Файл: Аналитический отчёт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Компоненты исследовательской культуры школьника:

мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

• умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

• умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Обучающиеся должны овладеть исследовательскими умениями и навыками:

  • вести наблюдения через опору на жизненный опыт, работу с вопросами и рисунками; демонстрацию предметов, явлений, опытов;

  • проводить эксперименты;

  • структурировать материал через непосредственное наблюдение, проведение опытов, выделение главного в тексте;

  • обосновывать и аргументировать суждения через анализ фактов, явлений, рисунков, непосредственное наблюдение, выделение главного в тексте;

  • делать выводы, умозаключения через сравнительное наблюдение при практическом и наглядном показе предметов, явлений, при проведении опытов;

  • давать определение понятиям через сравнительное наблюдение и сопоставление своего варианта понятия с вариантом учебника, с научным понятием; практический и наглядный показ предметов, явлений;

  • классифицировать через выделение существенных признаков, работу с вопросами и рисунками;

  • выдвигать гипотезы, предположения через опору на жизненный опыт детей, непосредственное наблюдение; работу с текстом учебника: анализ рисунков, вопросов, текста;

доказывать и защищать свои идеи через опору на жизненный опыт детей, непосредственное наблюдение, анализ рисунков, вопросов, текста.

В 2010 году дети пришли в 1 класс. Диагностика уровня готовности детей к школе, проведённая по методике Н.Ф.Виноградовой, показала, что классификацией и выделением признаков на высоком уровне владеют 14 человек, на низком – 10; 15 детей решили простые задачи, 6 –нужна была помощь, 3 – не справились. Встала задача индивидуализации , дифференциации процесса образования. Дети пришли из 8 детских садов. Необходимо было сплачивать коллектив, развивать коммуникативные навыки. Анализ медицинских карт показал отклонения в здоровье у 84% обучающихся.


Исходя из диагностики для обучения был выбран УМК «Гармония», в основу реализации которого заложен системно-деятельностный подход воспитывающий личность самостоятельно   мыслящую,   умеющую   видеть   и   творчески решать возникающие проблемы. В содержании учебных предметов заложено последовательное формирование исследовательской культуры младших школьников.

Составила рабочую программу с учётом проектной деятельности, как результату исследовательской, творческой работы. Рабочая программа интегрирует учебную и внеучебную деятельность обучающихся. Например, изучая тему «Развитие растений» дома дети проводят опыты по выращиванию фасоли. Анализируя былину «Илья Муромец и Соловей – разбойник», дети составляют словарь устаревших слов и т.д. На уроках математики идёт систематическое, целенаправленное развитие мышления , на каждом уроке дети высказывают гипотезы, аргументируют свои ответы, оппонируя главным героям учебника – Маше и Мише.

Формирования навыков исследовательской деятельности осуществляла

в такой последовательности:



п/п

Тема


Содержание

1

Учимся задавать вопросы

Механизм «задавания вопросов». Простые и сложные вопросы.

2

Мыслительные операции

Сущность приёма «сравнения», операции сравнения (свойства и признаки предмета, существенные и характерные признаки, сходство и различие), правила сравнения.

Сущность приёма «классификации», правила классификации.

Использование аналогии в загадках и детских стихах

3


Источник информации:

эксперимент,

измерение,

экскурсия,

наблюдение,

интернет,

справочная литература,
анкетирование,

интервьюирование


Сущность понятия «эксперимент». Опыты. Мысленный эксперимент.

Вспомогательные приборы. Инструменты для измерения (своего веса и роста; шаги, линейка, метр)

Экскурсия в школьную библиотеку. Экскурсия в местный музей.



Считаешь ли ты себя наблюдательным? Представление о наблюдении. Знакомство с приборами наблюдения «лупа» и «микроскоп». Экспресс-исследование.

Интернет – источник информации. Как найти информацию через Интернет? Понятие «ключевое слово».

Энциклопедия – источник информации. Виды: универсальный и отраслевой. Структура. Поиск информации.




Анкета, как средство письменного опроса. Опросный лист для получения сведений. Введение анкеты через исследовательское задание «Что в имени твоём». Анкета родителям. Составление анкеты, интервью.

4

Работа с текстом

Виды текстов, план текста, краткое изложение текста

5

Способ обработки информации:

моделирование,

схема,

таблица

Понятие «модель»- подобие, заменитель оригинала. Свойства модели: упрощённость, информативность, удобство её использования. Значимость модели в науке (через примеры). Материальные (натурные) модели (макеты, детские игрушки, муляжи, чучело ).

6

Структура исследования

«Путь исследования»: вопрос, предположение, проверка предположения, вывод.

Гипотеза

Причина и следствие

Тема исследования Цель, задачи исследования

Знакомство с понятием «гипотеза». Как рождаются гипотезы? Как можно их сформулировать? Признаки и свойства гипотезы. Определение гипотезы по внешним признакам и опорным словам: может быть, наверное, я думаю, что … Вывод о гипотезе.

Понятия «причина» и «следствие». Ищем причину, отвечая на вопросы «Почему? Что могло произойти?». Причина может быть одна, а следствий – много.

Как ставится цель исследования? Как ставятся задачи исследования? Чем они отличаются?

7

План исследования

Определение плана через исследовательское задание

8

Сообщение

Обсуждение: как правильно спланировать сообщение о своём исследовании?

9

Защита, представление работы

Формы представления работы (простое сообщение). Способы представления работы (мини-отчёт, семинар, мини-конференция, стендовая конференция, мультимедийная презентация. «Вопросы и ответы».



Тематика мини-исследований

1 класс

2 класс


3 класс

4 класс

«Моя азбука»

«О чём может рассказать листик?»(составление гербария деревьев нашего города)

Семейный проект «Любимые писатели»

Семейный проект «Подари тепло и заботу»(отправили подарки в Дом престарелых г.Екатеринбурга»)

«Моя родословная»

«Реликвии моей семьи»

«Модель солнечной системы»

«Какой Я?»

«Секреты орфографии»

Экономический проект «Фунтики»


«Может ли путь от школы домой представлять опасность?»

«Традиции моей семьи»

«Будущее нашего города глазами будущих избирателей»

«Игры наших родителей, бабушек и дедушек»

«Очистка воды»

«Организм человека и охрана его здоровья»


Выпуск школьной газеты.

«Подарок своими руками будущему первокласснику»

К юбилею Свердловской области «Мой край родной»

«История моего города»



Для обеспечения эффективности работы сотрудничаю с медицинскими работниками школы. Приглашаю на родительские собрания, совместно с городской детской больницей и оздоровительным центром в летние каникулы организовали проект «Доброе лето», дети посещали разные процедуры в центре. В результате во время 1 полугодия 2 класса уровень заболеваемости простудными снизился на 27%. Благодаря использованию здоровьесберегающей технологии уровень заболеваемости в 3 классе, по сравнению со вторым, снизился на 18%. Тесно сотрудничаю со школьным логопедом, психологом, библиотекарем: умные советы на собраниях, во время индивидуальных консультаций помогают образованию детей

Важным условием повышения культуры ребёнка способствуют занятия в учреждениях дополнительного образования. Убеждаю родителей, что потребность заниматься новым формируется до 11 лет. Организую воспитательную работу так, чтобы поддерживать стремления детей и мотивировать их на получение дополнительного образования. Для этого провожу экскурсии в учреждения дополнительного образования, выставки работ в классе, учу применять опыт в учебной деятельности. Так Саша Букреев, занимаясь в объединении «Моделирование», выполнил электронную игру к проекту «Скелет человека». В конце каждого года дети с удовольствием демонстрируют результаты труда на итоговых классных праздниках. Выставки достижений, портфолио, праздник «Минута славы» - вселяют уверенность ребёнка в свои силы, позволяют стремиться к достижению более высоких результатов.


В результате все обучающиеся развивают свои способности в учреждениях дополнительного образования и культуры города.


ТИК

ЦКиД- 8%

Детская библиотека 100%

ДТДМ -16%


ДШИ- 16%

Спортивные школы - 28%
Социальные партнёры


Станция туристов- 20%

СЮН -64%

Маленький успех каждого – радость для всего класса, надежда и гордость города.

2.Организация ученического проектирования с учётом потребностей системы образования и обучающихся;

Определила эффективные средства формирования исследовательской культуры младших школьников:

Компоненты исследовательской культуры

Средства формирования

мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);


-подходы к открытию новых знаний через проблемное , дифференцированное, личностно-ориентированное, здоровьесберегающее обучение;

-участие в школьных, муниципальных, международных (ЭМУ) олимпиадах;

-занятие детей в объединении по формированию логического мышления «Школа майора Пронькина»;

-занятия в творческих объединениях дополнительного образования;

-на классных часах работа по тетради А.И.Савенкова «Я – исследователь»

умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;


-различные формы соревнования по чтению;

-родительское собрание «Воспитание потребности читать»;

-пропаганда книги совместно с городской детской библиотекой: беседы, праздники, встречи;

-участие в проекте «Успешное чтение» в подпроектах «Хорошее время читать», «Книга на сцене», «Реклама книги», «Читай и твори» , «Папа, мама, я – читающая семья»;

-открытые уроки по литературному чтению, внеклассному чтению для родителей

-родительское собрание «Что такое проект и как помочь ребёнку в проектной деятельности»,

- индивидуальные консультации;

- обучение созданию презентаций

умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.


- механизм «задавания вопросов». Простые и сложные вопросы.

-выполнение творческих работ: сочинений, изложений, аннотаций, отзывов;

- конкурсы чтецов;

-занятия в объединении «Театральная студия»;

-проведение классных, школьных праздников;

-презентация творческих работ


Использую разные формы уроков:

  • уроки – исследования: «Структура объявления», «Свойства полезных ископаемых», «Снег и лёд», «Состав крови» и др.;

  • уроки – путешествия (в Кунгурскую ледяную пещеру, в Древнюю Грецию»), конференции (А.П.Гайдар «Тимур и его команда»),

  • театрализацию (фрагменты на уроках),

  • экскурсии,

  • уроки – погружения (на уроке литературного чтения анализируем произведения о мамах, на уроке русского языка пишем сочинение «Моя мамочка», на уроке изобразительного искусства рисуем портреты мам),

  • уроки – концерты («Нет лучшего дружка, чем родная матушка»), интегрированные уроки творческого запоминания ( А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный». Каждый ребёнок иллюстрирует и запоминает 2 строки, на доске размещает работу и читает строки. В итоге произведение быстро выучено и качественно проанализировано),

  • брейн – ринги («Организм человека и охрана здоровья») и так далее.

Главным условием для развития речи является воспитание читательской самостоятельности.

Для этого использую такие формы работы:

1. Родительское собрание – практикум « Чтение – вот лучшее учение», в ходе которого родители убедились в важности проблемы, попробовали создавать творческие проекты. Поделились позитивным опытом.

2. Открытые уроки.

Во время урока внеклассного чтения по рассказам Носова показала родителям разные виды подготовки домашнего задания, включая проектную деятельность в парах, группах.

3. Тесты, кроссворды, викторины, диафильмы, которые составляют дети, учат внимательному отношению к слову.

4.Соревнования.

5. Составление аннотаций любимых книг.

6. Выставки работ в рамках проекта «Успешное чтение».

7. Работа с «Первоклассной газетой»

8. Драматизация произведений.

9. Защита творческих проектов.

10. Сотрудничество с детской библиотекой: индивидуальный подбор литературы, библиотечные уроки, праздники.

11. Индивидуальный курс занятий со слабо читающими детьми по методике «Опережающее чтение»

Синтетическим видом деятельности для ребёнка является игровая деятельность. Вступая в разные социальные роли, он примеряет жизнь: непроизвольно применяет знания на практике, учится общаться. Речь идёт о театре.

В классе работает театральная студия.

Цель: создание условий для творческого развития учащихся.

Задачи: формирование нравственных убеждений, развитие творческих способностей, воображения, эстетических чувств и понимание прекрасного,