ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Компоненты исследовательской культуры школьника:
• мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
• умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;
• умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
Обучающиеся должны овладеть исследовательскими умениями и навыками:
-
вести наблюдения через опору на жизненный опыт, работу с вопросами и рисунками; демонстрацию предметов, явлений, опытов; -
проводить эксперименты; -
структурировать материал через непосредственное наблюдение, проведение опытов, выделение главного в тексте; -
обосновывать и аргументировать суждения через анализ фактов, явлений, рисунков, непосредственное наблюдение, выделение главного в тексте; -
делать выводы, умозаключения через сравнительное наблюдение при практическом и наглядном показе предметов, явлений, при проведении опытов; -
давать определение понятиям через сравнительное наблюдение и сопоставление своего варианта понятия с вариантом учебника, с научным понятием; практический и наглядный показ предметов, явлений; -
классифицировать через выделение существенных признаков, работу с вопросами и рисунками; -
выдвигать гипотезы, предположения через опору на жизненный опыт детей, непосредственное наблюдение; работу с текстом учебника: анализ рисунков, вопросов, текста;
доказывать и защищать свои идеи через опору на жизненный опыт детей, непосредственное наблюдение, анализ рисунков, вопросов, текста.
В 2010 году дети пришли в 1 класс. Диагностика уровня готовности детей к школе, проведённая по методике Н.Ф.Виноградовой, показала, что классификацией и выделением признаков на высоком уровне владеют 14 человек, на низком – 10; 15 детей решили простые задачи, 6 –нужна была помощь, 3 – не справились. Встала задача индивидуализации , дифференциации процесса образования. Дети пришли из 8 детских садов. Необходимо было сплачивать коллектив, развивать коммуникативные навыки. Анализ медицинских карт показал отклонения в здоровье у 84% обучающихся.
Исходя из диагностики для обучения был выбран УМК «Гармония», в основу реализации которого заложен системно-деятельностный подход воспитывающий личность самостоятельно мыслящую, умеющую видеть и творчески решать возникающие проблемы. В содержании учебных предметов заложено последовательное формирование исследовательской культуры младших школьников.
Составила рабочую программу с учётом проектной деятельности, как результату исследовательской, творческой работы. Рабочая программа интегрирует учебную и внеучебную деятельность обучающихся. Например, изучая тему «Развитие растений» дома дети проводят опыты по выращиванию фасоли. Анализируя былину «Илья Муромец и Соловей – разбойник», дети составляют словарь устаревших слов и т.д. На уроках математики идёт систематическое, целенаправленное развитие мышления , на каждом уроке дети высказывают гипотезы, аргументируют свои ответы, оппонируя главным героям учебника – Маше и Мише.
Формирования навыков исследовательской деятельности осуществляла
в такой последовательности:
№ п/п | Тема | Содержание |
1 | Учимся задавать вопросы | Механизм «задавания вопросов». Простые и сложные вопросы. |
2 | Мыслительные операции | Сущность приёма «сравнения», операции сравнения (свойства и признаки предмета, существенные и характерные признаки, сходство и различие), правила сравнения. Сущность приёма «классификации», правила классификации. Использование аналогии в загадках и детских стихах |
3 | Источник информации: эксперимент, измерение, экскурсия, наблюдение, интернет, справочная литература, анкетирование, интервьюирование | Сущность понятия «эксперимент». Опыты. Мысленный эксперимент. |
Вспомогательные приборы. Инструменты для измерения (своего веса и роста; шаги, линейка, метр) | ||
Экскурсия в школьную библиотеку. Экскурсия в местный музей. | ||
Считаешь ли ты себя наблюдательным? Представление о наблюдении. Знакомство с приборами наблюдения «лупа» и «микроскоп». Экспресс-исследование. | ||
Интернет – источник информации. Как найти информацию через Интернет? Понятие «ключевое слово». | ||
Энциклопедия – источник информации. Виды: универсальный и отраслевой. Структура. Поиск информации. | ||
| Анкета, как средство письменного опроса. Опросный лист для получения сведений. Введение анкеты через исследовательское задание «Что в имени твоём». Анкета родителям. Составление анкеты, интервью. | |
4 | Работа с текстом | Виды текстов, план текста, краткое изложение текста |
5 | Способ обработки информации: моделирование, схема, таблица | Понятие «модель»- подобие, заменитель оригинала. Свойства модели: упрощённость, информативность, удобство её использования. Значимость модели в науке (через примеры). Материальные (натурные) модели (макеты, детские игрушки, муляжи, чучело ). |
6 | Структура исследования | «Путь исследования»: вопрос, предположение, проверка предположения, вывод. |
Гипотеза Причина и следствие Тема исследования Цель, задачи исследования | Знакомство с понятием «гипотеза». Как рождаются гипотезы? Как можно их сформулировать? Признаки и свойства гипотезы. Определение гипотезы по внешним признакам и опорным словам: может быть, наверное, я думаю, что … Вывод о гипотезе. Понятия «причина» и «следствие». Ищем причину, отвечая на вопросы «Почему? Что могло произойти?». Причина может быть одна, а следствий – много. Как ставится цель исследования? Как ставятся задачи исследования? Чем они отличаются? | |
7 | План исследования | Определение плана через исследовательское задание |
8 | Сообщение | Обсуждение: как правильно спланировать сообщение о своём исследовании? |
9 | Защита, представление работы | Формы представления работы (простое сообщение). Способы представления работы (мини-отчёт, семинар, мини-конференция, стендовая конференция, мультимедийная презентация. «Вопросы и ответы». |
Тематика мини-исследований
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
«Моя азбука» «О чём может рассказать листик?»(составление гербария деревьев нашего города) Семейный проект «Любимые писатели» Семейный проект «Подари тепло и заботу»(отправили подарки в Дом престарелых г.Екатеринбурга») | «Моя родословная» «Реликвии моей семьи» «Модель солнечной системы» «Какой Я?» «Секреты орфографии» Экономический проект «Фунтики» | «Может ли путь от школы домой представлять опасность?» «Традиции моей семьи» «Будущее нашего города глазами будущих избирателей» «Игры наших родителей, бабушек и дедушек» «Очистка воды» «Организм человека и охрана его здоровья» | Выпуск школьной газеты. «Подарок своими руками будущему первокласснику» К юбилею Свердловской области «Мой край родной» «История моего города» |
Для обеспечения эффективности работы сотрудничаю с медицинскими работниками школы. Приглашаю на родительские собрания, совместно с городской детской больницей и оздоровительным центром в летние каникулы организовали проект «Доброе лето», дети посещали разные процедуры в центре. В результате во время 1 полугодия 2 класса уровень заболеваемости простудными снизился на 27%. Благодаря использованию здоровьесберегающей технологии уровень заболеваемости в 3 классе, по сравнению со вторым, снизился на 18%. Тесно сотрудничаю со школьным логопедом, психологом, библиотекарем: умные советы на собраниях, во время индивидуальных консультаций помогают образованию детей
Важным условием повышения культуры ребёнка способствуют занятия в учреждениях дополнительного образования. Убеждаю родителей, что потребность заниматься новым формируется до 11 лет. Организую воспитательную работу так, чтобы поддерживать стремления детей и мотивировать их на получение дополнительного образования. Для этого провожу экскурсии в учреждения дополнительного образования, выставки работ в классе, учу применять опыт в учебной деятельности. Так Саша Букреев, занимаясь в объединении «Моделирование», выполнил электронную игру к проекту «Скелет человека». В конце каждого года дети с удовольствием демонстрируют результаты труда на итоговых классных праздниках. Выставки достижений, портфолио, праздник «Минута славы» - вселяют уверенность ребёнка в свои силы, позволяют стремиться к достижению более высоких результатов.
В результате все обучающиеся развивают свои способности в учреждениях дополнительного образования и культуры города.
ТИК
ЦКиД- 8%
Детская библиотека 100%
ДТДМ -16%
ДШИ- 16%
Спортивные школы - 28%
Социальные партнёры
Станция туристов- 20%
СЮН -64%
Маленький успех каждого – радость для всего класса, надежда и гордость города.
2.Организация ученического проектирования с учётом потребностей системы образования и обучающихся;
Определила эффективные средства формирования исследовательской культуры младших школьников:
Компоненты исследовательской культуры | Средства формирования |
мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); | -подходы к открытию новых знаний через проблемное , дифференцированное, личностно-ориентированное, здоровьесберегающее обучение; -участие в школьных, муниципальных, международных (ЭМУ) олимпиадах; -занятие детей в объединении по формированию логического мышления «Школа майора Пронькина»; -занятия в творческих объединениях дополнительного образования; -на классных часах работа по тетради А.И.Савенкова «Я – исследователь» |
умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации; | -различные формы соревнования по чтению; -родительское собрание «Воспитание потребности читать»; -пропаганда книги совместно с городской детской библиотекой: беседы, праздники, встречи; -участие в проекте «Успешное чтение» в подпроектах «Хорошее время читать», «Книга на сцене», «Реклама книги», «Читай и твори» , «Папа, мама, я – читающая семья»; -открытые уроки по литературному чтению, внеклассному чтению для родителей -родительское собрание «Что такое проект и как помочь ребёнку в проектной деятельности», - индивидуальные консультации; - обучение созданию презентаций |
умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи. | - механизм «задавания вопросов». Простые и сложные вопросы. -выполнение творческих работ: сочинений, изложений, аннотаций, отзывов; - конкурсы чтецов; -занятия в объединении «Театральная студия»; -проведение классных, школьных праздников; -презентация творческих работ |
Использую разные формы уроков:
-
уроки – исследования: «Структура объявления», «Свойства полезных ископаемых», «Снег и лёд», «Состав крови» и др.; -
уроки – путешествия (в Кунгурскую ледяную пещеру, в Древнюю Грецию»), конференции (А.П.Гайдар «Тимур и его команда»), -
театрализацию (фрагменты на уроках), -
экскурсии, -
уроки – погружения (на уроке литературного чтения анализируем произведения о мамах, на уроке русского языка пишем сочинение «Моя мамочка», на уроке изобразительного искусства рисуем портреты мам), -
уроки – концерты («Нет лучшего дружка, чем родная матушка»), интегрированные уроки творческого запоминания ( А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный». Каждый ребёнок иллюстрирует и запоминает 2 строки, на доске размещает работу и читает строки. В итоге произведение быстро выучено и качественно проанализировано), -
брейн – ринги («Организм человека и охрана здоровья») и так далее.
Главным условием для развития речи является воспитание читательской самостоятельности.
Для этого использую такие формы работы:
1. Родительское собрание – практикум « Чтение – вот лучшее учение», в ходе которого родители убедились в важности проблемы, попробовали создавать творческие проекты. Поделились позитивным опытом.
2. Открытые уроки.
Во время урока внеклассного чтения по рассказам Носова показала родителям разные виды подготовки домашнего задания, включая проектную деятельность в парах, группах.
3. Тесты, кроссворды, викторины, диафильмы, которые составляют дети, учат внимательному отношению к слову.
4.Соревнования.
5. Составление аннотаций любимых книг.
6. Выставки работ в рамках проекта «Успешное чтение».
7. Работа с «Первоклассной газетой»
8. Драматизация произведений.
9. Защита творческих проектов.
10. Сотрудничество с детской библиотекой: индивидуальный подбор литературы, библиотечные уроки, праздники.
11. Индивидуальный курс занятий со слабо читающими детьми по методике «Опережающее чтение»
Синтетическим видом деятельности для ребёнка является игровая деятельность. Вступая в разные социальные роли, он примеряет жизнь: непроизвольно применяет знания на практике, учится общаться. Речь идёт о театре.
В классе работает театральная студия.
Цель: создание условий для творческого развития учащихся.
Задачи: формирование нравственных убеждений, развитие творческих способностей, воображения, эстетических чувств и понимание прекрасного,