ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 537
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48
Тема 6: «Личные деньги»
Текст для чтения:
88% родителей Великобритании выдают детям карманные деньги строго по плану: с
6,5 лет - в среднем 1,5$ (около 96 рублей) в неделю, 17-летнему подростку - 10$ (около 640 рублей) в неделю. С 10 лет – дети начинают подрабатывать. Расходы у индийских и египет- ских детей – примерно, 120-160 рублей в неделю. В Германии законодательно решен вопрос о количестве карманных денег в неделю: до 6 лет- 50 центов (около 36 рублей), 7 лет -1,5-2 евро (около 108-144 рубля), 10 лет - 10-12 евро (около 720-864 рубля), 13 лет – 20 евро (около
1440 рублей), 15 лет – 25-30 евро (около 1800-2160 рублей). Покупательная способность де- тей в среднем 7,5 млрд евро (около 540 млрд. рублей) в год. В России, в среднем, школьник получает примерно 750 рублей в неделю. Карманные расходы у норвежских школьников —
4 600 рублей в неделю. Но,60% норвежских детей откладывают часть полученных денег.
Задания:
1.
Определите жанр текста
18 2. Назовите тему и основную мысль в тексте.
3. Объясните причины того, что индийские и египетские дети тратят меньше всего карман- ных денег? (Индия и Египет это южные страны со слабой экономикой; возможно, отсутству- ет традиция давать большое количество денег; родители мало зарабатывают).
4. Составьте таблицу: «Карманные деньги в разных странах».
Вопросы для обсуждения:
- В какой стране школьники тратят больше всего карманных денег?
- Как в Германии решили вопрос о излишних тратах детей?
- По какому курсу по отношению к рублю были рассчитаны евро и доллар?
- Сколько нужно карманных денег пятикласснику?
- На что лучше потратить карманные деньги?
Вопросы для поиска в интернете:
- Копить или тратить?
Тема 7: «Сколько стоит «своѐ дело»?»
Текст для чтения:
В пекарне «Хлебница» нужно не только изготовить булки, но и оплатить работу хле- бопѐков и водителей.
Для производства изготовления булок пекарне нужно было: муки – 3 мешка по 1000 рублей,
18
(статистическая справка).
49 яиц – 10 десятков по 50 рублей за десяток, масла – 8 кг по 400 рублей, сахар – мешок за 2000 рублей.
В пекарне работало 3 хлебопѐка. Каждый хлебопѐк должен получить 1000 рублей.
Для транспортировки хлеба необходимо 2 машины. Работа каждого водителя стоит 1000 рублей.
Задания:
1. Составьте таблицу расходов на изготовление булок и оплату персонала.
2. Определите, сколько нужно произвести булок по цене 30 рублей за штуку, чтобы окупить все расходы? (Индия и Египет это южные страны со слабой экономикой; возможно, отсут- ствует традиция давать большое количество денег; родители мало зарабатывают.)
3. Предложите свои варианты, как можно быстро продать булки, не снижая цены.
Ответ: Расходы на изготовление булок - 7900 рублей. Оплата персоналу 5000 рублей.
Текст для чтения:
Представьте, что семья Фѐдоровых решила заняться бизнесом: шить постельное бе- льѐ. Для этого они оборудовали одну из комнат в своей квартире. Наталья Павловна шила, а
Иван Степанович продавал комплекты постельного белья на рынке и делал все необходимые закупки. Прежде чем зарегистрировать свой бизнес, Фѐдоровы решили просчитать свои бу- дущие доходы и расходы.
1. В каком из вариантов их бизнес будет выгодным? Ответ объясни.
А) Если их ежемесячные расходы составят 50 тыс. руб., а продавать они будут в месяц по 12 комплектов по 800 руб., 30 комплектов по 1000 руб. и 16 комплектов по 1200 руб.
Б) Если их ежемесячные расходы составят 45 тыс. руб., а продавать они будут в месяц по 30 комплектов по 800 руб., 5 комплектов по 1000 руб. и 4 комплекта по 1200 руб.
В) Если их ежемесячные расходы составят 55 тыс. руб., а продавать они будут в месяц по 10 комплектов по 800 руб., 5 комплектов по 1000 руб. и 30 комплектов по 1200 руб.
19 2. Стали бы вы начинать свое дело в выгодном варианте? Ответ обоснуйте.
Ответ:
Вариант А – выгоден: доход 58800 руб., расход 50 тыс. руб., прибыль – 8800 руб.
Вариант Б – невыгоден: доход 33800 тыс. руб., расход 45 тыс. руб., убыток – 11200 руб.
Вариант В – невыгоден: доход 49000 тыс. руб., расход 55 тыс. руб.
Вопросы для поиска в интернете и обсуждения:
- С какими расходами столкнется бизнесмен, открывая свое дело?
19 Я – предприниматель // URL: https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/200394470 (дата обращения:20.04.2019).
50
- Что нужно изучить бизнесмену прежде всего, перед тем, как начинать производство?
6 класс
Тема 1: «Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные»
деньги. Фальшивые деньги: история и современность»
Текст для чтения:
________________ — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исто- рию монетной чеканки и денежного обращения.
«В Воронежской области двое мужчин были задержаны по подозрению в мошенниче- стве с использованием сувенирных денег. Установлено, что 30-летние мужчины купили в киоске сувенирные тысячные банкноты, на которых вместо надписи «Билет Банка России» значилось «Билет Банка Приколов». На каждой купюре красным шрифтом было написано, что она не является платежным средством. Однако старики, как правило, соглашались при- нять эти купюры в качестве платы за ведро картошки стоимостью 100 рублей. Забрав кар- тошку и 900 рублей сдачи, мошенники уходили»
20
Задания:
1. Вставьте пропущенное слово.
2. Можно ли привлечь мужчин к уголовной ответственности за подделку билетов Банка Рос- сии? (Ответ обоснуйте).
3. Как называется преступление, в котором подозревались мужчины?
Ответ: 1. Нумизматика. 2. Нет, так как сувенирные деньги являются товаром, и их хранение не преследуется законом. 3. Мошенничество.
4.Рассмотрите таблицу и озаглавьте еѐ.
Вопросы для обсуждения:
- Какую информацию можно получить из этой таблицы? Где и как еѐ можно использовать?
- Из каких металлов делались мелкие монеты в России?
20 Лебедева А. Сувенирные денежные купюры. Кто пострадал и что собираются делать? // URL: https://shkolazhizni.ru/money/articles/47146/
51
Задания:
1. Пользуясь информацией из интернета, объясните, с чем связано хождение в 1917 г. в Рос- сии пенни? Создайте на своей странице в социальной сети сообщение об этом факте.
2. Почему копейки с большим номиналом стоят дороже? Ответ обоснуйте.
3. Придумайте три вопроса по данным в таблице.
Ответ: 2. Серебро и медь. 3. Пенни ходили в Финляндии, которая с 1809 до 1917 года входи- ла в состав России.
Вопросы для поиска в интернете и обсуждения:
- Почему появились фальшивые деньги?
- В чем опасность фальшивых денег?
Тема 2: «Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она
разная? От чего это зависит?»
Задания:
1.Решите задачу.
Основной доход семьи Ивановых равен 70,5 тыс. руб. Он складывается из заработной платы папы в размере 30 тыс. руб., заработной платы мамы – 18 тыс. руб., стипендии сына –
1500 руб. и пенсии бабушки – 13 тыс. руб. Кроме того, семья Ивановых сдаѐт дом в аренду с ежемесячной оплатой в 8 тыс. руб.
Рассчитайте, какую долю (в %) от общего дохода семьи за месяц составляют:
1) заработная плата всех членов семьи;
2) стипендия, пенсия;
3) другие источники дохода
21 2. Сформулируйте проблему, описанную в тексте.
3. Выделите информацию, которая имеет принципиальное значение для решения про- блемы.
4. Рассчитайте доходы и расходы вашей семьи. Подумайте, есть ли варианты увели- чения доходов вашей семьи и сокращения ее расходов.
5. Зайдите на сайт, посвящѐнный Конституции Российской Федерации
(www.constitution.ru), и найдите статью 37 . Какими правами Конституция наделяет гражда- нина России в этой статье? Что это означает для вас лично?
6. Зайдите на сайт, посвящѐнный Трудовому кодексу Российской Федерации
(www.zakonrf .info/tk), и найдите статью 63 .Что там написано о том, с какого возраста и при
21 Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. С. 28.
52 каких условиях несовершеннолетний может самостоятельно заключать трудовые договоры
(то есть устраиваться на работу)?
7. Представьте, что вы профессионально занимаетесь танцами. Вам предложили вы- ступить на празднике и пообещали заплатить 1000 руб. Можете ли вы самостоятельно ре- шить этот вопрос? Если можете, то почему? Если не можете, то кто за вас должен об этом договориться?
8. Представьте, что вы окончили школу и вам предложили работать продавцом в про- дуктовом магазине за 15 000 руб. в месяц. Ваши родители настаивают на том, чтобы вы по- шли учиться в колледж или институт. Какой вариант вы выберете и почему?
Вопросы для обсуждения:
- Почему взрослые говорят, что нужно учиться всю жизнь?
- Если ребѐнок, участвуя в конкурсе, победил и получил денежный приз, должен ли он отда- вать его родителям?
22
Тема 3: «Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль,
дивиденды»
Задания:
1. Зайдите на портал «вашифинансы.рф» (https://вашифинансы.рф) и посмотрите ви- деоролик о том, что такое потребительский кредит: Главная страница → Библиотека → Кре- диты и займы → потребительское кредитование → Комплект материалов «потребительский кредит» → видеоролик «Потребительский кредит: правила использования и права заѐмщи- ка». На основе этого видеоматериала подготовьте краткое сообщение на тему «стоит или не стоит брать кредит в банке?».
2. Зайдите на сайт любого банка и проверьте, участвует ли эта финансовая организа- ция в программе государственного страхования вкладов . с помощью онлайн-калькулятора на сайте подсчитайте возможные доходы от открытия вклада (депозита) в этом банке.
3. Представьте, что ваши родители решили взять кредит на покупку нового автомоби- ля. Они собрались пойти в банк, который находится в соседнем доме, и там оформить кре- дит, но вы предложили воспользоваться интернетом и поискать в вашем районе более вы- годный по условиям кредитования банк. Какие действия вы будете предпринимать, чтобы найти нужные сведения в сети?
23 4. Человек хочет сдать квартиру за 25 тыс. р. в месяц. На какую сумму в этом случае увеличится его годовой бюджет, если подоходный налог составляет 13%?
22 Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразо- ват. орг. – М.: ВАКО, 2018. С. 44-45.
23 Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразо- ват. орг. – М.: ВАКО, 2018. С. 172-173.
53
Ответ: На 255 тыс. р
24
Вопросы для поиска в интернете и обсуждения:
- Какую роль играют банки в современном обществе?
- Нужно ли брать кредиты на покупку всего, что хочется, или следует копить и не жить в долг? Приведите аргументы за и против каждой из этих возможностей.
- Где лучше хранить свои сбережения: дома или в банке?
- Как облегчить жизнь с помощью банков? Какие дополнительные услуги предлагают банки сегодня?
25
Тема 4: «Социальные выплаты: пенсии, пособия»
Задания:
1. Зайдите на сайт Фонда социального страхования РФ (www.fss.ru). Найдите раздел
«Телефоны горячих линий в региональных отделениях фонда» (www.fss.ru): Главная страни- ца → Обращение в Фонд. На карте России найдите свой регион. В случае возникновения ка- кого-либо вопроса по социальным пособиям вы можете подсказать родителям, куда обра- титься за консультацией.
2. Представьте, что ваш папа сломал ногу и его положили в больницу . Какой доку- мент он должен оформить, чтобы на работе оплатили его отсутствие по уважительной при- чине?
2. В семье Саши Фѐклина мама и папа работают на заводе по производству металло- конструкций. В связи с экономическим кризисом руководству предприятия пришлось уво- лить часть сотрудников. Мама Саши была уволена, а папа продолжил работать. Имеет ли право мама Саши на получение социального пособия? если да, то какого и почему? Чтобы подробно узнать об этом, найдите информацию на сайте Фонда социального страхования РФ
(www .fss .ru)
26 3. В семье Маши пять человек. Бабушка и дедушка получают пенсии по 11 тыс. руб., папа работает программистом и получает зарплату в размере 27 тыс. руб., мама работает в магазине, еѐ зарплата составляет 18 тыс. руб. Кроме этого, семья сдаѐт дачу в аренду за 10 тыс. руб. в месяц в течение трѐх летних месяцев.
Определите:
1) общий годовой доход семьи Маши;
24 Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. С. 20, 22.
25 Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразо- ват. орг. – М.: ВАКО, 2018. С. 172-173.
26 Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразо- ват. орг. – М.: ВАКО, 2018. С. 152.
54 2) какую долю (в %) в годовом доходе семьи составляет каждый вид дохода
27
Вопросы для поиска в интернете и обсуждения:
Для чего государство обеспечивает граждан социальными пособиями?
Нужно ли помогать многодетным семьям? Если да, то как?
Какую помощь должно оказывать государство и общество инвалидам?
28
Тема 5: «Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?»
Текст для чтения:
Способы заработка шестиклассниками. а) разовой работы взрослые вас могут попросить:
освободить балкон или гараж от старых вещей;
купить продукты по списку;
погулять с домашним питомцем… б) если ты парень, то можешь создавать:
деревянные и кожаные изделия: бабочки, кошельки, часы;
аксессуары для интерьеров в стиле «Loft» и «Hi-tech»;
объемные картины из разных материалов… в) если ты девушка, вот ряд классных идей hand-made для тебя:
букеты из конфет и игрушек;
оригинальные куклы ручной работы;
фигуры и поделки из полимерной глины;
деревья из бисера, зерен кофе и других материалов…
Задания:
1. Предложите свои способы и продолжите списки возможного заработка.
2. Определите признаки наѐмного работника и предпринимателя. Впишите в таблицу номе- ра признаков наѐмного работника и предпринимателя.
Наѐмный работник
Предприниматель
Варианты ответов. Признаки:
1) его трудовая деятельность осуществляется согласно набору правил, установленному пред- приятием;
2) открывает своѐ дело в надежде получить прибыль;
27 Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. С. 51.
28 Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. С. 152-153.
55 3) ресурсы (инструменты, помещения, техника), необходимые для выполнения работы, не являются собственностью этого человека;
4) принимает на себя риск ведения дела;
5) заключает письменный трудовой договор, контракт с руководителем предприятия об условиях трудовой деятельности и условиях оплаты труда;
6) создаѐт предприятие и управляет им;
7) за выполненную работу получает оговорѐнную при найме плату;
8) не несѐт личной ответственности за успешность функционирования предприятия
29
Ответ:
Наѐмный работник
Предприниматель
1,3,5,7,8 2,4,6 3. Найдите в интернете пословицы и поговорки про профессии
Вопросы для поиска в интернете и обсуждения:
- Какими качествами необходимо обладать предпринимателю, чтобы быть успешным?
- Какого человека можно назвать богатым (бедным)? Ответ обоснуйте.
1 2 3 4 5 6