Файл: Тольяттинский государственный университет Институт права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государственные учреждения и должностные лица должны отвечать за каждое свое решение и действие перед всеми гражданами.

К принципам конституционного строя России относятся: государственный суверенитет, приоритет прав и свобод человека и гражданина, демократизм, федерализм, единый и равный характер гражданства, местное самоуправление и т.д.

Политическая свобода всех граждан должна быть реализована и защищена. Все граждане должны иметь возможность свободно участвовать в формировании политических мнений и в выборах, каждый должен иметь возможность самим стать политически активным.

Положение о том, что закон исходит от народа, не означает, однако, что большинство граждан может решать, чего они хотят и как они этого хотят. Для демократического принципа принципиально важно обеспечить политическую свободу всех граждан. Поэтому важно, чтобы все решения принимались с использованием четко регламентированных процедур. Точно так же должны быть защищены права тех, кто находится в меньшинстве.

Отметим Конституцию Австрии, которая гласит, что демократия должна быть в первую очередь парламентской демократией. Парламенты на федеральном уровне и уровне штатов должны принимать законы и контролировать правительство в четко регулируемых и прозрачных процедурах. Это дополняется различнымивозможностями для граждан напрямую участвовать вполитическом процессе, например: Народная инициатива или референдум. В Российской Федерации нет штатов, исключительно федерализм.

Республиканский принцип имеет второе значение. Термин «республика» происходит от латинского «res publica». Это означает государство, которое привержено «общему делу» всех граждан, то есть общему благу. Согласно этой концепции, государство не рассматривает граждан как «злую силу», а формируется всеми гражданами вместе. Граждане избирают из своей среды должностных лиц государства, ответственных перед всеми гражданами.

В федеративном государстве существует не только разделение на различные административные районы, но и граждане также имеют право участвовать в политической жизни своего федеративного государства.

Федеральные конституционные законы гарантируют существование федеративных земель и их участие в федеральном законодательстве и управлении. Они также обеспечивает важные основы для политических институтов федеративных земель. Особое значение имеет так называемое «распределение полномочий». Он определяет, кто несет ответственность за какие сферы ответственности в государстве, т.е. где должны быть единые положения для всей страны, и какие вопросы могут регулироваться поразному в зависимости от потребностей отдельных федеральных земель.


Другой основополагающий принцип - верховенство закона. В отличие от других принципов, он не резюмирован в одном предложении, а взят из всего конституционного текста. Иногда его еще больше дифференцируют, и тогда говорят о верховенстве закона, либерализме и принципе разделения власти.

Это всегда об отношениях между человеком и государством. В условиях верховенства закона правление посредством демонстрации силы, произвола и насилия должно быть заменено обязательной силой закона. В правовом государстве государство и его должностные лица могут действовать только на основании правовых норм. Вы можете делать только то, что позволяет закон, и больше ничего. Верховенство закона очень четко ограничивает власть государства и предусматривает строгие процедуры для всех действий государства и его должностных лиц.

Таким образом, основой верховенства права является, прежде всего, законность всех действий государства. Вот почему «Все государственное управление может осуществляться только на основании закона».

Кроме того, существуют основные права человека, которые призваны обеспечить свободу всех людей, живущих в государстве. Вот почему говорят о «либеральном принципе». Ни один закон не может противоречить основным правам; все законы также должны подлежать исполнению в судах.

В конце концов, варианты действий государства в правовом государстве разделены между множеством различных агентств (государственных органов). Это должно обеспечить взаимный контроль и предотвратить концентрацию власти государства на немногих. Это реализуется вразделении государственной власти, «принциперазделения властей».

Основные принципы конституции составляют основу политики, управления и права в России. Следовательно, не должно быть возможности изменить их просто и небрежно. Если изменить один из этих принципов, то это уже «полное изменение» конституции.

Глава 2. Актуальные вопросы конституционного законодательства Российской Федерации



1.3 Закрепление конституционного строя в конституции

Российской Федерации




«Начиная со второй половины 1980 годов в СССР закладываются основы глобальных перемен всех сфер жизнедеятельности государства – идеологии, экономики, политики. На рубеже 1990-1991 годов социальноэкономический строй СССР приобретает капиталистическую направленность: постепенно разрешается наличие частной собственности, расцветают фондовые и валютные рынки на подобие западной модели устройства государства. Итогом подобного развития становятся августовские события 1991 года и последующий распад Советского Союза в декабре 1991 года в связи с чем страна вновь начинает нуждаться в новой Конституции» [23]. «Еще в 1990 году был проведен съезд народных депутатов РСФСР, где была собрана Конституционная комиссия, которой и поручили разработать новую редакцию Конституции в соответствии с происходящими в стране переменами. В итоге на VI съезде народных депутатов была одобрена новая редакция Конституции, которая была совсем иной, по сравнению с содержанием Конституции РСФСР 1978 года. В редакции Конституции 1978 года были указаны следующие положения: федеративное устройство государство было ассиметричным и состояло из самостоятельных государств – автономных областей. Сама государственная власть состояла из двух ступеней – парламента и двухпалатного Верховного Совета. Отдельно стоит выделить содержание статьи 104, в которой закреплялось следующее положение: «Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР. Верховный Совет РСФСР правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению РСФСР. Принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР; утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Советом РСФСР. Законы РСФСР принимаются Верховным Советом РСФСР или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета РСФСР» [43].

В новом проекте Конституции на 1990 год значились такие ключевые положения как: государственный суверенитет, власть народа, признание прав человека и гражданина наивысшей ценностью государства, принятие политического плюрализма, наличие системы разделения властей и пр.


«При разработке положений новой Конституции было два подхода к ее формированию. Обе точки зрения были схожи в том, что обе предлагали наличие сильной президентской власти и получавшего свои полномочия в ходе всенародного голосования. Но далее мнения расходились по следующим основаниям. Одна точка зрения была закреплена за положением о том, что Президент должен быть назначен главой исполнительной власти и возглавлять правительство и осуществлять руководство всем аппаратом федеральной исполнительной власти. При этом отсутствовала должность председателя правительства и само правительство в целом, поскольку все его функции были возложены на Президента» [1].

Другая точка зрения напротив, предлагала не только утвердить правительство, но и ограничить власть Президента и заставить его быть подотчетным перед парламентом.

«Конституционный кризис России 1993 года вылился в виде вооруженного конфликта и последующим роспуском Съезда народных депутатов и Верховного совета. Для предотвращения еще больших массовых волнений и беспорядков было принято решение о принятии Конституции путем всенародного голосования, которое состоялось 12 декабря 1993 года

За одобрение проекта Конституции проголосовало 58,43% граждан, и она была принята и уступила в свое законное действие со дня официального опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года» [26].

Новая Конституция была принята на основании и соблюдении следующих принципов:

  • Демократизация и полнота власти народа. Данный принцип нашел свое отражение в статье 3 Конституции, где указано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

  • Законность и строгое соблюдение и соответствии требованиям законодательства. Данный принцип раскрывается статьей 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». 3. Равноправие всех граждан и гарантия соблюдения их прав и свобод. Статья 19 Конституции РФ декларирует: «Все равны перед законом и судом».

  • Гуманизм. В соответствии со статьей 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

  • Единство всего государства. Не смотря на многонациональность российского государства, оно признается единым и сплоченном на всей территории, о чем в Преамбуле к Конституции РФ сказано, что: «многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле сохраняет исторически сложившееся единство и возрождает суверенную государственность России утверждая незыблемость ее демократической основы». При этом основы, заложенные в Преамбуле более конкретно раскрываются в статьях Конституции России: в статье 8 обеспечивается единство экономического пространства; в статье 67 утверждается единство территории; в статье 68 устанавливаются единый государственный язык государства – русский; в статье 74 устанавливаются таможенные границы, пошлины и сборы по всей территории России; в статье 75 устанавливается единая валюта на территории государства – рубль.

  • Равноправие и самоопределение народов. Этот принцип также указывает на сплоченность всей обширной территории российского государства, которое объединило в себе различные национальности. Уже в Преамбуле Конституции обращается внимание на данный факт следующими словами: «многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земли» и далее в статьях, делается акцент на сплоченность и объединенность многонационального народа России, который воспринимается как единое целое. Так, в статье 5 Конституции указывается, что все субъекты равноправны; в статье 73 указывается, что «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти»; в статье 66 Конституции РФ говорится о том, что «Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом». Кроме того, отдельно стоит обратить внимание на статью 69 Конституции РФ, в которой сказано, что «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации», что еще раз подчеркивает уважение всех народов на территории государства.

  • Распределение государственной власти. Суть данного принципа состоит в том, что впервые за всю историю Конституций России законодательная власть разделяется на три независимых ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Утверждено данное положение для того, что каждая из имеющихся ветвей власти была свободна в осуществлении своей деятельности и не испытывала давления со стороны иных ветвей власти. Так, статьей 10 Конституции РФ установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны», а статьей 11 Конституции предусмотрено, что «1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».

  • Признание идеологического многообразия и многопартийности. Опять же, впервые за всю историю становления Конституционности в России впервые устанавливается подобный принцип. В статье 13 Конституции сказано: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».


Проанализируем основные изменения, внесенные в Конституцию 1993 года. В соответствии с содержанием статьи 134 ныне действующей Конституции РФ предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской

Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

В соответствии с положением статьи 135 Конституции РФ 1.

положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность

Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой

Конституции Российской Федерации, который принимается

Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

При этом поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 136 Конституции РФ.

Самое значимое количество изменений в Конституцию было внесено по поводу статьи 65 Конституции РФ. Согласно статье 137 Конституции, Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.