Файл: Аналитический отчёт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В игровых проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания про­екта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием и характером проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуман­ными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности является ролевая, приключенческо-игровая.

Приключенческие (игровые) проекты предпо­лагают, что участники принимают на себя опреде­ленные роли, обусловленные содержанием проек­та. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имита­ции социальных и деловых отношений в ситуаци­ях, придуманных участниками, литературные пер­сонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возмож­но наметить в начале работы, они могут опреде­литься лишь в конце проекта, но необходима реф­лексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Практико-ориентированные проекты - это проекты, обязательно предполагающие практичес­кий выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потреб­ность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы уча­стников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хо­рошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных уси­лий, организации презентации полученных резуль­татов и возможных способов их внедрения в прак­тику, а также организации внешней оценки проекта.

Информационные проекты еще называют теоретическими. Этот тип направлен на сбор ин­формации, ее анализ и обобщение фактов, пред­назначенных для широкой аудитории. Такие про­екты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты часто интегрируются в исследо­вательские и становятся их составляющей, моду­лем. Структура информационного поиска и анали­за очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью:


      1. План работы над проектом

Подготовка. Определение целей и темы про­екта. При определении темы формулируется также проблема исследо­вания. Тема задает область исследования. Она имеет более широкий по сравнению с проблемой характер. В рамках одной темы может быть сфор­мулировано несколько проблем.

Выбирая тему, необходимо помнить следующее:

  1. Эта тема должна быть вам действительно интересна.

  2. Результаты вашей проектной деятельности должны иметь реальное практическое значение .

  3. Материал, должен быть полезен другим людям, заинтересованным в этом вопросе.

Планирование. Анализ проблемы, определе­ние источников информации, способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распре­деление ролей и обязанностей в группе, опреде­ление способа представления результата.

Деятельность учащихся: формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха, устанав­ливают план действий.

Деятельность педагога: помогает в анализе и синтезе, предлагает идеи, высказывает предпо­ложения, наблюдает.

Принятие решений. Сбор и уточнение инфор­мации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.

Цель информационного поиска - быстро и сво­евременно отыскать необходимую информацию, полезную при создании конкретного проекта. Для организации поиска: намечается сфера интересов, формулируется проблема, составляется список возможных вопросов и ключевых слов, которые связаны с данной проблемой, определяются виды изданий, в которых может быть достоверная ин­формация по данной проблеме.

В результате ознакомления с литературой со­ставляется картотека или список полезных публи­кационных источников. На основе изучения источ­ников составляется «банк идей» по разрешению проблемы.

Деятельность учащихся: работают с информа­цией, проводят исследование, решают промежу­точные задачи.

Деятельность педагога: наблюдает, консульти­рует, советует, косвенно руководит деятельностью.

Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.

Деятельность учащихся:

анализируют информа­цию, оформляют проект.

Деятельность педагога: наблюдает, советует (по просьбе).

Оценка результатов. Анализ выполнения про­екта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.

Деятельность учащихся: участвуют в коллектив­ном самоанализе проекта и самооценке, анализи­руют информацию.

Деятельность педагога: наблюдает, направля­ет процесс анализа (если необходимо), советует.

Защита проекта. Подготовка возможных форм представления результатов, обоснование процес­са проектирования, объяснение полученных резуль­татов, коллективная защита, оценка, письменный отчет.

Деятельность учащихся: защищают проект, уча­ствуют в коллективной оценке путем обсуждения результатов,

Деятельность педагога: участвует в коллектив­ном анализе и оценке результатов проекта, оце­нивая усилия учащихся, креативность, качество использования источников.

5. Оценка результатов проекта

При использовании метода проектов существу­ют два реальных результата проделанной работы. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в процесс «добывания» зна­ний и их логического применения: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и са­мооценка, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.

Вторая составляющая оценки результата - сам проект. Причем оценивается не объем усвоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Критерии оформления и выполнения проекта

1. Актуальность темы и предлагаемых реше­ний, реальность, практическая направленность и значимость работы.

  1. Объем и полнота разработок, самостоятель­ность, законченность.

  2. Уровень творчества.

  1. Аргументированность предлагаемых реше­ний.

  2. Качество оформления.

Качество презентации:

1. Аргументированность, убедительность.

2.Эрудиция, межпредметные связи.

3.Культура речи, использование наглядных средств.

4.Ответы на вопросы: полнота, аргументиро­ванность, убедительность .

      1. Условия организации работы по учебному проектированию:


  • создать мотивацию;

  • создать образовательную среду;

  • определить, чему должны научиться учащие­ся в результате работы;

  • уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений, представлять воз­можные способы презентации ситуаций для осмыс­ления проблемы исследования;

  • организовать работу (в малых группах, инди­видуально);

  • владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения ги­потез, аргументирования выводов и т.п.;

  • консультировать (по методу убывающих под­сказок);

  • иметь критерии объективной оценки.

Для координации работы по выполнению проекта можно использовать

Градусник отношений в классе

Инструкция для детей:

Оцени атмосферу работы в классе с помощью условного знака. Для этого скопируй соответству­ющий условный знак и вставь в нужный этап.

Организационный этап

Этап планирования

Этап поиска

Этап определения предварительных результатов

Этап защиты проекта



















Условные знаки



прохладно



нейтрально



тепло


Известный зарубежный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработ­кой у детей исследовательских склонностей, со­блюдать следующие правила:

  • помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

  • на основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны учеников; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями;

  • не сдерживать инициативы учащихся началь­ных классов и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоя­тельно;

  • научить не торопиться с вынесением суждения;

  • научить прослеживать межпредметные связи;

  • приучить к навыкам самостоятельного реше­ния проблем, исследования и анализа ситуации;

  • использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач;

  • помогать детям научиться управлять процес­сом усвоения знаний;

• подходить ко всему творчески

В ходе работы над проектом у обучающихся формируются следующие умения:
-добывать новые предметные знания, приемы и способы действий; 
-самостоятельно организовывать поиск; 
-достигать поставленных целей обучения; 
-формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п
1.2. Методическое обеспечение формирования исследовательской культуры обучающихся через учебное проектирование в урочной и внеурочной деятельности.

Исследовательская культура интегративное качество, в котором воплощаются целостная картина мира, умения и навыки научного познания, ценностное отношение к его результатам, т.е. все то, что обеспечивает социальное и профессиональное самоопределение и творческое саморазвитие личности