ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 536
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40 гую (текст в схему, таблицу, карту и наоборот).
Составить аннотацию, рекламу, презентацию.
Предложить варианты решения проблемы, обосновать их ре- зультативность с помощью конкретного предметного знания.
Привести примеры жизненных ситуаций, в которых опыт ре- шения данных проблем позволить быть успешным, результа- тивным.
Составить алгоритм решения проблем данного класса.
Сделать аналитические выводы. граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты.
Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки.
Памятки с алгоритмами реше- ния
8 класс
Уровень оценки в рамках предметно- го содержания
Учим оценивать и
принимать реше-
ния
Принимает реше- ние на основе оценки и интерпре- тации информации
Оценить качество представленной информации для решения личных, местных, национальных, глобальных проблемы.
Предложить пути и способы решения обозначенных проблем.
Спрогнозировать (предположить) возможные последствия предложенных действий.
Оценить предложенные пути и способы решения проблем, вы- брать и обосновать наиболее эффективные.
Создать дорожную (модельную, технологическую) карту ре- шения проблемы.
Тексты, задачи, ситуации
Карты: модельные, технологи- ческие, ментальные, дорожные
9 класс
Уровень оценки в рамках метапред- метного содержа- ния
Учим действовать
Оценивает инфор- мацию и принима- ет решение в усло- виях неопределѐн- ности и многоза- дачности
Сформулировать проблему (проблемы) на основе анализа си- туации.
Выделить граничные условия неопределѐнности многозадач- ности указанной проблемы.
Отобрать (назвать) необходимые ресурсы (знания) для реше- ния проблемы.
Выбрать эффективные пути и способы решения проблемы.
Обосновать свой выбор. Доказать результативность и целесо- образность выбранных способов деятельности.
Типичные задачи (задания) ме- тапредметного и практического характера.
Нетипичные задачи (задания) метапредметного и практиче- ского характера.
Комплексные контекстные за- дачи (PISA)
41
Методические материалы к занятиям по развитию
финансовой грамотности
5 класс
Тема: «Как появились деньги? Что могут деньги?»
Тексты для чтения:
1) ___________ - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления. Это особый товар, кото- рый можно обменять на любые другие товары и услуги.
2)
На Руси появились заграничные монеты - серебряные арабские дирхемы. Затем появились свои металлические _______ - кусочки металла различной формы - гривна. Грив- ной раньше называли шею, загривок, а потом шейное украшение ожерелье. Когда появились монеты, то модницы стали делать из них ожерелья: и красиво, и кошелек, и сразу видно, ка- кая ты богатая невеста. Гривну рубили на части – отсюда название рубль. Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам – получались две полтины. С XIV века рубль становится счетной единицей и равняется 200 московских денег или 100 копейкам. Как самостоятельная монета рубль впервые появился лишь в середине XVII века. Однако по разным причинам из- готавливалась эта монета рубль недолго. В начале XVIII века Петр I возобновил чеканку мо- нет рублѐвого достоинства. С тех пор рубль является денежной единицей нашего государ- ства.
3)
Хорошо известно, что в современном массовом сознании ________ представ- ляют собой одно из универсальных проявлений успеха. Казалось бы, тому, кто имеет много денег не должно быть «мучительно больно за бесцельно прожитые годы»… Его успех выра- жается цифрами банковского счѐта. С другой стороны, всякий приличный человек знает, что не в деньгах счастье. Ряд важных ценностей человеческой жизни не имеет денежного выра- жения: не продаются истинная любовь и дружба, а продажные - недорого стоят. И всѐ же в деньгах оценивают очень многое.
Задания:
1) Вставьте пропущенные слова, обоснуйте своѐ решение.
2) Определите, в каких книгах можно встретить такой текст? Обоснуйте своѐ мнение.
3) Определите вид текста. Назовите слова и словосочетания, которые указывают на данный вид текста.
4) Предложите заголовок ко второму тексту. Обоснуйте своѐ решение.
5) Определите назначение каждого текста, приведите примеры жизненных ситуаций, в кото- рых можно и нужно воспользоваться информацией данных текстов.
6) Сформулируйте вопросы, ответы на которые, отражают основное содержание текста.
42 7) Продолжите предложения словами из текста:
«Деньги – это … .».
«Деньги бывают ….. .»
«Как самостоятельная монета рубль …»
«Рубль является …»
«Не продаются …»
8) Составьте синквейн со словом «Деньги».
Например: Деньги.
Бумажные, металлические.
Оплачивают, обменивают, тратят.
Деньги надо заработать трудом.
Мера стоимости.
9) Представьте ситуацию: Мама Оли, когда давала ей деньги на обед, обнаружила, что на купюре вообще нет водяных знаков (защиты). Предположите, что нужно сделать в такой си- туации?
Правильный ответ: С этой купюрой необходимо срочно обратиться в полицию, где в заявлении указать, когда и как данная купюра попала к маме Оли.
Комментарий: Перед решением данной задачи можно дать задание обучающимся найти в интернете информацию о способах распознавания настоящих и поддельных купюр
Банка России, водяных знаках, эффекте светофора, защитной нити и т.п. Результаты поиска обобщить в виде игры «Аукцион». Также необходимо объяснить, что попытка сбыть под- дельную купюру – это уголовное преступление.
Вопросы для обсуждения:
- Что необходимо современному человеку знать о деньгах?
- Как нужно относиться к деньгам? В чѐм это выражается?
- Согласны ли вы со следующими высказываниями? Обоснуйте своѐ мнение:
«Деньги любят счѐт».
«Пусть у вас будет много денег, но зарабатывать их можно только своим умом и тру- дом».
«Не в деньгах счастье».
«Скупой платит дважды»
Литература для самостоятельного чтения
Федоренко П.К., Хайлов Л.М. История денег. – М.: Издательство «Малыш», 1991.
Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с.
43
Тема 2: «Деньги в разных странах»
Задания:
1. Проанализируйте данные таблицы
Страна
Наименование
валюты
Код
валюты
Дробь
Континент
Абхазия
Российский рубль
RUB
100 копеек
Азия
Австралия
Австралийский доллар AUD
100 центов
Австралия и
Океания
Австрия
Евро
EUR
100 евроцен- тов
Европа
Азербайджан
Азербайджанский ма- нат
AZN
100 гяпиков Азия
Албания
Лек
ALL
-
Европа
Алжир
Алжирский динар
DZD
100 сентимо Африка
Ангола
Кванза
AOA
100 сентимо Африка
Андорра
Евро
EUR
100 евроцен- тов
Европа
Антигуа и Бар- буда
Восточно-карибский доллар
XCD
100 центов
Северная Аме- рика
Аргентина
Аргентинское песо
ARS
100 сентаво Южная Америка
Армения
Армянский драм
AMD
100 лума
Азия
44
Афганистан
Афгани
AFN
100 пулов
Азия
Бангладеш
Бангладешская така
BDT
100 пайс
Азия
Барбадос
Барбадосский доллар
BBD
100 центов
Северная Аме- рика
Бахрейн
Бахрейнский динар
BHD
1000 фулус
Азия
Белиз
Белизский доллар
BZD
100 центов
Северная Аме- рика
Белоруссия
Белорусский рубль
BYN
100 копеек
Европа
Бельгия
Евро
EUR
100 евроцен- тов
Европа
2.Предложите заголовок таблицы. Обоснуйте свое решение.
3.Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно воспользоваться ин- формацией данной таблицы.
3. Сформулируйте вопросы, ответы на которые отражают основное содержание текста.
4. Сгруппируйте вместе все валюты, относящиеся к одному континенту.
Правильный ответ:
Европа – евро, белорусский рубль, лек.
Азия – бахрейнский динар, бангладешская така, афгани, армянский драм, азербайджанский
манат,
Северная Америка – белизский доллар, барбадосский доллар, восточно-карибский доллар.
Австралия и Океания – австралийский доллар.
Южная Америка – аргентинское песо.
5. Найдите в интернете информацию о самых необычных деньгах из разных стран мира.
Какие деньги вам понравились больше всего и почему?
6. Придумайте название валюты своей школы и нарисуйте ее логотип.
7. Представьте ситуацию: Ваша семья едет на отдых в Австрию, валютой которой является евро. Где можно обменять поменять евро на рубли? Как это можно сделать с максималь- ной выгодой для себя?
45
Правильный ответ: Обменять валюту необходимо в банке, которой имеет лицензию на осуществление подобного вида деятельности. Для получения максимальной выгоды следует найти информацию о курсе валют в разных банках на день обмена и выбрать наиболее вы- годный для вас. Не допустимо совершать валютные операции с частными лицами в виду возможности обмана.
Комментарий: Курс валют размещается на сайтах отдельных банков в интернет, либо на общем банковском сайте, что удобно. Поскольку курс валюты является плавающим необхо- димо учитывать при обмене, что он корректируется каждый день.
Вопросы для обсуждения:
- Почему в разных странах используются разные денежные единицы?
- Почему курсы валют разных стран отличаются друг от друга?
Тема 3: «Деньги настоящие и ненастоящие»
Текст для чтения:
А обращаете ли вы внимание на защитные знаки? Считаете, что это вас не касается, и вы не обязаны знать, как должны выглядеть банкноты? Ошибаетесь, потому что незнание не освобождает вас от ответственности. И если в вашем кошельке появятся фальшивые купю- ры, которыми вы захотите рассчитаться за товар, то вас могут привлечь к ответственности по ст. 186 УК РФ «Фальшивые деньги». Что нужно делать, чтобы обезопасить себя от поддель- ных купюр, какое наказание вы можете понести за выявление у вас ненастоящих денег? Ча- ще всего в России подделывают пятитысячные купюры. Банкноты в 1 тысячу рублей рисо- вать не очень выгодно, поэтому и в обороте они встречаются реже. Ежедневно злоумышлен- ники изобретают новые способы производства банкнот. Всего из одной настоящей купюры они могут сделать десятки подделок. А обычным гражданам порой не так уж и легко обна- ружить подделку
16
Вопросы для обсуждения:
- Что необходимо современному человеку знать о деньгах?
- Как нужно относиться к деньгам? В чѐм это выражается?
- Согласны ли вы со следующими высказываниями? Обоснуйте своѐ мнение:
«Деньги любят счѐт».
«Пусть у вас будет много денег, но зарабатывать их можно только своим умом и трудом».
«Не в деньгах счастье».
«Скупой платит дважды» Задания:
1. Предложите заголовок к тексту. Обоснуйте свое решение.
16 Как отличить фальшивые деньги от настоящих? URL: http://ugolovnyi-expert.com/falshivye-dengi/ (дата обра- щения: 20.04.2019).
46 2. Определите назначение текста, приведите примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно воспользоваться информацией данного текста.
3. Вспомните, что изображено на купюре в одну, две, пять тысяч рублей?
4. Какую и почему банкноту в России подделывают реже?
5. Посмотрите ролик на сайте: https://www.youtube.com/watch?v=0A5PjOrmaq0
Назовите 3 способа отличить настоящую банкноту банка России от поддельной.
6. Представьте ситуацию: Мама Оли, когда давала ей деньги на обед, обнаружила, что на купюре вообще нет водяных знаков (защиты). Предположите, что нужно сделать в такой си- туации?
Правильный ответ: С этой купюрой необходимо срочно обратиться в полицию, где в заявлении указать, когда и как данная купюра попала к маме Оли.
Комментарий: Перед решением данной задачи можно дать задание обучающимся найти в интернете информацию о способах распознавания настоящих и поддельных купюр
Банка России, водяных знаках, эффекте светофора, защитной нити и т.п. Результаты поиска обобщить в виде игры «Аукцион». Также необходимо объяснить, что попытка сбыть под- дельную купюру – это уголовное преступление.
1 2 3 4 5 6
Тема 4: «Как разумно делать покупки?»
Текст для чтения
Мама отправила Мишу за покупками в магазин. Она дала ему с собой 320 руб. и спи- сок необходимых покупок: батон, половинку черного хлеба, пакет молока, пачку сливочного масла, полкило сосисок.
Самому Мише хотелось выкроить из этой суммы денег, чтобы купить себе жвачку.
Поблизости находилось два магазина, со следующими ценами на интересующий товар.
Товары
Маг. Диета
Маг. Север
Батон
30 руб./шт.
32 руб./шт.
Сосиски
244 руб./кг
212 руб./кг
Черный хлеб
28 руб./шт.
30 руб./шт.
Молоко
75 руб./литр
72 руб./литр
Масло
78 руб./пачка
84 руб./пачка
Жвачка
19 руб./шт.
21 руб./шт.
Задания:
1. Предложите, как лучше всего поступить Мише? Ответ обоснуйте.
47
Ответ: 1) выяснить стоимость товаров в одном из магазинов; 2) купить во втором магазине товары, которые будут дешевле; 3) вернуться в первый магазин и докупить товары из списка.
2. Используя сайты магазинов «Ашан» - https://www.auchan.ru/, «Магнит» - https://magnit.jeanzzz.ru/ составьте свою задачу для Миши. Предложите свой набор продук- тов, исходя из суммы 1000 рублей.
3. Составьте синквейн со словом «Скидки».
Вопросы для обсуждения:
- Как сэкономить деньги при покупке одежды (скидки, акции, кэшбэки, бонусные карты)?
- Представьте, что вы директор продуктового магазина. На какие товары вы бы сделали скидки осенью?
Тема 5: «Кто такие мошенники?»
Текст для чтения:
Из рассказа представителя благотворительного фонда «Подсолнух»
«В сентябре по почте разным людям стали поступать письма с просьбой о помощи де- вочке Жене Казаковой с диагнозом ПИД (первичный иммунодефицит), письмо попало и к нашим знакомым. Мы очень удивились, так как дети с таким диагнозом обычно попадают к нам, а не собирают деньги на лечение на сторонних сайтах. Фонд «Подсолнух» сделал запрос в Российскую детскую клиническую больницу (в приложенных документах была выписка якобы из этой больницы), и оказалось, что такого ребѐнка не существует. Документы пере- деланы из документов другого ребѐнка, наблюдавшегося там. Между прочим, мальчика. То есть в процессе мошеннической схемы мальчик стал девочкой»
17
Вопросы для поиска информации в интернете и обсуждения:
- Как называется преступление, описанное в рассказе?
- Как представитель фонда «Подсолнух» узнала о девочке, для которой собирали деньги?
- Как представитель фонда проверила информацию?
- Как уберечь себя от смс-мошенников?
- Безопасны ли покупки в интернете, почему?
Задания:
1. Приведите примеры похожих жизненных ситуаций в интернете, в которых можно и нужно воспользоваться информацией данного текста.
2. Сформулируйте вопросы, ответы на которые отражают основное содержание текста.
17 5 историй: как лжеблаготворители обманывают людей, собирая деньги больным детям // URL: https://medialeaks.ru/1504okh_moshenniki/ (дата обращения 20.04.2019).