Файл: Тольяттинский государственный университет Институт права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. Итак, первые изменения в Конституцию были внесены уже в начале 1996 года и касались они положений статьи 65. Тогда сменить официальное название приняла решение республика Ингушетия, а в след за ней и Северная Осетия – Алания. Через пять лет также сменила свое название и республика Чувашия. Позднее, в 2003 году также поменял свое название и автономный округ ХантыМансийск. В период с 2004 по 2007 года статья 65 Конституции РФ изменялась пять раз в связи с изменением либо правового положения субъекта – вхождение или объединение с иными субъектами, либо со сменой названия. Последние подобные изменения были внесены в марте 2014 в связи с присоединением Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.
Таким образом, проанализировав все внесенные поправки к Конституции, можно сделать вывод о том, что все они были необходимы в связи с развитием правового государства, а не кардинальной сменой направления осуществления государственной политики внутри страны, как это было в ранних Конституциях России. Следовательно, наше государства приобрело некоторую стабильность в своем политическом и правовом направлении построения развитого конституционного государства и с течением времени лишь упрочняет его.
В прошлом создание конституции всегда следовало принципам, которые эволюционировали с течением времени, и которые молчаливо воспринимались как должное. В этом отношении в значительной степени можно было обойтись без явной постановки конституционных принципов перед конституцией. Это, конечно, другое дело, если проект конституции основан на принципах, которые никоим образом не принимаются как должное. Такие принципы должны быть четко изложены в конституции, чтобы сделать смысл новых конституционных положений понятным. Следующие параграфы с 1 по 8 представляют собой новые конституционные принципы в этом смысле. Среди прочего, они объясняют значение подробных положений этой конституции, таких как измерение сроков полномочий и полномочий (Раздел 6). Кроме того, они также обеспечивают ориентацию для простого законодательства, которое, кажется, все более дезориентированным в традиционном государстве, например, в вопросах перераспределения (Раздел 9). Тот факт, что перераспределение в значительной степени скрыто в существующих государственных системах, в долгосрочной перспективе подрывает спонтанную социальную солидарность и все больше препятствует рациональным дискуссиям по вопросам распределения. Таким образом, превращение открытого перераспределения в долгосрочный конституционный принцип было бы само по себе важным шагом в конституционном развитии.
Правовые основы пересмотра и внесения изменений в конституционный строй Российской Федерации
Как же собственно осуществляется внесение поправок и изменений в Конституцию России?
Порядок внесения изменений, дополнений и поправок предусмотрен самой Конституцией нашей страны (глава 9) и Федеральным законом от 04. 03. 1998 (ред. от 2015) «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Под поправкой к Конституции Российской Федерации в настоящем Федеральном законе понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации. Одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (далее - поправки (поправка) к Конституции Российской Федерации) принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу субъектом законодательной инициативы.
В соответствии со статьей 104 Конституции РФ установлены следующие субъекты, которым принадлежит право законодательной инициативы:
- Президент Российской Федерации,
- Федеральное Собрание (депутаты Государственной Думы и сенаторы Совета Федерации),
- высший исполнительный орган – федеральное Правительство России,
- законодательные (представительные) органы субъектов Федерации,
- «Конституционный Суд Российской Федерации» [50],
- «Верховный Суд Российской Федерации» [50].
Указанные судебные органы имеют право на законодательную инициативу только по вопросам их введения. Данные законопроекты вносятся в Государственную Думу.
Законопроекты о введение или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт бюджета РФ, могут быть внесены только при наличии соответствующего заключения федерального правительства. Предложения вводятся в виде проекта закона Российской Федерации.
Также, предложение о поправке к российской конституции, предполагающее исключение, дополнение, новую редакцию какого-нибудь из положений глав 3 – 8 Конституции РФ. Предложение о поправке к Конституции РФ должно содержать либо текст новой статьи (пункта или части), либо текст новой редакции статьи конституции, либо «положение об исключении» [77] конституционной статьи.
Вместе с проектом закона РФ о поправке к Конституции РФ, представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки.
Закон Российской Федерации о конституционной поправке получает наименование, отражающее смысл данного изменения. Статья 135 Конституции устанавливает порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2 и 9, федеральным конституционных законов «О Конституционном Собрании Российской Федерации» и федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» [79]. Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к Конституции РФ направляется в комитет Государственной Думы, к ведению 38 которого отнесены вопросы конституционного строительства, для проверки соблюдения требований Конституции РФ и федерального законодательства.
Согласно результатам указанной проверки – данный парламентский комитет вносит предложение о принятии к рассмотрению нижней палатой Федерального Собрания, либо о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований федеральной конституции и федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» [77]. «Рассмотрение Государственной Думы такого законопроекта осуществляется в трёх чтениях» [77]. Такой «законопроект считается одобренным» [77], если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Данный проект закона в течении пяти дней после одобрения направляется в Совет Федерации ФС РФ и подлежит обязательному рассмотрению верхней палатой.
Закон о поправке считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения Советом Федерации закона РФ о поправке к Конституции, Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии. Собственно, поправками именуются конституционные поправки, принятые в форме законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, одобренные органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Председатель Совета Федерации не позднее 5 дней со дня принятия закона РФ опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона, с указанием дат его одобрения обеими палатами Федерального Собрания. 39 Данный «закон о поправке не позднее 5 дней со дня его принятия направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов» [77] РФ для рассмотрения. Региональные парламенты в соответствующе установленным порядке рассматривает данный закон, в срок не позднее одного года со дня его принятия. Региональные парламенты в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе о поправке направляет данное постановление в Совет Федерации. Совет Федерации ведёт учёт данных о рассмотрении закона РФ о поправке законодательными собраниями субъектов Федерации, со дня его направления в региональные органы власти. Совет Федерации на своём очередном заседании, следующем за днём истечения срока рассмотрения законодательными собраниями субъектов Федерации закона о поправке, устанавливает результаты этого рассмотрения. Установление результатов рассмотрения закона о поправке законодательными органами субъектов РФ оформляется в соответствии с регламентом Совета Федерации. Президент России, «представительный орган субъекта Федерации» [74], в течение 7 дней, со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона о поправке, вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. «Заявитель, подавший жалобу в Верховный Суд РФ» [77], немедленно извещает об этом Совет Федерации и Президента РФ. В случае подачи жалобы закон о поправке не направляется Председателем Совета Федерации Президенту для подписания и официального опубликования, до вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ.
В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда России, требующего пересмотра постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения законодательными органами субъектов Федерации закона о поправке, Совет Федерации, на своём очередном заседании, повторно рассматривает данный вопрос в порядке, установленным федеральным законом. Одобренный не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке в течение 7 дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными собраниями субъектов РФ направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент России, не позднее 14 дней со дня получения закона о поправке, подписывает его и осуществляет официальное опубликование. «Закон о поправке указывает наименование закона, дату его одобрения Государственной Думой, законодательными органами субъектов РФ, подписания Президентом РФ и регистрационный номер» [77]. «Закон о поправке к Конституции» [77] вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу. «Принятая поправка подлежит внесению Президентом в текст» [77] федеральной конституции. В течении одного месяца со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет опубликование обновлённой Конституции Российской Федерации, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу. Если закон не получит одобрения законодательных органов не менее чем двух третей субъектов РФ повторное заседание в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения законодательными «собраниями субъектов Федерации закона РФ о поправке» [77].
Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. На сегодняшний день принято пять федеральных конституционных законов об образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации в результате объединения субъектов федерации и один федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации в результате их принятия в Российскую Федерацию, которыми были внесены следующие изменения. Например, от 25 марта 2004 года «№ 1-ФКЗ, с датой вступления в силу 1 декабря 2005 года, исключены из статьи 65 Пермская область и Коми Пермяцкий автономный округ, включен в статью 65 Пермский край» [66]; от 14 октября 2005 года «№ 6-ФКЗ, с датой вступления в силу 1 января 2007 года, исключены Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ; Эвенкийский автономный округ, включен Красноярский край» [65]; от 12 июля 2006 года «№ 2-ФКЗ, с датой вступления в силу 1 июля 2007 года, исключена Камчатская область и включен Камчатский край» [64], и некоторые другие. В связи с политическими событиями в соседней Украине, субъект этого государства – Автономная Республика Крым, по воле его народа, выраженной на общекрымском референдуме, был включён в состав Российской Федерации, на правах Республики Крым. Город Севастополь получил статус «города федерального значения». Соответствующие изменения были внесены в российскую конституцию и был принят Федеральный конституционный закон о включении Республики Крым и Севастополь в состав России.
В 2008 году, 11 ноября, действующий тогда Президент РФ Медведев внёс проект конституционных поправок в Государственную Думу. Его поправки подразумевали изменения сроков полномочий некоторых госструктур. 14 ноября нижняя палата в первом чтении одобрила проекты поправок, суть которых сводилась к увеличению сроков пребывания в должности Президента и сроков деятельности Государственной Думы. За эти поправки проголосовало 388 из 450 депутатов (в основном, против голосовала фракция КПРФ), за отчётность федерального правительства перед нижней палатой парламента проголосовали 449 депутатов. Далее, были выдвинуты другие предложения (в основном, от фракции ЛДПР) различного содержания. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству ГД счёт нужным не рассматривать такие поправки и не выносить их на обсуждение Думы. Комитет посчитал эти предложения – конституционными поправками, а следовательно – к числу правомочных субъектов отдельные парламентарии не относятся, а лишь депутатские группы, численность которых не менее 90 человек. Рассмотрим практический порядок принятия поправок к Конституции на реальном примере: «19 ноября 2008 года Госдума во втором чтении утвердила поправки к Конституции. За поправки проголосовал 351 депутат, против — 57 депутатов. Фракция ЛДПР в голосовании не приняла участия, после того как Дума 317 голосами согласилась с мнением Комитета, что поправки отдельных депутатов к закону не должны рассматриваться» [2]. «21 ноября 2008 года Госдума в третьем чтении утвердила поправки. Решение поддержали 392 депутата (из фракций «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР), против проголосовали 57 депутатовкоммунистов, воздержавшихся не оказалось» [2].
«26 ноября 2008 года Совет Федерации одобрил поправки (144 — за, 1 — против, воздержавшихся нет), после чего они были направлены на утверждение законодательным собраниям в регионах» [2]. «16 декабря 2008 года был преодолен необходимый для вступления в силу поправок порог в две трети региональных парламентов, то есть одобрение произошло в более, чем 56 субъектах. К 18 декабря 2008 года парламенты всех 83 регионов страны одобрили поправки в Конституцию» [2]. «22 декабря 2008 года Совет Федерации принял постановление № 473-СФ «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» (опубликовано 31 декабря 2008 года). Тем самым Совет Федерации установил, что данные поправки были рассмотрены надлежащим образом, а также утвердил решение субъектов федерации об одобрении поправок в Конституцию РФ» [2]. «30 декабря 2008 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал законы о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации» [2]. «31 декабря 2008 года в Российской газете, Парламентской газете опубликованы Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» [2]. В них предусмотрено, что они вступают в силу со дня официального опубликования после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Согласно первому был увеличен срок полномочий Президента РФ до шести лет, а Государственной Думы до пяти (со следующих выборов). Согласно второму Правительство обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. «21 января 2009 года в Российской газете был опубликован полный текст конституции Российской Федерации с учётом поправок. Поправки вступили в силу уже с момента официального опубликования 31 декабря 2008 года» [2]. «7 октября 2013 года президент РФ В. В. Путин внёс в Государственную Думу законопроект» [2] о поправке к Конституции РФ, которая предусматривает «объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда, а также расширяет полномочия Президента РФ по кадровым назначениям в прокуратуре» [2]. 22 ноября 2013 года законопроект был принят Государственной Думой, а 27 ноября 2013 года одобрен Советом Федерации. Также, был установлен определенный срок в 6 месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд должен быть упразднён, его вопросы его деятельности должны быть переданы Верховному Суду РФ. В начале 2014 года председатель Либерально-демократической партии – ЛПДР – В. Жириновский подготовил проект закона, который наделяет Президента правом направлять в Совет Федерации своих представителей, на пожизненный период. Их число составит не более 10% от общего состава СФ. Предлагаемые изменения затрагивают ч 2. ст. 95 Конституции РФ. 7 марта 2014 года группа парламентариев в количестве 91 человека