ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений.
Функции учебного исследования:
Обучающая : обучение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в исследовании любой сложности.
Развивающая: формирование мышления,
Воспитывающая: формирование широты кругозора как стимула познавательного интереса, воспитание научного мировоззрения.
Структура учебно-исследовательской деятельности:
учебно-исследовательская задача,
учебно-исследовательские действия и операции,
действия контроля и оценки.
Структура исследовательской деятельности (по А.И.Савенкову)
Исследовательская деятельность предполагает наличие следующих видов деятельности:
-
Знакомство с нормами, эталонами, критериями научности, научными традициями, областью исследования; -
Изучение теории, посвященной данной проблематике; -
Подбор методов и методик исследования, практическое овладение ими; -
Сбор собственного материала, его анализ и обобщение; -
Собственные выводы
Содержанием учебно-исследовательской деятельности являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно практических и теоретических задач.
Условия формирования исследовательских умений младших школьников:
-
Целенаправленность и систематичность; -
Мотивированность; -
Систематическое осуществление принципа индивидуализации и проблемности в обучении -
Творческая среда; -
Психологический комфорт; -
Широкое использование технических и наглядных средств обучения; -
Использование компьютерных технологий; -
Разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации; -
Личность педагога; -
Учет возрастных особенностей.
Группы исследовательских умений младших школьников
-
Организационные -
Поисковые -
Информационные -
Презентационные -
Оценочные
Виды исследований :
-
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные; -
По месту проведения: урочные и внеурочные; -
По времени: кратковременные и долговременные; -
По теме: образовательные и социальные.
Этапы формирования исследовательской культуры школьников
1.Развитие мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация
; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
2.Развитие умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
3. Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
4. Обучение специальным исследовательским умениям и навыкам.
Формирования исследовательских умений происходит через:
-
Развитие учебно-логических умений детей; -
Включение заданий проблемного характера; -
Проведение уроков-исследований.
У – удивление
У – удовольствие
У – удовлетворение
У – успешность
I этап – Педагог даёт готовый аппарат исследовательской работы;
- Направляет действия учащихся;
- Показывает образец проведения исследования, привлекая учащихся.
II этап – Предусматривает большую самостоятельность учащихся;
- Педагог выступает в роли консультанта: помогает определить проблему,
выдвинуть гипотезу, но исследование ребята осуществляют самостоятельно.
III этап – Урок –исследование, требует полной самостоятельности учащихся.
Памятка
Требования к организации исследовательской деятельности.
1. Общие требования к исследовательской деятельности.
1.1. Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности.
1.2. Новые представления должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире.
1.3. Новые идеи должны быть явно полезнее старых.
2. Требования к процессу исследования.
2.1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
2.2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.
2.3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
2.4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
2.5. Предоставлять возможность ученикам применять новые представления к широкому кругу явлений
, ситуаций так. Чтобы они могли оценить их прикладное значение.
3. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению.
3.1. Учитель должен тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником реальные задачи в понятной для учеников форме.
3.2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера, избегать директивных приемов.
3.3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
3.4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
3.5.Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
3.6.Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления потери интереса ребят к проблеме.
3.7.Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.
1.2 Теоретические основы учебного проектирования
Педагогическая деятельность учителя должна строиться на основе принципов индивидуализации и проблемности.
Развивающее обучение руководствуется формулой:
«Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике».
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я смогу эти знания применить», -таков основной тезис современного понимания метода проектов, который превращает ученика в активного субъекта процесса обучения, технология проектирования является одним из вариантов организации процесса продуктивного обучения.
Метод проекта - это способ построения образовательного процесса, это описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках
метода проектов.
-
Типология проектов
Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история, литература), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»). Выполняется он в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских. Такие проекты полностью подчинены логике научного исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
-
Текст исследовательской работы должен включать
-
Введение (цель работы, ее значимость и актуальность) -
Содержание, которое обязательно должно включать в себя: -
Описание проблемы, целей и задач исследования; -
Рассмотрение проблемы в контексте современного состояния науки; -
Формулировку гипотезы (предлагаемого решения проблемы); -
Описание методов и методики исследования -
Описание результатов собственного исследования; -
Выводы ( свой взгляд на решение поставленной проблемы) -
Заключение ( результаты собственной работы, подтверждающие гипотезу, перспективы работы) -
Рецензии
Этапы работы:
-
выбор темы; -
выявление проблемы исследования; -
постановка цели и задач исследования, определение объекта и предмета исследования; -
выдвижение гипотезы; -
сбор информации по проблеме; -
выбор методов и методики исследования; -
проведение наблюдений и эксперимента; -
отбор и структурирование материала в соответствии с темой и целями исследования; -
оформление проекта; -
защита проекта
11.рецензии
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.
Творческий не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, обусловленному логикой, принятой группой, и интересами участников проекта. В данном случае следует договариваться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматической постановке, спортивной игре, шоу-празднике, экспедиции, арт-мастерских и т.д.) Оформление результатов творческого проекта требует четко продуманной структуры в виде сценариев, планов, опорных конспектов, статей, репортажей, комментариев и др., дизайна и рубрик альманахов, газет, журналов, альбомов и т.д