приставов-исполнителей самим взыскателем (его представителем) вместе с заявлением взыскателя или его представителя, если иное не предусмотрено законом. Например, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя при исполнении постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве». При принятии заявления и исполнительного документа от представителя судебный пристав-исполнитель проверяет наличие в доверенности специального полномочия на предъявление исполнительного листа или иного документа к взысканию. Исполнительные документы, поступившие от иных лиц, к исполнению не принимаются.
В-четвертых, к условиям правомерного предъявления исполнительного документа к исполнению относится соблюдение установленных ФЗ «Об исполнительном производстве» сроков на предъявление к исполнению. Документы, по которым истек срок исполнительной давности, к исполнению не принимаются, если только этот срок не восстановлен судом в порядке ст. 23 ФЗ «Об исполнительном производстве»; в возбуждении исполнительного производства в таких случаях отказывается.
Выделяют и другие условия правомерного предъявления исполнительного документа к исполнению, нарушение которых должно вести к отказу в возбуждении исполнительного производства.
К таким нарушениям, в частности, относят:
- предъявление исполнительного документа без заявления взыскателя либо когда заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, если исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
- предъявление исполнительного документа без соблюдения правил территориальной подсудности, установленной между подразделениями судебных приставов-исполнителей, то есть не по предусмотренному законом месту совершения исполнительных действий;