Файл: Аналитический отчёт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений. 
Функции учебного исследования:
Обучающая : обучение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в исследовании любой сложности. 
Развивающая: формирование мышления, 
Воспитывающая: формирование широты кругозора как стимула познавательного интереса, воспитание научного мировоззрения. 

Структура учебно-исследовательской деятельности:

учебно-исследовательская задача,

учебно-исследовательские действия и операции,

действия контроля и оценки. 


Структура исследовательской деятельности (по А.И.Савенкову)

Исследовательская деятельность предполагает наличие следующих видов деятельности:

  • Знакомство с нормами, эталонами, критериями научности, научными традициями, областью исследования;

  • Изучение теории, посвященной данной проблематике;

  • Подбор методов и методик исследования, практическое овладение ими;

  • Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

  • Собственные выводы

Содержанием учебно-исследовательской деятельности являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно практических и теоретических задач. 

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • Целенаправленность и систематичность;

  • Мотивированность;

  • Систематическое осуществление принципа индивидуализации и проблемности в обучении

  • Творческая среда;

  • Психологический комфорт;

  • Широкое использование технических и наглядных средств обучения; 

  • Использование компьютерных технологий; 

  • Разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации; 

  • Личность педагога;

  • Учет возрастных особенностей.

Группы исследовательских умений младших школьников

  • Организационные

  • Поисковые

  • Информационные

  • Презентационные

  • Оценочные

Виды исследований :

  • По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;

  • По месту проведения: урочные и внеурочные;

  • По времени: кратковременные и долговременные;

  • По теме: образовательные и социальные.

Этапы формирования исследовательской культуры школьников

1.Развитие мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация

; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

2.Развитие умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

3. Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

4. Обучение специальным исследовательским умениям и навыкам.

Формирования исследовательских умений происходит через:

  • Развитие учебно-логических умений детей;

  • Включение заданий проблемного характера;

  • Проведение уроков-исследований.

У – удивление

У – удовольствие

У – удовлетворение

У – успешность

I этап – Педагог даёт готовый аппарат исследовательской работы;

- Направляет действия учащихся;

- Показывает образец проведения исследования, привлекая учащихся.

II этап – Предусматривает большую самостоятельность учащихся;

- Педагог выступает в роли консультанта: помогает определить проблему,

выдвинуть гипотезу, но исследование ребята осуществляют самостоятельно.

III этап – Урок –исследование, требует полной самостоятельности учащихся.

Памятка

Требования к организации исследовательской деятельности.

1. Общие требования к исследовательской деятельности.

1.1. Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности.

1.2. Новые представления должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире.

1.3. Новые идеи должны быть явно полезнее старых.

2. Требования к процессу исследования.

2.1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

2.2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.

2.3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.

2.4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.

2.5. Предоставлять возможность ученикам применять новые представления к широкому кругу явлений
, ситуаций так. Чтобы они могли оценить их прикладное значение.

3. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению.

3.1. Учитель должен тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником реальные задачи в понятной для учеников форме.

3.2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера, избегать директивных приемов.

3.3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

3.4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

3.5.Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.

3.6.Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления потери интереса ребят к проблеме.

3.7.Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.

1.2 Теоретические основы учебного проектирования

Педагогическая деятельность учителя должна строиться на основе принципов индивидуализации и проблемности. 
Развивающее обучение руководствуется формулой:

«Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике».

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я смогу эти знания применить», -таков основной тезис современного понимания метода проектов, который превращает ученика в активного субъекта процесса обучения, технология проектирования является одним из вариантов организации процесса продуктивного обучения.

Метод проекта - это способ построения образовательного процесса, это опи­сание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках
 метода проектов.

      1. ­Типология проектов

Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредмет­ным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история, литература), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»). Выполняется он в ходе факультативов, изу­чения интегрированных курсов, работы в творчес­ких мастерских. Такие проекты полностью подчи­нены логике научного исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпада­ющую с подлинным научным исследованием.

  • Текст исследовательской работы должен включать

  1. Введение (цель работы, ее значимость и актуальность)

  2. Содержание, которое обязательно должно включать в себя:

  3. Описание проблемы, целей и задач исследования;

  4. Рассмотрение проблемы в контексте современного состояния науки;

  5. Формулировку гипотезы (предлагаемого решения проблемы);

  6. Описание методов и методики исследования

  7. Описание результатов собственного исследования;

  8. Выводы ( свой взгляд на решение поставленной проблемы)

  9. Заключение ( результаты собственной работы, подтверждающие гипотезу, перспективы работы)

  10. Рецензии

Этапы работы:

  1. выбор темы;

  2. выявление проблемы исследования;

  3. постановка цели и задач исследования, определение объекта и предмета исследования;

  4. выдвижение гипотезы;

  5. сбор информации по проблеме;

  6. выбор методов и методики исследования;

  7. проведение наблюдений и эксперимента;

  8. отбор и структурирование материала в соответствии с темой и целями исследования;

  9. оформление проекта;

  10. защита проекта

11.рецензии

Проект может быть итоговым, когда по резуль­татам его выполнения оценивается освоение уча­щимися определенного учебного материала, и те­кущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.

Творческий не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, обусловленному логикой, принятой группой, и интересами участников проекта. В данном слу­чае следует договариваться о планируемых резуль­татах и форме их представления (совместной га­зете, сочинении, видеофильме, драматической постановке, спортивной игре, шоу-празднике, экспедиции, арт-мастерских и т.д.) Оформление результатов творческого проекта требует четко продуманной структуры в виде сценариев, планов, опорных конспектов, статей, репортажей, коммен­тариев и др., дизайна и рубрик альманахов, газет, журналов, альбомов и т.д