Файл: Тольяттинский государственный университет Институт права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
внесла в нижнюю палату ФС данный законопроект, который 12 марта был размещён на электронной базе данных Госдумы. 23 мая 2014 г. Госдума и 28 мая 2014 г. Совет Федерации одобрили проект Закона о поправке к Конституции РФ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Закон считается принятым с 28 мая 2014 года и вступает в силу, если его одобрят представительные органы не менее чем двух третей субъектов Федерации. 9 июля 2014 года Совет Федерации утвердил итоги рассмотрения регионами предлагаемой поправки (о ней поступили положительные отзывы от всех 85 субъектов РФ). 21 июля Президент Путин подписал данный Закон РФ (от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), а на следующий день он был опубликован на Официальном портале правовой информации, и вступил в силу. Согласно поправке - в Совет Федерации войдут представители РФ, которых назначит глава государства. Их число не должно превышать 10 процентов от числа членов Совета Федерации, представляющих региональные органы государственной власти. Поправка запрещает вновь избранному Президенту в свой первый срок освобождать от должности таких представителей, если они были назначены до его вступления в должность. Исключения могут быть предусмотрены федеральным законом. Ну и конечно же нельзя обойти стороной конституционные поправки, принятые в прошедшем 2020-м году. В начале 2020 года президентом Владимиром Путиным был предложен законопроект № 885214-7 о поправке к Конституции, в марте 2020 он был принят (206 изменений в главы 3—8). Коррективы вступили в силу как одобренные большинством участников общероссийского голосования. Как уже отмечалось, федеральный закон о поправке принимается тремя четвертями и двумя третями, законодательными собраниями субъектов Федерации. Региональные парламенты обязаны рассмотреть федеральные поправки в течении одного года. Так, например, в рамках установленных процедур, и проходило принятие «президентских поправок» летом 2020 года. Как заявила Элла Памфилова, глава Центральной избирательной комиссии РФ, по вопросам принятия президентских поправок летом 2020 года: «Уже итак мы все понимаем, что та процедура, в соответствии с ныне действующей Конституцией, которая проходила, она уже легитимизирует те поправки, которые приняты. Она абсолютно легитимна, уже, исходя из того, что легитимно избранными Государственной Думой и Советом Федерации, и нашими законодательными собраниями субъектов Российской Федерации, двумя третями и тремя четвертями, приняты уже эти поправки. Уже, сам по себе этот процесс легитимен. И только можно отнестись с большим уважением к тому, что президент на этом не остановился, а его политическая воля и желание услышать, не предусмотренное ныне действующей Конституцией, мнение народа. Дополнительно, он на это пошёл и это достойно большого уважения!» Общероссийское голосование» вообще не предусмотрено действующим законодательством и не имеет никаких практических последствий, а является сугубо методом создания видимости общенародной поддержки поправок. «Президентские поправки» имели следующее содержание: 1. Поправка о новых требованиях к главе государства - Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в стране не менее 25 лет (ранее – не меньше 10 лет), не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство. 2. «Президент РФ, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности обладает неприкосновенностью. Бывшие президенты обладают неприкосновенностью. Этого права экс-главу может лишить только Совет Федерации» [85]. «Такое уже случалось во Франции, Киргизии и Армении: бывших президентов лишали неприкосновенности и отправляли под следствие. Экс-лидер Киргизии Алмазбек Атамбаев приговорен к 11 годам лишения свободы за коррупцию» [85]. 1. «Поправка об обнулении сроков президентства (об этом выступила депутат Терешкова на заседании Государственной Думы и, по мнению ряда политических деятелей, именно это и было целью голосования за единый пакет поправок)» [85]. «Действующее законодательство ограничивает число сроков, в течение которых лицо может занимать должность Президента Российской Федерации и применяется без учета сроков на момент вступления в силу поправки к Конституции. Президенту нельзя занимать пост более двух сроков, но предыдущие сроки действующего главы государства не считаются. Это правило
позволяет Путину не учитывать число сроков, в течение которых он занимал эту должность» [85]. Иначе говоря, Путин сможет снова избираться в 2024 году и занимать этот пост еще два срока. Многие считают, что поправки в конституцию были внесены именно ради этого пункта [85]. 3. Поправка о суверенитете России. «Любые действия, которые могут нарушить суверенитет страны, в том числе, призывы к «отчуждению части территории РФ», будут наказуемы. Если поправки примут, то за призывы об отделении или возврате российских территорий, например, Крыма Украине или Курильских островов Японии можно будет получить наказание» [85]. 4. «Поправка о приоритете российской конституции над решениями межгосударственных органов» [85]. Эта поправка даст возможность российским властям не исполнять отдельные решения международных судов со ссылкой на «неверное» истолкование международных договоров. 5. Поправка о защите семьи и детства, союзе мужчины и женщины. «Поправка запрещает однополые браки. КС утверждает, что формулировка «брак — это союз мужчины и женщины» законна. Есть два основания: положение о том, что «одно из предназначений семьи — рождение и воспитание детей», и отсутствие поддержки однополых пар» [85]. 6. Поправка о единстве, Боге и исторической правде. «В обществе эта поправка широко обсуждается, потому что Россия — светское государство, а упоминание бога может привести к укреплению института православия. КС так не считает, потому что в поправке не указано имя Бога. Поправка об исторической правде уже частично указана в Уголовном кодексе. Пункт УК РФ запрещает реабилитацию нацизма и «распространение неуважительных сведений о памятных датах России» [85]. Иными словами, историческая цензура станет жестче. Также, иные предложения в составе «пакета поправок к Конституции». Следует отметить, что «Общероссийское голосование» по поправкам не происходило за конкретную поправку – конкретным ответом, а общим форматом за единый пакет конституционных поправок. Итак, некоторые инициативные группы предлагали альтернативные поправки к настоящей Конституции, в прошедшем 2020 году. Так, например, Коммунистическая партия России - КПРФ предлагала закрепить в Конституции пенсионный возраст старого образца, отображая собой принцип социального государства, чтобы изменение данного решения было вопросом изменения самой российской Конституции. Некоторые поправки включали в себя набор различных предложений федеральных политических партий (поправка о русском народе, от КПРФ). Следует отметить, что в случае появления нового субъекта Федерации (в результате принятия в состав России какой-либо территории, упразднения и иного изменения существующих субъектов) либо изменения его статуса, должен быть принят Федеральный конституционный закон, предусматривающий соответствующее изменение действующей Конституции (статья 65). «Статья 137 предусматривает, что в случае простого изменения наименования субъекта, данное действие (включение нового наименования и исключение прежнего) осуществляется указом Президента России без участия Федерального Собрания» [57]. Незадолго до предложения о поправках к Конституции ряд политологов называл переписывание Конституции под действующего президента одним из наиболее вероятных сценариев решения «проблемы 2024». Таким образом, был раскрыт механизм принятия поправок к Конституции и рассмотрена история некоторых из них.



Заключение




Проведенное нами исследование в области конституционного права выявило, и в очередной раз подчеркнуло факт молодости нашего государства. Граждане, проживающие исконно на территории России, привыкли чувствовать себя «внутри» государства, но само государство – демократическая Россия – в настоящее время еще слишком молодо, чтобы строго судить его за недочеты в организации управления. Согласитесь, с момента принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году прошло всего 24 года, а с момента начала проведения реформы местного самоуправления 2003 года – еще меньше – 15 лет. Для такого срока еще естественны выявленные недочеты и огрехи заложенных правил строительства муниципального и конституционного характера, хотя нельзя не оставить без внимания, что подобного рода шаги требуют огромной ответственности и скрупулёзной проработки каждого правового шага, а даже самый малый промах может обернуться большой трагедией.

Пройдя путь истории с Конституцией 1993 года в ходе нашего исследования, было установлено, что поправки, внесенные за это время в Конституцию, нельзя назвать глобальными. Даже наоборот, некоторые из них носили «торжественный характер», например, присоединение Крыма в 2014 году.

В первой главе рассматриваются понятие, принципы и закрепление конституционного строя

«Конституционный строй, будучи продуктом гражданской революции, с момента конституционного закрепления начинает жить самостоятельной жизнью, полностью исключающей его насильственное изменение. С этого момента конституционный строй, продолжая быть объектом политики и полем политических битв, становится не только политическим, но и юридическим понятием. Более того, конституционный строй образует стержень национальной правовой системы» [6].

«Конституционный строй есть сложное и многофункциональное политико-юридическое понятие, противоречивость которого имеет глубокий философский смысл. Конституционный строй — это и цель, и средство, и процесс, и результат. [7] Причем эти «точки измерения» конституционного строя меняются местами в зависимости от того
, в интересах какого субъекта политики он «измеряется» [2]. Если определенный политикоконституционный субъект (партия, президент, парламент и сам народ) добивается изменения соотношения политических сил (то есть изменения сущностных характеристик конституционного строя), то достигнутое качество конституционного строя из цели превращается в результат, а соответствующий субъект из «революционного» превращается в «консервативный» [8]. Реформаторская и стабилизирующая функции перераспределяются между субъектами конституционного процесса, являющегося легальным средством перераспределения конституционных интересов и борьбы за них» [6].

Основные принципы конституции составляют основу политики, управления и права. Следовательно, не должно быть возможности изменить их просто и небрежно. Если изменить один из этих принципов, то это уже «полное изменение» конституции.

Чтобы такое общее изменение было внесено, оно должно быть одобрено двумя третями членов Национального совета. Кроме того, в соответствии с законодательной процедурой парламента необходимо провести референдум по предложенной поправке. Такое изменение может быть осуществлено только с согласия большинства граждан.

Все внесенные поправки к Конституции, можно сделать вывод о том, что все они были необходимы в связи с развитием правового государства, а не кардинальной сменой направления осуществления государственной политики внутри страны, как это было в ранних Конституциях России. Следовательно, наше государства приобрело некоторую стабильность в своем политическом и правовом направлении построения развитого конституционного государства и с течением времени лишь упрочняет его.

Во второй главе идёт анализ народовластия, как элемента конституционного строя

«Сущностью конституционного строя является народовластие.

Качество народовластия проявляется прежде всего в характере выборов и в том, какие люди облекаются властью с помощью института выборов.

Зачастую самые лживые, непорядочные. Но с деньгами и связями.

Если формула ст. 3 Конституции РФ о народе как источнике власти – не фикция, то требуется развитие реальных форм народовластия и контроля над властью.

Избирательное законодательство, наряду с законодательством о представительных органах власти, является ядром конституционного строя каждого государства, а потому и должно приниматься квалифицированным большинством как обеих палат Федерального Собрания РФ, так и квалифицированным большинством законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.