Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что цензура корреспонденции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не образует ОРМ, а является мерой контроля, который регламентируется уголовно-исполнительным законодательством.

Так, Н. Н. Егоров, поддерживая позицию Е. П. Ищенко, пишет, что [15 с. 144] контролю могут быть подвергнуты почтово-телеграфные отправления, адресованные конкретному лицу или исходящие от него, либо отправления, поступающие на какой-либо адрес или исходящие из данного адреса. В ходе данного ОРМ с названных отправлений при необходимости могут сниматься копии, делаться фотоснимки, видеозапись содержимого, изыматься рукописные бланки, заполненные пользователем услуг связи, отбираться образцы предметов и веществ, сниматься отпечатки пальцев рук и др.

Результаты ОРМ оформляются чаще всего протоколом или справкой, возможно рапортом оперативного сотрудника либо в виде агентурного сообщения или иным оперативно-служебным документом.

Собственно, почтовые отправления (их содержимое), изъятые в ходе данного ОРМ, или их копии могут быть переданы в уголовный процесс для трансформации их в доказательства.

Е. С. Лапин пишет, что [23 с. 226] прослушивание телефонных переговоров (по ч. 4 и 5 ст. 8 Закона об ОРД иное название — прослушивание телефонных и иных переговоров) (далее — ПТП) — это ОРМ, заключающееся в негласном контроле за речевым общением (слуховом контроле за передачей голосовой информации) за обоими пользователями услуги телефонной связи или односторонних звуковых сообщений и фиксации этих разговоров с использованием технических средств прослушивания и (или) фиксации телефонных или иных голосовых сообщений1.

Следует заметить, что прослушивание телефонного разговора только одного пользователя услуги связи без вторжения в сети связи, в том числе с использованием специальных технических средств, не образует данного ОРМ, а представляет собой разновидность электронного наблюдения.

Согласно ч. 4,5 ст. 8 Закона об ОРД наряду с прослушиванием телефонных переговоров допустимо прослушивание и иных (помимо телефонных) переговоров (устного общения), носящих конфиденциальный характер (например, прослушивание оперативником разрабатываемых лиц, разговаривающих в соседнем помещении) [36].

Под информацией, получаемой по каналам телефонной связи, составляющей охраняемую Конституцией РФ и действующими па территории РФ законами тайну телефонных переговоров, понимаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи; для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим ОРД, необходимо получение судебного решения (абз. 6 и. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. № 345-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Липицка о проверке конституционности ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. «О связи»») [37].


Например, Е. С. Лапин пишет, [22 с. 245] ПТП согласно ч. 2, 4, 10 ст. 8 Закона об ОРД проводится на основании судебного разрешения при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия; либо на основании мотивированного постановления, вынесенного руководителем оперативно-розыскного органа, в случаях, не терпящих отлагательства, которые могут привести к совершению средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности России, а также в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц — по их заявлению или с их согласия в письменной форме. Итак, при отсутствии указанного заявления или согласия ПТП может быть осуществлено только на основании судебного решения; иначе результаты ПТП судом будут признаны недопустимыми. Приведем пример из оперативно-розыскной и судебной практики.

Таким образом, в основу вывода о виновности в совершении преступления, предусмотренного п. «а», «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, Б. и Ж. были положены полученные в ходе ПТП телефонные переговоры, происходившие между 18 и 20 часами 20 марта 2010 г. и между первым и третьем часами ночи 21 марта 2010 г., а также в 8 часов 41 минут 28 августа 2010 г., как проведенные на основании постановления судей соответственно от 21 марта 2010 г. и 28 августа 2010 г. Данные ОРМ проводились как не терпящие отлагательство, о чем был уведомлен судья. Постановления о проведении ОРМ были вынесены судьей днем соответственно 21 марта и 28 августа 2010 г. При этом в постановлениях было разрешено проводить ПТП указанных лиц лишь с момента вынесения постановлений, но не содержалось решения о законности и обоснованности проведения ОРМ как не терпящих отлагательства (в вечернее время 20 марта, ночное время 21 марта и утреннее время 28 августа 2010 г.). Суд первой инстанции не дал оценки данному обстоятельству. Судебная коллегия Верховного Суда РФ, учтя это обстоятельство, исключила из приговора результаты ПТП в указанные даты, как недопустимые доказательства (Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. № 48-012-110).

ПТП может проводиться в течение шести месяцев со дня принятия судебного решения. При необходимости продления срока судья выносит дополнительное решение на основании вновь представленных материалов (ч. 6 ст. 9 Закона об ОРД).


Прослушиваться могут только переговоры, ведущиеся с телефонов конкретных лиц либо по определенному адресу, где постоянно или временно проживает, может скрываться, откуда-либо куда может звонить лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Случаи, пишет Б. Я. Гаврилов, [26 с. 294] когда оперативно-розыскные органы ходатайствовали о разрешении проведения ПТП в отношении неопределенного круга лиц или в отношении юридического лица без указания конкретных физических лиц, в отношении которых будет проводиться такое мероприятие, имеют место, и судьями в этих случаях принимались решения об удовлетворении таких ходатайств.

Случаи, когда указанные органы ходатайствовали о разрешении ПTП подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления средней тяжести, по которым производство предварительного следствия не является обязательным, имеют быть; и в этих случаях судьями принимались решения об удовлетворении таких ходатайств.

Данные, полученные в результате ПТП, оформляются рапортом оперативника, справкой, актом прослушивания аудиозаписи и др.

Е. С. Лапин пишет, что [23 с. 232] снятие информации с технических каналов связи - это ОРМ, заключающееся в негласном контроле и фиксации с помощью специальных технических средств открытой (незашифрованной) информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи.

М.В. Семенов отмечает, что к техническим каналам связи относят телексные, пейджинговые, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, компьютерные сети [40].

Содержание оперативно-технических действий данного ОРМ заключается в сканировании технического канала, радиоперехвате, копировании и других операциях с последующим фиксированием информации на магнитных, бумажных, электронных носителях отмечает М.В. Семенов [40].

Рассматриваемое ОРМ осуществляется только на основании судебного решения. Как правило, оно проводится специализированными подразделениями органов внутренних дел и ФСБ. Возможно при этом привлечение сотрудников организаций, технические каналы и средства связи которых задействуются для снятия информации, а также других специалистов [25 с. 232].

Порядок проведения данного ОРМ и оформление его результатов регламентируются отдельными межведомственными и ведомственными нормативными актами.

Так, например, в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками уголовного розыска подозреваемый в краже имущества установлен и задержан. Им оказался 34-летний житель соседнего региона. Как выяснилось, в ноябре этого года мужчина освободился из мест лишения свободы, где отбывал наказание за совершение аналогичных преступлений.


В настоящее время по семи фактам тайного хищения чужого имущества возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации «Кража, сопряженная с незаконным проникновением в жилище». В отношении гражданина избрана мера пресечения - заключение под стражу.

Полицией проводятся дополнительные мероприятия, направленные на установление причастности подозреваемого к совершению аналогичных преступлений. (Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации © 2018, МВД России https://мвд.рф/news/item/11910975/)

Результаты рассматриваемого ОРМ оформляются сотрудником оперативно-розыскного органа справкой или рапортом. Полученные носители информации могут быть в дальнейшем представлены следователю для использования в процессе доказывания по уголовным делам при отсутствии в них сведений, составляющих государственную тайну.

А. Г. Филиппов утверждает, что оперативное внедрение - это ОРМ, заключающееся в конспиративном вводе сотрудника оперативного подразделения и (или) лица, оказывающего ему конфиденциальное содействие, в криминальную среду или на соответствующие объекты, добывании оперативно-розыскной информации, указывание воздействия на лиц, представляющих оперативный интерес, и ином участии для решения задач ОРД [32 с. 656].

Итак по мнению А. Г. Маркушина, содержание оперативного внедрения составляют: а) процесс ввода, проникновения на объекты оперативного внедрения; б) закрепление на объекте внедрения; в) получение доступа к сведениям, интересующим внедренного субъекта; г) создание обстановки, способствующей получению информации внедренными субъектами; д) проведение внедренными лицами разведывательно-поисковых мероприятий; е) выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес; ж) установление контакта (доверительных отношений) с выявленным фигурантом оперативной заинтересованности; з) сбор оперативно-розыскной информации; и) иные действия, проводимые в целях решения задач ОРД [25 с. 233].

По мнению О. Д. Жука объектами оперативного внедрения могут быть: организованные преступные группы и преступные сообщества; отдельные лица, заподозренные в подготовке, совершении и (или) сокрытии преступлений; организации, находящиеся под контролем преступности; участки местности, жилые районы со сложной криминогенной (криминальной) обстановкой [17 с. 385].

В ходе оперативного внедрения внедренное лицо может самостоятельно осуществлять любое ОРМ, не требующее разрешения на их проведение.


О. Д. Жук считает, что оперативное внедрение предусмотрено не только ФЗ «Об ОРД», но и международно-правовыми актами: Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности (12-15 декабря 2000 года, г. Палермо, Италия), Конвенцией Европейского Союза «О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами-членами Европейского Союза» (29 мая 2000 года), в которых, в частности, предусмотрено проведение совместных агентурных операций против транснациональной организованной преступности [17 с. 386].

Так, например, «Сотрудниками Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Башкортостан в городе Стерлитамаке задержаны двое местных жителей 41 и 52 лет при попытке продать гладкоствольный пистолет калибра 9 миллиметров и охотничьи патроны».

По результатам проведенной экспертизы пистолет является продукцией кустарного производства. При проведении дальнейших оперативно-розыскных мероприятий полицейские совместно с республиканскими управлениями ФСБ и Росгвардии обнаружили подпольную мастерскую по переделке и изготовлению оружия, оборудованную в квартире, принадлежавшей одному из подозреваемых.

Также в ходе проведенных обысков по местам жительства и пребывания задержанных обнаружено и изъято более десятка нарезных карабинов и гладкоствольных ружей различных марок.

Главным следственным управлением МВД по Республике Башкортостан по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 222 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Расследование продолжается, устанавливается возможная причастность данных граждан к совершению аналогичных преступлений.

Информация, полученная в результате оперативного внедрения, оформляется рапортом сотрудника оперативно-розыскного органа или сообщением лица, оказывающего конфиденциальное содействие. С. Г. Кехлеров, О. С. Капинус, А. Ю. Винокуров считают, что полученная внедренным лицом оперативно-розыскная информация, имеющая значение для собирания доказательств совершения преступления разрабатываемыми лицами, может быть использована в процессе доказывания [18 с. 241]. Но при этом надо иметь в виду, что при придании гласности сведений, связанных с внедрением лица в преступную среду, необходимо получить на то письменное согласие этого лица.

Е. С. Дубоносов определил, что контролируемая поставка - это ОРМ, состоящее в негласном контроле за перемещением (поставкой, покупкой, продажей, перевозкой, пересылкой) предметов, вещественных объектов, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также являющихся предметами и орудиями преступлений, в целях получения информации о признаках преступления [12 с. 354].