ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 535
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31 нальной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достиже- ниях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной гра- мотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает матема- тические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы кон- структивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, раз- мышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (чи- тательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной пробле- матикой; понимать основные особенности естествознания как формы чело- веческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естествен- ные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллекту- альную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую
32 позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (есте- ственнонаучная грамотность)
14
; способности человека принимать эффективные решения в разнообраз- ных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового бла- гополучия личности и общества, а также возможности участия в экономиче- ской жизни.
Планируемые результаты
15
Метапредметные и предметные
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественно-научная
Финансовая
5 класс
Уровень узнавания и понимания находит и из- влекает инфор- мацию из раз- личных текстов находит и извле- кает математиче- скую информа- цию в различном контексте находит и извлекает ин- формацию о естественно- научных явлениях в раз- личном контексте находит и из- влекает финан- совую инфор- мацию в раз- личном контек- сте
6 класс
Уровень понимания и примене- ния применяет из- влеченную из текста информа- цию для реше- ния разного рода проблем применяет мате- матические зна- ния для решения разного рода про- блем объясняет и описывает естественно-научные явле- ния на основе имеющихся научных знаний применяет фи- нансовые зна- ния для реше- ния разного ро- да проблем
7 класс
Уровень анализа и синтеза анализирует и интегрирует ин- формацию, по- лученную из текста формулирует ма- тематическую проблему на ос- нове анализа си- туации распознает и исследует личные, местные, нацио- нальные, глобальные естественно-научные про- блемы в различном кон- тексте анализирует информацию в финансовом контексте
8 класс
Уровень оценки (ре- флексии) в рамках предметного содержания оценивает фор- му и содержание текста в рамках предметного со- держания интерпретирует и оценивает мате- матические дан- ные в контексте лично значимой ситуации интерпретирует и оцени- вает личные, местные, национальные, глобаль- ные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках пред- метного содержания оценивает фи- нансовые про- блемы в различ- ном контексте
9 класс
Уровень оценки (ре- флексии) в рамках ме- тапред- метного со- держания оценивает фор- му и содержание текста в рамках метапредметного содержания интерпретирует и оценивает мате- матические ре- зультаты в кон- тексте нацио- нальной или гло- бальной ситуации интерпретирует и оцени- вает, делает выводы и строит прогнозы о лич- ных, местных, националь- ных, глобальных есте- ственно-научных пробле- мах в различном контек- сте в рамках метапред- метного содержания оценивает фи- нансовые про- блемы, делает выводы, строит прогнозы, пред- лагает пути ре- шения
14
PISA
// Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.html
15 Планируемые результаты отражают структурные компоненты различного вида грамотности по PISA.
33
Личностные результаты
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественно- научная
Финансовая
5-9 классы оценивает содер- жание прочитан- ного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; фор- мулирует соб- ственную пози- цию по отноше- нию к прочитан- ному объясняет граждан- скую позицию в конкретных ситуа- циях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и об- щечеловеческая- ких ценностей объясняет граждан- скую позицию в конкретных ситуа- циях общественной жизни на основе естественно- научных знаний с позиции норм мо- рали и общечелове- ческих ценностей оценивает финан- совые действия в конкретных ситу- ациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина стра- ны
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных от- ношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает со- держание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуаль- но проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.
Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часов максимальное – 340 часов.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34 до 68 , т.е по 1-2 часа в неделю:
- 8-16 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;
- 8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинать реализацию с модуля по формированию читательской грамотности.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
34
Другие модули могут по потребностям и возможности организации ид- ти в любом порядке, например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, со- ставляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диа- грамм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Ис- пользуются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Инфор- мация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегриро- вать) информацию различного предметного содержания в разном контексте.
Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными спосо- бами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из раз- личных предметных областей легко актуализируются школьником и исполь- зуются для решения конкретных проблем.
35
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискус- сия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение мате- риалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико- ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на заняти- ях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реа- лизовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разраба- тываются на основе требований к результатам освоения основной образова- тельной программы основного общего образования с учетом основных про- грамм, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, преду- смотренным методологией и критериями оценки качества общего образова- ния в общеобразовательных организациях на основе практики международ- ных исследований качества подготовки обучающихся.
36
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
5 класс
№
1 2 3 4 5 6
Тема занятия
Всего часов,
1/2 часа
в неделю
Теория
Практика
Планируемый образова-
тельный результат
1.
Как появились деньги? Что могут деньги?
1/2 0,5/1 0,5/1
Находит и извлекает информа- цию из различных текстов
2.
Деньги в разных странах
0/1 0/0 0/1 3.
Деньги настоящие и ненастоящие
1/2 0/1 1/1 4.
Как разумно делать покупки?
1/2 0/1 1/1 5.
Кто такие мошенники?
1/2 0,5/1 0,5/1 6.
Личные деньги
1/2 0/0 1/2 7.
Сколько стоит «своѐ дело»?
1/3 0,5/1 0,5/2
Проведение рубежной аттестации
2 2
Итого
8/16
1,5/5
6,5/11
6 класс
№
Тема занятия
Всего часов,
1/2 часа в неделю
Теория
Практика
Планируемый образо-
вательный результат
1.
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и со- временность.
1/2 0/1 1/1
Применяет информацию, извлечѐнную из текста, для решения разного ро- да проблем
2.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата.
Почему у всех она разная? От чего это зависит?
1/3 0/1 1/2 3.
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.
1/2 0,5/1 0,5/1 4.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
1/2 0/1 1/1 5.
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
2/2 1/1 1/1 6.
Личные деньги
0/3 0/1 0/2
Проведение рубежной аттестации
2 2
Итого
8/16
1,5/7
6,5/9
37
7 класс
№
Тема занятия
Всего часов,
1/2 часа
в неделю
Теория
Практика
Планируемый образова-
тельный результат
1.
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
2/2 0,5/1 1,5/1
Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения
2.
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачи- ваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.
0/2 0/1 0/1 3.
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?
1/2 0,5/1 0,5/1 4.
Виды социальных пособий. Если человек потерял рабо- ту.
1/2 0/1 1/1 5.
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всѐ про кредит.
1/3 0/1 1/2 6.
Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.
1/3 0,5/1 0,5/2
Проведение рубежной аттестации
2 2
Итого
8/16
1,5/6
6,5/10
8 класс
№
Тема занятия
Всего часов,
1/2 часа
в неделю
Теория
Практика
Планируемый образователь-
ный результат
1.
Потребление или инвестиции? Активы в трех измере- ниях.
2/2 1/1 1/1
Принимает решение на основе оценки и интерпретации ин- формации
2.
Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.
2/4 0,5/1 1,5/3 3.
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.
1/2 0/1 1/1 4.
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.
0/2 0/1 0/1 5.
Бизнес подростков и идеи. Молодые предпринимате- ли.
0/2 0/1 0/1 6.
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и рис- ки связанные с ними.
1/2 0,5/0,5 0,5/1,5
Проведение рубежной аттестации
2 2
38
Итого
8/16
2/6
6/10
9 класс
№
Тема занятия
Всего часов,
1/2 часа
в неделю
Теория
Практика
Планируемый образователь-
ный результат
1.
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская спе- цифика.
1/2 0,5/1 0,5/1
Оценивает информацию и при- нимает решение в условиях не- определѐнности и многозадачно- сти
2.
Риски акций и управление ими. Гибридные инструмен- ты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы.
2/2 1/1 1/1 3.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.
1/2 0/1 1/1 4.
Инвестиционное профилирование. Формирование инве- стиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.
1/2 0,5/1 0,5/1 5.
Участники страхового рынка. Страхование для физиче- ских лиц.
0/2 0/1 0/1 6.
Государственное и негосударственное пенсионное стра- хование.
1/2 0/1 1/1 7.
Выбор и юридические аспекты отношений с финансо- вым посредником.
0/2 0/2
Проведение рубежной аттестации
2 2
Итого
8/16
2/6
6/10
39
Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса с 5 по 9 классы
Уровни
ПОР
Типовые задачи
Инструменты и средства
5 класс
Уровень узнавания и понимания
Учим восприни-
мать и объяснять
информацию
Находит и извлека- ет информацию из различных текстов
Определить вид текста, его источник. Обосновать своѐ мнение.
Выделить основную мысль в текст, резюмировать его идею.
Предложить или объяснить заголовок, название текста.
Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту.
Продолжить предложение словами из текста.
Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информа- цию из текста.
Тексты (учебный, художествен- ный, научно-популярный, пуб- лицистический; повествова- тельный, описательный, объяс- нительный; медийный).
По содержанию тексты должны быть математические, есте- ственно-научные, финансовые.
Объѐм: не более одной страни- цы.
6 класс
Уровень понима- ния и применения
Учим думать и
рассуждать
Применяет инфор- мацию, извлечѐн- ную из текста, для решения разного рода проблем
Сформулировать проблему, описанную в тексте. Определить контекст.
Выделить информацию, которая имеет принципиальное значе- ние для решения проблемы.
Отразить описанные в тексте факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов выбрать возможные пути и спо- собы решения проблемы.
Вставить пропущенную в тексте информацию из таблицы, граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения про- блемы.
Построить алгоритм решения проблемы по данному условию.
Задачи (проблемные, ситуаци- онные, практико- ориентированные, открытого типа, контекстные).
Проблемно-познавательные за-
дания.
Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты.
Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки.
Памятки с алгоритмами реше- ния задач, проблем, заданий
7 класс
Уровень анализа и синтеза
Учим анализиро-
вать и интерпре-
тировать пробле-
мы
Анализирует и ин- тегрирует инфор- мацию для приня- тия решения
Выделить составные части в представленной информации
(тексте, задаче, проблеме), установить между ними взаимосвя- зи.
Сформулировать проблему на основе анализа представленной ситуации. Определить контекст проблемной ситуации.
Определить область знаний, необходимую для решения дан- ной проблемы.
Преобразовать информацию из одной знаковой системы в дру-
Тексты, задачи, ситуации
Задачи (проблемные, ситуаци- онные, практико- ориентированные, открытого типа, контекстные).
Проблемно-познавательные за-
дания.
Графическая наглядность: