ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В игровых проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием и характером проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности является ролевая, приключенческо-игровая.
Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Практико-ориентированные проекты - это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.
Информационные проекты еще называют теоретическими. Этот тип направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их составляющей, модулем. Структура информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью:
-
План работы над проектом
Подготовка. Определение целей и темы проекта. При определении темы формулируется также проблема исследования. Тема задает область исследования. Она имеет более широкий по сравнению с проблемой характер. В рамках одной темы может быть сформулировано несколько проблем.
Выбирая тему, необходимо помнить следующее:
-
Эта тема должна быть вам действительно интересна. -
Результаты вашей проектной деятельности должны иметь реальное практическое значение . -
Материал, должен быть полезен другим людям, заинтересованным в этом вопросе.
Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации, способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.
Деятельность учащихся: формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха, устанавливают план действий.
Деятельность педагога: помогает в анализе и синтезе, предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает.
Принятие решений. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.
Цель информационного поиска - быстро и своевременно отыскать необходимую информацию, полезную при создании конкретного проекта. Для организации поиска: намечается сфера интересов, формулируется проблема, составляется список возможных вопросов и ключевых слов, которые связаны с данной проблемой, определяются виды изданий, в которых может быть достоверная информация по данной проблеме.
В результате ознакомления с литературой составляется картотека или список полезных публикационных источников. На основе изучения источников составляется «банк идей» по разрешению проблемы.
Деятельность учащихся: работают с информацией, проводят исследование, решают промежуточные задачи.
Деятельность педагога: наблюдает, консультирует, советует, косвенно руководит деятельностью.
Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.
Деятельность учащихся:
анализируют информацию, оформляют проект.
Деятельность педагога: наблюдает, советует (по просьбе).
Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.
Деятельность учащихся: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке, анализируют информацию.
Деятельность педагога: наблюдает, направляет процесс анализа (если необходимо), советует.
Защита проекта. Подготовка возможных форм представления результатов, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита, оценка, письменный отчет.
Деятельность учащихся: защищают проект, участвуют в коллективной оценке путем обсуждения результатов,
Деятельность педагога: участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта, оценивая усилия учащихся, креативность, качество использования источников.
5. Оценка результатов проекта
При использовании метода проектов существуют два реальных результата проделанной работы. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в процесс «добывания» знаний и их логического применения: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
Вторая составляющая оценки результата - сам проект. Причем оценивается не объем усвоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
Критерии оформления и выполнения проекта
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
-
Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность. -
Уровень творчества.
-
Аргументированность предлагаемых решений. -
Качество оформления.
Качество презентации:
1. Аргументированность, убедительность.
2.Эрудиция, межпредметные связи.
3.Культура речи, использование наглядных средств.
4.Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность .
-
Условия организации работы по учебному проектированию:
-
создать мотивацию; -
создать образовательную среду; -
определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы; -
уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений, представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования; -
организовать работу (в малых группах, индивидуально); -
владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.;
-
консультировать (по методу убывающих подсказок); -
иметь критерии объективной оценки.
Для координации работы по выполнению проекта можно использовать
Градусник отношений в классе
Инструкция для детей:
Оцени атмосферу работы в классе с помощью условного знака. Для этого скопируй соответствующий условный знак и вставь в нужный этап.
Организационный этап | Этап планирования | Этап поиска | Этап определения предварительных результатов | Этап защиты проекта |
| | | | |
Условные знаки | |
| прохладно |
| нейтрально |
| тепло |
Известный зарубежный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских склонностей, соблюдать следующие правила:
-
помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься; -
на основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны учеников; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями;
-
не сдерживать инициативы учащихся начальных классов и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно; -
научить не торопиться с вынесением суждения; -
научить прослеживать межпредметные связи; -
приучить к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации; -
использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач; -
помогать детям научиться управлять процессом усвоения знаний;
• подходить ко всему творчески
В ходе работы над проектом у обучающихся формируются следующие умения:
-добывать новые предметные знания, приемы и способы действий;
-самостоятельно организовывать поиск;
-достигать поставленных целей обучения;
-формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п
1.2. Методическое обеспечение формирования исследовательской культуры обучающихся через учебное проектирование в урочной и внеурочной деятельности.
Исследовательская культура – интегративное качество, в котором воплощаются целостная картина мира, умения и навыки научного познания, ценностное отношение к его результатам, т.е. все то, что обеспечивает социальное и профессиональное самоопределение и творческое саморазвитие личности