Файл: Взаимодействие школы и семьи как условие нравственного воспитания младшего школьника (Формы работы классного руководителя с родителями учащегося).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩЕГОСЯ
1.1. Функции классного руководителя
1.2. Формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
4.1. Компоненты семейного воспитания
4.3. Дифференцированный подход в работе с родителями
4.4. Методы и формы совместной работы с родителями
ГЛАВА 5. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Уникальность эксперимента состоит в том, что все методические пособия, планы работ, оборудование, анкеты для родителей, вопросы-тесты для детей были подготовлены учителями и родителями детей, принимавших участие в данном эксперименте. Все ознакомительные экскурсии, прогулки, походы в музеи и другие мероприятия проводились также по схеме «ученики-педагоги-родители».
В соответствии с целью и гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:
- проверить состояния рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе;
- разработать комплекс мероприятий на занятиях и в повседневной жизни по повышению уровня экологического воспитания школьников;
- провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
Для более комплексного исследования проблемы экологического воспитания школьников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент (педагогическое тестирование).
Основными способами изучения и обобщения передового опыта экологического воспитания школьников в данном исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных программ экологического воспитания школьников, изучение документов планирования занятий со школьниками и их родителями, педагогические наблюдения.
Педагогический эксперимент проходил в три этапа:
- констатирующий эксперимент;
- формирующий эксперимент;
- контрольный эксперимент.
В педагогическом эксперименте принимали участие 10 школьников 1 класса, составляющих экспериментальную группу (дети из неполных семей).
Для проверки практической эффективности занятий, проводимых со школьниками экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 10 школьников 1 класса (дети из благополучных семей).
5.1. Констатирующий эксперимент
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности школьников.
Задачи констатирующего эксперимента:
определить критерии уровня экологической воспитанности школьников;
подобрать диагностический материал и оборудование;
провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.
Экологическое воспитание детей школьного возраста предполагает:
- формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Критерии сформированности экологических знаний:
- знания о мире животных;
- знания о растительном мире;
- знания о неживой природе;
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний школьников
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование: Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей – небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.
Инструкция к проведению. Педагог либо кто-то из родителей предлагает взять карту, фигурки животных, птиц и насекомых.
После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и ответить на вопросы в соответствии с выбранными картинками: Как называется животное (птица, насекомое)? Что ты можешь рассказать о нем?
Оценка результатов деятельности:
- Высокий уровень (13 - 15 баллов): Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор, знает характерные признаки, без особого труда отвечает на поставленные вопросы, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным и птицам.
- Средний уровень (8 - 12 баллов): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, не всегда аргументирует свой выбор, знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, они кратки, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам.
- Низкий уровень (5 - 7 баллов): Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор, на вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то неверно, не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам.
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование: Комнатные растения; лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению: Педагог либо кто-то из родителей называет пять комнатных растений, предлагает показать их:
-
- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
- Для чего людям нужны комнатные растения?
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем предлагается из представленных (даны в скобках) выбрать:
- сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
- лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
- ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
- цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Аналогично предыдущему тестированию, проводится оценка школьника по 15-балльной системе: высокий уровень, средний и низкий.
Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы.
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудовании: Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Инструкция к проведению: Детям предлагают определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагают ответить на следующие вопросы:
- Какие свойства песка ты знаешь?
- Где и для чего человек использует песок?
- Какие свойства камней ты знаешь?
- Где и для чего человек использует камни?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Где и для чего человек использует воду?
Производится оценка результатов деятельности.
Контрольное задание для определения экологически правильного отношения школьников к природным явлениям и объектам
Задание 4. Экологическое отношение к миру природы.
Цель: Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Инструкция к проведению: Детям предлагается ответить на следующие вопросы:
- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Если у ребенка нет домашних животных, надо спрашивать: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»
- Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке школы всегда росли растения?
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
Результаты диагностики уровня экологической воспитанности школьников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1-2 и рис.1.
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной группе
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру природы |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень |
|||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
|||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
||||
Таня В. |
8 |
С |
7 |
Н |
9 |
С |
9 |
С |
8,8 |
С |
|
Женя К. |
10 |
С |
8 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
10,6 |
С |
|
Света К. |
6 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
7 |
Н |
7,2 |
Н |
|
Оля Г. |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
12 |
С |
12,4 |
С |
|
Алеша Д. |
8 |
С |
7 |
Н |
10 |
С |
8 |
С |
8,8 |
С |
|
Марат М. |
9 |
С |
8 |
С |
13 |
В |
9 |
С |
10,4 |
С |
|
Саша Л. |
10 |
С |
8 |
С |
11 |
С |
8 |
С |
9,8 |
С |
|
Маша С. |
13 |
В |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
12,8 |
В |
|
Галя Ф. |
6 |
Н |
7 |
Н |
7 |
Н |
6 |
Н |
6,6 |
Н |
|
Артур З. |
13 |
В |
11 |
С |
14 |
В |
13 |
В |
13,0 |
В |
|
В среднем по гр. |
9,5 |
С |
8,6 |
С |
10,9 |
С |
9,4 |
С |
10,0 |
С |
Условные обозначения уровней: В – высокий, С – средний, Н – низкий.
Таблица 2
Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру природы |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень |
||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
|||
Катя Ш. |
8 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
8 |
С |
10,2 |
С |
Эльвира М. |
9 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
9 |
С |
9,6 |
С |
Вова К. |
7 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
6 |
Н |
6,8 |
Н |
Петя М. |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
8 |
С |
9,0 |
С |
Олег С. |
9 |
С |
8 |
С |
11 |
С |
10 |
С |
11,8 |
С |
Миша А. |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
12,4 |
С |
Катя У. |
7 |
Н |
9 |
С |
7 |
Н |
8 |
С |
8,2 |
С |
Галя И. |
7 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
7 |
Н |
7,8 |
С |
Марина П. |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,0 |
В |
Вадим Б. |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
12 |
В |
12,2 |
С |
В среднем по гр |
9,5 |
С |
9,0 |
С |
10,4 |
С |
9,5 |
С |
9,9 |
С |