Файл: Практикум для 1011 классов (общеобразовательный уровень) (программа под ред. И. Н. Пономаревой).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определить относительную запыленность воздуха.
Материалы и оборудование: предметные и покровные стекла (их количество зависит от количества проб), микроскоп.
Ход работы
1. Нанесите одну каплю воды на предметное стекло.
2. Установите предметное стекло в выбранном месте на 15 минут.
3. Накройте каплю с осевшими на нее пылинками покровным стеклом, приготовив, таким образом, микропрепарат.
4. Поместите микропрепарат на предметный столик микроскопа. Добейтесь такого увеличения, чтобы в поле зрения микроскопа попала как можно большая часть капли.
5. Сосчитайте количество пылинок в поле зрения микроскопа и опишите их качественный состав (вид, структура, взаимное расположение, особенности строения и др.).
6. Определите количество пылинок, осевших за 15 минут на поверхности капли такой же площади после выдерживания предметного стекла с каплей в разных местах одного и того же помещения; в разных помещениях. Для этого накройте каждую каплю покровным стеклом и проведите подсчеты пылинок в поле зрения микроскопа при том же увеличении.
7. Сделайте вывод.
III. Цель работы: определить качественный состав пыли.
Материалы и оборудование: лопатка, препаровальная игла, предметное стекло, покровное стекло, микроскоп, 10% соляная кислота и 10% азотная кислота.
Ход работы
1. Отберите образец пыли, поддевая лопаткой отложения пыли на «дорожке» в 3-5 см.
2. Перенесите образец пыли с лопаткой на предметное стекло.
3. Накройте образец пыли покровным стеклом, тем самым, приготовив микропрепарат сухой пыли.
4. Поместите микропрепарат на предметный столик микроскопа. Добейтесь такого увеличения, чтобы в поле зрения микроскопа попала как можно большая площадь микропрепарата.
5. Рассмотрите микропрепарат в микроскоп и опишите, из чего состоит пыль (внешний вид, форма, размеры, взаимное расположение и цвет частиц и др.).
6. Поднимите покровное стекло препаровальной иглой и нанесите на образец пыли каплю 10 % раствора соляной кислоты. Сразу же накройте смоченный микропрепарат покровным стеклом.
7. Поместите микропрепарат на предметный столик микроскопа. Рассмотрите его в микроскоп и опишите изменения, происшедшие с образцом пыли в растворе соляной кислоты.
8. Затем снова поднимите покровное стекло препаровальной иглой и нанесите на образец пыли каплю 10 % раствора азотной кислоты.
Примечание. Имейте в виду, что в растворе соляной кислоты растворяются преимущественно частицы известняков и водорастворимые соли, а в растворе азотной кислоты – и большинство других минеральных солей.
9. Сделайте вывод по работе.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РЕАКЦИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (БИОИНДИКАЦИЯ)
В качестве биоиндикаторов используют животных, растения, бактерии, вирусы. Одним из перспективных объектов биоиндикации являются лишайники. Они распространены по всему земному шару и могут служить объектом мониторинга на всех уровнях: локальном (в конкретной местности), региональном (в обширном регионе) и глобальном (на всем земном шаре).
Тело лишайника, слоевище, состоит из гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиозе. По строению слоевища лишайники делятся на 3 группы:
накипные (коркоподобные), похожи на плоские корки, плотно срастающиеся с корой, камнями, почвой; они трудно отделяются, на ощупь бархатистые, влажноватые (рис.1 а);
листовые (листовидные) имеют форму мелких пластинок, чешуек: прикрепляются к поверхности тонкими нитями гриба и довольно легко отделяются от нее (рис.1 б);
кустистые, которые либо растут вверх как маленькие кустики, либо свисают с дерева вниз, подобно бороде (рис.1 в).
Лишайники высокочувствительны к загрязнению среды обитания. На них избирательно действуют прежде всего вещества, увеличивающие кислотность среды (SO2, HF, HCl, NOx, O3). Для лишайников сравнительно безвредны тяжелые металлы, накапливающиеся в слоевище, а также радиоактивные изотопы.
Графис Ксантория Гипогимния
серовато-беловатый желто-оранжевый пепельно-серый
а) б)
Кладония Уснея
серебристо-серый серовато-зеленый
в)
Рис. 1 Разновидности лишайников по строению слоевища.
Лабораторная работа
Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикация)
Цель работы: провести качественную оценку загрязненности воздуха с помощью лишайников.
Материалы и оборудование: лупа, рамка для определения степени покрытия лишайниками стволов деревьев (рис.2).
Ход работы
Работа выполняется в группах.
1. Выберите район, в котором будут проводиться наблюдения.
2. Составьте карту района.
3. Отметьте на карте близлежащие ТЭЦ, заводы, другие предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением.
4. Разбейте выбранную территорию на квадраты, размер которых зависит от площади изучаемой территории (например, 10х10 м).
5. В каждом квадрате выберите 10 отдельно стоящих старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев.
6. На каждом дереве подсчитайте количество видов лишайников. Не обязательно знать, как точно называются виды, надо лишь различать их по цвету и форме слоевища. Для более точного подсчета можно использовать лупу.
7. Все обнаруженные виды разделите на 3 группы: кустистые, листоватые, накипные.
8. Проведите оценку степени покрытия древесного ствола. Для этого на высоте 30-150 см на наиболее заросшую лишайниками часть коры наложите рамку. Подсчитайте, какой процент общей площади рамки занимают лишайники.
Кроме деревьев можно исследовать обрастание лишайниками камней, стен домов и т.п.
9. Полученные результаты занесите в таблицу 1.
Рис.2 Рамка для определения степени покрытия лишайниками стволов деревьев.
Таблица 1
10. Определите степень загрязнения воздуха по таблице 2.
Таблица 2
11. Сделайте вывод о степени загрязнения воздуха на изучаемой территории.
Материалы и оборудование: предметные и покровные стекла (их количество зависит от количества проб), микроскоп.
Ход работы
1. Нанесите одну каплю воды на предметное стекло.
2. Установите предметное стекло в выбранном месте на 15 минут.
3. Накройте каплю с осевшими на нее пылинками покровным стеклом, приготовив, таким образом, микропрепарат.
4. Поместите микропрепарат на предметный столик микроскопа. Добейтесь такого увеличения, чтобы в поле зрения микроскопа попала как можно большая часть капли.
5. Сосчитайте количество пылинок в поле зрения микроскопа и опишите их качественный состав (вид, структура, взаимное расположение, особенности строения и др.).
6. Определите количество пылинок, осевших за 15 минут на поверхности капли такой же площади после выдерживания предметного стекла с каплей в разных местах одного и того же помещения; в разных помещениях. Для этого накройте каждую каплю покровным стеклом и проведите подсчеты пылинок в поле зрения микроскопа при том же увеличении.
7. Сделайте вывод.
III. Цель работы: определить качественный состав пыли.
Материалы и оборудование: лопатка, препаровальная игла, предметное стекло, покровное стекло, микроскоп, 10% соляная кислота и 10% азотная кислота.
Ход работы
1. Отберите образец пыли, поддевая лопаткой отложения пыли на «дорожке» в 3-5 см.
2. Перенесите образец пыли с лопаткой на предметное стекло.
3. Накройте образец пыли покровным стеклом, тем самым, приготовив микропрепарат сухой пыли.
4. Поместите микропрепарат на предметный столик микроскопа. Добейтесь такого увеличения, чтобы в поле зрения микроскопа попала как можно большая площадь микропрепарата.
5. Рассмотрите микропрепарат в микроскоп и опишите, из чего состоит пыль (внешний вид, форма, размеры, взаимное расположение и цвет частиц и др.).
6. Поднимите покровное стекло препаровальной иглой и нанесите на образец пыли каплю 10 % раствора соляной кислоты. Сразу же накройте смоченный микропрепарат покровным стеклом.
7. Поместите микропрепарат на предметный столик микроскопа. Рассмотрите его в микроскоп и опишите изменения, происшедшие с образцом пыли в растворе соляной кислоты.
8. Затем снова поднимите покровное стекло препаровальной иглой и нанесите на образец пыли каплю 10 % раствора азотной кислоты.
Примечание. Имейте в виду, что в растворе соляной кислоты растворяются преимущественно частицы известняков и водорастворимые соли, а в растворе азотной кислоты – и большинство других минеральных солей.
9. Сделайте вывод по работе.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РЕАКЦИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (БИОИНДИКАЦИЯ)
В качестве биоиндикаторов используют животных, растения, бактерии, вирусы. Одним из перспективных объектов биоиндикации являются лишайники. Они распространены по всему земному шару и могут служить объектом мониторинга на всех уровнях: локальном (в конкретной местности), региональном (в обширном регионе) и глобальном (на всем земном шаре).
Тело лишайника, слоевище, состоит из гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиозе. По строению слоевища лишайники делятся на 3 группы:
накипные (коркоподобные), похожи на плоские корки, плотно срастающиеся с корой, камнями, почвой; они трудно отделяются, на ощупь бархатистые, влажноватые (рис.1 а);
листовые (листовидные) имеют форму мелких пластинок, чешуек: прикрепляются к поверхности тонкими нитями гриба и довольно легко отделяются от нее (рис.1 б);
кустистые, которые либо растут вверх как маленькие кустики, либо свисают с дерева вниз, подобно бороде (рис.1 в).
Лишайники высокочувствительны к загрязнению среды обитания. На них избирательно действуют прежде всего вещества, увеличивающие кислотность среды (SO2, HF, HCl, NOx, O3). Для лишайников сравнительно безвредны тяжелые металлы, накапливающиеся в слоевище, а также радиоактивные изотопы.
Графис Ксантория Гипогимния
серовато-беловатый желто-оранжевый пепельно-серый
а) б)
Кладония Уснея
серебристо-серый серовато-зеленый
в)
Рис. 1 Разновидности лишайников по строению слоевища.
Лабораторная работа
Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикация)
Цель работы: провести качественную оценку загрязненности воздуха с помощью лишайников.
Материалы и оборудование: лупа, рамка для определения степени покрытия лишайниками стволов деревьев (рис.2).
Ход работы
Работа выполняется в группах.
1. Выберите район, в котором будут проводиться наблюдения.
2. Составьте карту района.
3. Отметьте на карте близлежащие ТЭЦ, заводы, другие предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением.
4. Разбейте выбранную территорию на квадраты, размер которых зависит от площади изучаемой территории (например, 10х10 м).
5. В каждом квадрате выберите 10 отдельно стоящих старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев.
6. На каждом дереве подсчитайте количество видов лишайников. Не обязательно знать, как точно называются виды, надо лишь различать их по цвету и форме слоевища. Для более точного подсчета можно использовать лупу.
7. Все обнаруженные виды разделите на 3 группы: кустистые, листоватые, накипные.
8. Проведите оценку степени покрытия древесного ствола. Для этого на высоте 30-150 см на наиболее заросшую лишайниками часть коры наложите рамку. Подсчитайте, какой процент общей площади рамки занимают лишайники.
Кроме деревьев можно исследовать обрастание лишайниками камней, стен домов и т.п.
9. Полученные результаты занесите в таблицу 1.
| | |||||||||||
| | | | | | | | | | | \ 10 см F | |
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| 10 см | | | |||||||||
| | |
Рис.2 Рамка для определения степени покрытия лишайниками стволов деревьев.
Таблица 1
Признаки | Деревья | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Общее количество видов лишайников, в том числе: | | | | | | | | | | |
кустистых | | | | | | | | | | |
листоватых | | | | | | | | | | |
накипных | | | | | | | | | | |
Степень покрытия древесного ствола лишайниками, % | | | | | | | | | | |
10. Определите степень загрязнения воздуха по таблице 2.
Таблица 2
Зона | Степень загрязнения | Наличие (+) или отсутствие (-) лишайников | ||
Кустистые | Листовые | Накипные | ||
1 | Загрязнения нет | + | + | + |
2 | Слабое загрязнение | - | + | + |
3 | Среднее загрязнение | - | - | + |
4 | Сильное загрязнение | - | - | - |
11. Сделайте вывод о степени загрязнения воздуха на изучаемой территории.